Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные принципы средневековой христианской антропологии (Бл. Августин)
Аврелий Августин — епископ, философ, проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием». О бытии. Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие. Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Бог, мир и человек. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от Судьбы и фортуны. Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок и в мире все стало подчиняться законам природы. Человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно. Душа есть только у людей, животные её не имеют. Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.
О свободе и божественном предопределении . Первые люди до грехопадения обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом. После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить. Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воле («Не моя воля, но твоя да будет» Лк.22:42). Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как Свою собственную. Каждый человек, следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и допускается в Небесное царство.
Влияние на христианство. Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами. В средневековой философии, находившейся под влиянием религии, проблема свободы однозначно сводится к проблеме свободы воли. Как богословы, так и философы разделились во мнении и одни полагали волю свободной, другие нет. Принцип провиденциализма предполагал, что божественное провидение постоянно задает миру определенные параметры и ничего в мире не происходит без воли божьей на то. Т. е. все предопределено и установлено Богом, что собственно распространяется и на деятельность человека. Но тогда возникает ряд вопросов, стягивающихся, по сути, к одному: откуда в мире зло? Согласно принципу провиденциализма, вся ответственность за зло в мире, всякую неправду и несправедливость должна возлагаться на Бога. Но Бог мудр и всеблаг и творить плохое и мерзкое, несправедливое не может, а, следовательно, не может и предопределять и к злу, как не может и не предвидеть результатов своих творческих актов. Следовательно, необходимо было оправдать Бога за творящееся в мире зло. Единственный вариант в рамках монотеизма - это свободная воля человека, которой наделил человека преисполненный благодати Бог. Итак, человеку присуща свободная воля, дабы человек мог свободно и без всякого принуждения возлюбить Бога. Но свободная воля привела человека к акту грехопадения, вследствие чего душа, разум и тело человека, а, следовательно, и воля были повреждены. Человек отпал от Бога и теперь через грех, благодаря свободной воле в мир вошло зло. Таким образом, все зло и вся мерзость в мире от свободной воли человека. Теперь без помощи Бога, к которому человек должен опять же свободно обратиться, т.е. сам без всякого принуждения, добра в этом мире не жди. В итоге человек становится ответственным за всю мерзость мира благодаря наличию свободной воли. Проходят века, Бог все ждет, а человек к нему все никак не спешит возвращаться, все норовит пожить по свободной воле своей. Бог не может совладать со свободной волей человека или не хочет? Не может и не хочет или может, но не хочет, или же хочет, но не может? Но все это как-то не согласуется с понятием всесильного, всеблагого и премудрого Творца. И тогда выдвигается идея о том, что никакой свободной воли человека нет. Все однозначно во власти Бога. Нам же с нашим скудным и еще вдобавок и поврежденным в акте грехопадения умишком замыслов Творца не понять. Пути Господни неисповедимы. То, что нам кажется злом, мерзостью, несправедливостью, таковыми в общем замысле Творца не являются. С нашей этикой, с нашими представлениями о справедливом и несправедливом и нечего приставать к Богу, ибо он вне человеческой этики и т.п. Да, все от Бога и добро, и зло. Кого хочет милует, кого хочет наказывает. С этим надо смириться, это надо принять и верить, ибо только верой спасены будете. С точки зрения разума, человеческой логики в деяниях Бога много непонятного и сомнительного, а в замыслах Его тем более. Но если здесь нечто не согласуется с разумом, то откажись от разума, ибо разум есть блудница сатаны и верь. Вот и вся логика, вот и весь разум. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы