Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Следить за языком, не обижать в словах



Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй и, таким образом, начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадал ему или давал ему то, в чем он нуждается: и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божиею и верха лестницы. Ибо мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя (прп. авва Дорофей,

Любите... братий своих любовию святою и блюдите язык свой, чтоб не выпустить слова неподобающего, которое могло бы уязвить брата (прп. авва Исаия)

Наше слово слышно на Небе. В снежных горах Швейцарии, в некоторых местностях, проводники предупреждают путешественников, чтобы они не произносили ни одного слова, т. к. от малейшего колебания воздуха нависший снег может отделиться от глыбы и произвести обвал, уносящий все за собою в пропасть. Кто бы подумал, что одно слово может иметь такие страшные последствия? Однако нравственное влияние наших слов еще невыразимо значительнее. Необдуманные слова, которые мы так часто и легко бросаем на ветер, двигают событиями в течение веков, и великий день суда обнаружит страшные последствия наших слов.

Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
                     Наталья Щеглова

Три золотых правила языка:
1."Думай, что говоришь". Взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай как следует, а потом лишь говори. И никогда об этом не пожалеешь.

2. "Не говори того, чего не думаешь". Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, чем сказать неправду.
3. "Не все, что думаешь, говори". Это правило не призывает нас к лицемерию, а советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. Принесет ли ему пользу то, что ты хочешь сказать? Не подведешь ли ты кого, не выдашь ли чужую тайну своим неосторожным словом? ..

Тройное сито нашей речи:
… Один человек пришел к своему учителю и спросил:

- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

- Три сита?

- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это.

Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

- Да нет, я просто слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет.

Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив…

- Значит, продолжал учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда.

Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет никакой необходимости…

- Итак, заключил учитель, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?








Держать слово (не лги)

• Дав слово, не нарушать данного обещания; не допускать обмана; не перекладывать свою вину на другого человека.

• Привычка ко лжи портит человека так же, как червь – яблоко. Врун, даже симпатичный с виду, гнилой изнутри, на него нельзя положиться ни в каком важном деле.

• Неправда настолько должна быть чужда христианину, что он не позволяет себе клясться (ибо клятва заставляет предполагать, что он не всегда так прав); одно его удостоверение "да" или "нет" достаточно для всех.

• Осеева. Что легче?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь