Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Глас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. К празднику Успения Божией Матери приурочено празднование в честь многих Ее икон, а сам праздник – один из самых любимых на Руси, о чем говорит хотя бы тот факт, что первый православный храм, построенный на Руси святым князем Владимиром, была так называемая «десятинная церковь», освященная, как раз в честь этого праздника. А сколь велико число храмов и особенно, монастырей, посвященных этому празднику. Одним из таких храмов и является нынешний Свято-Успенский собор, старейший из храмов города и единственный, сохранившийся до наших дней. Построен он был при Успенском кладбище, охватывавшем район военного госпиталя, автовокзала и прилегающих жилых кварталов и было варварски разрушено в советские годы. Лишь некоторые могилы были перенесены на другие кладбища, остальное просто сравняли с землей. Сам храм тоже могла постигнуть та же участь, он даже закрывался, но Господь сохранил сей Дом до наших дней и ныне он является главным и соборным храмом нашего города, притом, самым большим. При этом особенно обидно, когда слышишь, как иные люди, даже, казалось бы, православные, выдумывают всякие гадости об этом чудесном храме и распускают их, смущая многих людей. Много злословий, возможно, кроется, в недостатках отдельных священнослужителей, но кто из нас без греха?! «Ты видишь сучок в глазу брата твоего и хочешь вынуть его…… безумный, пойди и вынь сперва бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего». Все же, что говорится о нашем соборе, граничит с хулой на Святаго Духа и это особенно возмущает, ведь эта зараза охватила, даже, казалось бы, истинных верующих. Боже, вразуми их и да заградятся уста, глаголющие неправедная! События праздника. В этот раз дежурство выпало у меня аккурат на этот день, так что увы, на празднике я смог побывать лишь накануне вечером. К этому дню все покрашенные стены проемов окон начали расписываться растительным орнаментом, кроме того, окрашены были и окна в притворе. Собор продолжает украшаться. Служба же была, как всегда, торжественной, полным чином, то есть, с литией и благословением хлебов, а первый раз на бдении тропарь праздника, как всегда на таких праздниках, пелся попеременно обоими хорами и духовенством. Служили, помимо духовенства храма (кроме отсутствующего диакона о.Алексия Кульнева) также частый гость о.Георгия – о.Иоанн из Санкт-Петербурга и ранее бывавший у нас диакон из Крыма, тот самый., что привез к нам частицу мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Канон праздника, как всегда на двунадесятые праздники, пелся с катавасиями,[13] что еще больше придавало службе торжественности. Народа, я замечу, было не так много. как бывало когда-то, однако, я заметил очень много прихожан храма Новомучеников, пришедших на праздник (счастливые – они будут на празднике в сам день, а я из-за дежурства отлучен от него, а все потому что третий сбежал от нас и замену ему искать никто не собирается. Боже, укрепи мя, изнемогаю бо и падаю!) и большую толпу пришедших на исповедь. Увы, я сам из-за отсутствия выходных стеснен в возможности нормально готовиться к причащению Святых Таин, ибо все эти люди завтра пойдут ко Святой Чаше, а у меня даже и каждый пост не удается подойти к Ней чаще одного раза, а ведь это до безобразия мало. Пора бы уже и чаще это делать, да сколько на этом пути подножек! По традиции, приведу чтения праздника. Сначала паремии. Первая из них приводит отрывок из книги Бытия [Глава 28.] и описывает, как Ветхозаветный патриарх Иаков уснув, видел лестницу и слышал глас Божий, который обещал благословение роду его: Изыде Иаков от студенца (колодца) клятвеннаго, и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо. Зайде бо солнце: и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном, и сон виде: И се лествица утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный, и распространится на море, и Ливу, и север, и на востоки: и возблагословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем. И се Аз с тобою сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши: и возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже (до тех пор, пока) сотворити Ми вся, елика глаголах тебе(то есть, «пока не сделаешь мне все, что я сказал тебе»). И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата небесная. Следующая паремия – отрывок из книги пророка Иезекииля[Глава 28.] , где описываются непроходимые врата, через которые, по его словам, пройдет Бог. С одной стороны, пророк пишет о грядущем после вавилонского разорения возрождении земли израильской и храма иерусалимского, с другой, непроходимые врата относятся уже к Новому Завету и Церковь ассоциирует этими словами Божию Матерь, отсюда чтение этого отрывка в Богородичные праздники: Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху (были) затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых сущих к северу, прямо храму: и видех, и се исполнь славы храм Господень. Следующая паремия приводит отрывок из книги притчей Соломоновых [Глава 9.]. То что в ней говорится, уже явно относится к Новому Завету, особенно « Послала рабов своих, …. говоря: тот, который безумен, да уклонится ко мне и требующим ума говорит: придите, ешьте хлеб и пейте вино», хоть это больше относится не к Божией Матери, но к земной жизни Христа: Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь. Закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будите, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя, приимет себе безчестие: обличаяй же нечестиваго, опорочит себе, обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет: сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости, страх Господень, и совет святых, разум. Разумети бо закон, помысла есть благаго: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота. Не обойду вниманием и традиционное Евангельское чтение на всенощном бдении: 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что' бы это было за приветствие. 30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34Мария же сказала Ангелу: ка'к будет это, когда Я мужа не знаю? 35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. 39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. 41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! 43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? 44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. 45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. 46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се'рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка'к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. 56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Я привел здесь не только те строки, которые читались на службе, но и предшествующие, чтобы дать понять, о чем в тексте идет речь. К Великому славословию в храме появился о.Андрей Шамро, который даже сослужил духовенству храма. Пения «Утверди Боже Святую православную веру православных христиан во век веков» попеременно хором и о.Евгением Габовым не было. В сам день, увы, как я и писал, у меня было дежурство, а потому возможности побывать на празднике не было. Может быть, я сподоблюсь побывать хотя бы на престольном празднике малого, Скорбященского храма при соборе, но с начала года мне не удалось быть свидетелем НИ ОДНОГО СОБЫТИЯ из тех, которые я описываю. Козни по отношению к моим трудам умножаются, хоть вообще перестань писать!!! Чтения на литургии. Теперь приведу чтения праздника. Первым приведу традиционный отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. 5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Приведу также и Евангельский текст дня: 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Глава 11. 1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. 2Он сказал им: когда мо'литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. 5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. 8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9И Я скажу вам: проси'те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? 12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него. 14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. 15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. 16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. 17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка'к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. 20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. 21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. 23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. 24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого. 27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы