Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура эстетического знания



Состоит из 3 основных разделов:  о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности (продукты производства, явления природы, человек, художественные ценности и т.п.); - о природе эстетического сознания и его формах (эстетические чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории); - о природе эстетической деятельности и ее видах (худож. конструирование или дизайн, худож. творчество, эстетическое воспитание.). К эстетическим категориям относятся: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, низменное, возвышенное, содержание и форма в искусстве, стиль, художественный метод, художественный образ и т.д.

Прекрасное -эстетическая категория характеризующая предметы и явления,обладающие высшей эстетической ценностью.

Безобразное -категория эстетики,которая обозначает нечто отталкивающее,вызывающее неудовольствие и отражает отсутствие совершенства.

Трагическое -переживание человеком конфликта силами,которые угрожают его существованию и приводит к гибели важной духовной ценности.

Возвышенное -одна из категорий эстетики,отображающее совокупность природных,социальных и художественных явлений,исключительных по свои количественно-качественным характеристикам.

Низменное-категория эстетики, отражающая предельно негативные явления действительности.

4 .функции эстетики:

Функции: мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая.. Мировоззрение не только руководит талантом и мастерством, оно и само формируется под их воздействием в процессе творчества.  Знание ее законов способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык.

Эстетика несет знания людям, позволяет овладеть основными свойствами и законами развития эстетического, познакомиться с различными эстетическими концепциями и др. В этом раскрывается познавательная функция эстетики.

Эстетика способствует формированию определенных эстетических взглядов, идеалов, представлений; помогает людям ориентироваться в мире эстетических ценностей, способствует выработке ценностных представлений, которыми люди руководствуются в своей практической деятельности. Эстетика играет воспитательную роль в жизни общества.

Также эстетика выполняет и методологическую функцию. Она раскрывает основные принципы познания эстетических объектов, определяет путь их исследования.

5.Первобытное общество В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, которая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления. Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений. Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

В эпоху позднего палеолита успешно развивается искусство, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. изображения животных на стенах

Первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.

Помимо этого возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.

появляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей- полуживотных.

 У них были накоплены определенные астрономические знания, что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия. Астрономические знания позволяли им составлять первые календари, вести отсчет времени.

.Настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и глины. Помимо изобразительного искусства существовали и другие виды и жанры: музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.

Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.

6.АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА Основные направления эстетики развивались в др.Греции. Воплощением гормонии и красоты выступал космос.Одна из первых философских школ основанная Пифагором в 6 в.до н.э,пифагорийцы предпологали,что в основе мира лежит некая абстракция-число.Первой эстетической теории античности стала учение пифагорейцов о числовой гармонии.Сократ в своей теории отводил прекрасному и гармоничному телом и духом человеку.Подлинно прекрасное по мнению Платона находится в мире идей.Стройную эстетическую теорию создал Аристотель,написал знаменитые трактаты «Поэтика», «Риторика», «Большая этика».Античная эстетика стремилась осмыслить искусство, законы его развития и функционирования.

7.Эстетика эпохи Средневековья. Византийская эстетика 4-15 век наиболле динамичное направление Средневековой эстетики.Первые Византийские эстетические концепции сформировались 4-6 векидеалом становится христианский Бог,как источник абсолютной красоты и собственно прекрасного.Огромное значение играет искусство.Византийцы сумели создать свою художественную систему,которая включала элементы художественной культуры Др.Греции,Сирии,Др.Египта.Наиболее известными западноевропейскими средневековыми эстетиками(4-18в)были Августин Аврелий(Бог-высочайший художник,который творит красоту по своим законам),Фома Аквинский(по его мнению для красоты требуется 3 условия:совершенство,пропорция,ясность.),Василий Великий,Иоан Златоуст.Средневековая эстетическая культура оказала влияние на формирование 2 европейских художественных стилей того времени-романского(римский),готический(варворский)

8.Эстетика Возраждения.Проявилась в Италии.Главня тема эстетики и художественной культуры возраждения стал человек.В развитии эстетики Возраждения выделяются следующие этапы:эстетика равннего гуманизма(Петрарка,Боккаччо),эстетика высокого возраждения(Леонардо да Винчи),возраждение,связанное с кризисом гуманизма(Шекспир,Сервантес).Творец эпохи Возраждения-это конкретное воплащение универсального человека,всесторонне образованная личность.В искусстве все сильнее ощущается драматизм,трагедийный пафос,состояние эсторического пессимизма.В этот период развивается новое художественное направление «маньеризм»-это живописное искусство с абстрактными,линейными конструкциями манерной изощренностью формы.Это направление открыло дорогу одному из главных художественных направлений 18в. Барокко и способствовал появлению новой худож.эпохи в Европе классицизм,реализм.

9.Эстетика Нового времени.Эстетика эпохи просвещения носила наступательный демократический характер,в основе красоты все просветители подчеркивали, активно стремящийся чел. вооруженный ителлектам и эмоциями.Эстетический вкус оценивался как чувство пронизанное мыслью,в нем тесно соприкасаются культура и природа,искусственная и естественная. Крупнейшим представителем эстетики французского просвещения являлся Вольтер,он выдвигает положение об исторической изменчивости,худож.культуры народов,в зависимости от переживаемых ими исторических событий.Художественные интересы Вольтера неразрывно связаны с театром.Немецкие мыслители окончательно конструировали эстетику,как самостоятельную философскую дисциплину,оказали влияние на развитие этой науки в Германии.(Лессинг,Гердер,Гёте,Баумгартер,Кант,Гегель)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь