Об Опытах Ненависти и Разрушения
Зти опыты встречаются в нескольких копиях рукописи Ключа Соломона, но в английском печатном издании они, как и некоторые другие, были опущены, возможно, на основании того, что их считали более поздними вставками Goetic. Но как выяснилось, процессы Goetic в книге, подобной Ключу Соломона,— не обязательно интерполяция, хотя в данном случае почти доказано, что они — самостоятельная часть этого сомнительного собрания магических обрядов. Во второй главе первой книги говорится, что дни и часы Марса являются подходящими для свержения врагов, в то время как часы Сатурна и Марса, а также дни, когда Луна находится в соединении с этими планетами —превосходное время для опытов, направленных на разжигание ненависти, вражды, ссоры и разногласий. В первой главе второй книги сказано: опыты по разрушению и опустошению следует совершать в первый час дня Сатурна, или в восьмой или пятнадцатый часы того же дня, и между первым и восьмым часами ночи... Из этих утверждений логично заключить, что в оригинале, вероятно, был раздел, содержащий указания по выполнению таких действий. В этом случае, Ключ Соломона ничем не лучше любого другого Гримуара Черной Магии — хотя к этому выводу можно прийти и на основании рассмотрения других разделов. Апологеты Clavicle — если таковые, помимо английского редактора, существуют — могут привести в его защиту пассаж из Книги I, гл. 8, в котором автор предлагает раскрыть секреты магии, при условии, что они не будут использованы в целях нанесения вреда ближнему. Хотя это во всех отношениях и похвально, не стоит забывать, что подобные предупреждения не вполне в духе ритуалов Goetic. Есть и еще один способ проверки, с помощью которого можно достаточно точно оценить представленный ниже процесс: по формулировкам, по стилю, очень близкому к тому, который преобладает в Clavicle. Эти свободные и общие формулировки присущи многим опытам, а если кто-то в силу своей глупости или чрезмерной серьезности желает в этом удостовериться, то может сравнить их с Книгой I, гл. XV, XVI, XVII, где можно отыскать те же самые характеристики.
Собственно процесс описан следующим образом: Опыты в отношении врагов могут выполняться несколькими способами -—с восковыми фигурками, например, или чем-нибудь еще, но, в любом случае, необходимо старательно и искренне соблюсти все детали ритуала. Если в нужное время Вам это сделать не удастся, возобновите необходимые приготовления, выбрав изображение или инструмент, соответствующие цели обряда. Окурите их особыми благовониями, и если необходимо что-либо написать на изображении, сделайте это специальной иглой или стилетом. Затем произнесите над изображением следующие слова:
VSOR, DlLAPIDATORE, TENTATORE, SoiGNATORE, DEVORATORE,
Concitore, Et Seductore. О все твои посланники и соратники, я приказываю, заклинаю и повелеваю подчиниться мне добровольно, а именно, немедленно ос
вятите этот образ, который олицетворяет........, и когда их лица окажутся напротив, пусть они никогда не смогут посмотреть друг на друга.
Отнесите фигурку в какое-нибудь зловонное место (особенно подходят запахи Марса, например, серы и assafoetida). Оставьте изображение там на ночь, окропив его надлежащим образом; помните о соблюдении соответствующего дня и часа. Те же слова произнесите и тогда, когда опыт имеет отношение к возлюбленным1 и выполняется с символами и именами, или другим способом. Если для достижения цели опыта требуется использовать пищу, то в соответствующие денв и час следует выполнить те же самые приготовления. Все вещи, инструменты и пищу разложите перед собой и скажите: Где вы, SOIGNATORE, USORE, DlLAPIDATORE, И DENTORE; CONCISORE, Divoratore, Seductore, и Seminatore? Вы, кто сеет разногласия, где Вы? Вы, кто вселяет ненависть и распространяет вражду, я заклинаю вас Тем, Кто создал Вас для этой работы, выполнить ее, чтобы, когда N. [имя человека] будет есть такую пищу или коснется ее, никогда не будет знать он покоя.
Затем дайте нужному человеку эту пищу, но сделайте это в час Сатурна или Марса, соблюдая все предписания для подобных опытов.
§ 2. Об опытах в сфере любви
Мы знаем, что средневековый маг жил довольно убого, нужда была его обычным состоянием; он жаждал сокровищ; презираемый, он стремился к совершенству, к обладанию тайной и силой этого странного искусства — Магии: одинокий сластолюбец, он стремился, с помощью заклинаний и любовного зелья, привлечь благосклонность женщин. Быть богатым, растоптать врагов и утолить желания плоти — вот основные цели, в какую бы форму их ни облекали, почти всей Церемониальной Магии; не удивительно, что Ритуалы изобилуют опытами Венеры, покровительницы любви.
В Истинном Гримуаре нет попыток скрыть незаконный характер опытов любви; в Ключе Соломона эти опыты замаскированы, но действия, направленные на получение благосклонности и любви, описанные в этой работе, на самом деле не более законны, чем опыты Pourfaire venirunefille vous trouver, si sage qu'elle soit ( ~ Заставить благоразумную женщину добиваться вас). Ключ Соломона сдержан, а Гримуары откровенны; первый обещает выполнение желания, не определяя его; в последних все называется своими именами. Правда и то, что Ключ Соломона уповает на помощь Adonai, в то время как другие взывают к силам Ада.
В данном опыте Книга Истинной Черной Магии не повторяет Clavicle и представляет следующее описание
ОПЫТА ЛЮБВИ
Кто бы ни был объектом этого опыта, мужчина или женщина, необходимо совершать его в соответствующий день и час. Действия выполняются с помощью фигурки из воска или другого подходящего материала. Прежде, чем начать изготовление фигурки, произнесите над воском следующие слова: Noga, Jes, Astropolim, Asmo, Coccav, Bermona, Tentator, Soignator — Заклинаю вас, жертвы любви и невоздержанности, Тем, Кто низверг вас в ад! Освятите этот воск должным образом, дабы приобрел он желаемую силу, властью Святейшего Adonay, Кто живет и царствует вовеки. Аминь.
Затем на восковом изображении следует написать освященным гусиным пером необходимые символы и окурить его, сопровождая эти действия следующими словами:
О ты, могучий Король Paymon, чье абсолютное господство простирается на запад! О ты, Egim, сильнейший Король, император холода! О ты, Asmodeus, кто правит на Юге! О ты, Aymamon, благороднейший Король, монарх Восточного мира, чье царствование началось с незапамятных времен и продлится до скончания света! Я взываю к вам и молю вас Им, Чье слово воплотилось, Чьим единым словом, создано все, Кому повинуются все твари; Его Престолом.; Его Волей и Его Именем; Тем, Кто был прежде вечности и создал вечность; Чье Имя написано четырьмя символами Jod, He, Vau, He; их заклинаниями и силой; и Именем Создателя; я заклинаю вас освятить этот образ и сделать так, чтобы он приобрел желаемую силу, Святейшим. Именем Adonay, власть которого — безгранична.
Затем прочтите Заклинание изображения, и если женщина или мужчина не появились, положите фигурку под свою подушку, и в ближайшие три дня тот, кого вы ждали, если только тюремные оковы или сама смерть не остановят его, явится, чтобы безоговорочно выполнить ваше требование.
Если же требуется добиться расположения любимого человека, положите образ под порог, через который он (или она) обязательно переступит. Кроме того, необходимо приготовить особый порошок, которым следует либо незаметно посыпать человека, либо дать ему с едой или питьем. Очень важно, чтобы опыт проходил с использованием освященных инструментов и в соответствующее время. К Духам
обращаются со словами: Заклинаю вас и повелеваю вам, Демоны, способные смутить чувства мужчин и женщин! Этой ночью я заклинаю Тем, Кто создал Вас из ничего и этим образом, ибо я обладаю силой заставить любого человека любить меня, будь то мужчина или женщина.
Когда символы и изображения готовы, над ними произносят следующие слова: Заклинаю вас, О Anael, Donquel, Theliel, принцы любви, и все ваши посланники, кому подвластно растревожить сердца мужчин и женщин и разжечь в них огонь любви! Я заклинаю вас Тем, Кому служат херувимы и стражи Преисподней, Тем, Кто приводит в трепет весь мир, Кому повинуются все создания! Сделайте так, чтобы эти символы и образы обрели силу заставить любого мужчину (любую женщину) полюбить меня, возжелать меня и жаждать моей любви, и чтобы он (или она) не могли любить никого, кроме меня.
Фигурка должна одну ночь полежать в каком-нибудь сосуде, затем в нужный день и час совершите магические действия, и Вас ждет чудо.
Составитель Истинного Гримуара, который, судя по всему, является сторонником самых необычных и причудливых опытов, инструктирует своих учеников
КАК ВЫЗВАТЬ ПОЯВЛЕНИЕ ТРЕХ ДАМ ИЛИ ТРЕХ ГОСПОД В СВОЕЙ КОМНАТЕ ПОСЛЕ УЖИНА
1. Подготовка
Чтобы укрепить свой дух, воздержитесь в течение трех дней от каких-либо магических действий. Утром четвертого дня, сразу после утреннего туалета, следует убрать и приготовить вашу спальню; до вечера нельзя принимать пищу. Но учтите, все, чем Вы будете заниматься в оставшееся время дня, не должно вывести Вас из душевного равновесия. Обратите внимание, чтобы в комнате не было никаких крестообразных предметов и ничего такого, что висит— картин, гобеленов, одежды, шляп, птичьих клеток, балдахинов над ложем и т.д. Самое важное, чтобы в Вашей спальне было чисто и там не было ничего лишнего.
2. Церемония
В спальне, приготовленной, как описано выше, поужинайте в одиночестве; разведите в камине огонь; вокруг накрытого белой скатертью стола поставьте три стула; на стол положите три булочки и поставьте три стакана воды. Наконец, рядом с кроватью поставьте кресло и диван. Отдохнув, произнесите следующее
ЗАКЛИНАНИЕ
Besticitum consolatio veni me vertat Creon, Creon, Creon, cantor laudem omnipotentis и поп commentur. Stat superior carta bient laudem omviestra principiem da montem et inimicos meos о prostantis vobis et mihi dantes que passium fieri sincisibus.
Вслед за этим появятся три человека; присев у камина, они начнут есть и пить, поблагодарив затем того, кто гостеприимно встретил их; если эту церемонию выполняет молодая леди, то придут три господина; если хозяин — мужчина, то появятся три молодые дамы. Гости будут тянуть жребий, чтобы узнать, кто из них останется с вами. Если оператор— мужчина, то одна из дам, которой выпал жребий, сядет в кресло, которое вы установили подле ложа. Она останется с вами до полуночи, но после двенадцати часов она, вместе со своими подругами, уйдет; вашего разрешения на это не требуется. Пока одна из дам будет развлекать вас, другие останутся у камина. Во время беседы с девушкой вы можете говорить о любых искусствах и науках, на каждый вопрос вы немедленно получите исчерпывающий ответ. Вы можете также спросить о скрытых сокровищах и узнаете их точное местоположение и время, подходящее для поиска. Девушка может даже появиться там вместе с подругами, чтобы защитить вас от посягательства Адских Духов, хранителей сокровища. Уходя, она оставит вам кольцо, которое приносит удачу в игре; а если одеть его на палец женщины или девушки, то она по вашему желанию должна будет прийти к вам в любое время. Следует лишь, чтобы дама могла войти, оставить открытым окно.
Эту церемонию можно повторять столько раз, сколько пожелает оператор.
Надо признать, что описанный выше опыт, при очень небольших усилиях по подготовке, обещает грандиозный результат, что сделало его популярным у составителей Гриму аров. То же наблюдение применимо и к следующему процессу, который, в качестве дополнения, встречается в Великом Гриму-аре, Истинном Гримуаре, Гримуаре Гонориуса и большинстве второстепенных магических произведений. Этому опыту приписывают, благодаря Верховным Духам, чудесную силу. Чтобы понять характер превосходства этих духов, достаточно лишь взглянуть на заголовок.
КАК ЗАСТАВИТЬ ДАЖЕ САМУЮ БЛАГОРАЗУМНУЮ ДЕВУШКУ ДОБИВАТЬСЯ ВАС
Во время опыта, между одиннадцатью часами и полуночью, на ночном небе должно быть хорошо видно яркую звезду, причем не важно, новолуние это или Луна убывает. Но вначале сделайте следующее. Возьмите чистый пергамент. Напишите на нем имя той, чьего присутствия Вы желаете. Сделайте это так, как показано на рисунке. На обратной стороне напишите слова: Melchiael, Bareschas. Затем положите пергамент на землю вниз стороной, на которой написано имя женщины. Преклоните левое колено а правой ногой наступите на пергамент. В таком положении, глядя на самую яркую звезду на небосводе и держа в правой руке тонкую (тем не менее, ее должно хватить не менее чем на час) свечу из белого воска, прочтите следующее
ЗАКЛИНАНИЕ
Я приветствую и заклинаю Тебя, О великолепная Луна, О великолепная Звезда, О яркий свет, который я держу в руке. Воздухом, которым, я дышу, собственным дыханием, землей, по которой я ступаю, я заклинаю Вас, и всеми именами влиятельных небесных духов; невыразимым Именем On, которым, создано все; Тобой, О Великолепный Ангел Гавриил, вместе с Принцем Меркурия, Michiael и Melchidael! Я вновь и вновь заклинаю Вас всеми Чудодейственными Именами Бога, чтобы Вы ниспослали мне право подчинить, мучить и приводить в смятение тело, дух, душу и все пять чувств N., чье имя написано здесь, так, чтобы она вынуждена была прийти ко мне и выполнить мое желание, а пока она безразлична ко мне, не могла бы сблизиться ни с кем в мире. Пусть же будут невыносимыми ее муки, пусть же страдает она и мучается. Идитеже, немедля; идите, Melchidael, Baresches, Zazel, Firiel, Malcha, и все те, кого я не упомянул (sic). Я заклинаю Вас именем великого вечноживущего Бога выполнить мое желание, а я, N., обещаю отблагодарить Вас как следует.
Трижды произнеся это заклинание, поставьте свечу на пергамент и дайте ей догореть. Сразу после этого положите пергамент в свой левый башмак и оставьте его там до тех пор, пока девушка, ради которой вы все это предприняли, не придет к вам. Вы должны указать в Заклинании день предполагаемого свидания, удобный и для Вас, и для дамы.
Этот процесс для исполнения не очень удобен, даже труден. Глупо полагать, по-видимому, что есть Принцы Духа, живущие в огоньке свечки и воздействующие на непокорных дам, и никакие отговорки не могут оправдать поведение влюбленного соперника; и, хотя опыт живописен, а духи Sator, Arepo, Tenet, Opera, Rotas обладают невероятным могуществом, он не так уж отличается от других методов Clavicle.
§ 3. Об опытах с невидимостью
Позднее мы увидим, что некоторые процессы относят к Черной магии только потому, что они описаны в Гримуарах. Есть и другие процессы, которые по своей природе не могут быть Goetic, но вызывают возражения просто из-за обвинений в их адрес.
Интересно будет увидеть, как в одном Ритуале эти опыты имеют совершенно безобидный вид, а в другом —- все признаки дьяволизма. Опыт с обретением невидимости, который мы здесь затронем, иллюстрирует все эти моменты.
Итак, Церемониальная Магия претендует на то, что ее приверженцы могут овладеть кольцами Gyges (легендарные кольца, делающие их обладателя невидимым). Впервые описание опыта с невидимостью встречается в Ключе Соломона, считающимся самым древним из всех Ритуалов. Однако здесь нет упоминания о кольце, а требуется просто вызвать Алъмираса (Almiras), Мастера Невидимости. Что касается специальных приготовлений, символов и кругов, то это остается на усмотрение оператора. В одной из рукописей, переведенной на английский язык, представлен процесс достижения невидимости с помощью воскового изображения. Человек, должным образом изготовивший и освятивший фигурку, при условии, что она находится при нем, должен, как предполагается, обрести невидимость. В Книге Истинной Черной Магии можно прочесть следующее: Прежде чем начать опыт с невидимостью, следует выучить наизусть эти слова: Scaboles, Habrion, Eiae, Еимюгг, Gabolh, Semttrion, Mentinobol, Sabaniteut, Heremobol, Cane, Methe, Baluti, Catea, Timeguel, Bora, той властью, которую вы имеете над нами, выполните эту работу, так, чтобы ямог стать невидимым2. Эти слова должны быть написаны кровью перед тем, как произнести3 следующее Заклинание: О Духи Невидимости, заклинаю васи повелеваю немедленно освятить этот опыт, так, чтобы, несомненно и без обмана, я смог стать невидимым. Кроме того, я заклинаю вас Люцифером, вашим князем, вашим повиновением ему и силой Божьей, без промедления помочь мне, освятив этот опыт, и чтобы не лишился я ни моего тела, ни моей души. Да будет так, да будет так, да будет так.
Подготовьтесь к этому опыту с надлежащей торжественностью и усердием, как это предписано в соответствующей главе: так ты будешь действовать с уверенностью и так обретешь истину; но тот, кто пренебрег хотя бы одним из предписаний, не достигнет желаемого, ибо любой человек может войти в город через ворота, но лишь избранные —сквозь стены.
Этот отрывок —просто краткое переложение процесса, содержащегося в Clavicle; упоминание Люцифера привнесено позже.
Вместо этих убогих и, в общем, бессмысленных инструкций, Истинный Гримуар предлагает очень любопытный процесс, чудовищный и фантастический одновременно, напоминающий колдовство Фессалии (ист. обл. Греции) и имеющий прямое отношение к фольклору.
КАК СТАТЬ НЕВИДИМЫМ
Начните операцию в среду перед восходом солнца, при себе имейте семь черных бобов. Затем возьмите голову мертвеца; один из бобов положите ему в рот, по одному — в глаза и уши. Затем нарисуйте на этой голове следующие знаки. (Нет ни в одном Гримуаре.) Сделав это, закопайте голову лицом вверх и каждый день перед восходом солнца, на протяжении девяти дней, поливайте это место дорогим бренди. На восьмой день появится нужный дух и спросит: Что ты делаешь? Вы должны ответить: Я поливаю свой росток. Затем дух скажет: Дай мне эту бутылку; я сам полью это растение. Вы ответите отказом, но он снова попросит бутылку. Вы будете непреклонны до тех пор, пока он не протянет к вам свою руку и не покажет тот же самый рисунок, что вы нарисовали на мертвой голове, рисунок этот начинается от кончиков его пальцев. Лишь в этом случае можно быть уверенным, что этот дух действительно является духом головы, ведь вы можете оказаться под влиянием совсем другого демона, который принесет вам вред, и, как следствие, ваши действия окажутся безрезультатными. Когда вы отдадите духу бутылку, он польет голову и отбудет. На утро девятого дня вы обнаружите, что бобы проросли. Положите один из них себе в рот и посмотритесь в зеркало. Если не видите себя, это хорошо. Проверьте подобным лее образом и остальные бобы, или проверьте их, положив в рот ребенка. Бобы, которые не «действуют», следует снова положить в голову.
Кратковременная невидимость имеет преимущества для тайной любовной связи, что, кажется, очаровывает составителя Малого Альберта (Little Albert), и он относится к проделкам Gyges (пользуясь невидимостью, он подсматривал за обнаженной женой царя Лидии) с очевидной благосклонностью, предваряя рассказом о нем процесс обретения
Невидимости с помощью Кольца
Эта важная операция выполняется в среду, весной, под покровительством Меркурия, когда он находится в благоприятном соединении с другими планетами — Луной, Юпитером, Венерой или Солнцем. Возьмите ртуть, твердую и хорошо очищенную, отлейте из нее большое кольцо, так, чтобы оно легко надевалось на средний палец. Над кольцом, в которое надо вставить небольшой камушек, найденный в гнезде чибиса, произносите следующие слова: Иисус ф, пройдя сквозь него ф, исчез 4.
Далее, поместив кольцо на лист из затвердевшей ртути треугольной формы, приготовьте благовония из растения семейства Mercurialis и трижды окурите ими кольцо; оберните кольцо лоскутком из тафты, по цвету соответствующей Меркурию, и отнесите его в то гнездо чибиса, откуда вы взяли камушек. Через девять дней заберите кольцо из гнезда и вновь окурите его. Храните кольцо, как зеницу ока в маленькой коробочке, также изготовленной из затвердевшей ртути. Используют его так: наденьте кольцо на палец; его сила так очарует присутствующих, что обладатель перстня становится невидимым. Когда же он пожелает стать снова видимым, надо просто повернуть кольцо, чтобы камушек оказался на внутренней стороне ладони, и прикрыть кольцо другой рукой.
Но Элифас Леви утверждает, что единственные авторы, которые писали серьезно о кольце Gyges или его аналогах— это Порфир (Porphyry), Iamblichus и Питер Апоно (Аропо); что их рассуждения аллегоричны и касаются Великой Магической Тайны. Как бы то ни было, в Малом Альберте представлен другой вариант процесса, якобы заимствованный из этих авторитетных источников, а также из произведений Корнелиуса Агриппы, которого иногда называют, вопреки хронологии, учителем Питера Апоно. Необходим, во-первых, клок шерсти с верхней части головы гиены. Этими волосами следует оплести кольцо, которое нужно отнести опять-таки в гнездо чибиса и оставить там на девять дней. Здесь также используются благовония из растений семейства Mercurialis. Тот, кто носит это кольцо, будет невидим, но вновь обретет плоть, сняв его с пальца.
Элифас Леви замечает, что эти предписания напоминают историю о колокольчике Rodilard, но подобного рода критика здесь едва ли уместна, поскольку шерсть гиены можно отыскать и не устраивая на нее охоту. То, что ускользнуло от взгляда этого оккультиста, очевидно для обычного читателя: голова гиены покрыта короткой шерстью, которой ничего нельзя оплести. Однако логика здесь все же есть: для достижения невыполнимой цели выдвигаются невыполнимые же условия5.
§ 4. О Руке Славы
Немногие, кто хоть раз слышал замечательную легенду о Руке Славы, встречающуюся в Гримуарах, смогут забыть о ней. Но не всем известно, что под этим именем существуют два различных процесса, цели которых также неодинаковы; сомневаемся, что оба опыта должны быть на вооружении любого квалифицированного оператора, который на данном примере смог бы удостовериться в достоинствах Белой и Черной Магии. Овладение первым процессом могло бы стать источником искушения, поскольку он разработан прежде всего для тех, кто хотел бы заниматься грабежами и разбоями и при этом чувствовать себя в безопасности. Второй делает грабеж со взломом ненужным, ибо и так гарантирует приличный достаток, но, в то же самое время, в нем не возбраняется в крайних случаях прибегать к преступным действиям. Согласно Albertus Parvus Lucii Libellus, Рука Славы — это правая или левая рука преступника, казненного через повешение. Как ее раздобыть — дело Мага. В дни Казни в Tyburn (быв. место публичной казни в Лондоне) такую вещь можно было получить даром, правда, не без риска. Рука, однако, обязательно должна быть обернута куском савана, значит, перед погребением преступник должен был быть расчленен. Чтобы удалить остатки крови, завернутую в ткань руку следовало хорошенько отжать, после чего ее помещают в глиняный сосуд, добавив туда немного zimort, селитры, соли и черного молотого перца. Все это извлекают из сосуда по прошествии пятнадцати дней и высушивают на солнце в период, когда Сириус особенно ярок (с 3 июля по 11 августа). Если солнца недостаточно, можно воспользоваться теплом огня, разожженного из папоротника и вербы. В процессе сушки из руки должен испариться весь жир; тому, что получилось в процессе сушки, добавив чистого воска и измельченных зерен кунжута из Лапландии, придают форму свечи. Где бы ни зажигали этот ужасный светильник, он заставляет каменеть всех присутствующих, а Маг в это время может делать все, что пожелает. Влиянию Руки Славы возможно противодействовать, помазав порог двери или других мест через которые Маг может проникнуть в дом, мазью, составленной из желчи черной кошки, жира белой домашней птицы и крови совы. Эта мазь также готовится в дни Сириуса.
Жаль, что этот, во всех отношениях замечательный, процесс не опирается на личные свидетельства его автора, но, как говорится в описании, несколько человек признались под пыткой, что применяли это средство очень успешно. Достойно сожаления также, что из-за невозможности добыть нужные «материалы» другой опыт не получит практического подтверждения и останется, скорее всего, лишь в изложении своего изобретателя. Заметим, однако, что в данном случае Рука Славы — не рука, а змея; процесс, фактически, не связан ни с одним конкретным именем, но он всецело соответствует духу Черной Магии.
Arrachez le рой avec sa racine d'une jument en chaleur, lepluspres de la nature (~ вырвите несколько волос с корнем из гривы почти загнанной кобылы), приговаривая: Dragne, Dragne, Dragne. Завяжите волосы узлом, затем сразу нее, не торгуясь, купите новый глиняный горшок с крышкой. Возвращайтесь домой как можно скорее; наполните горшок ключевой водой, не доливая до краев двух дюймов. Опустите туда «материал», накройте горшок крышкой и установите его в недоступном месте; лучше ни вам, ни кому-либо другому не знать, что там происходит, ибо, как говорит Гримуар, это опасно. По истечении девяти дней, ночью, унесите горшок в уединенное место и откройте его. Вы обнаружите маленькую змееподобную тварь, которая тут же высунется из горшка. Скажите: Я принимаю договор. Не касаясь твари, переложите ее в новую коробку, которую, не торгуясь, вы купили специально для этой цели; ежедневно кормите монстра только шелухой пшеницы. Если вы испытываете недостаток в средствах, вложите в коробку то количество денег, которого вам недостает. Поставьте ее рядом со своей кроватью, а сами поспите три или четыре часа; проснувшись, вы найдете золота вдвое больше, чем оставили змее. Однако те деньги, что вы вначале положили в коробку, следует там и оставить; у вас будет своего рода волшебный банк, ежедневно удваивающий капитал. Если ваш питомец выглядит как обычная рептилия, Вы не должны класть в коробку более ста франков единовременно; но если покровительствующая вам планета наделит вас сверхъестественными способностями, и у монстра будет человеческое лицо, то он сможет справиться и с тысячей франков. В любом случае, чтобы не лишиться этого чуда, оператор должен соблюсти два условия: он должен заключить соглашение, и в коробку необходимо поместить чистый пергамент с магическими символами, которые Гримуар не приводит. Если, однако, вы пожелаете уничтожить змейку, добавьте ей в корм немного муки, используемой для освящения в первой Мессе священника; тогда она умрет. В целом, проще сохранить волшебное животное, тем более, что свою часть договора можно выполнить не полностью или не выполнять вообще. И хотя бесстрастный автор Истинного Гримуара подчеркивает серьезность этого предприятия, но даже Находящую Золото Курицу вырастить, кажется, и легче, и не так противно.
§ 5. Явление Духов Воздуха
Для Черных Магов и для автора Comte de Gabalis, воздух— прибежище совсем иных существ, нежели птицы и крылатые насекомые, но процесс их вызова исключительно сложен в силу специфики требующихся материалов. Конечно, нетрудно добыть мозг петуха; препарировать птицу может кухарка или мясник. Земля из могилы — второй компонент; но недостаточно просто посетить ближайшее кладбище, потому что необходима земля не с поверхности, а лишь та, что у самого гроба. В дополнение к этому нужно только миндальное масло и чистый воск. Смесь из четырех компонентов следует обернуть листом чистого пергамента, на котором предварительно начертаны слова Gomert, Kailoeth и символ Khil.
Останется лишь поджечь подготовленные таким образом материалы, после чего оператор увидит нечто такое, что Гримуар характеризует как потрясающее, но никак не определяет. Этот опыт, говорится далее, должен выполняться только теми, кто ничего не боится.
Над этим можно просто посмеяться, но вдумчивый читатель поймет, что это — квинтэссенция и отражение всего магического искусства. Вся Черная Магия — и большая часть Белой — ив этих двух словах вся суть— это отвратительная и столь же безумная мешанина. Существуют намного более сложные опыты, но немногие из них так показательны. Нет надобности говорить, что описанный опыт был чрезвычайно популярен и встречается в большинстве Гримуаров.
§ 6. О Предсказаниях Уриэля
Существует множество сомнительных, даже на первый взгляд, обрядов, которые при ближайшем рассмотрении вызывают еще большее сомнение в своей принадлежности к Белой Магии. И напротив, есть опыты, описанные в Гримуарах, или в сокровищницах тайн, их сопровождающих, в которых нет ничего отталкивающего; однако они включены в Гримуары и на самом деле заслуживают того, чтобы отнести их к Черной Магии. Кроме того, процесс, который в одном Ритуале выглядит просто как любопытный или забавный, например, как образец гипноза или ясновидения, в другом может иметь все признаки дьяволизма. Метод предсказания, названный Слово или Речь Уриэля, т. е. ответы или предсказания этого духа, вызванного в специальной церемонии — в Истинном Гри-муаре появляется в качестве опыта, основанного на Гидромантии (гадание по воде), но в Verus Jesuitarum Libellus Заклинание Уриэля представлено как адское заклинание, то есть очевидный процесс Черной Магии.
В Истинном Гримуаре опыт сформулирован следующим образом:
ОБРАЩЕНИЕ К УРИЭЛЮ
Чтобы преуспеть в этом действии, необходимо в точности соблюсти все предписания. Необходимо выбрать небольшую комнату или кабинет, куда по крайней мере девять дней не входили нечистые женщины. Это место как следует убирают и освя-~ щают благовониями и парами. Посередине комнаты ставят стол, накрытый белой скатертью; на столе должны быть: новый стеклянный сосуд с ключевой водой, набранной перед самым действием; три маленькие тонкие свечи девственного воска, смешанного с человеческим жиром; квадратный лист девственного пергамента со стороной шесть дюймов; отточенное перо ворона для письма; фарфоровая чернильница, наполненная свежими чернилами; небольшой поднос со всем необходимым для разведения огня. Рядом со столом должен стоять мальчик девяти или десяти лет, чисто и скромно одетый, хорошего поведения. Одна из трех тонких свечек должна быть установлена на большую новую иглу на расстоянии шести дюймов позади сосуда; две другие устанавливают подобным образом справа и слева. Все подготовительные действия сопровождаются следующими словами: Gabamiah, Adonay, Agla, О Господь Бог Всевластный, помоги нам!
Девственный пергамент кладут справа от склянки, а перо и чернила — слева. Окна и дверь комнаты закрывают еще перед началом опыта. Разводят огонь, зажигают свечи, и мальчик — с непокрытой головой и скрещенными руками становится на колени, чтобы лучше видеть склянку. Вслед за этим распорядитель действия приказывает мальчику внимательно смотреть на сосуд; негромко, но как можно отчетливей, близко к правому уху мальчика, оператор произносит следующее
ЗАКЛИНАНИЕ
Uriel, Seraph, Josata, Ablati, Agla, Caila, я молю и заклинаю тебя Четырьмя Словами, которые Бог произнес Его устами рабу Его Моисею, Josata, Ablati, Agla, Caila, и Девятью Небесами, где обитаешь ты, непорочностью ребенка, который пред тобою, заклинаю тебя появиться, безотлагательно и явно в этом сосуде, чтобы обнаружить, не тая, ту правду, которую я желаю знать; когда ты исполнишь это, я отпущу тебя с миром и добром, именем Святейшего Adonay.
После этого заклинания нужно спросить ребенка, видит ли он что-нибудь в склянке; и если он ответит, что видит Ангела или что-то другое, оператор должен приветливо сказать:
Благословенный Дух, приветствую тебя! Заклинаю тебя еще раз, от имени Святейшего Adonay, немедля просвети меня и т. д. [Назовите предмет, информация о котором желательна.] И если по неизвестным нам причинам ты не желаешь, чтобы услышали твой голос?, я заклинаю тебя Самым Святым Именем Adonay, написать все, до завтрашнего утра, на этом девственном пергаменте, или, хотя бы, показать мне во сне этой ночью то, что я желаю.
Если Дух ответит, его следует почтительно выслушать; если же, после трижды произнесенной молитвы, он не заговорит, погасите свечи и покиньте комнату, затворив за собою дверь. Вернувшись на следующее утро, оператор обнаружит ответ на свой вопрос написанным на девственном пергаменте, если только он не узнал желаемое из своего сна.
Этот опыт ясновидения с помощью стеклянного кубка, фантастической церемонии и только одного чудовищного условия, заменен в Verum Jesuitarum Libellus злобным многостраничным заклинанием, в котором Дух Уриэль удостоен всех ужасных слов, сошедших когда-либо с уст Создателя Небес и Земли в адрес Злых Ангелов; где бы Дух ни находился, даже в пасти Ада, ему приказано, под страхом мучений и пыток, явиться перед оператором, недостойным слугой Божьим. Духу предписано появиться открыто и скромно, в человеческом облике, и принести желаемое; он должен явиться спокойно и терпеливо, без шума, без вреда, без ослепления, без немоты, без шороха, без грома, без града, без взрыва, без дыма, без дрожи. Этот процесс не был завершен и потому делать обширные выдержки из него особого смысла нет; но очевидно, что целью Заклинания Уриэля в трактате-подделке о Магии Иезуитов является подчинение дьявола, а не стремление расположить Благословенного Духа, как в Истинном Гримуаре.
§ 7. О Зеркале Соломона, пригодном для всех Видов Предсказания
Следующий процесс описан в Истинном Гримуаре и некоторых других произведениях. Этот способ предсказания близок предыдущему. Он не связан с Черной Магией, за исключением использования крови, на самом деле он представляет собой опыт самогипноза, подкрепленный обычными церемониями.
СОЗДАНИЕ ЗЕРКАЛА СОЛОМОНА
Именем Господа, Аминь. Ты увидишь в этом зеркале все, что пожелаешь. Во Имя Господа благословенного, во Имя Господа, Аминь.
Во-первых, вам не позволено ни иметь никаких плотских контактов, ни грешить в мыслях или поступках в течение предписанного времени. Во-вторых, вы должны совершать много благочестивых и милосердных дел. В-третьих, возьмите отполированную, блестящую пластину высококачественной стали, слегка вогнутой, и кровью белого голубя напишите на ее поверхности, вдоль граней, имена Jehova, Eloym, Metatron, Adonay. Оберните эту стальную пластину чистой белой тканью. В первую ночь новолуния и в первый час после заката, подойдите к окну и, обратив почтительный взгляд к Небесам, скажите; О Вечный! О Вечный Царь!
Бог невыразимый! Ты, Кто создал все вещи из любви к людям и тайным суждением для благоденствия человека, соизволь взглянуть на меня, К, Твоего недостойнейшего слугу, и выслушать мое намерение. Соблаговоли послать ко мне Твоего Ангела, Anael, пусть покажется он в этом зеркале, тот, кто командует и повелевает своими товарищами и Твоими подчиненными, кого создал Ты, о Всемогущий Господь, Кто был, есть и пребудет вечно, чтобы Именем Твоим они могли судить и действовать справедливо, направляя меня во всем, что я потребую от них.
Наконец, окропите горящие угли специальными благовониями и произнесите: В этом, этим, и сэ-тим, чем я окропил Твое лицо, О Бог, мой Бог, Кто благословен, Триедин, и Кто в божественном величии восседает выше Херувимов и выше Серафимов, Кто накажет мир огнем, услышь меня!
Повторите эти слова трижды, после чего подышите, также три раза, на зеркало, и скажите: Приди, Anael, приди, явись по доброй воле, во Имя Отца всемогущего, во Имя ф Сына мудрейшего, во Имя Святого Духа вечного! Приди, Anael, Именем ужасного Jehovah! Приди, Anael, с помощью бессмертного Elohim! Приди, Anael, правой рукой всемогущего Metatron! Приди ко мне, N. [назовите свое имя, глядя в зеркало], и прикажи своим подчиненным, чтобы в любви, радости и мире явили они моему взору то, что сокрыто от меня. Да будет так. Аминь.
Сказав и выполнив все так, как описано выше, поднимите глаза к небесам и произнесите: О Всемогущий Господь, Кто повелевает всем вещам случаться согласно Твоей воле, услышь мою молитву, и пусть мое желание не противоречит Тебе! Господи, О Господи, если Ты снизойдешь, соизволь взглянуть в это зеркало и благословить его, чтобы Anael, один из слуг Твоих, мог показаться в нем, вместе со своими товарищами, чтобы удовлетворить меня, N., Твоего бедного и скромного раба. О Боже, благословенный и возвышающийся над всеми небесными Духами, Кто вечен и царствует вовек. Аминь.
После этого, ежедневно, в течение сорока пяти дней, рисуйте по одному крестику на себе и на зеркале, и тогда, в конце этого срока, Anael в образе красивого ребенка появится перед Вами, поприветствует и отдаст своим коллегам приказание повиноваться вам. Заметьте — говорит «добрый» процесс — что не обязательно все сорок пять дней пачкать зеркало. Благодаря усилиям, преданности и усердию оператора Ангел часто появляется на четырнадцатый день. Когда он появится, попросите его о желаемом, а также потребуйте появляться и выполнять ваши желания, когда бы вы его ни позвали. В следующий раз, когда вам захочется увидеть в зеркале что-нибудь еще, уже нет необходимости читать все молитвы. Просто окропив зеркало благовониями, произнесите: Прибудь Anael, прибудь, по собственной воле, и т. д.
Чтобы отправить его восвояси, скажите: я благодарю тебя, Anael, что ты появился и выполнил мою просьбу. Ты можешь уйти поэтому с миром, но каждый раз, когда я буду вызывать тебя, ты будешь появляться вновь
Благовония для Anael— шафран.
§ 8. О трех кольцах Соломона, сына Давида
Можно привести здесь еще один пример опыта, отнесенного к Черной Магии лишь случайно. Едва ли речь здесь идет о целостном процессе, который к тому же не вполне понятен, поскольку в Истинном Гриму аре, где он приведен, отсутствуют магические знаки, от которых он зависит. Этот опыт предполагает, что оператор владеет талисманом, на котором нанесены магические фигуры Соломона7, что позволяет ему действовать следующим образом:
Нарисуйте круг, но прежде чем вступить в него и только после того, как духи уже вызваны, окурите его благовонной смесью из, мускуса, янтаря, алоэ и ладана. Важно, чтобы огонек появился только тогда, когда вы уже вызвали Духа, и окуривание должно происходить именно в его честь. Поджигая благовония, скажите: я сжигаю этого N. во славу и во имя N. Текст заклинания обязательно держите в левой руке, жезл старшего8 — в правой, а ковш9 и нож у ног. Проделав это, веши оставьте рядом с собой в круге; если Вы не один, держитесь со своими товарищами за руки. Находясь внутри круга, проведите Ритуальным Ножом по окружности и один за другим поднимите все жезлы, читая при этом Пятидесятый Псалом, а именно, Miserere met Затем окропите круг благовониями, а также святой водой. В четырех точках круга, по диагонали, изобразите символы; с помощью обычных заклинаний запретите Духу входить, после чего приступайте к процессу вызывания и повторите его семь раз подряд. Когда Дух появится, заставьте его назвать символ, который вы держите в руках, и возьмите с него обещание всегда являться по вашему требованию. Просите все, что пожелаете, и ваша просьба будет обязательно выполнена. При помощи следующих слов прикажите ему удалиться: возвращайся к себе—и пусть, пока по моему первому требованию ты будешь появляться, мир да пребудет с тобой. Во имя..., и т. д. Аминь.
ОБ АДСКОЙ НЕКРОМАНТИИ
В последнее время предпринимаются попытки отнести общение с духами мертвых — и тем самым их облагородить— к Белой Магии. Действительно, явление Современного Спиритизма следует отличать от описанных в старинных книгах опытов Некромантии. Схожесть целей может предполагать и родство методов, но на самом деле методы Спиритизма и Некромантии отличаются в корне. Сравнивать их — все равно, что отождествлять Алхимию, достойную звания науки, с обычной торговлей только на том основании, что целью того и другого является приобретение богатства. Современный Спиритизм упомянут здесь только для того, чтобы подчеркнуть его обособленный характер, более подробное его рассмотрение означало бы выход за рамки данного исследования. Необходимо все же добавить, что с помощью Церемониальной Магии честолюбивые оккультные авторы — с присущей им неразборчивостью — иног-Да стремились представить связь с душами умерших как нечто более возвышенное, чем простой Спиритизм. В действительности она таковой не является. Древние обряды Некромантии были варварскими и ужасными; они приобрели цивилизованный
вид лишь благодаря усилиям Элифаса Леви и Пьера Кристиана, именно эти первоклассные фокусники свели Некромантию к простым процессам самогипноза, не представляющим якобы ни,малейшего научного интереса. Настоящая же тайна вызывания духов, по их мнению, сохранена только в святилищах оккультизма; ни Спиритизм, ни тем более Магические Ритуалы — судя по тому, что они из себя представляют, — не имеют к ней никакого отношения; тайна общения с духами умерших, по-видимому, не пользуется уважением у тех, кто ею обладает, потому что высокая душа человека не снизойдет до ответа на вызывание, а та, что отвечает, не достойна посвящения. Однако все эти утверждения относятся к разряду обычных заблуждений, причем вперемешку с ложью.
Некромантия, без каких-либо оговорок, — раздел Черной Магии, именно по этой причине она была исключена из теургической схемы Arbatel; даже в таких работах, как Ключи Соломона и Магические Элементы, содержащих смешанные обряды, нет описания подобных, вызывающих омерзение, процессов. Маг, очевидно, считал себя вправе заклинать и подчинять дьяволов, мучить всю иерархию Преисподней бесконечным перечислением Божественных Имен, но он не должен был тревожить мертвых.
Там, где эти процессы присутствуют, как, например, в Четвертой Книге Корнелиуса Агриппы, они ограничены вызыванием душ, которые — есть основания предполагать, были прокляты, и среди этих процессов встречаются просто отвратительные. Считалось, что с собой распутник уносит в мир иной те желания, которые развратили его
в этом мире, и что покинутое тело постоянно притягивает его дух. Таким образом, использование крови становится обязательным, потому что кровь олицетворяла собой физическую жизнь; обрядом также предписывалось использование частей тела, будь то плоть или кости. Нет нужды говорить, что вызывания, требующие использования таких «материалов», относятся именно к Черной Магии, но каждый раз искушенные знатоки оккультизма почему-то упускали это из виду.
«Необходимо также понимать, — говорит псев-до-Агриппа, — что тот, кто собирается воскресить душу какого-нибудь мертвеца, должен делать это в знакомых умершему местах, куда душу что-то влечет и где она может соединиться с телом... Поэтому для этой цели более всего подходит кладбище, а еще лучше такое место, где был приведен в исполнение приговор». Ясное указание на виселицу. Поле битвы или другое место массового кровопролития тоже подходит для этого опыта, но предпочтительнее всего — место убийства и желательно, чтобы труп еще не был убран. Этим высказыванием о Некромантическом Вызывании Четвертая Книга и ограничивается, сам же ритуал не приводится; его следует искать у астролога Сиблея (Ebenezer Sibley) и в приложениях к Великому Гримуару и Красному Дракону. Сиблей не говорит, из каких источников он позаимствовал описание ритуала, но очевидно, что это не были печатные книги. Одной из них, вероятно, является МС Sloane 3884 из библиотеки Британского музея. В любом случае, этот процесс не является выдумкой какого-то одного автора; он развивает принципы, установленные псевдо-Агриппой, и весьма согласуется с мрачным духом Черной Магии. Приводим его дословно.
Но если нужно вызвать не знакомых духов или духов Преисподней, а призрак мертвеца, то Маг, взяв с собой помощника, должен точно в полночь прибыть— поскольку церемония может быть совершена только между двенадцатью и одним часом ночи — на то кладбище и к тому склепу, где захоронено тело выбранного покойника. Прежде всего следует открыть или приоткрыть могилу так, чтобы иметь непосредственный доступ к телу. Маг, пока его компаньон или помощник держит освященный факел, должен очертить круг и, держа в правой руке магический прут, повернуться поочередно ко всем четырем ветрам, затем, трижды коснувшись прутом мертвого тела, повторить следующие слова: Силой Святого Воскрешения, и муками проклятых я заклинаю и вызываю тебя, Дух умершего N., ответить на мои, твоего господина, вопросы и подчиниться при помощи этих священных церемоний, под страхом вечных мук и страданий.... BERALD, BEROALD, BALBIN, GAB, GABOR, AGABA. Восстань, восстань, я повелеваю и приказываю тебе.
После этих действий призрак станет видимым и ответит на любые вопросы заклинателя. Но если предполагается задавать вопросы духу человека, который повесился, утонул или лишил себя жизни каким-то иным способом, то ритуал надо совершить в том месте, где тело было найдено после самоубийства, но прежде, чем к нему мог кто-то прикоснуться. В этом случае церемония следующая. Заклинатель привязывает к концу магического прута пучок травы семейства Scrophularia (st. John Wort) или Millies perforatum и голову совы; в полночь, подойдя к месту, где лежит труп, Маг рисует круг и торжественно произносит: Тайнами глубин, огнем Проклятья, властью Востока и тишиной ночи, Святыми Обрядами Гекаты, я заклинаю и вызываю тебя, твой неспокойный дух, явиться сюда и открыть мне причину твоего несчастья, рассказать, почему ты свершил насилие над своей жизнью, данной Господом, и где ты обитаешь теперь, и куда отправишься после.
Затем нанесите трупу девять легких ударов прутом и добавьте: Я заклинаю тебя, Дух этого умершего N., ответить на мои вопросы, которые я задам тебе, если ты все еще надеешься облегчить свои страдания и обрести вечный покой в раю; Кровью Иисуса, которую Он отдал ради твоей души, заклинаю и повелеваю тебе сказать мне то, о чем я спрошу тебя.
Сняв труп с виселицы, следует положить его на землю так, чтобы голова была направлена на восток; после произнесения приведенного ниже заклинания в правую руку надо взять блюдо с огнем, в который добавлено немного вина с мастикой и смолой гумми, и [содержимым] пузырька самого лучшего масла. Надо иметь также ручные мехи и немного древесного угля, чтобы, когда тело встанет, огонь горел ярко. Вот это Заклинание:
Заклинаю тебя, твой Дух N., чтобы ты немедленно вернулся в свое прежнее тело и ответил на мои вопросы; властью Святого Воскрешения и телом Спасителя мира, я повелеваю тебе, заклинаю тебя, приказываю тебе, под страхом мук и скитаний трижды по семь лет, которые я, силой священных магических обрядов, имею власть причинить
тебе; твоими вздохами и стонами, заклинаю тебя ответить. Да помогут тебе Бог и молитвы Святой Церкви. Аминь.
Пока горит огонь с мастикой и ароматическим гумми, эта церемония повторяется трижды; тело начнет подниматься и, наконец, встанет вертикально перед заклинателем, отвечая слабым и глухим голосом на вопросы: почему он убил себя, где его пристанище, чем он питается и как живет, когда обретет покой и чем ему молено помочь в этом; заодно спросите его о том, где спрятаны сокровища этого мира. Кроме того, дух может верно рассказать о местах обитания призраков и способах общения с ними, и, насколько это в его компетенции, о природе Звездных Духов и адских существ. Когда призрак полностью ответил на все вопросы, Маг, из сочувствия и почтения к умершему, должен сделать то, что, возможно, будет способствовать обретению покоя этим духом: он должен вырыть могилу и, заполнив ее наполовину негашеной известью, с небольшим количеством соли и обычной серы, должен поместить туда обнаженное тело. Когда тело почти превратится в прах, волнение Звездного Духа сразу же успокоится. Но Маг должен очень внимательно следить за тем, чтобы держаться в пределах круга каждый раз, когда — чтобы ответить на его вопросы — возникают призраки или восстают мертвецы, если положение звезд совпадает с таковым в момент его рождения, он как бы попадает в категорию тех, кто использует Черную Магию для неправедных целей, необходимо предварительно очертить круг или повесить на грудь напротив сердца (или держать в руке) Магическую фигуру Соломона, в противном случае вызывание любого из духов становится очень опасным. Прямо в процессе обращения к ними, призраки мертвецов легко могут вызвать внезапную смерть мага, рожденного под таким сочетанием планет.
Следует признать, что этот процесс мрачен и действует угнетающе, приверженец оккультизма вряд ли позавидует магу в момент, когда труп начинает делать первые движения. Тем не менее, обряд неспешный и даже спокойный в сравнении с чу-довищным ритуалом из Великого Гримуара, который мы процитируем, полагаясь на Леви, поскольку ни одно из доступных изданий этой работы: ни Красный Дракон, ни какое-либо другое знакомое мне произведение, не содержит его описания. Не исключено, что сам Леви и придумал этот обряд, чтобы подтвердить свою правоту.
«Есть также некромантические процессы, в которых могилу нужно раскопать руками (чуть ли не ногтями), вынуть несколько костей и сложить их у себя на груди в виде креста, а затем, во время Мессы в полночь Сочельника, в момент освящения, выбежать из церкви с криком: «Пусть мертвые восстанут из своих могил!» Вернувшись на кладбище, нужно взять горсть земли со дна могилы и насыпать ее в виде дорожки до двери церкви (где все встревожены происшедшим), войти туда с крестом из костей и вновь возопить: «Пусть мертвые восстанут из своих могил!» И если вас не схватят и не посадят в сумасшедший дом, медленно удалитесь, отсчитайте четыре тысячи пятьсот шагов по прямой линии, не-взирая на то, пройдет ли она по удобной дороге или же на вашем пути встанет стена; преодолев это расстояние, лягте на землю, скрестив, как у покойника в гробу, руки, и печально повторите: „Пусть мертвые восстанут из своих могил!", затем трижды назовите имя человека, чьего появления вы ждете».
Цели некромантических вызываний в Гримуарах во многом те же, что и цели других обрядов. Если маги, будь то в старину или в наши дни, и решались потревожить дух Аполлона, то только для того, чтобы решить свои финансовые проблемы. Таким образом, процесс Некромантии будет достойным заключением данного исследования, поскольку он предназначен призывать и изгонять человеческий дух, который, как предполагается, стоит на страже тайных сокровищ. Приведенный ниже процесс взят из Verus Jesuitanim Libellus и он является пе plus ultra (непревзойденным) образцом Церемониальной Магии, характеризующим ее со всех сторон. Конечная цель всего — деньги, говорит маг, и если бы его попросили определить Оккультную Науку, он ответил бы, что это метод завладения деньгами духов. Все содержание текстов в целом отвечает этому определению.