Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Антонию Печерскому, Киевскому, начальнику всех русских монахов



От мирскаго мятежа исшед, /отвержением же мира евангельски Христу последовал еси /
и равноангельное житие пожив, /в тихое пристанище Святые Горы Афона достигл еси. /
Отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед, /и тамо трудолюбно жизнь совер­шив, /
Отечество свое просветил еси, /и множеству монашествующих стезю ве­дущую к Небесному Царствию показав, /Христу сия привел еси. /Егоже моли, Антоние преподобне, /
да спасет души наша.

Тропарь Феодосию, игумену Киево-Печерскому, глас 8:

Возвысився на добродетель, /измлада возлюбив монашеское житие, /
к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру, /и украсив житие твое пощением и светлостию, /в молитвах яко безплотен пребывал еси, /в Российстей земли яко светлое светило просияв отче Феодосие: /моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Не обойду вниманием и одну интересную дату этого дня, а именно, день памяти священномученика Василия, епископа Черниговского, одного из новомучеников Российских. В отличие от приведенных выше новомучеников, которые хотя бы пережили суд, сей страстотерпец был просто по–бандитски убит красноармейцами. Священномученик Василий, архиепископ Черниговский и Нежинский (в миру Богоявленский Василий Дмитриевич) родился в феврале 1867 года в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника.

В 1888 году он окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. После рукоположения в сан иерея в 1890 году отец Василий служил в церкви села Овсянки Тамбовской епархии. В 1896 году он поступил в Казанскую Духовную Академию, которую закончил в 1900 году. В 1907 году отец Василий был удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему: «Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического изследования».

В 1908 году, после кончины супруги, он принимает монашеский постриг и вскоре назначается ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1909 году состоялась его хиротония в епископа Сумского, викария Харьковской епархии. На Черниговской кафедре Владыка состоял с 12 / 25 мая 1911 года до 6 / 18 мая 1917 года.

В 1917 году, по распоряжению Временного Правительства были уволены все члены Святейшего Синода, кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). В их числе был и Владыка Василий, который, будучи обвинён «в приверженности старому строю», был отправлен на покой как «не соответствующий революционному духу времени». Он был переведён в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырём.

Святитель участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, откуда в 1918 году был командирован в Пермь расследовать арест и убийство священномученика архиепископа Андроника[12] (память 7 / 20 июня).

После произведения следствия Владыка с другими членами комиссии выехал из Перми, однако их поезд был остановлен между Пермью и Вяткой. В вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Владыку сбросили с Камского моста в реку. Произошло это 14 (27 н. ст.) августа1918 года. Тело Владыки похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались

паломничества, большевики выкопали тело священномученика и сожгли его.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

В этот же день празднуется и память мученика Маркелла, епископа Аламейского. Священномученик Маркелл, епископ Апамейский, родился от знатных родителей на острове Кипре. Получив хорошее образование, он занимал высокие гражданские должности, удивляя всех чистотою жизни, кротостью, милосердием и красноречием. Около 375 г., оставив жену с детьми, святой предался пустынной монашеской жизни в Сирии. Жители Апамеи, приведя его в город как бы по какому-то полезному делу, избрали его епископом. Святитель отличался ревностью в борьбе с язычеством. Из сказания Феодорита Кирского известно про него, что, получив от святого благоверного императора Феодосия Великого (379-395) дозволение разрушить крепко сложенный храм Юпитера в Апамее, святитель недоумевал, как это сделать. Один работник обещал помочь ему. Он подрыл три огромные колонны, подпирая их до времени оливковыми деревьями, а затем начал поджигать их, но деревья не загорались. Когда об этом узнал святитель Маркелл, он в церкви, у святого жертвенника, сотворил чин малого освящения воды и велел с верою окропить этой водой деревья. После этого деревья быстро сгорели, колонны упали и увлекли за собой весь языческий храм. Когда близ Авлона в Апамейской области воины разрушали еще один языческий храм, святителя, наблюдавшего поодаль, схватили язычники и бросили в огонь († ок. 389). Убийцы были найдены, и сыновья хотели им отомстить, но Поместный Собор запретил им это, указав несправедливым мстить за ту кончину, за которую надо благодарить Бога.

Так мученики новых времен становятся в один ряд с пострадавшими за имя Господне в древние времена. Возлюбив Бога всем сердцем и презрев страх смерти, вспомнив слова Господни: «Не бойтесь убивающих тело, душе же не могущих повредить, но бойтесь Того, кто и тело и душу может ввергнуть в геену огненную…. если кто устыдится меня в роде этом прелюбодейном и грешном, того и я устыжусь пред Отцом Моим».






Успение Божией Матери

Это один из самых почитаемых праздников православной Церкви, несмотря на то, о нем ни сказано ни в одной книге Нового Завета. Сведения о нем имеются лишь в Священном предании, передаваемом веками из уст в уста и частично отраженном в писаниях Святых Отцов. Если о земной жизни Христа апостол и Евангелист Иоанн Богослов пишет, что если записать все, что сотворил Господь, «то, думаю, что не только самому, но и всему миру не вместить написанных книг», то о Той, через которую Господь пришел в мир, не написано, вообще, почти ничего, ибо она считала, что о ней нет нужды писать, но писать о ее Сыне. По смирению своему она держалась в тени своего Божественного Сына, а потому о ее жизни в писании содержится мало сведений и разве лишь Благовещение и события Рождества Христова освещены подробно, да встречаются кое-где еще ряд эпизодов, но в основном, о ее жизни повествует Священное предание. Для нас слово «предание» ассоциируется с какими-то легендами или того хуже, сказками и тут надо понимать, что в Церкви все не так, но из устных источников взято многое и это – не какие-то сказки, но подчас очень важные сведения, в том числе и о таинствах Церкви.

Но хватит о предании и перейдем сразу к теме праздника. Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV—V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник свт. Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона св. Космою Маиумским и преп. Иоанном Дамаскиным.

 О Божией Матери говорится, что она больше, чем сами апостолы слагала слова Христа в сердце своем и разумела Истину и вполне осознавала происходящее, в том числе и когда ее Сына распинали. Когда же Господь воскрес и затем вознесся на небеса, то и она всем своим умом стремилась переселиться на небеса, которые отныне открылись человечеству. Нельзя сказать, что она была оставлена, ибо апостолы, особенно будущий Евангелист Иоанн Богослов, заботились о ней, ибо она напоминала им о Христе, да и прочие христиане жаждали увидеть Ее, а может и побеседовать с ней. Празднику предшествует короткий, но строгий успенский пост, напоминающий о любви ее к посту, ибо она осознавала необходимость этого вида аскетического подвига, носящего целью укрощения плоти. Но особенно она усилила пост, когда явившийся ее архангел Гавриил возвестил ей о скором переселении на небеса. И пост и сам праздник уникальны, в том числе тем, что в середине поста отмечается другой, куда более знаменательный и торжественный праздник Преображения Господня, когда Господь за 40 дней до своих страданий, желая ободрить своих учеников показал трем наиболее достойным из низ: Петру, Иакову и Иоанну, малую частичку своего Божественного естества. Но приходясь на середину поста, он выглядит, своего рода, предпразднеством к Успению Божией Матери. Впрочем, греки служат службы двунадесятым Богородичным праздникам куда более торжественно, чем мы (в частности, на литургии у них вместо изобразительных антифонов поются специальные праздничные, как на Господские праздники), ибо у нас принят куда более аскетический по духу Иерусалимский устав….

Но вернусь к Божией Матери. Она радовалась переходу и лишь желала проститься с апостолами, которые в то время разошлись по необъятным просторам Римской империи, возвещая народам ее и ее соседям весть о спасении. Она усердно готовилась к переходу в жизнь вечную. Заранее принесенная весть о скорой кончине – это дар тем людям, которых Бог освятил и они не отвергли это освящение и таковая весть им не повредит. От нас же сей день скрыт, чтобы нам не наглеть пред лицом Божиим, дабы мы бодрствовали, чтобы к приходу Господню быть готовым. Эх, если бы мы понимали это и если бы и я сам не болтал только на эту тему, а делал то, о чем пишу!

Итак, приблизился день перехода Пречистой Девы в Горний мир и Господь чудесно собрал в Иерусалиме апостолов. Они очень опечалились, узнав о причине их перенесения в Иерусалим, но Она утешала их. Говоря, что не оставит их. Но печаль их преложилась в радость, когда при ее кончине явился сам Господь в окружении множества Ангелов (этот момент запечатлен на иконе праздника) и взяв ее душу, вновь вознесся с ней на небо. Тогда они, уже не печалясь, но радуясь, торжественно обставили погребение ее. Погребальная процессия сопровождалась многими чудесами – слышно было пение Ангелов, с неба сошел облачный круг, который сначала шел над ними, а потом покрыл их, когда на процессию напала толпа иудеев с намерением сорвать погребение. Облачный круг дезориентировал нападавших, однако один из них, еврейский священник (именуемый почему-то явно славянизированным греческим именем – Афоний, вероятно, это был греческий перевод настоящего имени) подобрался к самим носилкам и уже хотел их опрокинуть, но Ангел невидимо отсек ему обе руки и тот, раскаявшись, тут же был исцелен. Так Господь посрамил всех, кто желал сорвать это погребение. Все же один ученик не был вовремя принесен в город. Им был Фома, который очень огорчился, узнав о кончине Божией Матери, особенно о том, что не смог попрощаться с ней и ученики, видя скорбь его, решили открыть гробницу с ее телом (это было на третий день после кончины). Когда же гроб открыли, он был пуст…… Вскоре Пречистая Дева явилась им, сказав, что она не оставляет их до конца века. Так они узнали, что Матерь Божия была с телом вознесена на небо (греки этот факт особо празднуют). Этой чести удостоились лишь несколько человек, остальным надлежит пройти через врата смерти телесной, которая есть лишь выход из строя нашей телесной оболочки, но никак не ликвидацию личности человека, вся суть которой заключена в душе его. Поэтому в Церкви смерть называют часто не смертью, но успением – отходом ко сну, говоря современным языком, ибо душа человека продолжает жить, тела же наши воскреснут по гласу трубы Божией перед Судом Господним и это – судьба всех нас. Но именно это и напоминает мне и всем нам об ответственности, ибо «сначала смерть, а потом суд», как сказал апостол Павел. А в день смерти поздно будет что-то исправлять, ибо человек имеет надежду на милость, как и возможность «перепрограммировать» свою душу от зла к добру лишь в этой земной жизни, за гробом же будет уже поздно и никакие изменения невозможны (впрочем, и тут нет границ милости Божией), а потому сколь безумно с нашей стороны жить, нисколько не думая о последнем часе своем, ибо Господь сказал: «С чем застану, с тем и сужу…» и горе будет тем, кого Он застал за творением зла. Боже, даждь ми память смертную и направи мя на путь спасения!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь