Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Всенощное бдение в канун праздника Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа



14 февраля 2018 года, в канун праздника Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Преосвященнейший Феогност епископ Новороссийский и Геленджикский совершил всенощное бдение в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города Геленджика.

Архипастырю сослужили: благочинный собора иерей Антоний Пульнов, протоиерей Александр Яблоков, протоиерей Владимир Цапков, протодиакон Евгений Габов и диакон Александр Лысенко.

За богослужением была совершена лития с благословением хлеба, вина, пшеницы и елея, по прочтении Евангелия Преосвященнейший Владыка помазал духовенство и молящихся освящённым елеем.

По окончании богослужения Владыка Феогност обратился к прихожанам со святительским словом.

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с праздником Сретения Господня и Днем православной молодежи.

Сегодня Церковь вспоминает встречу Младенца Иисуса и старца Симеона, мужа праведного и благочестивого (Лк. 2,25). Многие годы ветхий старец напряженно ожидал прихода Спасителя в мир, и Духом Святым Бог открыл ему, что Ребенок, лежащий на руках Марии, и является тем долгожданным Мессией, который станет для всех людей светом во откровение языков (Лк. 2,32).

Сретение – это праздник встречи души со Христом. Безусловно, Господь действует в жизни каждого из нас. Но, погруженные в суету повседневных попечений, мы не всегда замечаем Его присутствие и благодатную помощь. Жизнь современного человека, особенно если он молод, здоров и активен, проходит на высоких скоростях, и это часто мешает ему задуматься о главном: о том, что наполняет его существование подлинным смыслом и ценностью. И когда человек делает над собой усилие, вырываясь из круговерти забот, и, оставаясь наедине с самим собой, заглядывает в глубины своей души, происходит одно из важнейших событий в его жизни – встреча с Богом.

Желаю всем вам, дорогие мои, чтобы эта однажды состоявшаяся встреча со Христом Спасителем стала для вас всежизненным Ему предстоянием и служением, ибо, как писал святитель Феофан Затворник, «мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа» (Слово на Сретение Господне, 1861 г.).

Молю Господа Иисуса, дабы он укрепил ваши сердца в вере, ниспослал силы и Свою неоскудевающую помощь во всех добрых делах и начинаниях.

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

+ КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Литургия.

На литургии.

Итак, в сам день ожидается архиерейское богослужение. Утром я стараюсь выйти из дома пораньше, но, как это часто бывает, не получается. Погода в этот день совсем не праздничная – холодно, вдобавок, срывается мелкий дождь. Вот, и храм верхние ворота во двор храма уже открыты настежь. Сам храм внутри еще полупуст, однако архиерейский амвон в центре уже стоит. На амвоне обычном уже стоят аналои с иконами для чтения входных молитв, а также разложены орлецы. Служба в храме уже идет. Проскомидия[96] заканчивается уже ближе концу 6 часа, и тогда же диакон кадит весь храм. Вот, завершается чтение часов. Вскоре чтец начинает чтение молитв ко Святому причащению. Почти сразу в храме зажигается весь свет. Благовест начинается еще раньше. Начинается суета. Из храма появляются иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом (а также исполняющий обязанности иподиакона диакон о.Александр Лысенко, несущий клобук и мантию). Какое-то время они стоят у амвона, но потом направляются в притвор. Вскоре в притвор выходит о.Евгений Кузнецов, несущий поднос с напрестольным Крестом, а также о.Антоний Новицкий, а также о.Димитрий Осипов (он совершал раннюю литургию, а потому участвует лишь в чине встречи). Они выстраиваются у входа в храм. Воцаряется ожидание. Через пару минут благовест сменяется трезвоном. В центр храма выходят диаконы о.Евгений Габов и о.Сергий (Пугач) с кадилами, дикирием и трикирием.. Традиционно они становятся ближе ко входу в притвор…. Вскоре архиерей, поднявшись по паперти, входит в храм. С него снимается походная скуфия (черная скуфия, носимая священнослужителями во внебогослужебное время), а также куртка и жилет, после чего надевается клобук и мантия.

«Премудрость!» - возглашает диакон о.Сергий, а хор, как всегда, начинает петь: «От Восток солнца до запад хвально имя Господне! Буди имя Господне благословенно от ныне и до века!» Протодиакон, как всегда, кадя, произносит слова: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». Уже ближе к концу этих слов о.Евгений вручает правящему архиерею напрестольный крест и все духовенство лобызает его из его рук. А хор начинает пение задостойника праздника: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих. В законе сени и писаний образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Тем перворожденное Слово Отца безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем.» Завершив, архиерей, благословляя народ, идет в храм. Сперва он поклоняется образу праздника в центре, после чего идет к амвону для чтения входных молитв, в которых духовенство испрашивает благословения Божия на совершение литургии (во время служения священство обязательно причащается Святых Таин, но чтение входных молитв не избавляет священника от чтения последования ко Святому причащению – священническое последование даже длиннее предназначенного для мирян). Наконец, чтение завершается. Духовенство просит прощения у верующих (в книгах написано: «примирившись со всем миром», так как и мы перед причащение должны примириться со всеми близкими нашими, с кем у нас есть какие-то трения, а духовенство – и подавно). Затем Владыка на три стороны благословляет народ под пение: «Тон дэспотин архиереаимон Кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза)», после чего идет в центр для облачения..  Хор поет (песнопение предназначено для патриаршей службы, но на практике, почти всегда поется и просто на архиерейской службе): «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.». Диаконы с кадилами становятся на амвоне, прося благословение кадильниц и получив, начинают чтение особых текстов, своих на надевание каждого элемента облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. Владыка, тем временем, облачается, надевается подризник[97] поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос[98] и большой омофор,[99] а также снова надевается панагия[100] и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Хор при этом, сразу (когда Владыка воходит на архиерейский амвон для облачения) начинает петь: «Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Итак, облачение завершено. «Господу помолимся!» - Возглашает о.Сергий, после чего протодиакон громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». Облачившиеся для совершения литургии священники выходят в центр храма. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) «Благослови Владыко!» - Произносит диакон после архиерейского благословения и вот, следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый из нас созидает в себе то царство, которое и наследует: ад или рай, прежде чем человек войдет в них по смерти, он созидает в себе в течение жизни…. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и обо всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Диакон о.Александр Лысенко, исполняющий обязанности старшего иподиакона, стоит перед архиереем, в определенных случаях открывая и держа перед ним архиерейский чиновник (книга для служб, совершаемых архиерейским чином), по котором тот читает тайные священнические молитвы. Так как в службе участвует только верхний хор, то каждый раз напоминать о том, какой же хор поет, смысла нет. Начинается пение антифонов. Праздник Сретения Господня является не столько Господним, сколько Богородичным, а потому на литургии поются обычные изобразительные антифоны. Первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

После этого хор поет традиционную песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»  И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона. Он включает в себя пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо

велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Это даже не заповеди, а указания на то, к чему подобает стремиться. О них я подробно пишу каждый раз, когда описываю литургию. Стоит ли писать о них опять? Наверно, все-таки приведу их вновь. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующим злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас этого нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это Мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения, как проявления Промысла Божия, вразумляющего человека даже через явное зло. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием, а также рипидами, диакона с кадилом, а затем – протодиакона Евгения Габова с Евангелием, а затем – прочего духовенства. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец архидиакон Сергий испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти[101]. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду». По уставу, после этого должен петься тропарь праздника, но на архиерейском богослужении, даже в такие праздники духовенство традиционно поет обычную песнь на вход: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, молитвам Богородицы, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….» По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство и снова хор. После этого хор пропевает тропарь праздника, а духовенство сразу поет кондак. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал апостольское послание архидиакон Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иуды, брата Господня: 1Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: 2милость вам и мир и любовь да умножатся.

3Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым.

4Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

5Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, 6и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

7Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,- 8так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

9Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь".

10А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; 13свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.

14 О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - 15сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их

нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники".

16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.

17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.

18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.

19 Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, 21сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.

22 И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, 23а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

24 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, 25Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

Снова нам предлагается отрывок из послания, где апостол предупреждает паству о том, что в последнее время появилось множество лжеучителей. При этом апостол призывает паству беречься от них, укрепляясь в правой вере, призывая также и обличать лгущих на Бога. От нас не требуется учить и обличать, а вот беречь веру свою от лжи – совет для нас важный…

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2которому и десятину отделил Авраам от всего,- во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

4Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.

5Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.

6Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

7 Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим.

8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет.

9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы,- 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,- 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Апостол рассуждает о Христе, отталкиваясь от пророческих слов о Нем: «Ты еси иерей во век по чину Мелхиседекову». Также здесь он объясняет то, что если бы Закон Моисеев давал спасение, то не было нужды и Христу приходить….

«Аллилуиа» - возглашает голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 1И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, 2и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.

3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, 9и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, 14сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; 15и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; 16итак, наказав Его, отпущу.

17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. 18Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.

19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.

21 Но они кричали: распни, распни Его!

22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

24 И Пилат решил быть по прошению их, 25и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, 29ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

35И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.

36Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

38И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

39Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

40Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?

41и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

42И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

43И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: 45и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 51не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, 52пришел к Пилату и просил тела Иисусова; 53и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.

54 День тот был пятница, и наступала суббота.

55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; 56возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Последнее перед постом будничное рядовое Евангельское чтение. В пятницу снова будут читаться только паремии, а субботние и воскресные чтения подбираются в другой очередности, тем более, с началом Постной Триоди – это будут чтения Триоди. В будние же дни, вплоть до Страстной седмицы, будут читаться одни лишь паремии…. Итак, мы снова видим перед собой и слышим описание страданий Христа, благодаря которым нам дан путь спасения. Пилат, четко видя невиновность Христа, тем не менее, предает Его на казнь, так как опасается народного возмущения, а также какого-нибудь доноса на него вышестоящим властям, так как иудейские вожди угрожали ему, что если он отпустит Христа, то он «не друг императору». Но именно этим Господь совершает спасение…. Господь же увещевает плачущих о Нем, дабы они плакали не о Нем (ибо Он есть сам начальник жизни и совершив то, на что пришел – воскреснет), но о грехах своих, отчасти говоря о времени разорения Иерусалима, отчасти – о последних днях мира. Призыв, актуальный и для нас….

Евангелие (от Луки): 1В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

3И пошли все записываться, каждый в свой город.

4Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.

18И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.

19А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.

21По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, || принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, 23как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, 24и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, 28он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30ибо видели очи мои спасение Твое, 31которое Ты уготовал пред лицем всех народов, 32свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- 35и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец.

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, 37вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

И о событии праздника…..

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. После этого, как и во все большие праздники, сразу следует ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий и трикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (но Символ веры с народом пели целых четыре диакона киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет «Достойно есть…». Обязательной для архиерейского богослужения выклички (в момент, когда духовенство молится о живых и усопших диакон выходит на амвон, призывая помолиться об этом и всех верующих, что, вероятно, было бы полезно, как сказано у апостола Павла: «молитесь друг за друга») не было. Далее служба уже не отличается от обычной. После еще одной просительно ектении народ поет Молитву Господню, а потом Царские врата закрываются, напоминая о Тайной вечери, прошедшей при закрытых дверях, ибо сейчас, после раздробления Агнца начнется причащение духовенство. Хор в этот момент поет стихиры, которые предназначены для пения на литии во время бдения праздника, а затем – величание. Через какое-то время вышедший о.Евгений Кузнецов зачитал молящимся обращение Святейшего патриарха Кирилла по случаю дня православной молодежи, приходящегося на праздник Сретения Господня (см. выше).

Причастников в этот день было много, если учитывать не очень большое для столь знаменательного праздника число верующих, почему причащение шло на две чаши. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась – в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтаря священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами.

И вот, хор дважды пропевает «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века». Духовенство выходит в центр храма. Хор в это время пропевает тропарь праздника, после чего кондак и величание пропевает духовенство. Затем духовенство возвращается в алтарь. Хор третий раз поет «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века…». Архиерей благословляет всех, и литургия заканчивается. Звучит отпуст.

После произнесения отпуста, Владыка говорил на тему нынешнего праздника. Сегодня мы отмечаем Сретение Господне, когда Господь, после Рождения был, согласно Закону Моисееву, был приведен в храм Господень.… Некогда царь Египетский Птолемей II Филадельф заказал перевод на греческий язык Священное Писание иудеев, дабы поместить его в знаменитой Александрийской библиотеке, позднее погибшей в пожаре. Мысль эту ему подали живущие в Египте богатые иудеи, не все из которых знали язык отцов, но желали читать Священное Писание. Для этой миссии были призваны 70 мудрецов – переводчиков (тут Владыка заметил: «..или как говорили в Древней Руси – толмачей»). Среди них оказался праведный Симеон, которому досталась книга пророка Исаии. Дойдя до слов «се, дева во чреве приимет и родит сына и нарекут имя Ему Эммануил…», он смутился, и решил, что в текст вкралась ошибка. Он усомнился, а потому решил исправить «дева» на «женщина». Однако руку, уже занесенную над папирусом, остановил Ангел, который напомнил ему, что это не просто писание человека, но пророчество, которое сбудется в свое время, а потом сказал ему: «Поскольку ты не поверил, то ты не умрешь, пока не увидишь исполнения пророчества, не увидишь Христа Господня…». После этого прошло более двухсот лет. И вот, однажды Дух Святой привел старца Симеона в храм Иерусалимский. И именно тогда Святая Дева Мария принесла РОЖДЕННОГО ОТ НЕЕ в храм, дабы исполнить предписание Закона Моисеева, согласно которому первенец мужского пола посвящался Богу. За него полагалась жертва и выкуп в виде двух птенцов голубя или горлицы.… Впрочем, это даже не выкуп, а дань, благодарственная жертва в память о том чуде, что произошло перед исходом евреев из Египта, когда Ангел, пройдя ночью, поразил всех первенцев в Египте, от людей до скота, и не поразил первенцев у евреев. И вот, когда Симеон увидел юную девицу с малышом, то Дух Святой указал ему, что ЭТО и есть ТОТ, о котором ему было предсказано. Когда обряд был совершен, то он, подойдя, взял на руки МЛАДЕНЦА, произнес: «Ныне отпущаеши (отпускаешь) раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мое спасение твое, еже еси уготовал пред лицеем всех людей свет во откровение языком (народам или, в более узком смысле, язычникам) и славу людей Твоих, Израиля». Он обращается к Богомладенцу, прося отпустить его из этой жизни…. А затем, благословив Матерь Его и бывших с Ней, произнес пророчество: «Вот, лежит сей на падение и восстание многих в Израиле и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец». Сказано это было о том, что не все примут Христа, но и о том, что и Ей придется душевно страдать, видя страдания Христа. Так совершилась встреча праведника Ветхого Завета со Христом, знаменующим начало Нового Завета. И в это время в храме была Анна пророчица, всего 7 лет прожившая с мужем, а после смерти его посвятившая себя Богу, и до 84 лет прожившая при храме Иерусалимском. И она славила Бога, пророчествуя о Христе…. Такова история праздника. Казалось бы, то и все. Но если бы речь шла просто о воспоминании произошедших некогда событий, то Церковь бы не придавала этому празднику такую торжественность, не создавалось бы столько песнопений, такая гимнография…. Но встреча праведного Симеона со Христом прообразует встречу со Христом души человека, которая жаждет встречи с Богом. Человек встречается с Богом, стремясь очистить душу свою, дабы принять Бога в своем сердце. А если Господь водворяется в человеке, то его душа и тело становятся храмом Божиим, как про это говорит апостол Павел: «не знаете ли, что тела ваши суть храмы обитавшего в вас Святаго Духа…». Итак, тела наши не просто куски плоти, но храмы Божии, ибо «вы куплены дорогой ценой и вы не свои», как пишет тот же апостол Павел. Поэтому, к телу надлежит относиться, как к храму Божию, не нанося на него всяких наколок, татуировок и прочего, но также строя жизнь свою, дабы не осквернять свой внутренний храм. Также не следует забывать про посещения Храма Божия, а придя, пребывать там в благоговении. Если же у человека есть мобильный телефон, то лучше его выключить или хотя бы перевести на беззвучный режим, дабы не нарушать молитвенную обстановку храма неподобающими мелодиями и всевозможными звуками. В храме Божием должен раздаваться лишь голос человеческий, хвалящий Бога. Неподобающие звуки в храме не должны раздаваться. К несчастью, мы часто неподобающим образом относимся к посещению храма Божия, часто неподобающим образом одеваясь. Когда человек отправляется на прием к какому-нибудь руководителю, вплоть до президента, то он сделает все, чтобы ничто не помешало благоприятному исходу: оденется в лучшую одежду, причешется и так далее. А к посещению храма Божия мы относимся подчас пренебрежительно. Кто-то приходит в спортивной одежде, словно не в храм, а на тренировку, путая храм со стадионом, кто-то – еще как-нибудь. А в древности люди, идя на богослужение, одевались в свои лучшие одежды. Разумеется, не стоит здесь перегибать палку, не стоит акцентировать внимание на одежде, одеваясь… во все самое лучшее и модное, чтобы люди внимание обращали не к Богу, а на нас. Но одежда должна быть опрятной и чистой. Внешность, в данном случае, должна быть отражение внутреннего настроя, ведь если для меня посещение храма Господня является важным, то выражаться это будет во всем. Единение с Богом должно быть нашей целью здесь, на земле, родители же, приобщаясь к Богу, должны приобщать к Нему и детей своих. В молодости люди часто предаются суете, подчас забывая о Боге, но если те о Нем забывают, то дело родителей молиться о них, дабы Господь вразумил их, помог приобщиться, вернуться к Нему, если не сейчас, то позднее, пусть даже через много лет, пусть даже в старости. Да даст Господь, чтобы встреча с Богом произошла и в нашей жизни….

Благословив народ, он, под многолетие, ушел в алтарь. Вышедший о.Евгений напомнил всем расписание дальнейших служб, особо подчеркнув, что служба пятницы будет идти по чину Великого поста. Также он сообщил о Таинстве соборования, которое будет совершаться во время Великого поста.

Наконец, мы, поцеловав Крест, расходимся по домам…. Традиционное для праздника Сретения Господня освящение свечей прошло на молебне, бывшем по окончании литургии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.368 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь