Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Http :// go / mail / ru / search



ОСНОВНЫЕ УЧЕБНИКИ

1. Андреев А.Н. Теория литературы : в 2 т. / А.Н. Андреев – М. : Изд-во Гревцова, 2010.

2. Бройтман С.Н. Теория литературы : в 2 т. / С.Н. Бройтман, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа. – М. : Академия, 2010.

3. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. – М. : Высш. шк.; Изд. Центр «Академия»,  1999. – 556 с.; (а также изд., переработ., доп. –  М., 2012. – 720 с.).

4. Вершинина Н.Л. Введение в литературоведение / Н.Л. Вершинина. – М. : Юрайт, 2013. – 479 с.

5. Давыдова Т.Т. Теория литературы / Т.Т. Давыдова, В.А. Пронин. – М. : Логос, 2003. – 232 с.

6. Каллер Д. Терия литературы: краткое введение / Джонатан Каллер ; пер. с англ. – М. : Астрель: АСТ, 2006. – 152 с.

7. Лобанов И.Б. Основы теории литературы / И.Б. Лобанов, Г.Г. Хазагеров. –  М. : Феникс, 2009. – 316 с.  

8. Сегал Д. Пути и вехи: Русское литературоведение в двадцатом веке /        Д. Сегал. – М. : Водолей, 20011. – 280 с.

9. Федотов О.И. Основы теории литературы : в 2 ч. / О.И. Федотов – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

10. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М. : Высш. шк., 1999. – 398 с.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ САЙТЫ

Http :// go / mail / ru / search

www/litmir/net/bd/

www . superinf . ru / view _ helpstud . php

http://philologos/narod/ru/liter/htm

http://www.rulit.net/series/teoriya-literatury

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ БАЛЛОВ

(МОЖНО СОГЛАСОВАТЬ СВОИ ТЕМЫ)

1. Литературная классика.

2. Национальное своеобразие художественной литературы.

3. Значение реминисценций и аллюзий в художественном произведении.

4. Беллетристика и ее роль.

5. Прекрасное в действительности и в искусстве.

6. Массовая литература.

7. Типизация и художественность.

8. Возникновение русской науки о литературе.

9. Традиции и новаторство как диалектический процесс художественного творчества.

10. Авторский замысел и содержание.

11. Виды анализа художественных произведений различных литературных родов.

Реферат должен быть выполнен на листах А-4 и включать следующие элементы: титульный лист, план, введение, основную часть, заключение, список использованных источников в алфавитном порядке. Общий объем – 10 листов (через интервал) в распечатанном виде.

План разбора лирического произведения

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание:

а) ведущая тема; б) основная мысль; в) эмоциональная окраска чувств, выраженных в динамике или статике (пафос); г) преобладание общественных или личных интонаций.

V. Как построено стихотворение:

1) сопоставление и развитие словесных образов:

                   а) по сходству; б) по контрасту; в) по ассоциации; г) по умозаключению;

       2) поэтическая лексика, стилистика и фонетика:

а) выяснить активность использования особых групп слов общеупотребительной лексики (синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов);

                   б) выявить меру близости поэтического языка с разговорным;

в) определить своеобразие и активность использования тропов: эпитет, сравнение, аллегория (иносказание), ирония (скрытая насмешка), гипербола, литота (преуменьшение), олицетворение, овеществление, метафора (скрытое сравнение), метонимия (замена прямого названия другим по смежности);

г) поэтический синтаксис и синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания; повторы (анафора (единоначатие), эпифора (одинаковое окончание), градация, кольцо (мутно небо, ночь мутна), эпонафора (О весна без конца и без края, без конца и без края мечта); антитеза, эллипсис (пропуск), сопоставление, инвектива, панегирика, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм (Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы), инверсия (перестановка);

д) поэтическая фонетика: аллитерация (повторение согласных звуков), ассонанс (повторение гласных звуков), использование звукоподражаний;

       3) стихосложение:

а) ритмика: тоника (ритмика организуется повторением ударных слогов), силлабика (стих с урегулированным количеством слогов), силлабо-тоника (слогоударная система стихосложения), дольник (количество ударных слогов повторяется, а безударных – неопределенное), белый стих, свободный стих (верлибр);

б) хорей (-U), ямб (U-), пиррихий (UU), спондей (--), дактиль (-UU),  амфи-

брахий (U-U), анапест (UU-);

в) рифма: мужская (ударение на последний слог), женская (ударение на второй от конца строфы слог), дактилическая (ударение на третий от конца строфы слог), гипердактилическая (ударение на четвертый от конца строфы слог); точная, неточная, простая, богатая, простая, составная;

г) способы рифмовки: парная (смежная), тройная, перекрестная, опоясная (кольцевая), тернарная (аабааб), игра рифм;

г) строфика: одностишие, двухстишие (дистих), трехстишие (терцина), четырехстишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септина), восьмистишие (октава), девятистишие (спенсерова строфа), десятистишие (одическая строфа), четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа).

VI.  Композиция произведения (от лица «Я», ролевая лирика, лирический сюжет) и хронотоп.

VII. Определить общий смысл лирического произведения, его место в литературе.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

План

1. Аристотель о соотношении науки и искусства, о трех типах подражания, о катарсисе. Система искусства у Аристотеля, их классификация по материалу, предмету и способам выражения.

2. Система искусств по Гегелю (значение категорий «объект» и «субъект»).

3. Вклад В. Г. Белинского в гегелевскую теорию литературных родов. Соотношение его термина «поэзия» с современным употреблением терминов «поэзия» и «художественная литература». В. Г. Белинский о пафосе литературно-художественного произведения, о взаимопроникновении эпоса, лирики и драмы.

4. Деление литературы на роды. Межродовые формы.

5. Жанры как видовая конкретность родовых категорий. Архаичные и современные жанры. Эпические, лирические и драматические жанры.

6. Художественная литература как исторически изменяющаяся система жанров.

 Литература

1. Аристотель. Поэтика. М., 1957. (Или) Поэтика. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

План

1. Реализм в его типологическом и конкретно-историческом истолковании (мифологический, возрожденческий, просветительский).

2. Принцип типологии русского реализма и основанные на этих принципах системы (М.Б. Храпченко, У.Ф. Фохта, Г.Н. Поспелова, И.Ф. Волкова и др.).

3. Важнейшие этапы развития реализма:

а) античный, возрожденческий и просветительский реализм, общая характеристика и представители;

б) периодизация развития русского реализма XIX века и сложившиеся его формы: психологическая, романтическая и др.;

г) основные особенности метода критического реализма («социально-критического» и «психологически-утверждающего»), его связь с романтизмом;

д) формирование и развитие реализма ХХ века (социалистический, мифологический, универсальный и др.).

4. Социальные основы западноевропейского критического реализма.

5. Своеобразие русского реализма в сопоставлении с западноевропейским.

 

Литература

1. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995 (гл. «Реализм»).

2. Днепров В.Д. Проблемы реализма. М., 1960.

3. Избавление от миражей: Соцреализм сегодня. М., 1990.

4. Николаев П.А. Реализм как творческий метод. М., 1975.

5. Петров С.М. Критический реализм. М., 1974; Основные вопросы теории реализма. М., 1975.

6. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

7. Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

8. Развитие реализма в русской литературе: Сб. статей: В 3 т. М., 1972-1974.

9. С разных точек зрения: Социалистический реализм сегодня: Сб. М., 1990.

10. Типология русского реализма второй половины XIX века/Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М., 1979.

11. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 т. М., 2003. Т. 2. С. 198-211.

12. Фридлиндер Г.М. Поэтика русского реализма. Л., 1971.

13. Фохт У.Р. Пути русского реализма. М., 1963 (гл. «Основные этапы развития реализма в русской литературе»).

14. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972 (гл. 6).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

РОМАНТИЗМ И МОДЕРНИЗМ

План

1. Социальные и литературно-художественные предпосылки возникновения романтизма как литературного направления в Европе и России. Основные этапы развития.

2. В.Г. Белинский и другие критики о романтизме.

3. Принципы художественного отражения действительности и выражения авторского отношения к ней в романтическом методе: а) романтическое двоемирие (соотношение реальности и идеала, пути и формы романтического пересоздания действительности с позиций идеала); б) своеобразная роль субъективности как качества романтического мышления, сущность романтического историзма; в) романтический герой и его типология.

4. Исторические судьбы романтизма в русской и западноевропейской литературе и его основные формы.

5. Общие эстетические принципы модернизма, его отношение к романтизму.

6. Направления и течения русского и западного модернизма, разнообразие литературных форм.

7. «Размывание» категории авторства в постмодернистской литературе. Теория «текста без берегов».

8. Русский и западный тип постмодернизма.

Литература

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (любое изд.).

2. Вислов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.

3. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII-XIX веков. М., 1983.

4. Европейский романтизм. М., 1973.

5. История романтизма в русской литературе: В 2 вып. М., 1976.

6. Лукьянова Е.Г., Лукьянов С.А., Мещерякова М.И., Темиз Я.В. Зарубежная литература в таблицах и схемах. Х., 1999.

7. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975 (гл. 1-4).

8. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976 (гл. 1, 2, 4).

9. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.

9. Русский романтизм / Отв. ред. К.Н. Григорьян. Л., 1978.

10. Русский романтизм / Под ред. Н.А. Гуляева. М., 1974.

11. Руднева Е.Г. Романтика в русском критическом реализме: Вопросы теории. М., 1988.

12. Барт Р. S/Z. М., 1994.

13. Берг М. О литературной борьбе//Октябрь. 1993. № 2.

14. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.

15. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура//Новый мир. 1992. № 2.

16. Наливайко Д.С. Искусство, направления, течения, стили. К., 1985.

17. Нефагина Г.Л. Русская проза втор. пол. 80-х – н. 90-х гг. ХХ в. Минск, 1998.

18. Полевой В.М. Искусство ХХ века. 1901-1945. М., 1991.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

План

1. Пути и принципы анализа литературного произведения (комплексный, структурный, целостный и др. виды анализа).

2. Содержание понятия «лирика» в науке о художественной литературе.

3. Принцип структурного анализа поэтического текста и его методика.

4. Принцип целостного анализа лирического произведения и его методика.

5. Комплексный, проблемный, психологический и другие анализы лирического произведения вне цикла.

6. Целостный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium» («Молчи, скрывайся и таи…»).

7. Анализ самостоятельно выбранного лирического текста одним из предложенных способов.

Литература

1. Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., 1990 (и др. изд.).

2. Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

3. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста / Н.С. Болотнова. М., 2007.

4. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. ВПб., 2001.

5. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева. М., 1981.

6. Гиршман М.М. Литературное произведение: Терия и практика анализа. М., 1991.

7. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.

8. Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970. С. 103-132.

9. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

10. Маймин Е., Слинина Э. Теория и практика литературного анализа. М., 1984 (разд. Анализ лирического произведения).

11. Неуспокоева И.Г. История всемирной литературы и проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976.

12. Принципы анализа литературного произведения / под ред. П.А. Николаева и Э.Я. Эсалнек. М., 1984.

13. Пути анализа литературного произведения. М., 1981.

14. Русова Н.Ю. Тайна лирического стихотворения. М., 2005.

15. Смирнов А. Дыхание речи. Прочтение поэтического текста. М., 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН К АНАЛИЗУ СТИХОТВОРЕНИЯ

 

1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом? Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

 2. Есть ли в стихотворении конфликт? Для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.

 3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

 4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая?

 5. Какая строка становиться толком для создания стихотворения? Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо).

 6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение?

 7. Роль звуков в стихотворении.

 8. Цветовая гамма в стихотворении.

 9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).

 10. Категория пространства (реального и астрального).

 11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?

 12. Особенности композиции стихотворения.

 13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)

 14. Литературное направление, если можно определить.

 15. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон).

 16. Мое восприятие этого стихотворения.

 17. Если есть необходимость, обратиться к истории создания, году создания, Условиям и месту создания. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные произведения, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К КУРСУ «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

(для самопроверки)

1. Теория литературы как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины как элементы целостной системы.

2. Становление теории литературы как науки.

3. Художественная литература как вид искусства. Сфера, предмет и цели художественной литературы; ее основные функции.

4. Пафос художественного произведения. Виды пафоса.

5. Проблема художественного образа. Определение и специфика.

6. Познавательная, воспитательная и эстетическая функция образа.

7. Проблема содержания и формы в литературе (на уровне литературно-художественного произведения, литературного творчества и литературного процесса). Возможность соответствия и несоответствия, противоречий между содержанием и его формой.

8. Тема как последовательное выражение целостности литературного произведения.

9.  Идея литературно-художественного произведения как теоретическая проблема.

10.  Тематика и проблематика. Идейно-тематическая целостность литературного произведения.

11.  Сюжет и композиция в литературном произведении. Проблема лирического сюжета.

12.  Мировоззрение писателя, его сложность. Противоречия в мировоззрении, объективное и субъективное в нем.

13.  Процесс художественного обобщения как проблема литературы. Основные виды художественного обобщения.

14.  Критерий художественности.

15.  Обобщение и типизация, многообразие форм типизации, роль фантазии и преувеличения.

16.  Понятие литературного рода. Эпос, лирика, драма и межродовые формы, их объективная основа и специфика.

17.  Проблема художественного жанра; родовые и видовые жанровые образования.

18.  Литературный процесс. Вопрос о мировом литературном процессе.

19.  Традиции и новаторство; преемственность и эпигонство в литературном процессе.

20.  Диалектика смен литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

21.  Культурно-исторические аспекты художественного творчества (народное, национальное, классовое, общечеловеческое).

22.  Стиль как понятие и литературоведческая проблема. Стилизация и эклектика.

23.  Стиль писателя.

24.  Язык художественного произведения как элемент стиля. Основные особенности поэтического языка.

25.  Основные системы стихосложения. Особенности русского стихосложения.

26.  Пространственно-временная организация произведения. Понятие о хронотопе.

27. Литературное течение и школа.

28.  Литературная классика, беллетристика и паралитература.

29.  Принципы анализа художественного произведения.

30.  Изучение теории литературы в школе.

 

 

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНИКИ

1. Андреев А.Н. Теория литературы : в 2 т. / А.Н. Андреев – М. : Изд-во Гревцова, 2010.

2. Бройтман С.Н. Теория литературы : в 2 т. / С.Н. Бройтман, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа. – М. : Академия, 2010.

3. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. – М. : Высш. шк.; Изд. Центр «Академия»,  1999. – 556 с.; (а также изд., переработ., доп. –  М., 2012. – 720 с.).

4. Вершинина Н.Л. Введение в литературоведение / Н.Л. Вершинина. – М. : Юрайт, 2013. – 479 с.

5. Давыдова Т.Т. Теория литературы / Т.Т. Давыдова, В.А. Пронин. – М. : Логос, 2003. – 232 с.

6. Каллер Д. Терия литературы: краткое введение / Джонатан Каллер ; пер. с англ. – М. : Астрель: АСТ, 2006. – 152 с.

7. Лобанов И.Б. Основы теории литературы / И.Б. Лобанов, Г.Г. Хазагеров. –  М. : Феникс, 2009. – 316 с.  

8. Сегал Д. Пути и вехи: Русское литературоведение в двадцатом веке /        Д. Сегал. – М. : Водолей, 20011. – 280 с.

9. Федотов О.И. Основы теории литературы : в 2 ч. / О.И. Федотов – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

10. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М. : Высш. шк., 1999. – 398 с.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ САЙТЫ

http :// go / mail / ru / search

www/litmir/net/bd/

www . superinf . ru / view _ helpstud . php

http://philologos/narod/ru/liter/htm

http://www.rulit.net/series/teoriya-literatury


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь