Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 4 / 17 апреля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Вологодских святых



В миру Караулов Николай Аполлониевич, родился 28 мая / 10 июня 1871 года в селе Томаш (Томашское) Кадниковского уезда Вологодской губернии в семье священника Введенской церкви.

В 1887 году окончил Вологодское духовное училище по II разряду[156], в 1893 году - Вологодскую духовную семинарию по I разряду[157] и был назначен псаломщиком в Георгиевский храм в городе Вологде.

26 декабря того же года (или 8 января 1888 по-нашему исчислению) был рукоположен во диакона архиепископом Вологодским Израилем (Никулицким), с оставлением на вакансии псаломщика.

12 / 25 сентября 1894 года был переведен служить в Спасский собор.

14 / 27 сентября 1898 года рукоположен во священника епископом Вологодским Алексием к тому же собору, с оставлением на вакансии псаломщика.

7 / 20 февраля 1901 года был назначен настоятелем Екатерининской церкви, с которой была связана впоследствии вся его пастырская деятельность.

Вскоре после 1901 г. овдовел, оставшись с тремя малолетними детьми.

В это время отец Николай был законоучителем в городском Колесниковском училище; в 1903-1904 годах он входил в число жертвователей Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской духовной семинарии, в 1909 году стал жертвователем на постройку здания для образцовой школы при Вологодском епархиальном женском училище; в 1905-1906 годах он выступал с лекциями на публичных религиозно-нравственных чтениях, организованных вологодским православным братством во имя Всемилостивого Спаса.

Не ранее марта 1918 г. был возведен в сан протоиерея.

Свящ. Николай Караулов, 1905 г.

В 1921 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорен к двум годам ссылки и выслан в город Пинегу Архангельской губернии.

По возвращении из ссылки он застал положение церковных дел в городе крайне расстроенным, так как правящий архиерей, епископ Александр (Надеждин), отпал в обновленчество, а назначенный вместо него православный епископ Сильвестр (Братановский) не имел возможности жить в Вологде и управлять епархией.

21 октября 1923 года по пострижении в монашество с оставлением прежнего имени был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии, и назначен временно управлять Вологодской епархией.

1 января 1924 года он пишет патриарху Тихону прошение об увольнении на покой: «вследствие недоброжелательного отношения ко мне, как к епископу, со стороны духовенства и мирян Вельского уезда, а также и от управления Вологодской епархией, потому что полномочия, данные мне правящим епископом Вологодским Сильвестром, являются недостаточными на основании существующих законоположений. Кроме сего, я сильно болею и потому прошу меня уволить на покой». Ввиду того, что епископ Архангельский Антоний (Быстров) 7 октября 1926 года был арестован, патриарх предложил епископу Николаю временно вступить в управление Архангельской кафедрой, но и от этого предложения епископ отказался.

В 1925 году, когда обновленцы навязывали ему, как и другим, свое " примирение", он уклонился от обсуждения вопроса, ответив Тотемскому обновленческому епископу Кириллу: " пусть сначала помирятся центры управлений, а потом и мы" [158] . Возможно, что этими словами он хотел просто покороче отмахнуться от обновленцев, избегая продолжительного бесполезного разговора, а может быть хотел показать, что не считает себя правомочным на решение таких важных вопросов, в любом случае его позиция ясна: " Я должен быть заодно с законным предстоятелем Православной Церкви" .

В том же 1925 году был арестован, но вскоре освобожден.

Был уволен на покой в 1927 году, остался жить в Вологде, продолжая служить в Екатерининской церкви, где когда-то был настоятелем.

В 1927 году викарием Вологодским, епископом Тотемским, был назначен владыка Аполлос (Ржаницын), а в 1928 году правящим Вологодским архиереем стал архиепископ Амвросий (Смирнов). Все три архиерея, включая находившегося на покое епископа Николая, жили в то время в Вологде и служили в двух оставшихся после неистовств безбожников православных храмах – на Богородском и Горбачевском кладбищах. Во время больших церковных праздников архиереи служили вместе, и после богослужения кто-нибудь из священников или мирян приглашал их на праздничную трапезу; епископы, священники и миряне делились здесь своими впечатлениями об окружающей жизни, приводили примеры давления на Церковь и гонений на духовенство и верующих. Побывавшие в заключении и ссылке рассказывали об условиях содержания в тюрьмах и лагерях.

В начале 1931 года поднялась очередная волна гонений. Сначала были арестованы некоторые миряне, члены церковного совета; 10 мая 1931 года власти арестовали архиепископа Амвросия, епископа Николая, священников и мирян. Всего было арестовано тридцать пять человек: семнадцать священнослужителей, семь монахов и одиннадцать мирян. Их обвинили во взаимном общении, посещении друг друга в церковные праздники и дружеских беседах, имевших, по мнению властей, антисоветский характер.

Сотрудники ОГПУ писали в то время в своих отчетах о преследованиях Церкви в Вологодской области: «В мае 1931 года на территории города Вологды и Грязовецкого района вскрыта и ликвидирована контрреволюционная группировка реакционно-настроенного правого духовенства, деятельность которой к моменту ее ликвидации сводилась к проведению нелегальных собраний… группированию вокруг церквей антисоветского элемента под видом создания “сестричества”… антисоветской агитации, распространению провокационных слухов, противодействию колхозному строительству, награждению административно-ссыльного духовенства с целью вовлечения его в контрреволюционную работу»[159].

14 мая епископ Николай был вызван на допрос. На вопросы следователя он отвечал немногословно и сдержанно: «Знакомства особенного не имею, а по службе знаю все духовенство города Вологды. Также знаю и тех, которые со мной учились. Иногороднего знакомства тоже не имею»[160].

Стали допрашиваться обвиняемые и свидетели. Все они показали, что, действительно, духовенство и епископы собирались после церковных праздничных служб у кого-нибудь из прихожан. Велись разговоры о том, что все духовенство может быть арестовано, и епископы советовали священникам держаться осторожней. Обсуждались декларация митрополита Сергия и его интервью, которые единодушно не одобрялись, но при этом признавалось правильным каноническое подчинение митрополиту Сергию как законному заместителю Местоблюстителя, оставлялось обязательным и поминовение за богослужением имени митрополита Петра как главы Русской Церкви.

Один из свидетелей показал: «Несомненно, реакционной личностью является епископ Николай (Караулов). Как старожил, он знаком почти со всеми верующими города Вологды и находится с ними в постоянном и тесном соприкосновении. Мне доподлинно известно, что он все свое свободное от богослужений время употребляет на посещение отдельных квартир, где не стесняется жаловаться на свое беспомощное положение, проистекающее от взятого советской властью курса политики, и свою досаду обращает во вредную агитацию против всех мероприятий советской власти. Как-то в алтаре в беседе со мной епископ Николай показал мне служебник, где была вычеркнута ектения об оглашенных, и при этом заявил: “Если совершится переворот в СССР, то какое значение приобретет эта ектения”, в том смысле, что скольких придется присоединять к Церкви, не принявших крещения. Также… епископ Николай высказал такую мысль: “Как мало мы умели ценить самодержавие, которое было единственным оплотом Православной Русской Церкви”, – и при этом сослался на покойного епископа Никона, известного монархиста и черносотенца»[161].

Еп. Николай (Караулов)

Другой свидетель показал, что на частных собраниях духовенства «подвергались критике отдельные мероприятия советской власти и выражались недовольства по поводу политики советского правительства в отношении налогов и закрытия церквей»[162].

Свидетели также показали, что «на частных молебнах делали поминовения заключенных, указывая: “заключенного такого-то”, что, по существу, является демонстрацией в защиту заключенных за разные контрреволюционные преступления»[163].

Секретный тюремный осведомитель сообщил сотрудникам ОГПУ:

 «Из тех религиозных убеждений и рассуждений, которые мне пришлось слышать в камере, я заключил, что служитель Церкви может быть только монархистом… Эти убеждения, или верования настолько в них… сильны, что отступиться от них никогда они не смогут.

Где бы представители Церкви ни находились и в каких бы тяжелых условиях, они всегда будут верны заветам Церкви и тем законам, которые существовали до революции. Но сейчас он (Караулов) за советскую власть, потому что он в ДПЗ ОГПУ, – выпусти его на свободу, и он будет еще с большим усердием проповедовать свои религиозные убеждения и заветы Церкви, заветы святых отцов и Вселенских соборов, живших и бывших чуть ли не полторы тысячи лет назад.

Караулов говорит [следователю] товарищу Блюменбергу, что он сейчас не у власти, он в заштате, но он забыл сказать, что у него только в городе до трех тысяч квартир со знакомыми верующими, преданными Церкви Божией людьми… Караулов местный, старый житель. Он в городе самый популярный епископ. Он уважается и всеми священниками… Очень уважаем и сидящими в камере…

Все сидевшее и сидящее духовенство (в камере № 6) настоящее свое положение считает… страданием за веру и Церковь Божию… На самом деле этого нет: имеют теплую камеру, нары, матрацы, 300 граммов хлеба, в последние дни вкусный, сытный суп, два раза кипяток, прогулку, правда, пока без передач»[164].

14 декабря 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ епископ Николай приговорен к трем годам ссылки в Северный край[165], а 7 марта 1932 года, во изменение прежнего постановления, – к тому же сроку, но на другой край страны – в Казахстан.

Скончался в Новосибирской[166] тюрьме 17 апреля 1932 года[167] и был погребен в безвестной могиле.

В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Награды

  • набедренник (1903)
  • скуфья (1905)
  • камилавка (1909)
  • наперсный крест (1917)

Литература

  • Церковное слово. 1907. № 22. С. 347.
  • Газ. «Благовестник». № 8-9 (52-53). 1999. К. Козлов. Епископ Николай (Караулов). Материалы к жизнеописанию.
  • ЖМП в 1931-1935 годы. М., 2001. С. 142.
  • РГИА. Ф. 831, д. 272, л. 5.
  • УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887.

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель». Тверь. 2006. С. 19-27
    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& pe...363
  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/nm1/?...BE*
  • Биография на сайте " Русское Православие"
    • http: //www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi? 2_1104

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА МАРИЯ (ЛЕЛЯНОВА), СХИМОНАХИНЯ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь