Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сов е р ш ение только обязательных молитв



 

Можно совершать только обязательные молитвы - фард, и опускать молитвы выполнение которых предполагает сунна? - спрашивает нас радиослушатель из Башкирии.

Пять обязательных молитв предписаны к исполнению каждым мусульманиным и каждой мусульманкой.

Однако наряду с упомянутыми молитвами существуеют и молитвы, желательность выполнения которых подтверждается сунной пророка, да будет над ним мир, который систематически выполнял их и наказывал верующим также следовать его примеру.

Всякий мусульманин должен выполнять эти проистекающие из сунны пророка молитвы и объясняется это несколькими причинами.

Во-первых, они приближают верующего к Аллаху, Всемогущ Он и Всеславен, а также увеличивают значимость его деяний и поступков у Аллаха Всевышнего. Если каждый человек стремится увеличить размер своего вклада в банке, то почему он не должен стремиться к тому, чтобы увеличить свой резерв добрых деяний и поступков у Аллаха. Это - единственное, что будет полезным и поможет ему в день Страшного суда, т.е. “в день, когда ему не помогут ни богатство, ни сыновья, кроме тех, кто придет к Аллаху с беспорочным сердцем.”(26/88, 89)

В святом хадисе приводятся следующие слова Всевышнего: « Ничто так не приближает Моего раба ко Мне, как исполнение им того, что Я ему предписал. Мой раб непристанно приближается ко Мне, выполняя дополнительные обряды поклонения с тем, чтобы добиться Моего благоволения. А как только Я ниспошлю ему Свое благоволение, Я стану его ухом, которым он слышит, его глазом, которым он видит, его рукой, преисполненной силы.»

Во-вторых, отказ от следования сунне чуть ли не подобен отказу от любви к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышнний, и от любви к Господу. В Священном Писании сказано: “Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха часто.”(33/21) Кто возлюбил посланника Аллаха, тот последовал его сунне и выполнил ее. И поскольку посланник Аллаха систематически исполнял эти молитвы, то и мы должны следовать его примеру.

В третьих, если уж говорить на эту тему, не следует забывать еще один важный момент: исполняя дополнительные молитвы, мы компенсируем возможные ошибки и упущения, которые не исключены при исполнении пяти обязательных молитв.

Аль-Бухари в своем сборнике хадисов подчеркивает, что пророк, да будет над ним мир, сказал бедуину, поклявшемуся исполнять пять обязательных молитв, не добавляя и не отнимая от них ничего: “Ты будешь счастлив, если тебе это удастся”. Следо-вательно, мусульманин может ограничиться только исполнением пяти обязательных молитв, но при условии, что он выполняет их по всем правилам, не совершая ошибок и не делая упущений Но кто может с полной уверенностью гарантировать вам это?!

 

Совмещение молитв

 

Наш постоянный радиослушатель из Уфы в одном из своих писем пишет, что ему часто приходится бывать на различных мероприятиях, которые порою продолжаются с полудня и до вечера. “Могу ли я, - спрашивает он, - отправляясь на одно из таких мероприятий, совмещать совершение дневной и предвечерней молитв?

В некоторых случаях исламские правоведы ханбалитского учения разрешают верующим по уважительной причине объединять сотворение дневной и предвечерней или вечерней и ночной молитв. Это большое облегчение для мусульман. Поистине, “Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас.” (2/185) Из дошедших до нас сведений известно, что пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, иногда объединял сотворение двух молитв, причем совершенно не обязателно, чтобы он при этом находился в пути. Как-то по этому поводу сподвижника пророка  Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, спросили: “Почему посланнник Аллаха, да благословит его Всевышний, поступал именно таким образом? ” На что Ибн Аббас ответил: “Он не хотел поставить в затруднительное положение свою умму “, т.е. общину мусульман.

Но, а если уж и возникнет в некоторых случаях стеснение в своевременном выполнении молитвы в определенное для нее время, то можно совместить совершение двух молитв. При этом это такая практика не должна стать привычкой или обыкновением.

Это позволительно лишь в тех редких случаях, когда стеснение и облегчение исполнения предписаний религии неизбежно затрагивают жизненно необходимые функции, возлежащие на конкретном человеке. Например, инспектор ГАИ заступает на пост до начала вечерней молитвы, а заканчивает дежурство только после ночной. В данном случае он может объединить две молитвы и исполнить их либо во время, определенное для вечерней молитвы, либо во время, определенное для ночной. То же самое можно сказать и о верущих других профессий: хирурге, пожарном, милиционере и т.п.

Что же касается различных общественных мероприятий, то нет никакой необходимости, да и никаких уважительных причин для того, чтобы нарушать установленный порядок свершения молитвы. При этом никаким оправданием не может быть ни смущение, ни отсутствие удобств для свершения обряда. В таком случае, т.е. когда вопрос касается своевременного отправления обряда, не может быть и речи ни о каком стеснени или смущении независимо от того является ли верущий мужчиной или женщиной. Более того, исполнящий своевременно обряд поклонения мусульманин станет хорошим примером, достойным подражания, для других верующих, оказавшихся в неизбежных в нашей жизни стесненных обстоятельствах. Небесные законы, предписанные шариатом, вездесущи и незыблимы. Никто из верующих не должен испытывать из-за них никакого смущения и ложного стеснения. Ведь правильно говорится в Священном Писании, что исполнение верущим и почитание предписанных обрядов свидетельствует об его искреннем благочестии.

 

 

Молитва по усопшему

Расскажите, пожалуйста, о молитве по усопшему и, что следует предпринять, опираясь на шариат, если умерший человек был похоронен без сотворения над ним прощальной молитвы. С такой просьбой в редакцию обратилась группа верующих из Московской области.

Все мусульманские правоведы единодушны в том, что сотворение молитвы по усопшему частью верующих снимает эту обязанность с остальных. Если никто из верующих не исполнит эту молитву, то грех ложится на плечи всех мусульман. Когда же, по сложившимся обстоятельствам, хоронит один человек, то для него совершение молитвы по усопшему становится предписанием и невыполнение ее также является греховным поступком.

Для правильного выполнения молитвы по усопшему требуется обрести в душе намерение -”ният”, четырехкратно произнести фразу “Аллаху Акбар” - Аллах Велик, выстоять от начала и до конца молитвы, обратившись лицом в сторону киблы, молить Всевышнего о ниспослании милости и прощения умершему и завершить молитву словами “ас-саляму алейкум”. Безусловно молящийся должен быть ритуально чистым и с прикрытым “авратом”.

Аллах Всевышний повелел Своему пророку, да будет над ним мир, совершать молитву по усопшему в следующем айяте: “И молись над ними, ведь твоя молитва - успокоение для них...”. (9/103) Однажды посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, проходил мимо захоронений и увидев новую могилу, поинтересовался о ней у своих сподвижников. Ему ответили, что это могила такой-то. Тогда пророк, знавший эту женщину, спросил: “Почему вы не сообщили мне об ее смерти? ” “Ты соблюдал пост и отдыхал после полудня. Мы не захотели тревожить тебя, ” - ответили ему. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, упрекнул их: “Больше не делайте так. Пока я жив и нахожусь среди вас, сообщайте мне о каждом умершем. Поистине, моя молитва над ним - милость.” Затем пророк, да будет над ним мир, подошел к ее могиле, выстроил мусульман за собой рядами и исполнил молитву по усопшей.” В другом хадисе по этому поводу пророк, да будет над ним мир, сказал: “Если вы исполняете молитву по усопшему, то будьте искренны в своих мольбах.” Сунна предусматривает совершение этой молитвы коллективно, при этом молящимся, в соответствии со словами пророка, да будет над мир, следует выстроиться в три ряда: “Нет ни одного верующего, неполучившего прощения, над которым была бы совершена молитва другими верующими, выстроившимися во время молитвы в три ряда.”

Как явствует из благородных хадисов, величайшая милость и большая награда ожидает мусульманина за исполнение молитвы по усопшему. Так, по свидетельству Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Всевышний отмечал: “Тот, кто последует за похоронной процессией и совершит молитву, получит в награду кырат. Тот, кто примет участие в похоронах до конца, получит в награду два кырата. Самый меньший из них величиной с гору Ухуд.” Со времен пророка, да будет над ним мир, и до наших дней молитва по усопшему совершается сразу после облачения умершего в саван, перед преданием тела земле. Если что-либо препятствует совершению молитвы по усопшему до погребения, то в этом случае, разрешается совершить молитву над могилой. Даже через несколько лет. Поскольку дошедшие до нас предания свидетельствуют, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, исполнил молитву по усопшим над могилами шахидов, павших в битве при горе Ухуд через восемь лет.

 

Таравих

 

Расскажите, пожалуйства, поподробнее о молитве “таравих” и о том как правильно совершается эта молитва. С такой просьбой в канун благословоенного рамадана к нам обратились верующие из различных мест России и бывших союзных республик.

Молитва “таравих” совершается ежедневно в течение месяца рамадан после ночной молитвы перед молитвой “витр”. Пропущенная молитва “таравих” не компенсируется. Рекомендуется после каждых двух ракаатов “таравиха” произносить “ас-саляму алейкум”, поворачивая голову направо и налево. Общепринято делать передышку после каждых четырех ракаатов - “истираха” - от корня этого слова происходит название молитвы “таравих”. Кстати, уважаемые радиослушатели, принято, что в течение месяца рамадан во время свершения ежедневной молитвы “таравих” прочитывается весь Коран.

Исполнение молитвы “таравих” обусловлено сунной пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Эту молитву предпочтительно совершать коллективно. В ней принимают участие как мужчины, так и женщины. Предпочтительность коллективного свершения молитвы “таравих” подтверждается хадисом, рассказанным ат-Тирмизи, Абу Даудом и ан-Насаи, в котором говорится, что в некоторые из ночей месяца рамадан, а именно: в третью, пятую и двадцать седьмую, посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, коллективно, вместе со своими сподвижниками совершал в мечети эту молитву в восемь ракаатов. Остальные ракааты верующие завершали в своих домах.

Из сказанного явствует, что хотя пророк и творил в мечети молитву “таравих” всего в восемь ракаатов, тем не менее, число ракаатов не ограничивается числом восемь, поскольку верующие после восьми ракаатов расходились по своим домам и доводили число ракаатов до двадцати. О том, что число ракаатов во время молитвы “таравих” равняется двадцати свидетельствует и тот факт, что халиф Омар, да будет доволен им Аллаха, в свое время повелел верующим исполнять двадцать ракаатов. С мнением Омара на этот счет согласились сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах, и не возражал позднее никто из праведных халифов, да будет доволен ими Аллах. Когда поинтересовались мнением имама Абу Ханифы относительно введения халифа Омара, он сказал: “Молитва “таравих” обусловлена сунной, подкрепленной неоднократными действиями пророка, да будет над ним мир. Омар издал такое повеление не по собственной прихоти и не выдумал это. Под его повелением - серьезное основание и завет посланника Аллаха, да благословит его Всевышний”.

Во времена Омара бен Абдель Азиза число ракаатов в молитве “таравих” было доведено до тридцати шести, сделано это было исключительно с одной целью - уровнять вознаграждение, обещанное верующим за эту молитву, совершаемую основной массой мусульман в различных регионах мира и жителями Мекки, которые во время молитвы совершали один обход “тавваф” вокруг Каабы после каждых четырех ракаатов.

Хотя исполнение молитвы “таравих” и не является обязатель-ным тем не менее участие в ней приближает верующиего ко Все-вышнему, очищает его душу, его помыслы, укрепляет уверенность верующего в правильности избранного им праведного пути.

 

Правила входа в мечеть

 

Что должен делать верующий, в соответствии с сунной пророка, да будет над ним мир, при входе в мечеть? В последнее время в адрес редакции “Ар-Рисаля” приходит много писем с таким или подобным вопросом.

Верующему, вошедшему в мечеть, в соответствии с сунной, следует совершить молитву “тахийят-уль-масджид” в два ракаата. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в этой связи говорил: “Если один из вас вошел в мечеть, то пусть не садится, пока не совершит молитву в два ракаата.” В этом хадисе имеется в виду любая мечеть, кроме “масджид аль-Харам” - Священной мечети в Мекке. Приветствием Священной мечети, а “тахийя” в переводе с арабского “приветствие”, является “таваф” т.е. семикратный обход вокруг Каабы.

Молитва “тахийятуль-масджид” не совершается, если верующий входит в мечеть во время произнесения имамом пятничной проповеди или в другое порицаемое для совершения молитвы время. К примеру, во время восхода и захода солнца.

В своем труде “Задуль-маад” имам Ибн Кайим аль-Джавзийя пишет: «Из наставлений пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: Поистине, вошедшему в мечеть, с тем чтобы приветствие мечети было раньше приветствия людей, надлежит начать с выполнения двух ракаатов молитвы “тахийят-уль-масджид”, а затем подойти к находящимся в ней людям и поприветствовать их.» Поскольку в ситуации подобной этой, в отличие от исполнения финансовых обязательств, первоочередность принадлежит исполнению долга пред Всевышним. Именно таким образом в отношении пророка, да будет над ним мир, поступали его современники. Когда кто-нибудь из них заходил в мечеть, сначала совершал молитву приветствия мечети, и только потом подходил к пророку, да будет над ним мир, и приветствовал его. Ярким примером этого является хадис со слов Рифаъи бен Рафиъи: “Однажды пророк, да будет над ним мир, сидел в мечети, как вдруг к нему пришел человек, похожий на бедуина. Наскоро прочитав молитву, он подошел поприветствовать пророка, да будет над ним мир. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать сказал: “Вернись и исполни молитву заново. Поистине, ты не исполнил ее...” Как видим, пророк, да будет над ним мир, осудил этого человека за поспешность в молитве, а не за промедление с приветствием. Таким образом при входе в мечеть сунной предусматривается три последовательных приветствия. Первое - переступая порог следует произнести фразу: “бисмильляхи вас-саляту вас-саляму аля расулильлях” - “Во имя Аллаха, да будет благословение и благодать божья над посланником Аллаха.” Второе - совершить два ракаата молитвы “тахийят-уль-масджид”. Третье - если в мечети есть люди подойти к ним и поприветствовать их.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь