Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Место и роль лирической прозы Бунина в развитии таланта писателя



Рожденная в конкретно-исторических условиях 90-х – 900-х годов, бунинская концепция действительности тяготела к " надсредовой" универсальности, критика разрасталась в тоску " всех стран и всех времен"; " творческую тоску о счастье, которая движет мир…" 73 В силу этого сама концепция оказывалась в замкнутом кругу вечных категорий.

Нинов писал, что Бунин вслед за Толстым продолжал придерживаться точки зрения" вечных начал". Эта привязанность Бунина к неподвижным, неизменным категориям объясняется не только духовным влиянием толстовства. Взгляды Бунина в основе своей сами восходили к тому же реальному источнику, из которого возникали понятия толстовской философии, - " переворотившемуся" и в то же время бессильному перед будущим патриархальному строю".

Человек у Бунина пробивается к целостности мира, драматически ощущая разность объемов личностного и всеобщего, логическую несводимость человека и мира, мгновенного усилия и длительного результата, всеисторического прошлого и конкретно-исторического настоящего.

Концепция Бунина " человек – мир" расходилась с действительностью по направленности временного движения. Россия рвалась в будущее, бунинские герои смотрели в него через плотную завесу прошлого. Бунинские герои " миновали" стадию общественной жизни, которая непосредственно открывала выход в будущее и была для эпохи рубежа уже " обыкновенной" в определенном смысле жизнью – стадией сознательной классовой борьбы.

Спокойно течет повествование, о том о сем рассказывает писатель, а из этого, казалось бы, малозначительного, повседневного встает обобщение – целая жизнь, прожитая без всяких духовных и общественных интересов, жизнь " уютная", покоящаяся на старых традициях, глубоко укоренившихся привычках.

Основное место в творчестве Бунина 900-х гг. занимает философская лирика. Вглядываясь в прошлое, писатель стремился уловить некие " вечные" законы бытия. Основа бунинской философии – признание земного бытия частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. Обостряется ощущение фатальной замкнутости человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире.

Глубокая философичность и аналитизм в изображении противоречий жизни и человеческого характера, новые формы композиции и сюжета, необычайное богатство языка и предельная пластичность изображения – эти и другие особенности бунинского письма явились существенным вкладом в сокровищницу русской реалистической литературы.

Немало нового внес Бунин в развитие повествовательных форм художественной прозы. Его лирические миниатюры – образец подлинного искусства самораскрытия от первого лица, высочайшее единство перевоплощения автора в своего героя. Заслугой Бунина в этих рассказах явилось то, что он наделил своего героя рассказчика остротой объективного зрения, способного анализировать не только свой внутренний субъективный мир, но и окружающую действительность.

В произведениях, написанных преимущественно в объективной манере, Бунин вслед за Чеховым слил лирическое и эпическое начала в одно эмоционально-художественное целое. С помощью сложного сплетения голосов автора и героя, сочетания (или противопоставления) их точек зрения, осмыслений и оценок писатель усилил синтетизм повествования, объемность художественного изображения действительности.

В зрелом творчестве Бунина наше свое дальнейшее развитие углубленного изображения внутреннего мира человека, слияние " диалектики души", когда человеческая индивидуальность изображается как бы с двух сторон: с точки зрения " Всевидящего" и " всезнающего" автора и изнутри, в результате чего внутренний мир человека предстает в двойном освещении, с объективным изображением сливается субъективное выражение, когда герой раскрывается путем самовыражения. В зрелых рассказах лиризм сочетается не только с беспредельно выпуклыми картинами действительности, но и с типизацией образов, что придает им широкую художественную обобщенность.

С особой наглядностью взаимосвязь лирического и эпического проявляется в пейзажных зарисовках и в раскрытии внутреннего мира бунинских героев, а также в отрезках авторского текста, которые связаны с выражением взглядов писателя на глобальные проблемы человеческого бытия.

Однако специфика бунинского повествования, характер авторских интонаций определяются не только философскими, но и социальными аспектами изображения.

Здесь Бунина беспощаден к злу жизни, ее алогизму и несовершенству, ко всему, что калечит человека, рушит судьбу людей.

Стремление к широким философским обобщениям к познанию законов бытия, утверждения вечной, чуть ли не космической гармонии мира, характерное для Достоевского, толстого, в значительной мере свойственно и произведениям Бунина.

Многие мотивы этого периода со всей полнотой найдут отражение в прозе 30-х годов. Они будут обострены настроениями личной, сословной, классовой катастрофы.

Продолжая и развивая наблюдения, отраженные в произведениях 1890-х – начала 1900-х гг., Бунин стремится загадать " вечные", " неподвижные" приметы русского человека, исследуя изломы его души. До " Деревни" и " Суходола" бунинский метод претворялся по преимуществу в лирической стихии. Но обращение к крестьянско-дворянской тематике под углом историзма расширило его рамки и выдвинуло Бунина-прозаика далеко вперед по сравнению с Буниным-поэтом.

О том, насколько полно отразило позднее творчество круг вопросов и проблем, наметившихся в начале пути Бунина-прозаика, свидетельствует высказывание Горького о " Деревне": " …Я знаю, что когда пройдет ошеломленность, когда мы излечимся от хамской распущенности… тогда серьезные люди скажут: " Помимо первостепенной художественной ценности своей " Деревня" Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом – быть или не быть России? Мы еще не думали о России – как о целом, - это произведение указало нам на необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически".74

Талант Бунина, огромный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству не сразу, зато потом, с годами, все более упрочивался, утверждался в сознании читающей публики. Его уподобляли " матовому серебру", язык именовали " парчевым", а беспощадный психологический анализ – " ледяной бритвой".

Итак, художественная система Бунина начала 900-х гг. имела следующие особенности:

1) творческий метод Бунина в основе своей реалистический. Его поэтика и стиль опирались на традиции русской классики;

2) бунинский рассказ развивается в чем-то как преодоление чеховской традиции. Рассказы Бунина можно назвать психологическими, философскими этюдами;

3) основные сюжетные линии ранней прозы: изображение русского крестьянства и разорившегося мелкопоместного дворянства;

4) для бунинской манеры повествования характерен " высокий строй", " благородство", мерная торжественная интонация;

5) бунинская концепция действительности тяготела к " надсредовой" универсальности;

6) бунинская проза конца 90-х – начала 900-х гг. все более превращалась в единый лирический монолог с устойчивой символикой образов (леса-пустыня-снега-туман);

7) природа в ранних рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства;

8) внутренне движение рассказа основывается на конфликте личного и эпического сознания (двуединство лирического и эпического начал в прозе);

9) в основе большинства бунинских произведений начала 900-х гг. лежит конфликт между жизнью и смертью, которые предстают увиденными одновременно с двух точек зрения: надличностной (эпической) и сугубо личной (лирической);

10) жизнь и смерть – звенья одной цепи мироздания. Эпическая подвижность границ между ними может проявляться через сознание или поступок не только героя, но и автора-повествователя;

11) главное направление, по которому развивалось бунинское творчество в лирических миниатюрах, заключалось в сочетании лиризма стиля и психологического саморазвития характера;

12) излюбленный прием Бунина, усиливающий эмоционально-эстетическое воздействие, - ассоциативное сопоставление жизненных фактов и явлений;

13) художественная система Бунина биполярна, то есть включает элементы описательности и сюжетности. Однако лирические миниатюры бессюжетны, эпическое содержание в них переведено в лирическое.

 


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Вантенков И.П. Бунин-повествователь (рассказы 1890-1916 гг.). – Минск: Изд-во БГУ, 1974. - С. 3.

2 Муромцева-Бунина В.Н.1870-1906: Беседы с памятью. – М.: Сов. писатель, 1089. – С. 187-188.

3 Кучеровский Н.М. Бунин и его проза (1887-1917). – Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. – С.4.

4 Вантенков И.П. Бунин-повествователь (рассказы 1890-1916 гг.). – Минск: Изд-во БГУ, 1974. - С. 10

5 Там же. С.120

6 Афанасьев В.И. А. Бунин. – М.: Просвещение, 1966. – С. 45.

7 Волков А. Проза И. Бунина. – Моск. рабочий, 1969. – С. 75.

8 Афанасьев В.И. А. Бунин. – М.: Просвещение, 1966. – С. 37.

9 Там же. С. 39.

10 Золтан Кенереш. К новаторству через традиции // Вопросы лит-ры, 1971. - №8. – С. 88.

11 Гейдеко В.А. Чехов и Бунин. – М.: Сов. пис., 1987. – С.6.

12 Там же. С. 8.

13 Волков А. Проза И. Бунина. – Моск. рабочий, 1969. – С. 65.

14 Там же. С.42.

15 Гейдеко В.А. Чехов и Бунин. – М.: Сов. пис., 1987. – С.28.

16 Там же. С. 42.

17 Там же. С. 51.

18 Кучеровский Н.М. Бунин и его проза (1887-1917). – Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. – С.77.

19 Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX в.- М., 1984. – С. 225.

20 Там же. С. 226.

21 Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. – М.: Современник, 1976. – С. 66.

22 Кучеровский Н.М. Бунин и его проза (1887-1917). – Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. – С.32.

23 Афанасьев В.И. А. Бунин. – М.: Просвещение, 1966. – С. 43.

24 Там же. С. 43.

25 Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX в.- М., 1984. – С. 230.

26 Кучеровский Н.М. Бунин и его проза (1887-1917). – Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. – С.32.

27 Мущенко Е.Г. Двуединство эпического и лирического в прозе И.А. Бунина // Мущенко Е.Г. Путь к новому роману на рубеже XIX-XX в. – Воронеж, 1986.- С. 31.

28 Там же. С. 37.

29 Там же. С. 49.

30 Там же. С. 119.

31 Нинов А.А. Горький и Бунин: История отношений. Проблемы творчества. – Ленинград: Сов. писатель. Лен. отделение, 1984. – С. 374.

32 Мущенко Е.Г. Двуединство эпического и лирического в прозе И.А. Бунина // Мущенко Е.Г. Путь к новому роману на рубеже XIX-XX в. – Воронеж, 1986.- С. 120.

33 Русская литература XX века (дооктябрьский период). – Калуга, 1968. – С. 86.

34 Волков А. Проза И. Бунина. – Моск. рабочий, 1969. – С. 66.

35 Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. – М.: Современник, 1976. – С. 38.

36 Там же. С. 35.

37 Там же. С. 38.

38 Волков А. Проза И. Бунина. – Моск. рабочий, 1969. – С. 22.

40 Там же. С. 85.

41 Вантенков И.П. Бунин-повествователь (рассказы 1890-1916 гг.). – Минск: Изд-во БГУ, 1974. - С. 40.

42 Там же. С. 40.

43 Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина в Париже. – М., 1958. – С. 106.

44 Кучеровский Н.М. Бунин и его проза (1887-1917). – Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. – С.85.

45 Там же. С. 85.

46 Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX в.- М., 1984. – С.225.

47 Там же. С. 225.

48 Бунин И.А. Собр. соч. в 9 т. – М.: Худ. лит., 1965-1967. – Т.2. Повести и рассказы (1980-1909). – 1965.- С. 195. В дальнейшем ссылка на текст дается по этому изданию. В скобках первой цифрой указывается том, а второй – страница.

50 Мущенко Е.Г. Двуединство эпического и лирического в прозе И.А. Бунина // Мущенко Е.Г. Путь к новому роману на рубеже XIX-XX в. – Воронеж, 1986.- С. 37

51 Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. – М.: Современник, 1976. – С. 25.

52 Там же. С. 49.

53 Волков А. Проза И. Бунина. – Моск. рабочий, 1969. – С. 57.

54 Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 97.

55 Баборенко А. И.А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917. – Изд.2. – М.: Худ. литература., 1983. – С. 44.

56 Кучеровский Н.М. Бунин и его проза (1887-1917). – Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. – С.50.

57 Андреев Л.Г. Ипрессионизм. – М., 1980.- С. 108.

58 Лукач Д. Своеобразие эстетического. – М., 1985. – Т. 1. – С. 68.

59 Афанасьев В.И. А. Бунин. – М.: Просвещение, 1966. – С. 41.

60 Короленко В.Г. Полн. собр. соч. Т.5., 1914.- С. 381-382.

61 Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. – М.: Современник, 1976. – С. 112.

62 Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.5. – М., 1954.- С. 45.

63 Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. – М., 1993. – С. 79.

64 Там же. С 95.

65 Там же. С. 130.

66 Бунин И.А. Собр. соч. в 9 т. – Т. 5. – С. 180.

67 Ходасевич В. Колеблемый треножник. – М., 1991.- С. 555.

68 Афанасьев В.И. А. Бунин. – М.: Просвещение, 1966. – С. 45.

69 Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 97.

70 Волков А. Проза И. Бунина. – Моск. рабочий, 1969. – С. 69.

71 Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 120.

72 Там же. С. 121.

73 Там же. С. 122.

74 Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. – М.: Современник, 1976. – С. 144-145.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев Л.Г. Ипрессионизм. – М., 1980.

2. Атанов Г.М. Проза Бунина и фольклор // Рус. лит. – 1981.- №3. – С. 14-32.

3. Афанасьев В.И. А. Бунин. Очерк творчества. – М.: Просвещение, 1966. – 384 с.

4. Баборенко А. И.А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917. – Изд.2. – М.: Худ. литература., 1983.

5. Баженов А. Понедельник начинается с воскресенья (о творчестве И. Бунина) // Лит. учеба. -1995. – Кн. 5-6.- С. 95-111.

6. Бахрах А. Из разговоров с Буниным // Нева. – 1993. - №8. – С. 293-308.

7. Бахрах А. " Сколько я успел навидаться": к 120-летию со дн. рож. Бунина (отрывок из книги " Бунин в халате" ) // Сов. Россия. – 1990. – 19 окт.

8. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.5. – М., 1954.

9. Бицилли П.М. Бунин и его место в русской литературе: из речи, читанной в Софии в День русской культуры 14 июня 931 года / Предисловие В.П. Вомперского // Русская речь. – 1995. - №6. – С. 46-53.

10. Благасова Г.М. Иван Бунин. Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики. Учебное пособие к спецкурсу. – Москва-Белгород, 1997.

11. Благасова Г.М. И. Бунин в оценке русской критики 1910-х годов // Подъем. – 1981. - №11. – С. 133-139.

12. Блюм А.В. " Под серпом и молотом" (Бунин под советской цензурой) // Звезда. – 1995. - №10. – С. 131-134.

13. Будаков В. Возвращение: к 125-летию со дня рождения Бунина // Подъем. – 1995.- №10.- С. 122-134.

14. Бунинский сборник (материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Бунина). – Орел, 1974. – 764 с.

15. Буров А.А. " Души изменчивой приметы…": фразовые наименования в прозе Бунина // Рус. речь. - №1984. - №2. – С. 57-61.

16. Вантенков И.П. Бунин-повествователь (рассказы 1890-1916 гг.). – Минск: Изд-во БГУ, 1974.

17. Вихрян О.Е. Художественное слово Бунина // Рус. речь. – 1987.- №4.- С. 104.

18. Волков А. Проза И. Бунина. – Моск. рабочий, 1969. – 448.

19. " Высочайшая правда творчества": современники о Бунине // Нева. – 1995. - № 10. – С. 201-208.

20. Гейдеко В.А. Чехов и Бунин. – М.: Сов. пис., 1987. – 362.

21. Горелов А.Е. Избранное. – Л.: Лениздат, 1988. – 557 с.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь