Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Употребление спиртного и молитва ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В наши дни общество терзают острые социально - экономические проблемы, политические, национальные и другие потрясения. В результате комплексного воздействия всех этих условий могут возникать самые разнообразные жизненные ситуации и эпизоды. Вот и сейчас - к нам поступило письмо от московского радиослушателя, верующего, которому много хлопот доставляет его сосед, тоже верующий, как явствует из письма, но, как это, не прискорбно, употребляющий спиртные напитки. Что вы скажете о таком человеке? Можно ли считать его истинно верующим? - спрашивает радиослушатель. Что можно сказать по этому поводу? Действительно, ситуация - достойна сожаления. Искренняя молитва, совершенная, как то предписано Аллахом, да восславится и возвысится имя Его, удерживает верующего от скверных и порицаемых дел. “Выстаивай молитву! - обратился к Своему посланнику Аллах, побуждая его передать эти слова верующим. - Ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико, и Аллах знает то, что вы творите! ” (29/45) Известно, что спиртные напитки категорически запрещены шариатом по причине огромного вреда, наносимого ими интеллекту человека, его здоровью, имуществу и личности как таковой, не говоря уже о вредных последствиях их употребления для семьи и общества. Слабый верою человек с нетвердыми убеждениями зачастую становится жертвой наущения шайтана, который подталкивает его к употреблению спиртного, которое по мнению большинства мусульманских богословов считается скверной, поскольку физическое состояние, которое возникает у выпившего человека, препятствует отправлению молитвы. “О вы, которые уверовали! - повелевает Аллах Всевышний. - Вино, майсир, жертвенники, стрелы - мерзость из деяния шайтана. Сторонитесь же этого - может быть вы окажитесь счастливыми.” (5/90) Такое предписание Всевышнего, как молитва и ее отправление надлежащим образом суть, благое дело, и она ни коим образом несовместима с употреблением спиртного, что является грубым нарушением норм шариата и преступлением. Это греховное деяние влечет за собой тяжкое наказание в земной жизни и неизбежную расплату в Судный день, ибо Аллах Всевышний взыщет с каждого человека за плохие дела и воздаст за дела добрые, каждому по заслуге - ни на йоту ни больше, ни меньше. Зачтутся и не забудутся как добрые дела, так и плохие. “И кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его.” (99/7, 8) Правильно исполненные молитвы зачтутся, а за питье вина, как за одно из скверных дел, будет спрошено. Мы не можем сказать сказать пьющему: поскольку ты пьешь вино, оставь молитву, потому что для человека, который совершает молитву, еще не все потеряно. Есть надежда, что с помощью Аллаха он отвергнет зло и откажется от скверны. Если возникнет вопрос: Кто лучше - тот, кто употребляет спиртное и не совершает молитвы, или тот, кто, не воздерживаясь от спиртного, совершает молитву, то последний из них предпочтительнее. Да, действительно, такой человек, употребляя спиртное, не может совершить молитву в соответствии с установленными нормами и его никоим образом нельзя включать в число тех верующих, о которых Аллах Всевышний, да восславится и возвеличится имя Его, сказал, что они “прилежно исполняют свои молитвы”. И тем не менее, хотя подобный верующий и далек от совершения молитвы должным образом, все-таки есть вполне реальная надежда, что искренне усердствуя он при поддержке Господа своего преодолеет недуг.
Молитва в церкви
Разрешается ли мусульманину совершать молитву в церкви или синагоге? Письмо с таким вопросом пришло к нам в редакцию из Башкирии. Автор письма также спрашивает, могут ли немусульмане молиться в мечетях? Во всех небесных религиях существуют обряды поклонения, посредством которых раб божий приближается к Господу и усиливает связь с Ним. Искренне совершая эти обряды, верующий тем самым, подтверждает свою веру делами, благодарит за проявленные Всевышним милости и выражает готовность держать ответ в Судный день за содеянное в земной жизни. Наряду с этим на него возложены другие обязанности, выполняя которые он упрочивает свою связь с окружающим его обществом. К числу обрядов, укрепляющих отношения между рабом и Господом, относится молитва. Именно молитва является связующим звеном между верующим и Господом, независимо от способа ее выполнения. Будь это просто мольба или чтение, поклон или челобитие, коленопреклонение или падание ниц и т.д. Молитва в том или ином виде, в той или иной форме существует во всех небесных религиях. Если представители других вероисповеданий могут совершать молитву только в местах специально предназначенных для этих целей, то Аллах Всевышний, да возвысится и восславится имя Его, облегчил обряд поклонения мусульман Всевышнему. Он не потребовал, чтобы они совершали молитву только в определенных местах. Тем более мы знаем, что мусульмане вершат молитву не один раз в неделю и не один раз в день, а ежесуточно выстаивают пятикратную молитву. Случается, что промежуток времени между молитвами бывает так мал, и если мусульманин всякий будет ходить для совершения молитвы в специальное место, это создало бы некоторые затруднения и проблемы, что в свою очередь повлекло бы к нерадивости, а иной раз и к уклонению от совершения молитвы. Аллах Всевышний, Всемогущий и Всесильный, уменьшил бремя мусульман и позволил им выстаивать молитву в том месте, где их застанет установленное для нее время. " Однажды Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, как об этом свидетельствуют многие передатчики хадисов, спросил посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: " Какая мечеть, т.е. место поклонения Аллаху, была воздвигнута первой? " Пророк ответил: " Масджид аль-Харам." Абу Зарр продолжил: " А затем какая? " " Масджид аль-Акса" - ответил пророк. " А какой период времени прошел между их строительствами? " - задал еще один вопрос Абу Зарр. " Сорок лет." - сказал пророк, затем продолжил: " Где тебя застанет время молитвы, там и сотвори ее. Там и будет мечеть." В другом варианте, последняя фраза этого же хадиса, записана в следующем варианте: " Вся земля - мечеть (т.е. место для поклонения)." В хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари, пророк, да будет над ним мир, среди пяти вещей, дарованных Всевышним только ему, упоминает также, что для него вся земля стала мечетью и ритуально чистой. По свидетельству Абу Дауда и ан-Насаи пророк, да будет над ним мир, подчеркивал : " Аллах, Всемогущий и Всесильный, проявляет благосклонность к пастуху овец, который призывает к молитве и совершает ее где-то в горах." Таким образом, из сказанного выше явствует, что мусульмане могут совершать молитву в любом ритуально чистом месте. Поэтому у мусульманина нет проблем с отправлением обрядов поклонения, где бы он ни был, на суше или на море, в пути или дома. Перейдем ко второй части вопроса. Могут ли немусульмане совершать свои молитвы в мечети? Ответ на этот вопрос связан со знанием общего положения шариата, определяющего правила входа в мечеть. В Священном Коране по этому поводу говорится: " О вы, которые уверовали! Ведь многобожники - нечистота. Пусть же они не приближаются к Священной мечети после этого года." (9/28) и " О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к мечети, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите, или оскверненными - кроме как проходя через нее - пока не омоетесь." (4/43) В первом айяте, по мнению имама Малика и поддерживающего его в этом вопросе имама аш-Шафии, содержится запрет на вход многобожника в Священную мечеть в Мекке. Другой не менее авторитетный имам Абу Ханифа разрешает немусульманину войти в Священную мечеть на незначительный период времени, поскольку придает слову " нечистота" значение духовной нечистоты, а слову " приближение" - длительное пребывание. Что касается входа немусульманина в остальные мечети, т.е. кроме " масджид аль-Харам", то здесь также существует несколько точек зрения. Одна группа улемов, в частности, имам Малик и его последователи, запрещают немусульманину входить в мечеть, обосновывая свой взгляд упомянутым выше айятом. Другие ученые разрешают немусульманину входить в мечеть и в качестве аргумента приводят тот случай, когда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, поселил жителей Таифа в мечети, еще до того как они приняли ислам, и тот факт, что пророк, да будет над ним мир, принял делегацию христиан из Наджрана в своей мечети и предоставил им возможность совершить молитву, обратившись лицом на восток. В заключение можем сказать, что по мнению некоторых ученых, представители других вероисповеданий могут входить в мечеть и совершать свою молитву, особенно, если они получать разрешение у мусульман и не причинят ущерба мечети. Мусульманин, как уже было сказано, могут совершать молитву в любом ритуально чистом месте, включая культовые здания других конфессий. Некоторые ученые рекомендуют по возможности избегать совершения молитвы в сомнительных местах.
Разбор старой мечети
Можно ли разобрать строение старой мечети, состояние которой представляет опасность для молящихся? Как следует поступить с остатками стройматериалов от нее? Можно ли на ее месте или на прилегающей к ней территории возводить некультовые постройки? С такими вопросами к нам обратилась группа верующих из мордовской деревни Дашкино. В Священном Писании говорится: “Оживляет мечети Аллаха тот, кто уверовал в Аллаха и в последний день, выполнял молитву, давал очищение и не боялся никого, кроме Аллаха, - может быть, такие окажутся идущими верно! ” (9/ 18) “И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха часто. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, - ведь Аллах силен, славен! ” - сказано в Священном Коране. Факихи-правоведы, опираясь в своих заключениях на достоверные хадисы, допускают строительство мечети в любом месте, даже, если на этом месте раньше стояла церковь или какое-нибудь другое здание. Так, в хадисе, переданном Усманом бен Абу аль-Ассом, говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел жителям Таифа воздвигнуть мечеть в том месте, где раньше распологались идолы. Понимая важность и значение мечети в жизни мусульманской уммы факихи посвятили этой теме множество трактатов с подробным описанием положений по строительству и эксплуатации мечети и ее статуса. Они призывали верующих неукоснительно следовать этим правилам. Мусульмане-праведники предшествующих поколений выделяли из общей казны средства на поддержание мечети в подобающем виде и для обеспечение непрерывного исполнения под ее сводами предписанных обрядов. Если мечеть действительно изрядно обветшала и нет возможоности ее отремонтировать, к тому же, если состояние ее стен и потолка представляет собой серьезную опасность для молящихся, то ее можно разобрать и продать сохранившийся стройматериал, а вырученные таким образом деньги использовать на возведение новой мечети. Такого мнения придерживается большинство факихов-правоведов ханафитского толка, а также некоторые последователи других школ. На месте разобранной мечети, а также на прилегающей к ней территории можно возводить некультовые постройки, но при условии, что они будут использоваться для удовлетворения нужд прихода. В соответствии с нормами шариата, принадлежащие приходу строения можно сдавать в аренду, но опять же при условии, что они будут использоваться для дозволенной исламом деятельности, а вырученные деньги будут тратиться на оказание помощи нуждающимся, строительство новой или ремонта старой мечети.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы