Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Какая она – христианская любовь
«Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго. Всякое доброе дело есть плод любви» (святитель Иоанн Златоуст). «Кто любит, тот не разбирает внешнего вида; любовь не смотрит на безобразие, потому она и называется любовию, что часто любит и безобразное» (святитель Иоанн Златоуст). «Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека» (преподобный Максим Исповедник). «Именно любовь! Ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного — любви к человеку. Даже самое дорогое, что есть для христианина, — вечная жизнь — обусловливается тем, любил ли человек в жизни своей людей, как братьев своих» (святитель Лука (Войно-Ясенецкий)). Как достичь христианской любви «Любовь заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел, например в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися» (святитель Иоанн Златоуст). «Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин)). Нужно учиться видеть мир не только глазами, но и сердцем. Горение сердца – это не просто сильные эмоции. Это самоотверженность, стремление к служению Богу и людям, которое заставляет забыть обо всем своем, отдавая все свои силы этому служению. Дела милосердия: посещать больных (ты сам болел и знаешь, как грустно бывает в болезни); утешать печальных (как важно вовремя сказать слово сострадания!); научить другого доброму и полезному делу, которому ты уже научился; молитва за ближних и многое другое.
Четыре человека принесли своего расслабленного друга к ногам Спасителя, разобрав кровлю дома, где Он находился (пройти сквозь толпу было невозможно): их действие оказалось живой молитвой, без слов свидетельствующей и об их вере в Господа, и о любви их к своему другу. Мы хотим поговорить о конкретных делах: в чем и как любовь должна проявляться, и через что ее достичь. Что надо нам? · Молитва к Богу «Если кто-нибудь из них досадит тебе или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову отцов, помолись о нем, как об оказавшим тебе великую пользу и о врачующем сластолюбие твое. Через сие раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо по словам святых отцов, любовь есть узда раздражительности. Прежде же всего моли Бога дать тебе внимание и разум, дабы ты мог знать, я чем состоит воля Его благая, угодная и совершенная» (прп. Авва Дорофей)
Это молитва о помощи. Возлагать надежду на Бога не значит лениться. «Молись так, как если бы все зависело от Бога; и делай все так, как если бы все зависело от тебя» Блаж. Августин Древние говорили об этом так: orа et laborа (лат.) – молись и трудись · Пост Любое возрастание в добродетелях – аксетический путь. ВЛАСТЬ НАД СОБОЙ Еда, удовольствия, от которых мы отказываемся в пост, сами по себе не плохие. Дело в том, что это помогает подчинить тело своей душе. Как спортсмены и атлеты должны тренироваться, чтобы достичь успеха, так и христиане должны укреплять свою волю и силы в борьбе со всем, что в них не от Бога. Необходимость владеть собой – цель любой тренировки. Пост как упражнение души, власть над страстями. Телесный труд подчиняет тело духу. И пост, и бдение, и любой другой подвиг, совершаемый ради любви ко Христу, когда он сопровождается борьбой с душевными страстями, полезен. Потому что если человек не искореняет душевные страсти: гордость, зависть, гнев, -а только бездумно мучает тело, то он лишь питает свои страсти гордостью. Душевные страсти причиняют нам больше вреда, чем полнота тела: тучность тела - это опухоль доброкачественная, а душевные страсти - это злокачественная опухоль. Я не говорю, что телесный подвиг не нужен, просто хочу, чтобы люди осознали суть подвига, которая состоит в совлечении своего ветхого человека.(прп Паисий Святогорец) · Решимость «Думаю, что благодать Духа Божия скорее дается тем, которые от всего сердца вступают в больбу с грехом и с самого начала определяют себе стоять и ни за что не уступать место врагу, ни в какой брани, пока не победят его. (прп. Антоний Великий) Св. Серафим Саровский говорил, что между погибающим грешником и спасающимся праведником только одна разница: решимость. Надо не просто с эмоцией воспринять красоту, добро и истину, а решиться жить по заповедям Евангелия. Решиться на то, чтобы искать Бога, решиться на то, чтобы преодолеть все преграды, которые будут стоять на пути; решимость быть бесконечно милостивым к другим и предельно беспощадным к себе. Иногда поднимает душу вдохновение, любовь, какое-нибудь благородное воспоминание… Казалось бы — жизнь отдать ради этого; казалось бы — это такая красота, такой смысл, что исчерпывает все. И вдруг — вспомнишь о себе самом, испугаешься — и больше не можешь идти ни на подвиг, ни на великое дело. Самое страшное – когда собственное «хочу» может заставить человека изменить своему призванию, забыть свое человеческое достоинство. · Покаяние · Труд Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправдывать себя, а смиряться. Если он говорит, например: "Мне не дано любить, а другому дано", и не старается стяжать любовь, то как может он духовно преуспеть? Без борьбы нет преуспеяния. Разве вы не читали у святых отцов, какие первоначально у некоторых подвижников были пороки и на какую степень духовного совершенства они потом взошли? Превзошли многих очень добродетельных. Например, авва Моисей Мурин, какой был преступник и кем стал потом! Вот что Благодать Божия делает! (прп Паисий Святогорец) Молитва «Если любовь есть в сердце, то она от сердца изливается на всех окружающих и проявляется в жалости ко всем, в терпении их недостатков и грехов, в неосуждении их, в молитве за них, а когда необходимо, то и в материальной поддержке» (игумен Никон (Воробьев)). ...Кто о грехе ближнего источил горячие слезы, тот исцелил себя самого тем, что оплакивал брата (свт. Василий Великий, 8, 73) ...Блажен, кто плачет о согрешающем, который чрез это подвергается страшной опасности, и радуется о поступающем хорошо, который... приобретает сим несравненную выгоду (свт. Василий Великий) «Если кто-нибудь из них досадит тебе или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову отцов, помолись о нем, как об оказавшим тебе великую пользу и о врачующем сластолюбие твое. Через сие раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо по словам святых отцов, любовь есть узда раздражительности» (прп. Авва Дорофей) Жертвенность «Любви не печаль принять тяжкую смерть за любящих» (преподобный Исаак Сирин). «Ничего нет более и совершеннее среди добродетелей, как любовь к ближнему. Признаком же ее служит не то только, чтобы не иметь вещи, в которой другой нуждается, но и смерть за него претерпеть с радостию, по заповеди Господней, и считать это своим долгом. Да и справедливо, ибо мы должны не по праву только природы любить ближнего до смерти, но и ради пролитой за нас Пречистой Крови заповедавшего то Христа» (священномученик Петр Дамаскин). «Готовность выпить чашу горести другого — есть любовь» (преподобный Паисий Святогорец). Крест – вершина служения. Он показывает нам, что любви не бывает без самопожертвования. "Да любите друг друга якоже возлюбих вы" (Ин. 13.34) Этим Христос говорит, что мы должны всегда жертвовать собой ради других, как Он принёс Себя в жертву за нас. (прп Паисий Святогорец). Не помнишь, что перед тем говорит апостол Павел? "Любве же не имам, ничтоже есмь" (1Кор.13,2). Жертва, чтобы она была по Богу, должна быть свободна от человеческого: корысти, гордости и т. Д. (прп Паисий Святогорец) Кротость Преподобный Аврамий жил между язычниками. Одни ругали его и понуждали уйти от них, иные надоедали ему постоянными просьбами о помощи. Аврамий делился с ними тем, что получал от православных, и через это, сказано, освобождался от ругательских мучений. И чем же кончилось? Язычники, пораженные человеколюбием преподобного, построили христианскую церковь и сами все сделались христианами, а Аврамия умолили быть у них священником, — так кротость и незлобие победили зло и ненависть и умножили стадо Христово Дерзость и целомудрие «Научитесь благоговеть друг перед другом» прп Авва Дорофей Какой вред от нее. Ни одна, кажется, страсть не подвергается у святых отцов таким гневным нареканиям, как эта, о существовании которой мир и не знает, несмотря на то, что она наполняет главное содержание его жизни190. Я приведу здесь первые пришедшие на память цитаты из их творений. Дерзость губит любовь и рождает ненависть. «Если видим, что некоторые любят нас о Господе, - говорит св. Иоанн Лествичник191, - то перед ними мы наиболее должны сохранять скромность, ибо ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении». «Свобода в обращении с ближними - причина всех зол в человеке», — предостерегает св. Варсонофий Великий192. Она — «матерь всех страстей», - вторит сему Великому его ученик и «единодушный сын»193, преп. Иоанн Пророк194. «Это совершенная погибель», - вслед за последними двумя отцами постановляет их блестящий и бессмертный ученик и послушник - авва Дорофей195. Посему — «уклоняйся от дерзости в речах, как от смерти», - заключает их всех духоносный Исаак Сирин196.
Уступать «Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба — там гордыня» (преподобный Никон Оптинский). Таковы души святых! Они врагов любят более, нежели самих себя. Потому и в нынешнем веке и в будущем во всем предпочитают ближнего, хотя бы он и враг им был по злому своему произволению; святые не ищут воздаяния от тех, кого они любят, но — как сами получающие — радуются, когда отдают другим все свое, чтобы угодить чрез то Благодетелю и, по силе своей, подражать Его человеколюбию, ибо Он благ и к неблагодарным и грешным (сщмч. Петр Дамаскин Не осуждать! «А в братолюбии изнемогаешь ты от того, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу; это случается с тобою также и потому, что ты не хочешь ничего потерпеть против своей воли» (прп авва Дорофей) «Когда авва Агафон видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждениию, говорил он самому себе: «Агафон! Не сделай сам того же». И таким образом помысл его успокаивался» (Патерик, об авве Агафоне) “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Евангелие от Матфея, 7, 1-5). «Любовь свидетельствуется неосуждением ближних» (преподобный Исаия). «Заняться "бревном" в своем глазу; и только повозившись с ним, поймешь, как глубоки причины греха, как трудна борьба с ним, какими способами врачуется грех, какой жалости и сочувствия достоин грешник, и эти твои чувства и твой опыт в борьбе с грехом помогут вынуть "сучок" из глаза брата — сочувствием, примером, любовью. Осуждение отпадает само». (из «Записей» свящ. Александра Ельчанинова)
Осуждающий замечает лишь грехи ближнего, а свои оставляет без внимания. Грех осуждения Христос назвал одним из самых тяжких, сказав: “Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза”. • Ученик пришел однажды к своему старцу и спросил: - Как мне научится прощать, Учитель? - Никогда не суди других, и тебе никогда не придется прощать. Прежде, чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боль. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь, как правильно жить... Далай-Лама XIV, Духовный лидер последователей тибетского буддизма. Притча об осуждении «ОКНО» Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё. — Посмотри, какое грязное у неё бельё, — сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания. — Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить. И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула: — О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать! — Да нет, – сказал муж, – просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно. Так и в нашей жизни: всё зависит от окна, через которое мы смотрим на происходящее. Не осуждай никого, а для этого старайся ни о ком не говорить ничего плохого. Это самый лёгкий способ не быть осуждённым на том свете (Игумен Никон (Воробьёв))
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы