Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура эпохи Возрождения.



Периодизация. Синтез античной культуры и достижений Средних веков. Гуманизм, утверждение самоценности человеческой личности и свободы. Антиклерикализм и пантеизм.

Специфика положения человека в эпоху Возрождения, проблема маргинальной личности.

Принципы индивидуализма, титанизма , универсализма личности. Обратная сторона титанизма в жизни (Цезарь Борджиа, Лоренцо Медичи) и в искусстве (трагедии В. Шекспира, Ф. Рабле).

Формирование светской культуры, идеалы гармонического единства телесного и духовного, чувственного и интеллектуального в человеке.

Чувственное восприятие, принцип наслаждения, эстетика бурного жизнеутверждения. Особая роль пропорциональности, симметрии, разработка принципов прямой перспективы.

Литература: Данте, Петрарка, Бокаччо, Франсуа Рабле, Шекспир, Сервантес.

Архитектура и изобразительное искусство Возрождения: Донателло, Джотто, Мазаччо, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Маньеризм.

Северное Возрождение, его особенности. А. Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший, Ян ван Эйк, Иероним Босх, Эль Греко.

Социально-исторические причины кризиса гуманизма завершение эпохи Возрождения в конце ХVI - начале ХVII вв. Всемирно-историческое значение культуры Ренессанса.

 

Культура Нового времени.

 

Начало эпохи капитализма. Эпоха Просвещения.

Литература 17 - 18 веков. Эстетические идеи Гассенди. Ориентация на рационализированную античность. Н. Буало.

Творчество П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.Б. Мольера. Ларошфуко.
Лафонтен. Бомарше.

Литература барокко: Творчество Гонгоры. П. Кальдерон. Плутовской роман.

Литература Англии: Даниель Дефо. Джонатан Свифт. С. Ричардсон. Г. Филдинг.

Литература Германии. Г.Э. Лессинг. Гете, Шиллер.

Архитектура и изобразительные искусства. Барокко и классицизм в 17-18 веках.

Фландрия. Рубенс.

Голландия. Хальс. Рембрандт.

Франция. Клод Лоррен. Версальский комплекс.

Испания. Веласкес.

Рококо. Ватто и Буше. Фрагонар.

Развитие музыки в 17-18 веках. Возникновение оперы на
основе расцвета вокальной и инструментальной музыки в Италии.
Роль Монтеверди в развитии и утверждении нового жанра.
Появление жанров сонаты и концерта. Классицизм в музыке.

Музыка в Германии. Гендель. Бах.

Комическая опера в Италии и война буффов во Франции.

 Венская классическая школа, ее связь с Просвещением. Оперная реформа Глюка К.В. Гайдн. Моцарт.

Культура 17-18 веков в истории человечества.

 

2.6. Культура первой половины 19-го века.

Развитие капитализма, становление колониальной системы и обострение классовой борьбы, выход на мировую арену пролетариата.

Наполеоновские войны начала века. Личность Наполеона, рождение представлений о бесконечных возможностях личности, выходе за пределы сословия и класса. Развитие науки. Утопический социализм. Рождение марксизма.

Романтизм в искусстве как реакция на Великую французскую революцию, разочарование в реальности идеалов Просвещения.
Противопоставление реальности и личности. Обреченность гения на непонимание и одиночество. Способы отрицания социальной реальности. Постановка проблем личности, разнонаправленность романтических исканий.

Литература: Э.Т. Гоффман, В. Скоггг, Д.Г. Байрон, Стендаль, Гюго, Шатобриан, Ж. Сталь.

Музыка. Романтическое утверждение музыки как высшего вида искусства. Бетховен и романтики. Шуберт. К.М., Вебер Ф Мендельсон, Р. Шуман, Р. Вагнер, Дж. Россини, Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист.

Становление реализма в литературе. Критика капитализма с позиций гуманизма. Критический анализ основных ценностей и буржуазии, социальных последствий развития капиталистических отношений.
Реализм как метод. Отличие критического реализма от предшествующих форм реализма. Многообразие стилевых направлений и индивидуальных вариантов реализма. Стендаль, Бальзак, Мериме, Ч. Диккенс, У. Теккерий.

Изобразительное искусство и архитектура. Классицизм и романтизм в изобразительном искусстве и их взаимодействие и борьба как выражение различных стремлений и противоречий социальных сил буржуазной эпохи.
Ж.Л. Давид и его школа. Энгр, Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Домье, Ф. Гойя.

2.7.Культура второй половины 19-го века

Падение феодальных режимов в большинстве стран Европы, бурное развитие капитализма, рост рабочего движения и самосознания рабочего класса.

Влияние научно-технического прогресса на все стороны жизни. Проникновение методов научного мышления в обыденное сознание, рост научно-технической интеллигенции в обществе.

Развитие и углубление реалистических направлений в искусстве. Неоромантизм, символизм и натурализм - различные типы поиска новых методов изображения жизни в искусстве.

Литература: Г. Флобер, Ги де Мопассан, Э. Золя, А. Франс, Ч. Диккенс, Р.Л. Стивенсон, О. Уайльд, Б. Шоу, Г. Уэльс.

Утверждение жанра детектива Конан Дойл.

Г. Бичер-Стоу, У. Уитмен, М. Твен, О. Генри.

Музыка. Общий подъём музыкальной культуры в Европе. Р. Вагнер, И.Брамс, И. Штраус, Д. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бузе, Э. Григ.

Изобразительное искусство и архитектура. Возрастание утилитаризма в архитектуре как ответ на потребности капиталистического города. Новые материалы в архитектуре. «Хрустальный дворец» Пэкстона и Эйфелева башня как символы новой эпохи в архитектуре, торжества технического прогресса.

Чикагская школа и американская архитектура конца 19 - начала 20 века.

Стиль модерн, его основные характеристики.
Движение французской живописи к реализму. Домье. Новые тенденции в пейзажной живописи К. Коро . Барбизонская школа.

 Мане и импрессионисты. Живопись импрессионизма во Франции. Развитие импрессионистами нового мировидения. Э. Дега, П.О. Ренуар, К. Моне и др.

Постимпрессионизм. П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог.

Значение эпохи для последующего развития искусства.


2.8. Культура ХХ века.

Многонаправленность, противоречивость и незавершенность социальных и культурных процессов ХХ века. Возрастание влияния идеологии, определяющей исследовательскую установку и систему оценок.

Основные факторы развития культуры в ХХ веке: мировые войны, национально-освободительные движения, гражданские войны, социализм, тоталитарные режимы (и методы управления процессами культуры в них).
Урбанизация и ее влияние на культуру: разрушение традиционных форм общения и социальных связей, анонимность существования человека, ослабление социального контроля, одиночество в толпе.

Развитие науки и сциентизма, формирование узких специалистов и утрата гуманистических идеалов и целей.

Реализм 20-го века. Критический реализм, социалистический реализм. Кризис культуры на рубеже веков. Появление модернизма. Мифотворческий метод – восстановление художественными средствами цельности человеческого бытия в рамках единой космологической системы. Модерн и модернизм. Символизм. Экспрессионизм. Футуризм. Абстракционизм. Поп – арт. Сюрреализм. Экзистенциализм. Постмодернизм.

Синтез искусств в художественной культуре 20-го века. Эксперименты В. Кандинского, А. Скрябина, А. Белого.

Массовая культура. Состав и содержание массовой культуры. Ее формирование и функционирование. Искусство в эпоху технической воспроизводимости. Гипертрофия развлекательной, компенсаторной, гедонистической, суггестивной (внушающей) функций искусства. Имиджи и стереотипы массовой культуры. Социальные функции массовой культуры.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь