Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Партийная символика и партийный фольклор



 

К началу XVIII столетия на территории Новой Англии, как тогда называлась часть Северо-Американского континента, колонизированного англичанами, сложились исключительно благоприятные условия для воплощения проекта построения общества на совершенно новых началах, давно зревшего в некоторых просветлённых и посвящённых в особые тайны умах Западной Европы. В самой Европе, несмотря на Реформацию, Голландскую и Английскую революции, начавшийся век Просвещения и т. п., этот проект был всё ещё весьма далек от полноценной реализации. Католическая церковь сумела отмобилизовать значительные силы и остановила Реформацию, не дав ей охватить всю Европу, причём огромную роль здесь сыграл вновь созданный ударный отряд католицизма, взявший на вооружение методы борьбы тайных организаций. Речь идёт об Ордене Иисуса, или иезуитах. В странах, где Реформация прошла успешно, тектонических подвижек в обществе так и не случилось, либо они протекали гораздо медленнее, чем хотелось бы некоторым нетерпеливым адептам прогресса.

Дело в том, что над Европой слишком довлел груз прошлого в виде старой родовой аристократии, монархической государственности, народных традиций и устоявшейся культуры. А вот в Северной Америке всего этого не было. Не было никакой собственной, укоренённой в амет риканской почве аристократии — были лишь британские офицеры и чиновники, которые рассматривались переселенцами просто как представители внешней, становившейся все более чужой и ненужной власти. Сами же переселенцы, как уже говорилось выше, считали себя новым народом (Новым Израилем), не связанным традициями и предрассудками старой Европы, а часто и весьма враждебно к ним относящимся. Этому способствовала как раз успешная контрреформация на европейском континенте, где из-за католической реакции многие протестанты вынуждены были переселиться сначала в Голландию и Англию, а затем и в Америку. Но переселялись, как сейчас говорят, представители среднего класса. Европейское дворянство на новый континент не особо рвалось, если кто и ехал, то в основном из обедневших, из тех, кому в Европе не досталось земли и денег. Ну а у полных бедняков на такой дальний переезд просто не было средств. Таким образом, в Северной Америке складывалось совершенно не похожее на европейское бессословное общество, где все граждане были формально-юридически равны. В дальнейшем эта бессословность была закреплена в Конституции Соединённых Штатов, прямо запретившей присвоение каких-либо дворянских званий от имени американского государства. Но поскольку, как говорится в русской пословице, Бог леса и то не сровнял, процесс разделения общества на определённые слои-страты и выделения в нём собственной аристократии неизбежно начался и на американском континенте. А тут кстати и масонство подвернулось со своей бессословной иерархией — готовая организационная форма для стратификации американского социума, кузница кадров элиты Нового Света. Помогло и то, что родиной масонства была Англия и она же заселяла Северо-Американский континент. А когда он был достаточно заселён и жители Новой Англии стали тяготиться зависимостью от Англии старой, они быстро сумели эту зависимость ликвидировать, но масонство осталось, только ложи были уже не английские, а свои, американские.

Масонство, как мы видим, сыграло в Соединённых Штатах Америки уникальную и исключительно важную роль колыбели национальной аристократии, через него прошел практически весь верхний слой американского общества: руководители бизнеса, политики, культуры. Один из основоположников американского масонства — Бенджамин Франклин — являлся и главным идеологом независимости Соединённых Штатов. Он же, по-видимому, был связным между масонством американским и европейским, ибо, выполняя важные дипломатические миссии до и после создания Соединённых Штатов, Франклин подолгу жил в Европе, поддерживая обширные знакомства с английскими и французскими влиятельными лицами, многие из которых являлись масонами.

Франклин был человеком весьма деятельным, практичным, что позволило ему, десятому сыну в многодетной семье мелкого свечного торговца из Бостона, подняться к самому верху американской общественной пирамиды. Он внёс значительный вклад в изучение электричества, за что его избрали членом Лондонского королевского научного общества, присвоили почётную степень Оксфордского университета, хотя он университетов не оканчивал, был самоучкой. Франклин основал Американское философское общество, издавал несколько газет просветительской направленности, но всё это не мешало ему состоять в организации[24] (и даже руководить ей) с туманно-мистическим прошлым и столь же туманными целями, все ритуалы которой отдавали мрачным средневековым оккультизмом.

Не исключено, что широкое распространение масонства на новой родине пуритан — в Северной Америке — объясняется чисто психологической тягой любого человека к чему-то высшему, сакральному. Приобщиться же к сакральному человек может только через освящённый традицией ритуал, но пуританство, да и протестантизм в целом, ритуалы свело к такому минимуму, что их явно стало не хватать, вот и потянулись активные люди туда, где ритуалы имелись в избытке — в масонство. Ведь чисто организационно-политических целей можно было достичь и через партии, какие-нибудь закрытые клубы и общества единомышленников и т. п. (кстати, всего этого в Америке хватает и без масонства).

С масонскими ритуалами был связан один неприятный эпизод, омрачивший, так сказать, младенческие годы американских вольных каменщиков. В 1737 году в Филадельфии в ходе якобы «шуточного» обряда посвящения в масонские мастера некоего ученика аптекаря Даниэла Рида последний был как бы случайно облит горящим спиртом и умер от ожогов. Филадельфийские братья от этого дела открестились, заявив, что посвящавшие Рида «шутники» (а ими оказались хозяин Рида аптекарь Эвон Джонс и несколько его знакомых) вовсе не являлись масонами, а всё случившееся — просто неудачный розыгрыш с печальным исходом. Тем не менее некоторые газеты уверяли читателей, что убийство Рида произошло в ходе настоящего масонского обряда, поэтому публика была взбудоражена. Но постепенно страсти улеглись, и американское ложи спокойно продолжили свои работы. Однако человеческая жертва, случайная или нет, к основанию северо-американского масонства была принесена.

В дальнейшем вольные каменщики сыграли заметную роль в достижении Америкой независимости. Вот что пишет об этом дореволюционный исследователь И. Херасков в сборнике «Масонство в его прошлом и настоящем»: «Члены масонских лож принимали в американской революции самое деятельное участие. Достаточно сказать, что почти весь командный состав американской армии, начиная с главнокомандующего[25] и кончая низшими офицерскими чинами, принадлежал к числу масонов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь