Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Черты романтической поэтики у Владимира Галактионовича Короленко
Короленко сформировался как личность под воздействием шестидесятников. Под влиянием тургеневского Базарова он стал атеистом. Короленко был лавристом – стоял за необходимость длительной и основательной работы с народом (несколько ссылок). Проблема народа была центральной в гражданских и литературных поисках молодого писателя. Первый удачный литературный опыт был связан с темой провожатого-жандарма – рассказ «Чудная». Здесь представлена полная разобщенность интеллигенции с народом. Во «Сне Макара» проявилась характерная для литературы этой поры романтическая тенденция – желание писать о должном и еще не осуществимом. Писатель стремится показать своих героев изнутри, передать их собственный взгляд на жизнь. Важным структурным компонентом рассказа является исповедь. Романтические устремления Короленко очевидны. Он был противником реализма, способного лишь устанавливать причины и следствия, не принимал модного натурализма. Но и старый романтизм с культом героической сильной личности воспринимался писателем как явление устаревшее. Он писал: «Открыть значение личности на почве значения массы – вот задача нового искусства, которое придет на смену реализма». Заявленный синтез и новое понимание героического в литературе Короленко успешно реализует в своей повести – слепой музыкант. В повести две коллизии-проблемы. Слепой от рождения мальчик тянется к свету, хочет видеть. Автор ставит вопрос – может ли человек тосковать по неизведанному? Щербина писала, что зрячий писатель не смог проникнуть в психологию слепых. Короленко отвечал, что это была психология общечеловеческой тоски по полноте существования. Мечта его слепого аналогична стремлениям романтических поколений. Короленко стремится опротестовать фаталистическое отношение жизни. Задача показать мир в восприятии слепого заставляла Короленко акцентировать звуковую, музыкальную выразительность слова. Но не все так просто. Человеку необходима связь с обществом, здесь возникает другая коллизия-проблема – проблема права человека, обездоленного судьбой. В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков. Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, "что эта живая волна катится мимо него". Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм — неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. “Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку. АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы