Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Экзистенциализм о сущности человека и феномен отчуждения.
Ортега выдвинул экзистенциалистическую концепцию бытия в качестве противоположности дуализму Декарта (его учению о чистом разуме). Идеи чистого разума позволили человеку нового времени считать, что «все достижимо» и лишили его способности «ощущать историю». Философия должна вернуть «Я» в реальный мир. Сущность человека не в мышлении, а в экзистенции. Хайдеггер: экзистенция проявляется в безотчётных действиях и настроениях и является тем. Что есть в этом всём единого. Предложение "Человек экзистирует" означает: человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непостоянности бытия, отличительно благодаря бытию, отмечено в бытии. Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном. Человек, самоотрекающийся перед идеалами и прилежно стремящийся их исполнить, есть добродетельный, годный, т. е. "хороший человек". Продуманное в ницшеанском смысле, это означает: человек, ваяющий сам себя как такого "хорошего человека", учреждает над собой сверхчувственные идеалы, которые дают ему то, чему он должен подчиниться, чтобы в осуществлении этих идеалов объяснить себе жизненную цель. Ясперс : экзистенция ~ свобода. Велика роль смерти, так как это - единственно индивидуальное действие человека. Вещь можно определить (зафиксировать), человека - нет. Человек всегда не есть то, что он есть и есть то, что он не есть. Человек - это проект, его задача - реализовывать этот проект, то есть жить подлинно. Неподлинная жизнь - это растворение человека в обществе (~ потря индивидуальности). Ясперс: 1. Труд не привязан к индивиду. Значит, в своем труде индивид представляет собой лишь «механизм» 2. «уверенность в обеспеченности всем необходимым для жизни» исключает из окружения человека проблемы, решая которые, он бы мог найти себя в иной ситуации. Все проблемы уже решены, индивид не осознает своей роли в их решении, и человек не осознает своей сущности. 3. «От людей ждут не рассуждений, а знаний, не размышлений о смысле, а умелых действий, не чувств, а объективности... Индивид распадается на функции» 4. Господство аппарата и господство массы, как неразрывно связанные между собой факты. Масса, выбравшаяся из нищеты и получившая власть, порождает аппарат, аппарат, в свою очередь, требует массы, поскольку ей легко управлять. 5. Одно из проявлений массовости: «всеобщее образование приближается к требованиям среднего человека» Сартр исходит из утверждения двух начал: "бытия-в-себе" и "бытия-для-себя". "Бытие-в- себе" - это независимый от человеческой реальности мир. "Бытие-в-себе" непроницаемо для самого себя и идентично самому себе, т.е. оно есть то, что оно есть и не может быть ничем иным. Оно не предполагает ничего, что могло бы быть его причиной или конечной целью, или проектом, который оно могло бы осуществить. "Бытию-в-себе" противопоставляется мир "бытия-для-себя", которое и является творческим, активным, образующим началом, т. е. речь идет, по сути, о сознании. Именно сознание вносит смысл и значение, являясь источником и носителем смысла жизни. "Бытие-в-себе", как мы уже отмечали, есть лишь то, что оно есть. В отличие от него "бытие-для-себя" есть то, что оно не есть и не есть то, что оно есть. Сущность "бытия-для-себя" (сознания) заключается в том, что оно постоянно само себя создает, непрерывно себя утверждая и отрицая. "Бытие-для- себя" противоречиво и суть его в противоречии и отрицании. Противостояние "бытия-в-себе" и "бытия-для-себя" порождает столкновение сознания с миром (природа, общество, история) и порождает отчуждение, которое неотделимо от человеческого существования. Отчуждение проявляется в отчужденности человека от мира вообще, в разобщенности личности и общества, во встрече с "другим", в отчужденности от собственного самосознания. Отчуждение начинает выступать основой человеческого бытия. Отсюда и такие характеристики существования, как беспомощность, безнадежность, тревога, страх. Мир - это нечто чуждое и враждебное, но в то же время и то, без чего невозможно существование человека, ибо "быть - значит быть в мире". Но в этом мире человек совершенно одинок, он заброшен в этот мир и заброшен в этом мире. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы