Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности развития морального самосознания в подростковом
Возрасте
Мораль — это «нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность» [24, с. 365]. Вообще в большинстве учений нравственность отождествляется с моралью. В зарубежной психологии морали вопрос о существовании «нравственной позиции человека» нравственного поступка, нравственного сознания и т.п. вообще не возникает: западные психологи употребляют такие понятия как «моральное познание», «моральный поступок», «моральная личность». Но, не смотря на это В.В. Знаков считает, что нужно различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требования к правилам поведения и межличностных отношений, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им) [14]. Таким образом, в данной работе мы так же будем различать мораль и нравственность. Под моралью мы будем понимать «подсистему ценностных ориентаций личности» [1, с. 34] на систему норм, требования к правилам поведения и межличностных отношений, предъявляемых человеку обществом. Под нравственностью, – характеристику психологической структуры личности отвергающей или принимающей требования общества, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им. Следовательно, моральное самосознание можно определить как процесс осознанного отношения человека к самому себе, выражающегося в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения с учетом системы норм, требований к правилам поведения и межличностным отношениям, предъявляемых человеку обществом. А нравственное самосознание определяется как интегративное личностное образование, проявляющееся в процессе осознания, оценки и регуляции человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика, на основе соотнесения их с нравственными требованиями и ценностями социума. Моральное сознание, моральное самосознание формируется поэтапно, и в «каждом возрастном периоде действуют свои психологические механизмы и закономерности» [10, с. 174]. Изучением психологических механизмов и закономерностей самосознания, морального самосознания в подростковом возрасте занимались такие ученые как: Л.И. Божович, М.И. Боришевский, Л.С. Выготский, Л. Колберг, В.А. Крутецкий, Ж. Пиаже, А.А. Хвостов и др. В нашей работе мы не стремимся рассмотреть все имеющиеся концепции исследования данного вопроса в отечественной и зарубежной психологии. Поэтому остановимся лишь на наиболее влиятельных, на наш взгляд, помогающих увидеть современное состояние проблемы и тенденции ее развития. «Большое влияние на формирование психологии морали в зарубежной психологии, предметом которой является изучение совокупности проблем нравственного развития личности, ее нравственного самосознания и поведения и характерной чертой которой выступает своеобразный синтез эмпирической психологии, прикладной этики и практической педагогики, оказала теория когнитивного развития Ж. Пиаже. Основной темой его исследований явились вопросы, связанные с формированием познавательных способностей ребенка и влиянием их на поведение. Ж. Пиаже выделяет три стадии морального мышления детей школьного возраста: «морального реализма» (10-11 лет), «моральной кооперации» (подростковый возраст), «морального равенства» (юношество и взросление). Теория когнитивного развития исходит из того, что люди различаются не только по объему своих моральных знаний и по пониманию моральных принципов, но и по типу рассуждений, сопровождающих действия и оценки. Отсюда делается утверждение о важности моральных знаний и убеждений для поведения людей, начиная с детского возраста. Наиболее полно теория когнитивного развития получила отражение у последователя Ж. Пиаже, американского психолога Л. Колберга, основная цель которого заключалась в выяснении вопроса, что такое нравственное развитие личности и как оно достигается, исходя из параллелизма логической и моральной стадий развития личности. Рассматривая нравственное развитие человека, Л. Колберг выстраивает целую систему, в которой выделяет такие уровни как «доморальный», «конвенциальной морали» и «автономной морали», в каждом из которых, ради получения взамен благ, поощрений, в свою очередь, он предусматривает определенные стадии развития. Так, «доморальный уровень» представлен следующими стадиями: нулевой – «хорошо то, что я хочу, и что мне нравится»; первой – послушание из страха быть наказанным; второй – характеризующейся гедонизмом, послушанием. Уровень «конвенциальной морали» представлен третьей стадией, на которой ребенку свойственна ориентация на мнение значимых для него людей, имеет место конформность; и четвертой стадией, для которой типична ориентация на поддержание установленных правил и форм поведения. Уровень «автономной морали» является самым высоким. Он связан с внутриличностным подходом к решению моральных проблем. Этот уровень включает пятую стадию, представленную позицией «А», для которой характерны утилитаризм и суждение о морали как результате общественного договора; и позицией «В», связанной с ориентацией на высший закон и собственную совесть; а также шестую стадию, характеризующуюся ориентацией личности на универсальные этические принципы, соблюдение которых обусловлено совестью личности. Вершиной уровня «автономной морали», является седьмая стадия, где моральные ценности отражают философский смысл, и человек сам может генерировать их. На эту стадию, – замечает Л. Колберг, – поднимаются немногие личности. Данная стадия не типичная и не имеет всеобщего характера. Теория Л. Колберга имеет важное, на наш взгляд, значение для исследования нашей проблемы. Во-первых, ученый рассматривает мораль как особый специальный феномен; во-вторых, эта теория имеет ярко выраженную практическую направленность: в ней представлена развернутая характеристика нравственных качеств личности, знание которых полезно при выборе дифференцирующих методов воспитательного воздействия; в-третьих, в названной теории акцентируется внимание на вопросе критериев нравственного (что считать правильным и неправильным, нравственным и безнравственным). В то же время данная теория, по нашему мнению, имеет ряд ограничений. Во-первых, ее представители исходят из методологически несостоятельного определения самого понятия «мораль». Во-вторых, в рассматриваемой нами теории наблюдается разрыв между стадиями и уровнями нравственного развития личности и ее реальным поведением, ибо здесь каждый человек является лишь «моральным философом», т.е. только рассуждает о моральных проблемах, рефлексирует их, но не действует. Мораль при этом, – остается абстрактной теоретической конструкцией, которой сознание личности овладевает на уровне когнитивного рассуждения, а поведение оказывается подчиненным не законам морали, а своим собственным законам. В-третьих, в этой теории не дается ответа, что является источником, причиной перехода от одной стадии нравственного развития к другой, не вскрываются психологические механизмы этого процесса. В-четвертых, следует отметить, что один и тот же уровень нравственного развития может быть у личностей с разным уровнем интеллекта и, наоборот, один и тот же уровень интеллектуального развития наблюдается у лиц с различным уровнем нравственности. По нашему мнению, уровень развития нравственного сознания личности не может быть следствием одного лишь умственного развития. Нравственное самосознание – это продукт и социально-экономического развития, и желания самой личности быть нравственной, и ее собственной активной деятельности по нравственному совершенствованию и самообразованию. Таким образом, рассмотренные теоретические положения представителей зарубежных психологических школ позволяют подчеркнуть, что нравственное развитие личности и ее сознание рассматривается ими в отрыве от социальных факторов, роль которых, как известно, в формировании личности в целом огромна. Проблема морального самосознания нашла также отражение и в отечественной психологии. Пути ее изучения были предопределены положениями теории сознания, разработанными в трудах С.Л. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и других психологов, которые рассматривали сознание, в том числе и моральное сознание, как результат общественно-исторического развития индивида, подчеркивали его социальную обусловленность и связь с деятельностью и поведением человека» [4]. Л.С. Выготский, – основоположник изучения самосознания в подростковом возрасте, считает, что развитие функции самосознания совершается в шести направлениях, из которых и складываются основные моменты, характеризующие структуру самосознания подростка. Первое направление – это рост и возникновение собственного образа. Подросток начинает все более «обосновано и связано» узнавать себя. Второе направление в развитие самосознания ведет этот процесс из вне во внутрь. Буземан говорит, что вначале дети знают только собственное тело. Лишь в 12-15 лет возникает сознание, что существует внутренний мир и у других людей. Собственный образ переносится во внутрь. Сначала он охватывает сновидение и чувство. Важно, что развитие во втором направление не идет параллельно с нарастанием самосознания в первом направлении. Третье направление развития самосознания – это интегрирование. Подросток все более и более начинает осознавать себя как единое целое. Отдельные черты все более и более становятся в его самосознании чертами характера, частью целого. Четвертое направлением развития самосознания является отграничение собственной личности от окружающего мира, сознания отличия и своеобразия своей личности. Чрезмерное развитие самосознания может привести к замкнутости, к мучительным переживаниям отъединенности которые часто отличают переходный возраст. Пятая линия развития состоит в переходе к суждениям о себе по внутренним моральным критериям, которые начинают применяться ребенком и подростком для оценки своей личности и которые заимствуются ими из «объективной» культуры. Буземан говорит, что до одиннадцати лет ребенок судит себя по шкале: сильный – слабый, здоровый – больной, красивый – безобразный. За стадией «зигфридовской» морали, согласно которой телесные добродетели и красота составляют все, в развитии ребенка следует мораль умений. Ребенок горд тем, что он умеет делать то или другое, благодаря чему он может снискать уважение взрослых. Под влиянием взрослых, выдвигающих формулу «ты должен нам повиноваться», ребенок вступает в стадию оценки, которая определяется тем, что хотят от него взрослые. Многие дети, в особенности девочки, останавливаются на стадии морали повиновения. Следующая ступень развития приводит к коллективной морали и достигается (хотя и не всеми) к 17-ти годам. Шестая – и последняя линия развития самосознания и личности подростка заключается в нарастании интериндивидуальной вариации. По мере все более зрелого развития задатков и большой длительности влияния среды люди всё менее становятся похожими друг на друга. Таким образом, устанавливается три существенных момента, характеризующих самосознание в переходном возрасте: 1) рефлексия, и основанное на ней самосознание, представлены в развитии, где самосознание производный факт в психологии подростка, возникающий не путем открытия; а путем длительного развития; 2) обнаружение связи между развитием самосознанием и социальным развитием подростка (где различия необходимо объяснять с точки зрения иной структуры, иного типа самосознания); 3) самосознание – сущность, поддающаяся эмпирическому анализу, где рефлексия влияет перестраивающем образом на субъект, выступает третичным условием формирования личности, ее внутренних, моральных критериев (первичное условие – наследственность, задатки; вторичное – окружающая среда). Таким образом, мы видим, что возникновение самосознания означает переход к новому принципу развития, к образованию третичных признаков; истинное содержание развития функций в переходном возрасте, состоящее из образования новых связей, новых отношений, новых структурных сцеплений между различными функциями [10; 11]. Подобный анализ развития функции самосознания и их влияния на развитие психических процессов и личности подростка дает возможность сделать вывод о динамичности развития самосознания, его структур, о переходе на качественно другие уровни по мере становления личности. Хвостов А.А. считает, что моральное самосознание имеет весьма сложную структуру. Он выделяет в нем моральные ценности, принципы, концепции «аморализма», долга и справедливости, представления о нравственных качествах личности. Он считает, что эти компоненты предопределяют, в частности, решение моральных конфликтов, отношение к нормам поведения, в том числе и к нормам тактичности и вежливости [41, с. 41]. Таким образом, проведенный анализ литературы по изучаемой проблеме морального самосознания показал, что его исследование в настоящее время ведется в основном через его отдельные компоненты: аффективный, когнитивный, поведенческий, что позволяет определить значимость различных компонентов, их удельный вес в структуре изучаемого явления, но не дает полного представления о нем. Полагаем, что это ограничение можно избежать, если следовать основным методологическим принципам исследования нравственного сознания: детерминизма, диалектики, структурности, целостности, системности, связи сознания и деятельности, к рассмотрению которых мы и переходим. Детерминистский подход в исследовании нравственного сознания личности ярко прослеживается в работе П.Д. Зотова-Матвеева, позволяет заключить, что развитие нравственного сознания личности осуществляется под воздействием как внешней, так и внутренней детерминации. В работах отечественных ученых (Л.И. Анцыферовой, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой) подчеркивается, что социальное не просто внешнее для человека, оно тесно связано с внутренним, способно в определенных условиях творить это внутреннее. Эти две детерминации нельзя противопоставлять, так как та и другая оказывают определенное влияние на развитие морального сознания личности. Противопоставление «внешнего» и «внутреннего» можно снять, если подойти к изучаемому явлению с диалектико-материалистической позиции. Этот подход позволяет рассматривать в единстве «внешнее» и «внутреннее», социальное и индивидуальное, физиологическое и психическое Итак, моральное сознание как сложный феномен содержит в себе социальное и индивидуальное, это, позволяет сказать о существование «одного в другом». Именно поэтому рассмотрение данного феномена возможно лишь при опоре на диалектико-материалистическую методологию. Принцип структурности» предполагает рассматривать изучаемое явление как определенную систему взаимосвязанных компонентов, позволяет проникнуть вовнутрь изучаемого нами феномена, увидеть его активизирующие и регулирующие механизмы, его внутреннее строение. Принцип целостности можно охарактеризовать как своеобразное обобщение, трансформацию категорий «часть» и «целое», законов их взаимодействия. Целое является синтезом частей, причем синтез таков, что у целого появляются свойства качественно нового типа по сравнению с частями его составляющими. В этом смысле понятия «часть» и «целое» отражают качественную разнородность явлений и внутреннюю дифференциацию объектов, последнее предполагает деление их на элементные (части) и составные (целое), а также разграничение на простое и сложное. Принцип системности давно получил выражение в трудах многих психологов: в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в «физиологии активности» Н.А. Бернштейна, а также в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других психологов. Применение системного подхода позволит нам выявить этапность в развитии и изменении данного явления, раскрыть его сущность, структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, его функции, активность, жизнедеятельность, равно как и функции, составляющих нравственное сознание элементов. Установив при этом, как эти последние «работают» на общие функции; его интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие; его взаимодействие с внешней средой, в том числе связь с более обширным целым (общественным сознанием), его историю, начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития. Принцип связи сознания и деятельности, еще в 30-х годах отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выразил мысль о единстве психики, сознания и деятельности. «Деятельность и сознание, – писал он, образуют органическое целое, не тождество, но единство» [30, с. 636]. Теснейшая связь сознания и деятельности вытекает, во-первых, из того обстоятельства, что главная функция сознания состоит в том, чтобы дать индивидууму возможность взаимоотношений с миром на основе его деятельности; во-вторых, из того обстоятельства, что деятельность всегда является активностью личности; в-третьих, компоненты сознательной регуляции деятельности развиваются только в процессе активных взаимодействий между человеком и миром, причем ход этого развития определяется качеством деятельности, которая, в свою очередь, детерминируется внутренними и внешними условиями взаимодействия. В результате деятельностного подхода явления в морали рассматриваются как продукты человеческой деятельности, а последняя становится объектом анализа, так как установлена зависимость структуры сознания от структуры деятельности. Через деятельность реализуются нравственные качества личности, и одновременно осуществляется форма связи ее с обществом. Итак, сознание и деятельность тесно связаны между собой. Все психические процессы (волевые, эмоциональные, познавательные) всегда протекают в какой-то деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее [4]. Таким образом, опираясь на теоретические положения Л.С. Выготского, а так же на положения системного подхода, представителями которого являются Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др., учитывающим выше перечисленные принципы. Мы будем рассматривать особенности становления морального самосознания в подростковом возрасте. Но прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей становления и развития морального самосознания, определим границы подросткового возраста. Анализ психологической литературы показал, что наиболее адекватно грани подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма, а на появлении психологических новообразований, обуславливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В данной периодизации «…границы подростничества устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами» [38, с. 193]. «Своеобразие подростка состоит в том, что у него появляется интерес к своему внутреннему миру; его поведение и деятельность начинают опосредоваться самосознанием. Происходит осознание себя с точки зрения своих индивидных (физических, функциональных), личностных и субъектных качеств. В этом заключается более высокий уровень развития личности, позволяющий подростку самому осуществлять отбор желаемых качеств, их тренировку и сознательное управление собственным поведением на основе этих качеств, т. е. заниматься самовоспитанием. Для младшего подростка (11-12 лет) характерна ярко выраженная потребность в самоутверждении. Впервые осознавая свои достоинства и недостатки, он начинает активно, в соответствии со своими представлениями о собственных качествах, стремиться занять определенную позицию в классном коллективе. А.П. Краковский в своем исследовании установил, что у пятиклассников самооценка стабилизируется по сравнению с учащимися четвертых классов, у которых определение своих возможностей колеблется в зависимости от критических замечаний взрослых и от собственных удач или неудач. Поскольку пятиклассник начинает впервые оценивать не только свои поступки, но и качества своей личности, наблюдается их значительная переоценка. Своеобразие данной фазы подросткового периода состоит в том, что формирующаяся личность ориентируется главным образом на волевые и физические свойства, выполняющие социальную функцию и выступающие в качестве критериев регуляции внутригрупповых отношений. Потребность подростка занять положение, соответствующее его представлениям о себе, может оказать влияние на его поведение, изменить отношение к учителю. В свою очередь успехи в учебной деятельности могут выступать как средства самоутверждения. Усиление социальных контактов и определение собственной позиции в группе находит своеобразное выражение в отношениях со взрослыми в виде отрицательных реакций на их требования (упрямство). Установление более тесных отношений со сверстниками проявляется в том, что образуются малые группы; их члены проводят вместе время, делятся впечатлениями, активно поддерживают и защищают друг друга. В это время у ребят складываются критерии, при помощи которых определяются их симпатии и по которым они выбирают себе друзей, оценивают себя. В пятых классах, например, мальчики предпочитают более сильных, ловких, волевых друзей. Выделению именно волевых особенностей способствует физическая и функциональная перестройка организма у младших подростков. Школьник ориентируется на те качества, которые у него еще не развиты, но находятся в фазе своего ближайшего развития. Заметим, что в самооценке и в оценке психических способностей своих сверстников младший школьник ориентируется, прежде всего, на результаты учебной деятельности, на способности и склонности. Это означает, что развитие интеллекта в первые годы школьной жизни является необходимой предпосылкой последующей социализации и становления личности в подростковый период. В следующей фазе подросткового возраста (13-14 лет) происходит социальная переориентация личности, которая выражается в появлении «комплекса взрослости». Новый тип социальных контактов, затрагивая нравственную сферу отношений, начинает регулироваться более сложным набором личностных качеств. Наряду с волевыми сюда входят различного рода нравственные качества и оценки. Переход на новую ступень социального развития требует более высокого уровня самосознания, выделения и формирования именно тех свойств, которые обеспечивают складывающиеся взаимоотношения. Поскольку для старшего подростка особую значимость приобретает мир взрослых, отношение и оценка последних оказывают решающее влияние на развитие его самосознания. В этот период уровень самооценки подростка характеризуется значительными колебаниями под влиянием педагогических воздействий. Старший подросток обнаруживает повышенную чувствительность к нравственным поступкам взрослых, особенно к проявлению доброты, справедливости по отношению к нему. На формирование самосознания личности оказывают влияние ценностные ориентации. В исследовании Н.А. Волковой, было показано, что наиболее интенсивное развитие самосознания в связи с ценностными ориентациями происходит именно в подростковом возрасте 12-13 лет. Важно отметить, что изменения в самосознании и его структурные преобразования происходят не только в процессе учебно-познавательной деятельности и общения. У учащихся ПТУ (15–16 лет) формирование образа «Я» протекает под влиянием их профессионального обучения. В исследовании, выполненном Т.Л. Мироновой под руководством Е.А. Климова, была прослежена динамика осознания себя как физического, социального существа и как субъекта учебно-производственной деятельности у подростков разных лет обучения в ПТУ. Расширение объема свойств личности происходит также за счет включения эстетических качеств, выполняющих социальную функцию. В. Н. Куницына показала, что в восьмых классах в словесных автопортретах учащихся появляется эмоционально-эстетическая характеристика внешности, соотнесение ее с идеалом, возникает интерес к анатомо-физиологическим особенностям своего организма. Оценка собственных физических возможностей в свою очередь оказывает влияние на формирование таких черт, как замкнутость или общительность, затрудняющих или облегчающих социальные контакты. Следовательно, можно сказать, что в формировании характерологических свойств личности подростка принимает участие и эстетический компонент» [32, С. 185-187]. Следовательно, можно сказать, что развитие самосознания подростка в самом общем виде выглядит следующим образом. «Вначале это просто накопление представлений о самом себе. В связи с этим происходит все большее узнавание себя, все более обоснованное все более связное. Затем, по мере обобщения этих представлений, происходит их ннтериоризация. Дальнейшая интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и самооценки своей личности» [45, с. 62]. Но, тем не менее, по результатам, хотя и не многочисленных исследований, в частности, Либин А.В., Тюменевой Ю.А., Хасан Б.И. можно выделить гендерные различия в моральном развитии подростков. У мальчиков моральный идеал носит более обобщенный характер, имеет большую опору в рациональном мышлении, обнаруживаются расхождения в форме идеала. Девочки, видимо, чаще находят свой идеал в ближайшем окружении, опираясь прежде всего на чувства; мальчики ищут его в более широком диапозоне, более опираясь на рациональную мысль. Для девочек условием возникновения массы конфликтов является жесткое разделение «Я- женского» и школьной номативности. Нормативность же является «тотальным, нерасчлененным фрустратором» [40]. Для девочек нормативное экспериментирование переносится на конец школьного возраста, в чем они кардинально отличаются от мальчиков-подростков, у которых закономерно происшедшая в младшем школьном возрасте интериоризация нормативности позволяет ему избегать фрустраций и адекватно отвечать требованиям действительности [20; 40]. Здесь можно сделать вывод о том, что при глобальной разработанности проблем подросткового возраста в трудах отечественных и зарубежных исследователей на сегодняшний день остаются недостаточно раскрытыми вопросы гендерной специфики морального самосознания подростков. Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что проведенный анализ литературы по изучаемой проблеме морального самосознания в подростковом возрасте показал, что его исследование в настоящее время ведется в основном через его отдельные компоненты: аффективный, когнитивный, поведенческий. Это позволяет определить значимость различных компонентов, их удельный вес в структуре изучаемого явления, но не дает полного представления о нем. Полагаем, что это ограничение можно избежать, если следовать основным методологическим принципам исследования морального сознания: детерминизма, диалектики, структурности, целостности, системности, единства связи сознания и деятельности. Эти принципы предполагают, что развитие морального сознания личности осуществляется под воздействием как внешней, так и внутренней детерминации; дают возможность рассматривать изучаемое явление как определенную систему взаимосвязанных компонентов; позволяют рассматривать в единстве «внешнее» и «внутреннее», социальное и индивидуальное, физиологическое и психическое. А так же дают возможность определить этапность в развитии и изменении данного явления, раскрыть его сущность, структуру; познать целое посредством синтеза его частей. Позволяют рассматривать явления в морали как продукты человеческой деятельности, где мораль становится объектом анализа, так как установлена зависимость структуры сознания от структуры деятельности. Через деятельность реализуются нравственные качества личности, и одновременно осуществляется форма связи ее с обществом. Именно эти принципы, в частности, принцип структурности, учитываются в культурно-исторической концепции С.Л. Выготского, а так же представителями системного подхода: Н.А. Бернштейном, Б.Ф. Ломовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими. Поэтому, в данной работе при исследовании морального самосознания подростков, мы будем руководствоваться принципом структурности, а так же опираться на положения концепции С.Л. Выготского. Это позволит нам судить о становление морального самосознания подростка посредством накопления им представлений о самом себе, затем по степени узнавания себя, все более обоснованного и все более связного. Далее, по мере обобщения этих представлений, происходит их интериоризация. Дальнейшая интеграция самосознания подростка должна привести его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности. И только тогда появляется способность суждения в отношении себя и самооценки своей личности, в том числе, и по моральным, нравственным критериям. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы