Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 4 Теоретические взгляды Айвазовского в современной культурной жизни



 

В 1930 году в Феодосии вышла в свет первая книга об И. К. Айвазовском. Ее автор Николай Степанович Барсамов (1892-1976) был первым советским искусствоведом, определившим место И. К. Айвазовского в ряду других русских художников, давшим объективную характеристику творческого наследия мастера.

Много раз об Айвазовском писал Стасов. Со многим он не соглашался в его творчестве. Особенно яростно восставал он против импровизационного метода Айвазовского, против легкости и быстроты, с какой он создавал свои картины. И все же, когда надо было дать общую, объективную оценку искусству Айвазовского, он писал: " Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами".

Жизнь Айвазовского была поглощена огромным творческим трудом. Его творческий путь – это непрерывный процесс совершенствования живописного мастерства. Айвазовский снискал себе славу русского художника и принес русской живописи мировую известность. Русское искусство немыслимо без него, но немыслимо также отрицать, что он сыграл определяющую роль в армянском искусстве. Русские, французские, советские энциклопедии и справочники в один голос отмечают, что он появился на свет в армянской семье. Художник всегда был связан с родным народом, создал многочисленные картины на национальные темы, живо отозвался на армянские погромы 1895 года в Турции.

В многообразных морских пейзажах, составляющих суть его искусства, нашли отражение и присущие натуре Айвазовского мечтательность, эмоциональность и теплая цветовая атмосфера, а кроме того сказочно-символическое мышление и свободная импровизация, то есть именно черты, близкие традициям армянской культуры. Художник и многолетний директор Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского Н.Барсамов в последней своей монографии (которая выгодно отличается от прежних его книг) писал: " Айвазовский иногда строил колорит картины на резком противопоставлении основных цветов палитры, чем достигал большой насыщенности и яркости цвета. В его пристрастии к яркому колориту, иногда приобретающему характер острых, пряных, красочных сочетаний, можно видеть врожденную склонность, объяснимую в известной мере происхождением и средой, в которой он вырос. В середине прошлого века это было явление такого же порядка, каким через пятьдесят лет, в начале XX века, было искусство Сарьяна" [22].

Присущее Айвазовскому стремление выразить звучанием цвета животрепещущую идею нашло применение лишь в искусстве нового времени.

В ХХ веке российские художники-маринисты, продолжают развивать традиции мастеров русского пейзажа. Но освоение традиций для наших живописцев — это не механическое повторение того, что уже было создано в прошлом. «Задача современного художника-пейзажиста, — пишет один из ведущих мастеров советского пейзажа Г. Г. Нисский, — передать новое в жизни нашей страны, запечатлеть нашу родину, преображенную трудом советского человека, насытить пейзаж своими чувствами, привнести в произведение отличительные черты нашего времени»[23].

Как правило, современный морской пейзаж проникнут радостным, бодрым мироощущением. Им отмечены работы В. В. Крайнева, В. В. Мешкова, Б. Н. Яковлева, Г. Г. Нисского, крымских живописцев Н. С. Барсамова, П. К. Столяренко, В. А. Соколова, С. Г. Мамчича и др.

Среди произведений советского периода особую группу составляют картины пейзажистов Крыма. Как известно, в Феодосии, где жили и работали И. К. Айвазовский, Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслер, К. Ф. Богаевский, М. П. Латри, М. А. Волошин, сложились свои художественные традиции. На творчестве многих современных крымских живописцев сказалось влияние их выдающихся предшественников. Особенно ощутимо это влияние в ранних работах ряда художников, посещавших студию Н. С. Барсамова, которая находилась при галерее Айвазовского. В дальнейшем эти пейзажисты нашли свой путь в искусстве, создали самобытные произведения. Но с основателями «киммерийского» пейзажа их по-прежнему роднит преданность главной теме — природе Крыма, Черному морю.

В современной культурной жизни имя Айвазовского не забыто.

15 сентября 2007 года в пригороде Санкт-Петербурга Кронштадте на Макаровской набережной был установлен бюст художника (приложение 9). В церемонии открытия памятника принимала участие праправнучка художника Ирина Касацкая. Автором памятника является заслуженный художник России Владимир Горевой. Он также является автором бюста Петра Великого в Приозерске Ленинградской области, памятников Семенову-Тянь-Шанскому в Киргизии, горельефов Храма Христа Спасителя в Москве и других известных произведений. Открытие памятника в городе-крепости Кронштадте было приурочено к 190-летию живописца. В свое время он служил при Главном морском штабе, и бюст его установлен по инициативе Кронштадского Морского собрания.

 29 июля 2009 года исполнилось 192 года со дня рождения величайшего художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Творческая деятельность живописца оставила яркий след не только в истории русского искусства, его имя вошло в золотой фонд мирового искусства. Он необычайно остро чувствовал и передавал в своих полотнах красоту и величие морской стихии, создавал то романтически приподнятый, то глубоко поэтический образ моря. И. К. Айвазовский - уроженец Феодосии. Став знаменитым художником, академиком пяти европейских академий, он мог бы поселиться в любом уголке мира, однако же, для постоянного места жительства живописец избирает милую сердцу Феодосию, красоту которой он никогда не уставал писать. Здесь он прожил долгую и счастливую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. В настоящее время коллекция произведений художника насчитывает 417 единиц хранения. Она составлена так, чтобы можно было проследить все этапы 63-летнего творческого пути непревзойдённого мариниста. У главного фасада дома И. К. Айвазовского установлен бронзовый памятник. На его постаменте лаконичная надпись: " Феодосия - Айвазовскому". В эту короткую фразу благодарные потомки вместили большое чувство восхищения, гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, первому Почётному гражданину Феодосии, так много сделавшему для экономического и культурного развития города.


Заключение

 

Долгую, плодотворную жизнь прожил Иван Константинович Айвазовский. Высокое живописное мастерство, повышенная эмоциональность его искусства, яркая патетика образов моря принесли ему заслуженный успех. Восторженными откликами современников были встречены многие его произведения. Объясняя причины необыкновенной популярности художника, В. В. Стасов писал: «У Айвазовского есть своя действительно поэтическая жила, есть порывы к истинной красоте и правде».

Творческая биография художника достаточно ясна и прозрачна. И.Айвазовский не знал взлетов и падений. Его не преследовали неудачи, не огорчала немилость властей, не тревожили нападки критики и равнодушие публики.

Созданные им произведения покупали Николай II, Александр III и другие европейские монархи. И.Айвазовский объездил всю Европу, побывал в Америке и Африке. Беспрецедентным явлением стали 55 его прижизненных персональных выставок. Некоторые из них совершили всеевропейское турне.

Творческий стиль Айвазовского получил признание еще при жизни художника. Вот как отзывается о его заслугах Президент Академии Художеств в 1897 году по случаю 60-летия творческого пути Айвазовского: «В настоящее время Айвазовский состоит почетным членом императорской Академии художеств, причисленным к Главному морскому штабу с званием живописца сего штаба, действительным членом императорской Академии художеств, почетным членом императорского русского географического общества, почетным членом Московского художественного общества и членом многих европейских Академий художеств.

В продолжение своей художественной деятельности профессор Айвазовский неоднократно удостаивался высочайших наград, благодарностей и подарков и в настоящее время имеет ордена: св. Станислава 1-ой степени, св. Анны 1-ой степени, св. Владимира 2-ой степени и Белого Орла.

В течение своей художественной деятельности, продолжающейся до настоящего времени, профессор Айвазовский обогатил русское искусство образцовыми произведениями, которыми приобрел одинаково громкую известность, как в России, так и за границею. Кроме своего знаменитого имени в искусстве, профессор Айвазовский заслужил также общую признательность своею благотворительною деятельностью.

Ввиду столь выдающихся заслуг Айвазовского для искусства и в ознаменование 60-летнего его юбилея, имеющего состояться 26 сентября сего года, я прошу Ваше превосходительство повергнуть на всемилостивейшее государя императора благовоззрение мое ходатайство о награждении действительного тайного советника Айвазовского орденом св. Александра Невского»[24].

Суть феномена И.Айвазовского - в ярко выраженном амплуа и особенностях творческого метода. Устойчивые признаки индивидуальной манеры И.Айвазовский выработал буквально в первые годы профессиональных занятий и следовал им всю жизнь.

Эта особенность затрудняет суждение об эволюции его живописного языка, делает несовершенной любую периодизацию творчества художника. Однажды апробированные сюжеты возникают вновь и вновь, подчас спустя десятилетия. Однако это постоянство не вызывает ни привыкания, ни раздражения, ни скуки. Предметный ареал, в границах которого существует творческая фантазия художника, требует обращения к иррациональным, экстремальным ситуациям: море, солнце, огонь, облака не являются ни ординарными, ни неизменными.

Изучая наследие известного русского мариниста Айвазовского, скрупулезно анализируя каждую работу, приходим к выводу, что тема воды неиссякаема. Вряд ли словом можно передать ее безграничность: сиюминутные краски заката, туманные утра, штиль, пенный прибой, штормовые раскаты бьющейся о камни воды, морские баталии, серии кораблей. Но тогда еще нужно было найти свою манеру, перенести на холст свои, индивидуальные ощущения моря. Айвазовский в свое время говорил: «Художник должен запомнить их. Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта… Сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью»[25]. Для одного из самых ярких представителей феодосийской школы не существовало технических сложностей в передаче физических свойств воды – прозрачности, непокорной изменчивости, световых рефлексов.

Импровизационный метод, несмотря на кажущуюся простоту, очень необычен, требует от художника обязательного наличия и сочетания многих разнообразных врожденных качеств, а потому сама возможность его применения для подавляющего большинства даже очень одаренных людей совершенно исключена. Отблеск поэзии, правды и красоты лежит на лучших полотнах художника, являющихся высшим достижением мировой маринистической живописи.


Литература

 

1. Айвазовский И.К. – СПб.: Белый город, 2000. – 64 с. – (Мастера живописи).

2. Айвазовский. Документы и материалы. – Ереван: Айастан, 1967. – 408 с.

3. Айвазовский И.К. - http: //www.aivazovski.ru/, http: //www.see-art.ru/

4. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия – 19- начало 20 века. – М.: Аз, 2001. – 192 с.

5. Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. М.: Искусство, 1962. – 248 с.

6. Барсамов Н.С., Барсамова С.А. Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского. – Симферополь: Крымиздат, 1955. – 244 с.

7. Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. — М.: Терра-Книжный клуб, 2001. – 384 с.

8. Ветрова Г. Айвазовский. Сказка о волне. – СПб.: Белый город, 2001. – 12 с.

9. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985

10. Долгополов И. Мастера и шедевры. – в 6 томах. – Т.3. - М.: Терра, 2000. – 400 с.

11. Дубинянская Я. Прекрасный мир творений Айвазовского. – СПб.: Питер, 2008. – 196 с.

12. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2001. – 448 с.: илл.

13. Жабцев В.М. Иван Айвазовский. – М.: Харвест, 2008. – 144 с. – (Гении мировой живописи).

14. Иван Айвазовский. Большая коллекция / Ivan Aivazovskiy: Great Collection. – СПб.: Белый город, 2002. – 416 с.

15. Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.— «Русская старина», 1878, т. 21, № 4

16. Касацкая И. Талантливый внук великого деда. // Брянская газета. — 1994. — № 28.

17. Мастера советского искусства о пейзаже. - М., 1963. - с. 101.

18. Мастера русского пейзажа. Вторая половина 19 века часть 4. Мальцева Ф. С. – М.: Издательский дом «Искусство», 2002. – 488 с.

19. Мамонтова Н.Н. Иван Айвазовский. – М.: Арт-родник, 2008. – 96 с. – (малая серия искусств).

20. Маринистическая живопись - http: //aivazovski.ru/marinisticheskaya5/

21. Новоуспенский Н. Иван Айвазовский. – М.: Аврора, 2006. – 160 с. – (Великие мастера живописи).

22. Панжинская-Откидач В. А. И. К. Айвазовский. Стихия воды. – Ярославль: Детство-пресс, 2008. – 22 с.

23. Пилипенко В. Н., Иван Константинович Айвазовский. – Л.: Художник РСФСР, 1991 – 188 с.

24. Популярная Художественная Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1986.

25. Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Смысл, 2007. – 412 с.

26. Семевский М.И. Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837—1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837—1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887. Стр. 18

27. Соколов А. Невидимый Айвазовский//Петербургский дневник. – №30 (140). – 2007. – с.4-5.

28. Трибис Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 384 с.

29. Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович [17(29). VII 1817, Феодосия —19.IV (2.V) 1900, там же] — русский живописец.»

30. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского. – http: //museums.artyx.ru/

31. Хачатрян Ш. Айвазовский известный и неизвестный. – М., 2000. – 184 с.

32. Хачатрян Ш. Айвазовский. Апостол мира и гуманизма. – Ереван: Принтинфо, 2007. – С.118.

33. Художники Феодосии. - http: //www.artfeo.com.ua/content/view/51/30/

34. Чернышевский H. Г. Собрание сочинений в пяти томах. - Том 4/ Составление и общая редакция Ю. С. Мелентьева. - М., Правда, 1974.

35. Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. – М.: Искусство, 2001. – 422 с.


[1] Касацкая И. Талантливый внук великого деда. // Брянская газета. — 1994. — № 28.

[2] Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Уч. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2001. – С.391.

[3] Чернышевский H. Г. Собрание сочинений в пяти томах. - Том 4/ Составление и общая редакция Ю. С. Мелентьева. -  М., Правда, 1974.

[4] Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Уч. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2001. – С.411.

[5] Трибис Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – С.169.

[6] Художники Феодосии. - http: //www.artfeo.com.ua/content/view/51/30/

[7] Соколов А. Невидимый Айвазовский//Петербургский дневник. – №30 (140). – 2007. – с.4-5.

[8] Барсамов Н. С.. Иван Константинович Айвазовский. М.: Искусство, 1962. - с. 112

[9] Барсамов Н. С.. Иван Константинович Айвазовский. М.: Искусство, 1962. - с. 115.

[10] Письмо И. К. Айвазовского Н. Н. Кузьмину со сведениями о Феодосийской картинной галерее и о своих намерениях. 1 ноября 1899 г. Опубликовано: Журнал «Мир», СПБ, 1912 г., № 1, стр. 72.// Айвазовский. Документы и материалы. – Ереван: Айастан, 1967.

[11] Хачатрян Ш. Айвазовский. Апостол мира и гуманизма. – Ереван: Принтинфо, 2007. – С.94.

[12] Барсамов Н. С.. Иван Константинович Айвазовский. М.: Искусство, 1962. - с. 129

[13] Хачатрян Ш. Айвазовский. Апостол мира и гуманизма. – Ереван: Принтинфо, 2007. – С.118.

[14] Маринистическая живопись - http: //aivazovski.ru/marinisticheskaya5/

[15] Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.— «Русская старина», 1878, т. 21, № 4

[16] Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. – М.: Искусство, 2001. – с. 41

[17] Мастера русского пейзажа. Вторая половина 19 века часть 4. Мальцева Ф. С. – М.: Издательский дом «Искусство», 2002. – с. 221

[18] Из проекта И. К. Айвазовского об учреждении в Крыму художественной школы. Март, 1853 г. // Айвазовский. Документы и материалы. – Ереван: Айастан, 1967. – с. 3-8.

[19] Представление Айвазовского в Совет Академии художеств о работах своих учеников и об отправлении картин для Парижской выставки. 30 июля 1866 г.//Айвазовский. Документы и материалы. – Ереван: Айастан, 1967. – с.24-26.

[20] Айвазовский. Документы и материалы. – Ереван: Айастан, 1967. – с.16.

[21] Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. — М.: Терра-Книжный клуб, 2001. –с.288

[22] Барсамов Н., Барсамова С. Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского. – Симферополь: Крымиздат, 1955. – С.20-21.

[23] Мастера советского искусства о пейзаже. - М., 1963. - с. 101.

[24] Айвазовский. Документы и материалы. – Ереван: Айастан, 1967. – с.340-341.

[25] Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. М.: Искусство, 1962. –с. 193.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь