Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И с ними не поступят несправедливо.
Всевышний Аллах повелевает Своим верующим рабам страшиться Его, запрещая им дела, которые приблизили бы к Его гневу. Он сказал: ﴿ ي أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ء َ ا م َ ن ُ و ا ْ ا ت ّ َ ق ُ و ا ْ ا ل ل ّ َ ه َ ﴾ О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха – т.е. бойтесь и помните о том, что Он наблюдает за вашими действиями. ﴿ و َ ذ َ ر ُ و ا ْ م َ ا ب َ ق ِ ى َ م ِ ن َ ا ل ر ّ ِ ب َ و ا ْ ﴾ И оставляйте оставшуюся часть лихвы – т.е. оставьте то, что должны вам люди из лихвы от вашего капитала, после этого предупреждения. ﴿ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م م ّ ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ ﴾ Если только вы являетесь верующими – в то, что узаконил Аллах из дозволенной торговли и запрета лихоимства и т.п. Зайд ибн Аслам, ибн Джурайдж и Мукатиль ибн Хаййан, а также ас-Судди считают, что этот аят был ниспослан по поводу племени БануАмр ибн Умайр из Сакифа и племени Бану аль-Мугира из Бану аль-Махзум. В джахилии между ними было ростовщичество, а когда пришел Ислам и оба племени приняли его, Сакиф потребовал свою долю от ростовщичества. Бану аль-Мугира посоветовались и сказали: «Мы не будем выполнять обязательства по выплаты лихвы». Тогда Итаб ибн Усейд наместник Мекки написал письмо посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу. Тогда был нипослан этот аят, и посланник Аллаха отправил его наместнику: ( ي أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ء َ ا م َ ن ُ و ا ْ ا ت ّ َ ق ُ و ا ْ ا ل ل ّ َ ه َ و َ ذ َ ر ُ و ا ْ م َ ا ب َ ق ِ ى َ م ِ ن َ ا ل ر ّ ِ ب َ و ا ْ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م ْ م ّ ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ ف َ إ ِ ن ل ّ َ م ْ ت َ ف ْ ع َ ل ُ و ا ْ ف َ أ ْ ذ َ ن ُ و ا ْ ب ِ ح َ ر ْ ب ٍ م ّ ِ ن َ ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ر َ س ُ و ل ِ ه ِ ) О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставляйте оставшуюся часть лихвы, Если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, о войне от Аллаха и Его посланника. Тогда сакифиты сказали: «Мы каемся перед Аллахом и оставляем оставшуюся часть лихвы». И они полностью оставили ее им.
Ибн Джурайдж передает слова ибн Аббаса по поводу слов Аллаха: ﴿ ف َ أ ْ ذ َ ن ُ و ا ْ ب ِ ح َ ر ْ ب ٍ ﴾ То знайте, о войне – т.е. будьте уверены о войне от Аллаха и Его посланника. Он также сказал, что в Судный день пожирателям войны скажут: «Берите оружие, ибо вам объявили войну». А затем он процитировал аят: ﴿ ف َ إ ِ ن ل ّ َ م ْ ت َ ف ْ ع َ ل ُ و ا ْ ف َ أ ْ ذ َ ن ُ و ا ْ ب ِ ح َ ر ْ ب ٍ م ّ ِ ن َ ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ر َ س ُ و ل ِ ه ِ ﴾ Но если вы не сделаете этого, то знайте, о войне от Аллаха и Его посланника Али ибн Абу Тальха передает от ибн Аббаса: ﴿ ف َ إ ِ ن ل ّ َ م ْ ت َ ف ْ ع َ ل ُ و ا ْ ف َ أ ْ ذ َ ن ُ و ا ْ ب ِ ح َ ر ْ ب ٍ م ّ ِ ن َ ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ر َ س ُ و ل ِ ه ِ ﴾ Но если вы не сделаете этого, то знайте, о войне от Аллаха и Его посланника – тот, кто живет за счет ростовщичества и не оставляет его, то имам мусульман (правитель) имеет право потребовать от него покаяния, и если тот не покается, то отрубить ему голову.
Затем Аллах сказал: ﴿ و َ إ ِ ن ت ُ ب ت ُ م ْ ف َ ل َ ك ُ م ْ ر ُ ء ُ و س ُ أ َ م ْ و َ ل ِ ك ُ م ْ ل ا َ ت َ ظ ْ ل ِ م ُ و ن َ ﴾ А если вы раскаятесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо – тем, что берете лихву, и ﴿ و َ ل ا َ ت ُ ظ ْ ل َ م ُ و ن َ ﴾ И с вами не поступят несправедливо – т.е. вы заберете свой капитал, который вы одолжили без прибыли или потери. Ибн Абу Хатим передает от Амра ибн аль-Ахваза, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время проповеди на прощальном паломничестве сказал: «أ َ ل َ ا إ ِ ن ّ َ ك ُ ل ّ َ ر ِ ب ً ا ك َ ا ن َ ف ِ ي ا ل ْ ج َ ا ه ِ ل ِ ي ّ َ ة ِ ، م َ و ْ ض ُ و ع ٌ ع َ ن ْ ك ُ م ْ ك ُ ل ّ ُ ه ُ ، ل َ ك ُ م ْ ر ُ ؤ ُ و س ُ أ َ م ْ و َ ا ل ِ ك ُ م ل َ ا ت َ ظ ْ ل ِ م ُ و ن َ و َ ل َ ا ت ُ ظ ْ ل َ م ُ و ن َ ، و َ أ َ و ّ َ ل ُ ر ِ ب ً ا م َ و ْ ض ُ و ع ٍ ، ر ِ ب َ ا ا ل ْ ع َ ب ّ َ ا س ِ ب ْ ن ِ ع َ ب ْ د ِ ا ل ْ م ُ ط ّ َ ل ِ ب ِ م َ و ْ ض ُ و ع ٌ ك ُ ل ّ ُ ه » «Поистине, любое ростовщичество, которое было во время джахилии, все должно быть оставлено вами. Вам ваш капитал, вы не обижаете, и вас не обижают. Первое ростовщичество аль-Аббаса ибн Абдуль-Муталлиба аннулировано» Аллах сказал: ﴿ و َ إ ِ ن ك َ ا ن َ ذ ُ و ع ُ س ْ ر َ ة ٍ ف َ ن َ ظ ِ ر َ ة ٌ إ ِ ل َ ى م َ ي ْ س َ ر َ ة ٍ و َ أ َ ن ت َ ص َ د ّ َ ق ُ و ا ْ خ َ ي ْ ر ٌ ل ّ َ ك ُ م ْ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م ْ ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ ﴾ Если должник находится в трудном положении, то ожидание до улучшения положения. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали! – Всевышний Аллах повелевает к терпению по отношению к должнику в затруднительном положении, который не способен к выплате. ﴿ و َ إ ِ ن ك َ ا ن َ ذ ُ و ع ُ س ْ ر َ ة ٍ ف َ ن َ ظ ِ ر َ ة ٌ إ ِ ل َ ى م َ ي ْ س َ ر َ ة ٍ ﴾ То ожидание до улучшения положения – во времена джалии кредитор назначал срок, и говорил: «Либо ты вернешь в срок, либо вернешь с лихвой».Но затем Аллах поощряет полностью простить долг должнику в затруднительном положении: ﴿ و َ أ َ ن ت َ ص َ د ّ َ ق ُ و ا ْ خ َ ي ْ ر ٌ ل ّ َ ك ُ م ْ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م ْ ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ ﴾ Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали! - т.е. если вы полностью простите и оставите свои одолженные средства должнику. Приводится множество хадисов от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу. Имам Ахмад передает, что Сулейман ибн Бурайда пересказал от своего отца, что тот слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «م َ ن ْ أ َ ن ْ ظ َ ر َ م ُ ع ْ س ِ ر ً ا ، ف َ ل َ ه ُ ب ِ ك ُ ل ّ ِ ي َ و ْ م ٍ م ِ ث ْ ل ُ ه ُ ص َ د َ ق َ ة » «Кто дал отсрочку должнику в затруднительном положении, то ему |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы