Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Савакоты в Ингерманландии



В 1617 году почти непрерывное полувековое противостояние России и Швеции закончилось Столбовским миром, по которому Швеция получила во владение почти всю Корельскую половину Водской пятины, в том числе Ингерманландию и Корельский уезд. Долговременные боевые действия на этих территориях значительно уменьшили население этих районов, где до перехода под власть Швеции проживали карелы (в Корельском уезде), ижора, водь, русские (в Ингерманландии), все они, в основном, исповедовали православную веру. Тогда, при содействии шведской администрации, началось постепенное заселение пустующих земель колонистами из Восточной Финляндии (земли Саво) — собственно савакотами, и финской Карелии — финнизированными карелами-эвремейсами, обе этнических группы были лютеранского вероисповедания. По мнению финских исследователей, отождествление термина «савакот» только с выходцами из Саво ошибочно, так как эвремейсет, поселившиеся в Ингрии раньше других, давали имя савакот всем более поздним переселенцам, происходившим не только из Саво.

Со временем, репрессивная политика шведских властей заставило большую часть карел эмигрировать в пределы Русского царства (там они компактно расселились на тверских, новгородских и олонецких землях), а меньшую — ассимилироваться среди преобладающих финноговорящих лютеран. Ижора и вожане лишь частично остались на исконных землях своего проживания, сохранив православную религию и самобытную культуру, но став национальным и религиозным меньшинством в Ингерманландии. Таким образом, савакоты и эвремейсы стали преобладающим населением на приобретённых Швецией по Столбовскому миру приневских землях.

В Ингерманландии савакоты проживали в окрестностях Колтушей, а также в районе Мги, Молосковиц, Губаниц; на Дудергофских высотах, близ Ропши проживали чересполосно с эвремейсами. По данным П. И. Кёппена, в сер. XIX века их насчитывалось 43 тыс. человек, но на рубеже XIX—XX веков, в результате процесса этнической консолидации, групповое самосознание савакотов сменилось общефинским (с самоопределением себя как ингерманландских финнов).

 и эурямёйсет.  Эвреме́йсы ((фин. äyrämöiset), эвремейсет (от финского фин. äyrämöiset, äkrämöiset) — устоявшееся русское название, согласно финско-русской практической транскрипции — эурямёйсет) — исчезнувший коренной народ западной части Карельского перешейка. По одной из версий, источником происхождения названия является языческий бог земледелия Экряс (фин. Äkräs), упоминаемый Агриколой. Часть эвремейсов, переселённая шведской администрацией в XVII веке в Ингерманландию, составила там, наряду с савакотами, основу этногенеза ингерманландских финнов.

История

Эвремейсы оставались достаточно долго — как в западной части Карельского перешейка, так и позже в Ингерманландии — отдельной группой, имеющей свой диалект, национальный костюм, обычаи, — например, у них не было браков с другими народностями. Наряду с савакотами, эвремейсы были главной народностью, образовавшей само понятие ингерманландцы. Их представителей можно было отличить друг от друга ещё в 1800-х. В Ингерманландию они переселились в XVII веке из западной части Карельского перешейка, прежде всего из уезда Эуряпяя (фин. Äyräpää) (сейчас Барышево (Ленинградская область)), савакоты же переехали из западной части выборгского ляня, из Саво и из восточной части Карельского перешейка.

Отличия диалектов и национальных костюмов эвремейсов и савакотов были впервые замечены в 1830-х языковедом Андерсом Шёгреном. Географ и статистик Пётр Иванович Кёппен выполнил в 1848 году серию исследований, в которых определил численность эвремейсов в Ингерманландии в 29 242 человека, а савакотов — в 43 080. Места проживания эвремейсов, согласно этому исследованию, были прежде всего сосредоточены в южной части Карельского перешейка: приходы Токсова, Лемпаала, Вуоле (фин. Vuole), а также в южной части Ингерманландии: приходы Каприо, Тюрё, Лииссиля. Вместе с савакотами эвремейсы проживали также в общинах: Туутари, Хиетамяки (с центром в дер. Яльгелево), Скворицы, Серепетта (Жеребятки, финско-эстонский приход), Колппана, Коприна и в Инкере (с центром в Войскорово, фин. Kirkonkylä).

Обычаи

Эвремейсы отличались от савакотов диалектом и женским костюмом. Мужская одежда мало отличалась от одежды местного русского населения. Исследователи финского языка и собиратели национальных традиций описывали эвремейсов по своему характеру как более консервативных и медлительных, чем савакоты, которые были более восприимчивы к принятию новых обычаев. С другой стороны, эвремейсы пытались подражать моде савакотов, которую считали более современной и изящной.

К началу ХХ века культурные отличия двух народностей исчезли окончательно, как в Финляндии, так и в Ингерманландии. Единственное, что оставалось долго, — это некоторые особенности в языке. Лучше всего эурямёйсские особенности (сохранение kr, kl, интервокального h, отсутствие дифтонгизации aa, ää в первом слоге) сохранились в говорах приходов Сойккола, Каприо, Тюрё.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь