Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нравственно-философские искания героев в романе «Война и мир»



В монументальном романе-эпопее "Война и мир" Л.Н. Толстой отразил

множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX

века. Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть,

жизнь и смерть – вот только наиболее важные из проблем, встающие перед

главными героями романа. И каждый решает их по-своему. Мы по-разному

относимся к героям романа. Но в кульминационный момент произведения – войне

1812 года – почти все внушают нам глубокое уважение, так как весь русский

народ поднялся в едином патриотическом порыве. Война повлияла на судьбы

всех героев книги.

Одним из моих любимых героев является Пьер Безухов. Он появляется

на первых же страницах "Войны и мира" в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой

человек, нелепый и непривлекательный, "толстый, выше обыкновенного роста,

широкий, с огромными красными руками". Большой и неуклюжий, он никак не

вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но он

же и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий,

наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорожденный сын русского

вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь на всякий случай, а вдруг граф

Кирилл официально признает сына. Многое вначале нам кажется в Пьере

странным: воспитывался в Париже – и не умеет вести себя в обществе. И лишь

позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность –

сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить

по общей, усредненной форме, вести бессмысленные разговоры. Образ Пьера –

центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего потому, что он

был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся

из ссылки. Роман "Война и мир" построен в виде семейной хроники. История

народа воспринимается сквозь призму семейной истории. Пьер на этом фоне

уникален. За ним единственным нет никого, официально признанный и любимый

отцом, он так и не узнает своего родителя, ничего не сможет от него

перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается с себя. Это составляет

сущность личности этого героя, отражает черты не его рода, а общие черты

его характера.

Как и другие герои Толстого, Пьер пройдет свой путь "от Наполеона к

Кутузову". Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь

князя Андрея.

Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно

повествует о том, как завлекали развратные Элен и князь Василий наивного

Пьера, как вовремя прибежали с иконой благословлять их. И описав все это,

Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера. Кого он обвиняет в

своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу – он обвиняет

себя. Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной

нравственности: прежде всего суди самого себя.

Вторым серьезным испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль.

Оскорбленный Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в

чужую и чуждую игру. Казалось бы, исход дуэли – торжество справедливости:

впервые взяв в руки пистолет, Пьер попадает в своего обидчика. Но после

всего этого, бессмысленной представляется графу вся его жизнь. Пьер

переживает глубокий душевный кризис. Этот кризис – и сильное недовольство

собой, и желание изменить свою жизнь.

Торжок стал для Пьера его Аустерлицем. На этой почтовой станции он

отрекся от своего раннего нравственного бонапартизма и выбрал новый путь.

Этот путь указал ему масон Баздеев, который становится его наставником.

Обращение Пьера к масонам понятно. Баздеев предлагает ему начать жизнь с

нуля, возродиться в новом, очищенном состоянии. Но оно оправдано и

исторически. Известно, что через масонство прошли почти все декабристы, и

искали они в масонстве то же, что и Пьер – нравственные очищения. Судьбу

Пьера Лев Толстой выстраивает цепью нелогических закономерностей,

закономерностей исторических. Не будучи военным, он едет на Бородинское

поле, ибо исторически для победы необходимо участие всех, кому дорого

отечество. И Толстой заставил нас увидеть это сражение глазами Пьера, так

как именно ему видится нравственная основа этого события. Пьер останется в

Москве, чтобы убить Наполеона и спасет девочку. И, наконец, в плену он

обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к

народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды –

эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным

учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души

таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не

подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по

мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

 

Хаджи-Мурат

Из последних произведений Толстого наиболее значительна повесть Хаджи-Мурат. Писатель работал над ней длительное время. По первоначальному замыслу, его увлекала проблема обмана веры, губительного для личности.  Х М заинтересовал его как человек, наделенный удивительной силой жизни. Поначалу писатель воспринимал Х М как цельного горца, которого обстоятельства убеждали изменить хазавату и который расплатился за это смертью. Но в нем кроме редкой силы, энергии, добродушия и острого чувства чести, обнаружились еще и восточное коварство, и мстительность, и жестокость. В процессе работы не только углублялась история души, но и расширялся эпический замысел. Толстого заинтересовала и царская политика завоевания Кавказа, и национальное отношение в этом регионе, и общая проблема войны, ее оправданности или неизбежности. То и другое толстой отвергает. Для него война не оправдана ничем. По логике Толстого, лишь тщеславцы заинтересованы в разжигании национальной вражды. Писатель вскрывает глубокие исторические корни недоверия чеченцев к русским. Он не полагает эту вражду фатальной. Уточняя замысел повести, Толстой писал: «Меня здесь занимает не один Хаджи-Мурат с его трагической судьбой, Но и крайний любопытный параллелизм двух главных противников той эпохи – Шамиля и Николая 1, представляющих вместе как бы два полюса властного абсолютизма – азиатского и европейского. Внешняя набожность – необходимая черта их облика, но подлинно религиозных чувств они не испытывают. Эта книга редкая по стилю.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь