Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закона, пока не исполнится все.



19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Христианин должен быть светом для окружающих. Это не означает, что человек должен специально демонстрировать свое благочестие. Нет, это путь гибели, поскольку возгревает в человеке гордость. Просто дела человека не скроются от взоров окружающих, как ни старайся. Если же сегодня они не видны, то завтра они откроются. Если же эти дела добрые, то исполнение заповедей на деле приносит пользу проповеди веры нашей лучше всяких слов. Лицемерие же любителей показывать себя благочестивыми также рано или поздно откроется и тогда их ждет посрамление….

По окончании службы о.Евгений говорил на тему нынешнего праздника. Сегодня мы празднуем память Собора святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Жили они в IV веке, в сложное время. Гонения уже закончились, Римская империя стала империей христианской, а император стал защитником веры православной. Однако это время принесло новые сложности. Дело не в каких-то гонениях. В гонения было проще – христиан арестовывали, отправляли в тюрьмы, подвергали пыткам и казнили. Во время же жизни святителей стало намного сложнее, ибо внутри самой Церкви начали возникать бесчисленные ереси, которые волновали и смущали умы людей. В то время самой опасной была арианская ересь, отрицавшая Божество Христа. В 325 году на I Вселенском Соборе она была осуждена, однако не перестала быть проблемой, ведь ариане еще долго смущали народ. Более того, на сторону еретиков подчас вставали императоры, которые силой своей власти насаждали ересь. Епископов и священников угрозами принуждали подписываться под арианским Символом веры, где надо было лишь отказаться от догмата, что Сын единосущен Отцу (здесь он говорил о том, что в тексте вместо «единосущен» стояло «подобосущен», а в греческом тексте разница была только в одной букве «Йота», так что тут вспоминаются слова из нынешнего Евангелия: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все», однако эта особенность характерна не для ариан, а для ереси Македония, осужденной на II Вселенском Соборе). Православные подчас подвергались преследованиях. Именно в это время и подвизались святители. Василий Великий и Григорий Богослов служили примерно в одно время, а святитель Иоанн Златоуст – несколько позже, лет на 20. Они явились защитниками веры. Святитель Василий Великий был епископом Кесарии Каппадокийской, и его правление епархией пришлось на царствование Валента, активно насаждавшего арианскую ересь. Однажды он послал к нему местного правителя, который принуждал святителя принять арианство, угрожая конфискацией имущества, ссылкой, пытками и смертью. Однако тот остался непреклонен, ответив, что имущества у него, по существу, нет, кроме немногих книг, ссылки он не боится, ибо везде – земля Господня, пытки для него также не страшны, ибо он так слаб, что почувствует лишь первый удар, смерть же скорей приведет его к Богу. Святитель Григорий был поставлен архиепископом города Константинополя в дни, когда в столице все храмы были захвачены арианами, а сам святитель служил в маленьком домовом храме. Однако из этого храма он возносил свой глас, отчего вскоре православная вера возвратилась во все храмы города. Ариане, разумеется, сопротивлялись его проповеди, почему и он страдал от них. Святитель же Иоанн правил, когда арианство уже не было такой угрозой, однако он безбоязненно обличал сильных мира сего (о.Евгений напомнил, что об этом подробнее говорилось в праздник святителя, бывший недавно), а потому был отправлен в позорную ссылку, где и скончался. Прошло время, несколько веков, после чего где-то в XI веке между христианами начались споры – одни больше почитали святителя Василия, другие – Григория, третьи – Иоанна, притом, споры эти доходили до ожесточенных распрей и даже драк. И тогда святители совместно явились епископу Эвхаитскому Иоанну, сказав о том, что пред Богом они едины, а потому не следует устраивать из-за их имен распрей, а также повелев установить общий праздник в их честь, не отменяя отдельны праздники в честь каждого из них в отдельности, отмечаемых в течение года. Действительно, распри противны духу христианскому, ибо и сами святители трудились во имя укрепления единства христиан, во утверждение православной веры. Они приложили много усилий для защиты веры: святитель Василий, подвизавшийся в Кесарии Каппадокийской, святитель Григорий, бывший архиепископом Константинопольским, за свои труды прозванный Богословом, чего удостоились немногие, а также святитель Иоанн Златоуст…. Все они оставили множество трудов, изъяснив суть веры православной, так что мы можем сравнивать любое новое учение с тем, как верили они. Все, что отлично от того, как верили они, мы не принимаем. Еще 200 лет назад их труды найти было невозможно, разве лишь отправившись в греческие монастыри, человек мог там, в библиотеках, на греческом языке их прочитать. Но теперь их труды доступны и нам. Большая часть труда по переводу их на русский язык пришлась на XIX век. Этот труд взяли на себя духовные академии. Благодаря им, мы сейчас можем знакомиться с их трудами и от них черпать духовную мудрость, от них получать наставления в нашей духовной жизни. Правда, в творения святителя Иоанна Златоуста, отличающихся особой поэтичностью, человек подчас может потеряться. Но читать творения их, как и других Отцов, необходимо, ибо от них мы можем получить ответы на иные из возникающих в нашей духовной жизни вопросов, а также подчас получать вразумления….

Также о.Евгений напомнил всем расписание служб, снова сказав о том, что в среду и пятницу службы будут проходить по великопостному чину, с чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина и земными поклонами. Литургии в эти дни не положено. Этим мы уже непосредственно готовимся к началу поста. В четверг же – праздник Сретения Господня.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь