Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом



Толкования

Экумений (Х в.), Феофилакт Болгарский ( XI в.):

Делающий что-либо, взирая на лица, исполнит себя всяческой грязи и скверны: обесчестив ближнего, он через то обесчестит и себя. Ведь если кто-то совершает что-либо по отношению к подобному, его деяние обращается на него самого.

 

Александр  Павлович Лопухин (1852 —1904):

Апостол в ст.(1:27) указал, что истинное благочестие более всего выражается в благотворительной, деятельной любви к несчастным. Теперь в (2:1) он первооснову и источник этой добродетели указывает в правой вере в Господа Иисуса Христа, Которого он здесь именует Господом славы(…)

 

Григорий Богослов:

 «Опять, когда ты слышишь слова Соломона: «богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого Господь создал»(Притч.22:2), то не думай, будто Господь создал одного нищим, а другого богатым для того, чтобы ты еще больше мог нападать на нищего, ибо неизвестно, от Бога ли произошло такое разделение. В этих словах Писания показывается только то, что и нищий, и богатый равно созданы Богом, хотя и неодинакова внешняя их участь. Пусть это подвигнет тебя к состраданию и братолюбию, и если б когда при взоре на свое богатство ты возгордился, то пусть мысль об общем Создателе смирит тебя и введет в пределы скромности» (Слово о любви к бедным). У Бога нет богатых и бедных.

 

Блаж. Августин:

Кто вынес бы то, что богатый избирается на почетное место в Церкви, в то время как бедный - более образованный и более благочестивый - терпит пренебрежение? Когда же речь идет о ежедневных собраниях, если кто и грешит, то разве не тот, кто сам с собою рассуждает таким образом, что ему человек кажется тем лучше, чем он богаче?

 

В.А.Попов (из книги «Экзегетика Нового Завета) о ст.5-7:

Во время римского владычества, когда великим мира сего присваивалась божественность, когда несчастные делались рабами и считались ничтожеством и бедные презирались, в христианской церкви водворяется дух равенства и братства(…) 

Богатые и знатные мира сего, за редким исключением, оставались противниками Христа. Их взгляды и цели жизни иные. Посему Бог в любви Своей избрал бедных и ничего не значащих "быть богатыми верою и наследниками Царствия". Апостол Павел пишет: "Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал не мудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом" (1 Кор. 1,26-29); "Трудно богатому войти в Царствие Божие" (Матф.19,24).

 

Прп. Никодим Святогорец:

Поскольку нищета для многих людей есть вещь тяжкая и горькая, даже и от одного слышания, то божественный Иаков здесь сказав сначала нищия мира сего, тут же последовательно назвал их богатыми. По чему же? По благочестию, и по вере. Потому что отсутствие попечений, которое имеют нищие от многих вещей мира, содевает в них готовность и горячность к принятию Христовой веры. Так и божественные апостолы по причине того, что были бедными и рыбаками, приступив ко Христу сразу же приняли веру, таковых и избрал их Христос, им же и обещал дать в наследие царство небесное.

Истинно богатые, и богатые весьма те, которые имеют великую веру во Христа хоть они и нищие в смысле денег. И великое превосходство имеют они, перед, по истине нищими в вере, богатыми же в смысле денег.

Как сказал святой Митрофан «нетрудно заметить разницу обоих, и распознать оных (богатых по вере) превосходство и тех (нищих в вере) недостаток. И если вера есть нетленное благо и божественное, то богатство мира сего есть брение и вещество, егоже кончина – тление. И как нетление лучше тления, так и стяжавший его, находится в нём» (Слово 2-е).

Ещё скажу что, богатые по вере они же и богатые благами мира, нищие же по вере – они же и нищие в благах мира. Как сказал Давид: «богати обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага» (Пс. 33:11), так и сын его Соломон: «верному весь мир богатство, неверному же ниже пенязь» (Притч. 17:6).

 

Свт. Иоанн Златоуст о ст.6 :  Мужественно переносите любостяжание. Они - любостяжатели - губят себя, не вас. Вас они лишают имущества, а себя - благоволения Божия и помощи; а лишенный ее, хотя бы владел всем богатством вселенной, беднее всех.

 

Беда Достопочтенный:

Здесь Иаков дает понять нам яснее, кто такие эти богатые люди, об унижении и погибели которых говорилось прежде, - это те, кто ставит свое богатство выше Христа, показывая, что они не понимают, что значит веровать в Него. Они те, кто использует свою власть, чтобы притеснять верующих; кто влечет бедняков в суд и хулит тем самым имя Христово, которое есть превыше всякого имени. Что во времена апостолов так часто поступали знатные люди как из язычников, так и еще больше из иудеев, мы ясно видим из Деяний святых апостолов и посланий апостола Павла.

 

Лопухин А.П. о ст. 8-9:

Оканчивая свое обличение порока лицеприятия, Апостол указывает в нем нарушение главного закона нравственной жизни - царственного закона любви к ближним, известного в качестве такового уже в Ветхом Завете (Лев ХIX:18), но еще более проясненного в Новом Завете (Мф 22:40; Рим 13:8-10; Гал 5:14).

 

Блаж. Феофилакт Болгарский о ст. 10-13:

Кто согрешает в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, потому что не имеет совершенной любви, ибо любовь есть глава всего доброго, а когда нет головы, и все остальное тело ничего не значит. А что об этом он говорит, видно из предыдущего наставления. Заповеди «не прелюбодействуй», «не убий» указаны для примера. Примечай, что и они взяты из закона, относящегося к совершенству любви, ибо кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать, потому что такие дела свойственны врагу. Если бы не так, то никто из людей не уцелел бы, потому что никто не соблюдает всех заповедей, но кто соблюл чистоту, тот побеждается иногда гневом, кто творит милостыню, тот нередко имеет зависть. Посему говорится не о том, чтобы вовсе не было недостатка в добродетелях, но о любви, что ее не должно совершать с недостатком, с лицеприятием, но всецело. То же можем сказать и о прочих добродетелях. Кто несовершенно придерживается целомудрия или справедливости, но нечто опускает, тот, хромая в исполнении, вредит всему делу добродетели.

Итак, под словами весь закон должно разуметь закон о любви, о которой речь у апостола по преимуществу, а законом свободным он называет нелицеприятие, ибо действующий по лицеприятию не свободный, но раб, потому что кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 19).

 

Прп. Иоанн Кассиан:

Толкования

Экумений (Х в.), Феофилакт Болгарский ( XI в.):

Делающий что-либо, взирая на лица, исполнит себя всяческой грязи и скверны: обесчестив ближнего, он через то обесчестит и себя. Ведь если кто-то совершает что-либо по отношению к подобному, его деяние обращается на него самого.

 

Александр  Павлович Лопухин (1852 —1904):

Апостол в ст.(1:27) указал, что истинное благочестие более всего выражается в благотворительной, деятельной любви к несчастным. Теперь в (2:1) он первооснову и источник этой добродетели указывает в правой вере в Господа Иисуса Христа, Которого он здесь именует Господом славы(…)

 

Григорий Богослов:

 «Опять, когда ты слышишь слова Соломона: «богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого Господь создал»(Притч.22:2), то не думай, будто Господь создал одного нищим, а другого богатым для того, чтобы ты еще больше мог нападать на нищего, ибо неизвестно, от Бога ли произошло такое разделение. В этих словах Писания показывается только то, что и нищий, и богатый равно созданы Богом, хотя и неодинакова внешняя их участь. Пусть это подвигнет тебя к состраданию и братолюбию, и если б когда при взоре на свое богатство ты возгордился, то пусть мысль об общем Создателе смирит тебя и введет в пределы скромности» (Слово о любви к бедным). У Бога нет богатых и бедных.

 

Блаж. Августин:

Кто вынес бы то, что богатый избирается на почетное место в Церкви, в то время как бедный - более образованный и более благочестивый - терпит пренебрежение? Когда же речь идет о ежедневных собраниях, если кто и грешит, то разве не тот, кто сам с собою рассуждает таким образом, что ему человек кажется тем лучше, чем он богаче?

 

В.А.Попов (из книги «Экзегетика Нового Завета) о ст.5-7:

Во время римского владычества, когда великим мира сего присваивалась божественность, когда несчастные делались рабами и считались ничтожеством и бедные презирались, в христианской церкви водворяется дух равенства и братства(…) 

Богатые и знатные мира сего, за редким исключением, оставались противниками Христа. Их взгляды и цели жизни иные. Посему Бог в любви Своей избрал бедных и ничего не значащих "быть богатыми верою и наследниками Царствия". Апостол Павел пишет: "Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал не мудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом" (1 Кор. 1,26-29); "Трудно богатому войти в Царствие Божие" (Матф.19,24).

 

Прп. Никодим Святогорец:

Поскольку нищета для многих людей есть вещь тяжкая и горькая, даже и от одного слышания, то божественный Иаков здесь сказав сначала нищия мира сего, тут же последовательно назвал их богатыми. По чему же? По благочестию, и по вере. Потому что отсутствие попечений, которое имеют нищие от многих вещей мира, содевает в них готовность и горячность к принятию Христовой веры. Так и божественные апостолы по причине того, что были бедными и рыбаками, приступив ко Христу сразу же приняли веру, таковых и избрал их Христос, им же и обещал дать в наследие царство небесное.

Истинно богатые, и богатые весьма те, которые имеют великую веру во Христа хоть они и нищие в смысле денег. И великое превосходство имеют они, перед, по истине нищими в вере, богатыми же в смысле денег.

Как сказал святой Митрофан «нетрудно заметить разницу обоих, и распознать оных (богатых по вере) превосходство и тех (нищих в вере) недостаток. И если вера есть нетленное благо и божественное, то богатство мира сего есть брение и вещество, егоже кончина – тление. И как нетление лучше тления, так и стяжавший его, находится в нём» (Слово 2-е).

Ещё скажу что, богатые по вере они же и богатые благами мира, нищие же по вере – они же и нищие в благах мира. Как сказал Давид: «богати обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага» (Пс. 33:11), так и сын его Соломон: «верному весь мир богатство, неверному же ниже пенязь» (Притч. 17:6).

 

Свт. Иоанн Златоуст о ст.6 :  Мужественно переносите любостяжание. Они - любостяжатели - губят себя, не вас. Вас они лишают имущества, а себя - благоволения Божия и помощи; а лишенный ее, хотя бы владел всем богатством вселенной, беднее всех.

 

Беда Достопочтенный:

Здесь Иаков дает понять нам яснее, кто такие эти богатые люди, об унижении и погибели которых говорилось прежде, - это те, кто ставит свое богатство выше Христа, показывая, что они не понимают, что значит веровать в Него. Они те, кто использует свою власть, чтобы притеснять верующих; кто влечет бедняков в суд и хулит тем самым имя Христово, которое есть превыше всякого имени. Что во времена апостолов так часто поступали знатные люди как из язычников, так и еще больше из иудеев, мы ясно видим из Деяний святых апостолов и посланий апостола Павла.

 

Лопухин А.П. о ст. 8-9:

Оканчивая свое обличение порока лицеприятия, Апостол указывает в нем нарушение главного закона нравственной жизни - царственного закона любви к ближним, известного в качестве такового уже в Ветхом Завете (Лев ХIX:18), но еще более проясненного в Новом Завете (Мф 22:40; Рим 13:8-10; Гал 5:14).

 

Блаж. Феофилакт Болгарский о ст. 10-13:

Кто согрешает в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, потому что не имеет совершенной любви, ибо любовь есть глава всего доброго, а когда нет головы, и все остальное тело ничего не значит. А что об этом он говорит, видно из предыдущего наставления. Заповеди «не прелюбодействуй», «не убий» указаны для примера. Примечай, что и они взяты из закона, относящегося к совершенству любви, ибо кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать, потому что такие дела свойственны врагу. Если бы не так, то никто из людей не уцелел бы, потому что никто не соблюдает всех заповедей, но кто соблюл чистоту, тот побеждается иногда гневом, кто творит милостыню, тот нередко имеет зависть. Посему говорится не о том, чтобы вовсе не было недостатка в добродетелях, но о любви, что ее не должно совершать с недостатком, с лицеприятием, но всецело. То же можем сказать и о прочих добродетелях. Кто несовершенно придерживается целомудрия или справедливости, но нечто опускает, тот, хромая в исполнении, вредит всему делу добродетели.

Итак, под словами весь закон должно разуметь закон о любви, о которой речь у апостола по преимуществу, а законом свободным он называет нелицеприятие, ибо действующий по лицеприятию не свободный, но раб, потому что кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 19).

 

Прп. Иоанн Кассиан:

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Если мы хотим быть судимы милостиво, то и сами должны быть милостивы к тем, кто против нас согрешил, ибо столько отпустится нам, сколько мы отпустим тем, кто причинил нам какой-либо вред злостью. <…> но как мы хотим быть [Богом] судимы, так должны судить и братьев наших, если они в чем-либо согрешат против нас: ибо суд без милости не оказавшему милости.

 

Блаж. Августин:

Само волеизъявление наказывается мучением - либо духовным, либо телесным; как, например, доставляющее удовольствие при совершении прегрешений наказывается посылаемыми за это в качестве кары страданиями; и как судящий без милости без милости будет и судим. Ведь и в этом суждении мера [см. Мф. 7:2, Мк. 4:24, Лк. 6:38 - прим. ред.] имеется в виду только в том смысле, что не выказанное им не будет выказано и по отношению к нему, и притом суд, который совершается над ним, вечен, хотя тот суд, который творил он сам, вечным быть не может.

 

Лопухин А.П.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь