Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общественный государственный строй Древнего Вавилона.
Общественный строй. Древне - вавилонское общество – это рабовладельческое общество. Основные его классы – рабы, рабовладельцы. 1 особенность: в Вавилоне очень долгое время сохранялись пережитки первобытно – общинного строя. 2 особенность: Древне – Вавилонское общество возникло из-за необходимости широкого использования рабов. 3 особенность: долгое время сохраняется общинная собственность на землю и на рабов. В Древне - Вавилонском обществе наблюдается развитие товарно – денежных отношений, очень медленными темпами. Постепенное развитие получает ремесло. Очень рано появляются деньги, в качестве них употребляются серебро и зерно. Население древнего Вавилона. Это было полноправное общество, эксплуатировали труд рабов. 1) Авиомы (человек, сын человека). Это люди, которые относились к привилегированному сословию. Авиомы – экономически сильные группы. Это люди, которые стоят на верхней ступени элиты. Представители её обладали полным статусом свободы, имели право на имущество, землю, возможность занимать посты как в гос-ном, так и в местном управлении. Это категория, которая имела доступ к власти. По свидетельству историков, авиомы были неоднородны по составу. Неодинаково было не только имущ-ное, но и соц. положение. Прав-во об авиомах проявляет особую заботу. 2) Мушкенумы (слоняющиеся, бедняки) –полноправное население, но более низкое по своему статусу. По всей видимости, происхождение этой категории ведется от пришлого населения. Появились позднее, чем авиомы. Не имели общинных корней. Они были арендаторами царских и храмовых земель. Своей земли не имели. У них не было права на землю. Наряду с авиомами и мушкенумами сущ-л ряд людей, которые получали землю. Судебник Хаммурапи говорит, что это были военные люди и те, кто платили налоги. У таких дарованных земель был свой правовой статус: · эту землю нельзя было отчуждать, завещать. · Эта земля не могла быть предметом залога. Параллельно этой земле, сущ-ла земля, которая была ч.с. 3) сущ-ли также крестьяне-общинники. Они вели самост. хоз-во, чужой труд не эксплуатировали. Составляли самую многочисленную и важную часть населения. Рабский труд не преобладал. Экономика носила многоукладный характер. Постепенно с развитием товарно – денежных отношений идет процесс глубокого расслоения общины. Это расслоение начинает угрожать гос. интересам. Делается попытка оградить свободного от долговой кабалы. Свободное бедное население освобождается от долгов от имени государства. Долговая кабалы была не пожизненной. 4) рабы. Источники рабства: 1) Древнейшим источником рабства были войны. Была потребность в рабочей силе.2) Рабом становился человек, который не уплатил долг.3) Люди, которые совершали преступления. Те люди, которые поручились за преступника личной свободой, тоже входили в рабство. 4) естественное воспроизведение рабов. Цены на рабов были высокими и всё время повышались. Гос. строй. Верховный правитель наименовался царем 4х стран, царская власть происходила от верховных божеств, царь пользуется законодательными полномочиями, они не ограниченны, возглавляет разветвленный управленческий аппарат, этот аппарат назначался царской властью. Аппарат этот состоял из 3 частей: 1) управлял армией. 2) управлял финансовым ведомством. 3) управлял судебным ведомством. Центром был царский двор. Чиновники являлись высшими лицами государства, руководили ирригационными работами, ведали практически всеми гос. делами. Власть не может быть оценена как деспотическая, потому что: 1) в Вавилоне ещё не были изжиты органы общинного самоуправления. 2) существовали крупные города, которые имели особый юр. статус. жители этих городов были освобождены от повинности, чиновники не имели права ареста жителей этих городов. 3) значимой эк-кой самост-тью обладали храмы. 4) личность правителя не обожествлялась так, как в Египте. 5) царь не обладал статусом первосвященника. 6) весьма ограниченны были судебный полномочия, царь не являлся высшей аппеляционной и кассационной инстанцией, обладал правом помилования. Решающее слово при передаче власти принадлежала жрецам – аракулам.
Общая характеристика ЗХ. Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на 2-м году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы