Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Это – припев из сочинения, которое называется «Песнь Богородице Державной».



На Руси немало почитаемых икон с образом Богородицы. Этих ликов – канонических и неканонических – насчитывают уже более двух с половиной сотен.

Богородица для нас, православных людей – это не просто символ веры, именно Божия Матерь – его главная заступница перед Господом и утешение в печали. В истории Православия известно около девяти сотен икон Пресвятой Богородицы, из которых около 260 – особо чтимые и чудотворные, для них написаны отдельные молитвы. Иконы Божьей матери существуют в трех основных типах – «Умиление» («Елеуса»), «Путеводительница» («Одигитрия») и «Молящаяся» (Оранта, Великая Панагия, Знамение). Существует еще один, более редкий, тип иконы Божией матери, на которой Богородица изображается в молитвенной позе без Младенца на руках. Такой тип иконы Божьей матери называют Деисусной (Деисисной) иконой.

Разность названий обусловлена в основном либо местом объявления икон, то есть появления перед людскими глазами – как знак особой благодатной милости, либо ознаменованием тревожных событий. Нередко в истории русского Православия Богородичные иконы объявлялись на деревьях – как, например, Курско-Коренная, Святогорская (на Синичьей горе), Черниговская и др.

В марте, по новому стилю, празднуется сразу несколько икон Божией Матери. Например, 3/16 марта – день Волоколамской иконы Божией Матери, а также Кипрской иконы Божией Матери в с. Стромыни Московской области, 5/18 марта – Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание», а 6/ 19 марта – икон Божией Матери Ченстоховской, «Благодатное Небо», и Шестоковской.

Наше слово сегодня – об иконе Божией Матери «Державная», о которой говорит само красноречивое название, особо внятное в годины испытаний, посылаемых Русской государственности, когда речь идет о рубежных состояниях, о признаках смуты, помрачения умов и сердец, о возрастающих вызовах нашему Отечеству.

Державная икона Божией Матери явила себя 2/15 марта 1917 г. в день отречения царя-искупителя Николая Александровича от Престола. Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державной», поскольку Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная. Празднование иконе было установлено в этот самый судьбоносный день. Служба и акафист Ей составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона (+1925).

Император Николай, уступая силе, будучи предан ближайшим окружением, вынужденно отрекся от престола. Следующие дни знаменовали собою начало быстрого, неудержимого падения страны в бездну. Русский иерарх за рубежом писал после трагических событий 1918 г.: «Не прекратилась еще великая брань Добра со Злом, потребовавшая от России столь тяжелой жертвы, и имя почившего Государя продолжает доныне стоять перед нами как «знамение прорекаемо».

Явление Богородичной иконы «Державная» произошло после таинственного гласа, трижды бывшего крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой и повелевавшего ей идти в село Коломенское, взять большую черную икону и «сделать ее красной».

После долгих поисков священник коломенской Вознесенской церкви отец Николай Лихачёв обнаружил среди рухляди в подвале старую узкую черную икону. Когда ее очистили от пыли, присутствовавшим в храме представилось изображение Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках, с благословляющим Младенцем на коленях.

В донесении Синоду по поводу данного события митрополит Тихон (Беллавин) написал: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря».

Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, матушка Евдокия (кстати, накануне, 14-го марта, Церковь вспоминает память прмц. Евдокии) сообщила о своих сновидениях и просила совета, как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе; но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и наконец в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее отмыли от многолетней пыли, то всем присутствовавшим в храме представилось изображение Божией Матери, как Царицы Небесной, величественно возседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с царской короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для лика Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о.Николая отслужить благодарственный молебен, так как в этом образе она увидала полное исполнение своих сновидений.

После прославления Державной иконы Владычицы крестьянка Евдокия Андрианова начала ходить, собирать деньги на ризу к новоявленной иконе. Когда собрала, то поехала в Дивеевский монастырь помолиться и попросить благословления на возложение ризы. Тут она снова удостоилась явления Божией Матери, которая ей сказала, чтобы она вернула собранные ею деньги. Сейчас не надо на Ее икону ризу возлагать, так как скоро в России будут снимать со всех икон ризы. А после испытаний Российских сама риза к Ней подойдет

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: " Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей " Дом Богородицы" в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа".

Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря. По молитвам перед Державной иконой Матерь Божия даровала множество исцелений от телесных и душевных недугов.

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.

В 2008 г. «Державную» пронесли от Иерусалима до Москвы во время Вселенского крестного хода «Под звездой Богородицы», причем в Севастополе образ замироточил.

Значение сей иконы также велико, для сердца и чувств православного христианина в том, что, если Господь продолжает являть нам такие образы, которые казалось были утеряны навсегда, а они вдруг являются для нас, то это говорит, что Господь любит нас, а мы должны непрестанно молиться Ему, благодарить, восхвалять Его, Его святых, Его Пречистую Матерь.

По мнению ряда православных комментаторов, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что дает надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

 

 

Эта часть – дополнение к основной части:

Есть еще два извода Богородичной иконы, о которых мы просто обязаны рассказать в державном контексте, хотя их появление имеет апокрифический характер.

Появились сведения, что в 2003 г. Православному миру были явлены иконы Божией Матери «Самодержавная» и «Яко орля крылья».

Обе написаны в конце XIX в. неизвестным иконописцем в укрепление Самодержавия и до наших дней находились в единственном экземпляре в храме Преображения Господня с. Верзилово Ступинского района Московской области. Храм до 1917 г. принадлежал имению князей Шаховских и, как предполагается, обе иконы были написаны по их заказу в поддержку царствующей династии Романовых.

Доподлинно известно, что в начале XX в. государь Николай II с супругой Александрой Феодоровной посещали имение Шаховских и в память о своем визите подарили храму лампаду с надписью-украшением, выполненной эмалью: «В честь коронования Николая и Александры 1896 г.». Лампада находилась пред иконой «Яко орля крылья», прихожане Преображенского храма помазались елеем из царской лампады, и сам храм считался «Царским» из-за особого государева почитания.

На иконе Божией Матери «Самодержавная», так же, как и на иконе «Державная», Царица Небесная изображена в Царской порфире с Короной на голове, со скипетром в руке, только Царским троном является Двуглавый орел – символ Самодержавия Российской империи, перешедший к нам из Византии.

Комментаторы объясняют символику следующим образом. Младенец Иисус Христос восседает на левой руке Богоматери и благословляет двумя руками. Рядом с троном (слева направо) предстоят святые: равноапостольный император Константин Великий (21 мая/3 июня, 337 г.), первомученица равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийская (24 сент./7 окт., I век), преподобный Сергий Радонежский (25 сент./8 окт., 1392 г.; 5/18 июля 1422 г.), преподобный Варлаам Хутынский (6/19 нояб. и 1-я пятница Петрова поста, 1192 г.). Царский орел стоит на «Камне Веры», он же – Христос-Помазанник (камень, который отвергли строители, сделался «главою угла», Мк. 12, 10). Матерь Божия утверждает Царский престол, указуя тем самым, что истинное Православие возможно только при самодержавной власти.

Православные иконографические комментаторы утверждают: несмотря на то, что икона «Самодержавная» написана в реалистичной манере, все же представляется, что рассматривать изображенное на ней необходимо через понимание символов. Мы помним, что случилось в 1917 г.: русские люди «не желали быть под властью царя», «ибо они желали быть без царя», отправив Помазанника Божия на мученическую кончину вместе с семьей, так же как и ветхозаветные первосвященники и старейшины отправили две тысячи лет назад Христа на Голгофу.

С 2003 г. список иконы «Самодержавной» начал свой ход по России, в паломничествах и крестных ходах явил многочисленные знамения, чудеса исцеления. Начал мироточить 1 августа 2003 г. на молебне преподобному Серафиму Саровскому в Нижегородской епархии, мироточение повторилось в Дивеево на могилке иеромонаха Владимира (Шикина) во время панихиды 12 августа 2003 г. в день рождения новомученика царевича Алексея, а также на православной выставке в Москве летом того же года. Мироточило изображение царского креста-мощевика, подаренного Романовым князьями Шаховскими, в настоящее время крест находится в монастыре у «Ганиной ямы» близ Екатеринбурга – места захоронения семьи Царственных Страстотерпцев Романовых.

Летом 2003 г. почитателями икон были сделаны фотокопии, и началось их распространение среди верующих. Народ потянулся в Верзилово к святыням. Однако весной 2004 г., несмотря на растущее почитание в народе икон «Самодержавная» и «Яко орля крылья», они были по распоряжению церковного руководства из храма удалены.

Известно, что множество пророчеств прямо указывают на появление в России православного грядущего царя и о том, что на это есть Божия воля, имеется множество указаний. Это пророчества и преподобного Серафима Саровского, и святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), и преподобного Тайновидца Авеля, и блаженной Пелагеи Рязанской, и святителя Феофана Полтавского и других. Известно и пророчество старца Николая Псковоезерского (Гурьянова) о грядущем царе.

Что же до иконы «Державной», то она в 1990 г. была возвращена в Коломенское. После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви в августе 2007 г. икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь