Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Римско-католическая церковь в феодальном обществе Западной Европы.
Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носившие название конституций, булл и энциклик. Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с "грехом". Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний. Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием. Каноническое право. Особое место в правовой системе Германии занимали универсальные нормы канонического права, действие которых распространялось не только на сословие духовенства, но и почти на всю сферу семейных и наследственных отношений всех сословных групп. По «Саксонскому зерцалу» каждый христианин должен был трижды в году участвовать . в церковном суде и столько же раз в светском. Последовательное разграничение в «Саксонском зерцале» компетенции церковных и светских судов, преобладающее значение, которое отводилось нормам светского права в области семьи и наследования, вызвало осуждение ряда статей этого памятника права католической церковью. Под влиянием канонического права происходят важные изменения в германском обязательственном, наследственном и процессуальном праве. Так, рассматривая ростовщичество как грех, церковь запретила взимание процентов по договору займа. Этот запрет был снят только в конце XVIII — начале XIX в. Учение о «божественной справедливости» привело к признанию юридической силы за неформальными соглашениями, утверждению принципа «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), развитию учения о «добрых нравах», о справедливой цене по договору купли-Продажи и др. Под влиянием канонического права, и первоначально исключительно в церковных судах, в XIII — XIV вв. в Германии появляется институт нотариата и нотариального заверения официальных документов. В 1512 г. принимается первый имперский Закон о нотариате. Окончательно связь нотариата с церковной администрацией была разрушена лишь в эпоху Реформации. Изучение канонического права в Германской империи происходило первоначально лишь в северо-итальянских университетах, а также в школах, образованных при монашеских орденах доминиканцев и францисканцев. Лишь в XIV в. была создана сеть собственно германских университетов (в 1348 г. был основан университет в Праге, в 1365 г. — в Вене, в 1386 г. — в Гейдельберге, в 1388 г. — в Кёльне и др.).
Мусульманское право. Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащий предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне; фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни. Согласно мусульманскому праву действия каждого лица определяются как: 1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые. Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность. В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на: 1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания; 2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания; 3) преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы