Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия о сущности глобальных проблем – их истоки и пути решения



Под глобальными проблемами философия понимает общепланетар­ные противоречия и трудности развития , которые в силу своей остроты и масштабности ставят под сомнение дальнейшее существование чело­вечества, выносят на повестку дня вопрос о его выживании. О них на­стойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели, прежде всего, в 70-80-е гг. XX в. , когда эти проблемы обнару­жили себя в полной мере.

Говоря о происхождении глобальных проблем, надо заметить, что они возникли из различных источников на волне всемирных процессов формирования единого хозяйственного организма человечества, широ­комасштабного освоения природных ресурсов, становления единых ком­муникаций и диалога культур, взаимодействия государств и народов. Во-первых, ряд из них порожден конкретными причинами историческо­го характера. Это, например, резкое различие в уровне и качестве жизни между промышленно развитыми странами (" золотой миллиард" челове­чества) и странами так называемого " третьего мира" (бывшие колонии). Во-вторых, некоторые проблемы появились как побочный продукт ло­гики хозяйственной деятельности и бурного развития научно-техничес­кого прогресса. (Это относится, прежде всего, к современной экологи­ческой проблеме). В-третьих, отдельные проблемы порождены характе­ром современного исторического времени, особенностями XX столетия. Сюда следует отнести международный терроризм, некоторые опасные болезни и т.д. Данные проблемы порождены также и стихийными фак­торами, неравномерностью в развитии стран и регионов мира, конкрет­но-историческими обстоятельствами.

Глобальные проблемы — это результат прошлой и настоящей исто­рии человеческого рода. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые противоречия в бытии современного че­ловека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации. Груз глобальных проблем — это высокая цена человече­ства за прогресс в своей истории , за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода.

Социальная философия выделяет интерсоциальные (в отношениях меж­ду странами и государствами), антропосациалъные (в отношениях между че­ловеком и обществом) и прирооосоциалъные (в отношениях между обществом и природой) проблемы. Все они взаимосвязаны и накладываются друг на друга, пронизывая весь планетарный социальный организм. В своей действи­тельности комплекс этих проблем представляет собой следующую картину.

Проблема всемирного ядерного разоружения . Является порождением ос­трого идеологического и военно-технического соперничества ряда госу­дарств, имевшего место во второй половине XX в. История наполнена бес­конечным рядом военных конфликтов, которые, увы, оказались спутника­ми человеческого рода. Всего их на планете произошло свыше 4500, и они унесли сотни миллионов человеческих жизней. В первую и вторую мировые войны XX в. были вовлечены десятки стран и народов. Это потрясло до основания человеческую цивилизацию и нанесло ей колоссальный матери­альный и нравственный ущерб, сопровождалось огромными людскими жер­твами. В 1945 г. Соединенные Штаты Америки применили атомное оружие против гражданского населения Японии, и это означало наступление ядер­ной эры человечества. Затем стали создаваться все более мощные его виды и современные средства доставки. Человечество было вовлечено в затяж­ную гонку ракетно-ядерных вооружений. К настоящему времени ряд стран (Россия и США, Англия, Франция и Китай, Индия и Пакистан) официаль­но обладают ядерным оружием и средствами его доставки.

Кроме этого " ядерного клуба", имеется еще около 30 стран, которые технологически спо­собны создавать этот вид оружия массового поражения. За послевоенную историю человечество не раз оказывалось на грани его применения, как это было, например, осенью 1961 г. во время Карибского кризиса между США и СССР. После 1945 г. на нашей планете было осуществлено более 2000 испытаний ядерного оружия. Однако авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. показала чрезвычайную опасность выхода " мирного атома" из-под кон­троля человека и беззащитность общества перед этой бедой. Нетрудно пред­ставить себе весь трагизм последствий применения ядерного оружия на пла­нете, где постоянно происходят военные конфликты. К настоящему времени накоплено и хранится в военных арсеналах несколько десятков тысяч ядерных боеприпасов. Их совокупный потен­циал позволяет, по оценкам специалистов, 30—35 раз уничтожить все живое на нашей планете. Одним из негативных последствий этого ста­нет " ядерная зима", т.е. резкое падение температуры вследствие огром­ного загрязнения атмосферы планеты от многочисленных пожаров. Слу­чись ядерная война, она разрушит материальную культуру человечества, которая создавалась тысячелетиями. Она подорвет естественные усло­вия существования человека, включая и его генетические основы. Побе­дителя в этой войне не будет, потому что ее последствия на планете бу­дет невозможно локализовать и преодолеть.

Проблема ядерного разоружения имеет и экономический аспект. Создание и совершенствование ядерного оружия, утилизация ядерных материалов требует колоссальных материальных затрат и ресурсов, до­рогостоящих технологий. Парадоксально, но величайшие открытия в науке и технике, сделанные разумным человечеством, " работали" во вто­рой половине XX столетия прежде всего на создание ракетно-ядерного " меча" и " щита". Их создавали и обслуживали сотни тысяч квалифици­рованных специалистов. Самые ценные и редкие материалы, новейшие технологии были использованы в этом деле. Надо признать, что науч­но-техническая мысль человечества в этих вопросах оказалась " на высоте".

Например, современная баллистическая ракета с десятью разделяю­щимися боеголовками в ходе полета на расстоянии в 10000 км не откло­няется в сторону свыше 200 м и в состоянии стереть с лица многомилли­онный город.

Гонка ракетно-ядерных вооружений поставила человечество на грань гибели от случайности (халатность обслуживающего персонала, сбои в компьютере, террористическая акция и т.п.). Не следует забывать и о том, что на нашей планете имеются огромные запасы химического и бак­териологического оружия, которые тоже обладают очень большим по­ражающим эффектом. В последние годы были созданы и применены но­вые системы вооружений с высокой степенью эффективности: вакуум­ная бомба и лазерная пушка, высокоточное оружие, системы залпового огня и многое другое. Сфера военной деятельности уже распространи­лась и на космическое пространство. Причем создается не только новое оружие, но и средства противодействия ему, что еще больше раскручи­вает спираль гонки вооружений. Тем самым человечество все глубже увя­зает в некоем круге неразумности , выбраться из которого становится все труднее и труднее. Самоубийство — что еще может быть более печаль­ным концом истории человеческого рода?

Очевидно, что будущее человечества возможно лишь на путях все­общего и полного ядерного разоружения. Эта идея все больше осознает­ся мировым сообществом. В последние годы стали заключаться первые соглашения по ограничению и уничтожению оружия данного типа. Мир без насилия и войн и есть то условие, без которого невозможно нормаль­ное решение человечеством всех иных проблем, больших и малых. Суть же проблемы разоружения — это преодоление логики раскола и конф­ронтации человечества и переход к логике диалога и сотрудничества на основе согласования национальных и общечеловеческих интересов и цен­ностей. Разоружение - это преодоление состояния безумия человечества, которое слепо мчится к бездне своего небытия. Безъядерный и ненасиль­ственный мир является первейшим и необходимым условием для даль­нейшего существования человеческого рода.

Экологическая проблема . Стала глобальной во второй половине XX в. в связи с бурной и неконтролируемой хозяйственной деятельностью че­ловечества. Ее негативные последствия имеют место во всех регионах на­шей планеты. Данная проблема по сути своей означает разрушение био­сферы как естественной среды обитания и существования человечества. В теме " Природа и общество " мы уже раскрыли истоки и проявления этой проблемы. Заметим лишь, что в последние годы экологический кризис все более обостряется и обретает черты необратимого процесса. Фактически налицо экспансия " технического" человека в среду своего обитания. Эко - экстремизм человека приведет, по оценкам ученых, к потере в предстоя­щие 50 лет от четверти до половины биологического потенциала нашей планеты. С 1945 г. разрушено около 11 % плодородной почвы, что равно территории Китая и Индии, вместе взятых. При существующих темпах уничтожения лесов и потребления органического топлива температура на нашей планете может вырасти к 2100 г. на 6 градусов, а уровень вод Мирового океана поднимется в результате на 5-7 метров, и это будет иметь катастрофические последствия для многих стран.

Опасным явлением пос­ледних лет стало разрушение озонового слоя атмосферы. Загрязняется и космическое пространство, где находятся около 7 тысяч оставленных ис­кусственных объектов (спутники, станции).

Проблемы экологии обостряются жестокой экономической конку­ренцией между государствами и монополиями за обладание природны­ми ресурсами. Этому способствует и сама сущность частной собственно­сти, проявляющаяся в погоне за прибылью как основным мотивом в хо­зяйственной деятельности. Частная собственность все чаще оказывается тормозом на пути решения экологической проблемы. Вот почему в на­стоящее время человечество встало перед насущной необходимостью принять концепцию устойчивого развития, что означало бы жесткий контроль за хозяйственной деятельностью и потреблением природных ресурсов. Проблема сохранения природы требует соединения политики и экономики, нравственности и просто здравого смысла. Ее острота не исчезла, а практическое решение во всемирном масштабе находится, по сути дела, лишь на самой ранней стадии.

Демографическая проблема . Вызвана к жизни быстрым ростом насе­ления на планете и исчерпанием ресурсов. К началу нашей эры на Земле обитало около 250 млн. человек, а к началу XIX в. их было уже около 1 млрд. В 20-е гг. следующего столетия численность человечества удвои­лась, и сейчас оно составляет уже 6 млрд. человек. Ежегодно на свет появляется около 130 млн. детей. Наибольший прирост населения дают страны Азии, Африки и Латинской Америки, где, кстати говоря, суще­ствует самый низкий уровень жизни и ее качества. Ученые предсказыва­ют увеличение населения к 2025 г. до 8, 5 млрд., а в перспективе до — 12, 5 и даже до 20 млрд., что будет означать колоссальный демографический взрыв. Это резко обострит проблему питания и здравоохранения, увели­чит нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабиль­ности в мировом сообществе, к другим негативным последствиям.

Продовольственная проблема . Возникла как бы на стыке трех назван­ных выше проблем — ядерного разоружения, экологической и демографи­ческой. Она связана с тем, что сегодня колоссальные материальные ресур­сы направляются на военные цели, а не на созидательные проекты. К тому же ежегодно сокращается плодородный слой земли, необходимый для аг­рарной деятельности. В начале XX в. на одного человека в мире приходи­лось 9 гектаров культурных земель, в середине века — уже 6, а в ближайшие годы останется всего лишь около 2 гектаров. По оценкам ООН, нормаль­ным питанием сейчас обеспечено лишь около 20 % населения Земли, а еще столько же голодает. Неуклонный рост населения все больше приходит в противоречие с недостатком природных ресурсов на нашей планете.

Проблема нового международного экономического порядка . Означает резкое различие в уровне и качестве жизни между населением промышленно развитых стран и странами так называемого " третьего мира". Она сложилась во многом в силу причин исторического характера — как наследие прежней колониальной системы, уродливого разделения труда, несправедливого экономического обмена между государствами. В настоящее время соотношение в доходах между населением этих групп стран составляет примерно 60: 1. Смертность в развитых странах мира равна примерно 12 человек на одну тысячу населения, а в развивающих­ся — около 67. Соответственно резко различается и средняя продолжи­тельность жизни. Проблема " Север-Юг" означает наличие в современ­ном мире двух полюсов — богатства и нищеты. Ее решение невозможно без согласованных усилий всего мирового сообщества и его доброй воли, без создания на нашей планете нового, более разумного и справедливо­го экономического порядка.

Энергетическая проблема . Обусловлена стремительным исчерпани­ем традиционных источников энергии и ресурсов (лес, нефть и газ, ка­менный уголь) или же их ограниченностью (водные ресурсы). Растущие потребности человечества побуждают искать и осваивать нетрадицион­ные источники в виде энергии приливов и отливов, атомной и термо­ядерной энергии. Это очень необходимо, поскольку, как полагают спе­циалисты, мировых запасов газа хватит на 55-60 лет, нефти — на 30-35 лет, а каменного угля и того меньше.

Комплекс названных нами проблем современной цивилизации и их иерархия (порядок, масштаб, значение) этим не исчерпывается. Сюда с полным основанием можно отнести и такие из них, как международный терроризм, наркомания, СПИД, рак и иные тяжелые и трудно излечи­мые заболевания (" болезни цивилизации" ), сохранение памятников ис­тории и культуры. Большую опасность представляют такие проблемы, как финансовые преступления и коррупция, прогрессирующее старение населения развитых стран. Ученые предупреждают о реальной опаснос­ти столкновения Земли с крупными космическими объектами естествен­ного происхождения.

Все проблемы, вместе взятые, характеризуют современное человече­ство как единое и взаимозависимое, планетарное сообщество. Острота и масштабы этих проблем настойчиво ставят вопрос о духовном и физи­ческом выживании человечества и сохранении человеческого рода. " Стрел­ка часов мировой истории", — с тревогой писал Н.А.Бердяев , — " пока­зывает час роковой, час наступающих сумерек, когда пора зажигать огни и готовиться к ночи". Все большее распространение в мировом сообще­стве получает тревога за будущее, ожидание " судного дня" и страх пе­ред будущим цивилизации. В 90-е годы XX в. польский писатель-фан­таст С.Лем полагал: " У этого мира нет в настоящее время ни умов, ни средств себя спасти... Господствует хаос. Мы находимся на перепутье. Направление в будущее не найдено. Возможно, нынешнее человечество должно исчезнуть, чтобы могло появиться другое".

Эти и подобные им представления нередко встречаются в научной и философской литературе, в публицистике. Но надо ли впадать в излиш­ний пессимизм и уступать дорогу трагическим умонастроениям, ожидая всемирный Апокалипсис, конец света?

Решение глобальных проблем возможно, но лишь при осознании истоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления " критической массы" этих проблем. Требуется новое полити­ческое мышление , т.е. понимание того, что все страны и народы мира это как бы члены единого экипажа с общими интересами. Выживание чело­вечества возможно лишь путем отказа от насилия в политике и между­народных делах, создания безъядерного мира и утверждения общечело­веческих ценностей, их приоритета над классовыми и национальными интересами. Россия выступает за многополюсный мир, свободный от диктата и противостояния государств, где учитывались бы интересы всех стран и народов — больших и малых.

Решение глобальных проблем возможно, но лишь при обязательном переходе к устойчивому развитию человечества . Экономическая деятель­ность и интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий конт­роль цивилизации. Удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путем лишения такой возмож­ности будущих поколений. Это очень важно и для России, которая осу­ществляет глубокие реформы во всех областях общественной жизни. Нужен не " свободный", а регулируемый рынок. Требуется социальное государство, которое беспокоилось бы о выживании своей нации и вы­полняло биосферную функцию (защита природы) как непременное ус­ловие выживания общества.

Решение глобальных проблем возможно, но лишь на путях так на­зываемого " нового гуманизма ", который требует революции человечес­ких качеств. Имеется в виду необходимость изменения ценностных ори­ентации и установок человека, психологии и мировоззрения людей, их отношения друг к другу и к окружающему миру, преодоление корыстно­го эгоизма. Человеку, как " свободному атому", следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии покорения природы и сосредоточиться на ином — на сохранении и воспроизвод­стве жизни во всех ее формах. Только в таком случае удастся избежать катастрофы человеческого рода.

Перед человечеством сегодня лишь два пути: поко­рять мир - и погибнуть вместе с ним; покорить свою природу - и выжить вместе с миром .

Ученые говорят о необходимости формирования альтернативной цивилизации , которая должна быть низкоэнергетической (экономно рас­ходующей энергию), высокоустойчивой (сохраняющей глобальные ба­лансы, равновесие в мире), экологически чистой, демилитаризованной и по-настоящему человечной, гуманной. Сегодня всем необходимо учить­ся культуре выживания , приспосабливая к этому свой духовный и физи­ческий опыт. Идти к гармонии между Человеком и Миром, идти в но­вый Мир с новым Человеком. Сохранить планету Земля для себя и своих потомков — такова задача, стоящая перед современной цивилизацией. Не правда ли, великая миссия предстоит Человеку в наступившем XXI столетии?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 1638; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь