Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 26 марта / 8 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских



Родилась в 1890 году в селе Кочнево Оренбургской губернии в семье крестьянина.

Окончила сельскую школу, жила с родителями.

Во время гонений на Церковь прислуживала при храме в родном селе.

В 1932 году власти потребовали от ревностной церковницы, защищавшей храм от закрытия, чтобы она покинула село, и Параскева переехала в город Миасс Челябинской области, где устроилась сторожем при храме святого благоверного князя Александра Невского. Здесь, однако, у нее вышла размолвка с псаломщицей, нарушавшей, по мнению Параскевы, церковный устав, и она уехала в село Вознесенское, где стала помогать в Вознесенском храме. Через год Параскева вернулась в Миасс в Александро-Невский храм, и ее выбрали членом церковной двадцатки.

В 1937 году власти арестовали священника Александро-Невского храма, и верующие стали искать другого священника, но всех, кого ни находили они, отказывались регистрировать местные власти, и Параскева предложила членам двадцатки написать жалобу во ВЦИК. Приехав в Москву 27 декабря 1937 года, она подала жалобу чиновникам ВЦИКа, а сама отправилась на прием к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой прислать им священника. Митрополит Сергий благословил ехать служить сидевшего в приемной и просившего места священника. Из Патриархии они сразу же отправились на Казанский вокзал, где купили билеты, 30 декабря собираясь выехать в Миасс.

Священник был родом из Бессарабии, отошедшей в то время к Румынии. Там жили его родители и все родственники, и он имел намерение переехать из советской России на родину. В один из приездов в Москву он подал документы в Румынское консульство, и теперь, решив использовать время до отъезда, отправился в консульство, чтобы навести справки, нет ли ответа на его прошение о въезде в Румынию. Это было 29 декабря. После посещения консульства священник отправился на Казанский вокзал – здесь он был арестован, а вместе с ним Параскева. Они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошены:

Вы являетесь членом двадцатки церкви Александра Невского? – спросил Параскеву следователь.

Я являюсь активной церковницей, организовавшей подписи под заявлением, которое мною было передано во ВЦИК, и являюсь членом двадцатки храма Александра Невского в Миассе.

– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих вас лиц вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи о скорой гибели советской власти и втором пришествии Христа. Вы это подтверждаете?

– Нет, я это отрицаю.

– Уточните, чем вы занимались до ареста?

– До ареста я занималась исключительно охраной церкви – сторожила. Кроме того, я состояла в церковной двадцатке.

14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Параскеву к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и она была отправлена в Бамлаг, в Буреинский железнодорожный лагерь на станции Известковая.

Параскева Кочнева была раздавлена во время работы. Скончалась 8 апреля 1939 года в лагерном лазарете от ран. Похоронена на лагерном кладбище.

Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 16 июля 2005 года для общецерковного почитания.

31 августа 2006 г. епископом Биробиджанским и Кульдурским Иосифом в Известковом на месте лагерной больницы был освящен кованый поклонный крест в память скончавшихся здесь и погребенных рядом на лагерном кладбище святых новомучеников Российских[29].

Литература и архивные материалы

  • ГАРФ. Ф. 10035, д. 22977.
  • База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ " Мемориал". М.: Звенья, 2004. 627078
  • Память: жертвы политических репрессий. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2000.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум., " Мученица Параскева (Кочнева)" («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март.». Тверь. 2006. С. 253-254), сайт Регионального Общественного Фонда " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви" :
    • http: //www.fond.ru/index.php? psx=5& menu_id=352& menu_parent_i...w=3
  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке:
    • http: //kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/? HYZ9EJxGHox...BU*

События дня.

Утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал один о.Николай Ларионов при пении верхнего хора. Интересно, что на утрени этого дня поется «Ангельский Собор….» - антифоны, повествующие о Воскресении Христовом, в память о Воскрешении Христом Лазаря, а также потому что это песнопение в службе Недели Ваий отсутствует (служба праздника имеет другую символику). Интересно, что на этот день записаны две кафизмы (так же, как было и на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы), но на деле вторая была опущена. Во время пения антифонов священник, обычно в предшествии диаконов с подсвечниками (диаконов, на сей раз, на службе не было), кадит весь храм. Также на службе поется «Воскресение Христово видевшее…», песнопение, отсутствующее в службе Недели Ваий и напоминающее о близости праздника Пасхи. За отсутствием диаконов, которые бы пели его с народом, его пел хор. С этого дня перед 9 песнью не поется «Песнь Богородице», но сразу начинается 9 песнь канона[30] (так будет в течение всей Страстной седмицы). В это время диакон или священник кадит весь храм. После канона диакон или священник возглашает: «Свят Господь Бог наш». Возглас повторяет хор еще дважды, а тот возглашает: «Яко Свят Господь Бог наш! », «Над всеми людьми Бог наш! »

Литургия.

В сам день я также был в соборе, где службу совершал о.Николай Ларионов при пении верхнего хора.

На литургии в этот день вместо Трисвятого поется «Елицы во христа крестистеся, во Христа облекостеся» (поскольку во Христа крестились, во Христа облеклись). Это песнопение из Таинства крещения, цитата из одного из посланий апостола Павла, звучит на службе, так как в древности в этот день совершалось массовое крещение оглашенных[31], притом, Таинство вставлялось прямо в литургию, отсюда и такая особенность службы (в некоторых храмах такие «крестильные» литургии восстанавливают).

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

3Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

4Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, 5и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

14Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.

15Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; 16чтобы не было между вами какого блудника, или

нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.

17Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

18Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, 19не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, 20ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); 21и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: " я в страхе и трепете".

22Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, 23к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, 24и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

25Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, 26Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

27Слова: " еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, 29потому что Бог наш есть огнь поядающий.

Глава 13.

1 Братолюбие между вами да пребывает.

2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.

3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, 6так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?

7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Евангелие (от Иоанна): 1Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.

2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его

Волосами своими.

3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.

4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.

5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.

8 Ученики сказали Ему: Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?

9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; 10а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.

11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.

13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; 15и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.

18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях [32] в пятнадцати; 19и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.

20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.

21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?

27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.

32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился 34и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

35 Иисус прослезился.

36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.

37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

46А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.

47Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

48Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

49Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

51Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, 52и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

53С этого дня положили убить Его.

Господь, как уже было сказано, являет силу Своего Божественного могущества. Несомненно, праведный Лазарь еще мог принести пользу на земле. Он и принес ее, будучи прожив еще 30 лет и став епископом. Тем более, возвращение его души из ада, куда шли все усопшие в Ветхом Завете, могло заставить его что-то пересмотреть в своей жизни. Притом, вернувшись на землю и пожив еще, он, скончавшись, наследовал уже спасение, дарованное Христом. Этого сей праведник лишиться не мог. Господь не совершает чудеса просто для показа, для того, чтобы поразить воображение толпы, часто у чудес Божиих просто нет никакого внешнего эффекта, однако целью их является спасение души человека…. Итак, воскрешение Лазаря. Одних чудо приводит к вере, других – озлобляет. Иудейских вождей очередное чудо лишь ожесточает еще больше. Они окончательно боятся потерять власть над паствой, а потому решают избавиться от «конкурента». Этим они окончательно противопоставляют себя Богу. Господь уже произнес приговор им: «вот, остается дом ваш пуст». Благодать отступает от них, которой они уже совершенно противопоставляют себя в своей непомерной гордости. Ослепленные ею, они уже не могут видеть истинного пути Господня, а потому. по слову Господню, упали в яму, из которой они уже не выберутся…. Таковы пагубные последствия гордости, которую мир считает добродетелью, страсти, Ангелов сделавшей демонами, а ревнителей Закона Божия – богоборцами. Гордость обитает и в нас, так что для нас главное – не давать ей власти над собой, но стараться искоренять.

По окончании службы о.Николая говорил на тему нынешнего Евангельского повествования – воскрешения праведного Лазаря. Господь совершает чудо воскрешения мертвого. В других случаях Он воскрешает мертвых, скончавшихся недавно, здесь же Он возвращает в тело душу человека, умершего несколько дней назад, так что тело уже тронуто тлением. Здесь Господь являет свою власть над жизнью и смертью, дабы видевшие это уверовали, ведь для Бога – все живы – как живущие на земле, так и вышедшие из тел души. В последний день мира души эти соединятся с оставленными телами и люди воскреснуть. Стало быть, Богу это воскресение не нужно, но оно нужно было для вразумления иудеев. Господь знает о болезни и смерти Лазаря, но желает совершить чудо. не оставляющее и тени сомнений в Божестве Его. В то же время, придя, Господь, как бы не зная, спрашивая о месте, где лежало тело Лазаря. Также Бог звал и Адама, когда тот, съев запретный плод, спрятался от Бога, думая укрыться. Бог видит все, но здесь Господь хотел, чтобы иудеи сами привели Его ко гробу и открыли гроб, дабы никто не обвинял Его в подлоге. Но иудейские вожди, знавшие, что уже исполнился срок, когда должен был прийти Мессия, хорошо изучившие Писание, снова остались глухи к явному чуду. Так исполнились слова Христа, сказанные при произнесении притчи о богаче и Лазаре – их в притче говорит Авраам Богачу: «Если Моисея и пророков не слушают, то если кто и из мертвых воскреснет – не поверят». Они знали Закон в совершенстве, но исполняли то, что им выгодно и когда выгодно, для неисполнения находя благовидные предлоги. Поэтому в их ослеплении они не приняли даже такое явное чудо. Они вряд ли сомневались в том, что произошло чудо, но ослепление достигло таких пределов, что их уязвленная гордость толкнула их на непримиримую борьбу со Христом. Опасаясь потери своего положения, они распяли Его. Для нас же главное – не уподобиться этим распинателям Христа в нашей жизни. Помолившись в храме, мы возвращаемся к нашим делам, нашим грехам, не пытаясь бороться с греховными влечениями, таким образом, презирая подвиг Христа, совершенный ради нашего спасения. Потому надлежит искоренять гнездящееся в нас зло, поставив себе задачу, найдя в себе некий, наиболее сильный, более всего овладевший нашим естеством, грех, бороться с ним, стараясь ограждаться от падений. Увы, падения случаются, но мы не должны продолжать лежать, но вставая, идти дальше, дабы благополучно завершить путь и наследовать уготованное нам Царство…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь