Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Историко – филологический факультет

Кафедра «Всеобщей истории»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Просветители второй половины ХIХ века»

 

Выполнила студентка 4 курса

з/о «историко - филологического» факультета, специальности

«история - география»

Тарашкевич К.П.

Научный руководитель: кандидат

исторических наук, доцент

Бурханова Д.С.

Допущена к защите Протокол от

Зав. кафедрой, кандидат исторических

 наук, доцент

Кожакеева А.Т.

 

 

Алматы, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

 

І. Введение

ІІ. Глава 1 Социально – политические и экономические условия развития Казахстана второй половины ХIХ века

1.1 Политическое и экономическое положение Казахстана во второй половине Х1Х века.

1.2  Влияние или последствия присоединения Казахстана к России на развитии просветительства

Глава 2. Жизнь и творчество просветителей Казахстана во второй половины Х1Х века

2.1 Творчество Чокана Чингисовича Валиханова.

2.2 Вклад Ибрая Алтынсарина

2.3 Жизнь и творчество Абая Кунанбаева

Заключение

Список использованной литературы


I. Введение

 

Актуальные проблемы просветительства, а так же интерес к жизни и творчеству исторических личностей, их вклад в развитие государства всегда вызывал интерес.

В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение. [1]

Президент Республики Казахстан отметил, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Н.Назарбаев. Одна из десяти задач – современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. История знает немало ярких примеров того, как объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба - отметил Н.Назарбаев.

Во все времена проблемы просветительства, развития культуры, образования, экономики страны были актуальны.

Примером тому могут служить жизнь, деятельность таких великих исторических личностей, просветителей второй половины XIX в. Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абай Кунанбаева.

Чокан Валиханов, отвергая мусульманское просвещение как религиозный дурман, призывал казахов принять передовую русскую культуру, русское образование. «Мусульманские законы, - писал он, никогда не были приняты казахами и были введены в степь путем правительственной инициативы вместе с прелестями внешних приказов… Что же может ожидать свежая и восприимчивая казахская народность татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства…Вообще казахскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, пока пройдя через татарский период, как русские прошли через период византийский»[2].

Ч.Валиханов доказывал, что казахи «связаны с русскими исторически, даже кровно»[3].

Абай Кунанбаев также неустанно пропагандировал русскую культуру и науку. «Помни, - говорил он, - что главное – научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и освоить русскую культуру…Русские видят мир. Если ты будешь знать русскую культуру, то на мир откроются и твои глаза. Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно… Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче»[4].

Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе»[5].

В этих высказываниях четко выражена одна мысль: несмотря на варварские, грабительские методы колонизаторской политики царизма, присоединение Казахстана к России, имело, безусловно, прогрессивное значение.

Актуальность проблемы просветительства, а также интерес к жизни и деятельности, вкладу в развитие страны таких исторических личностей как Ч.Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, является основной причиной выбора мною данной темы для дипломной работы.

Историография

Проблема просветительства всегда была актуальна, о чем свидетельствует то, что к нему обращали свои взоры историки, литераторы, экономисты, географы и т.д. В ходе нашего исследования мы ознакомились с работами некоторых исследователей[6]. Среди этих работ наибольший интерес представляет работа С.Н.Маркова «Идущие к вершинам». В монографии рассказывается о жизни и деятельности выдающегося исследователя Средней Азии Чокана Валиханова. Особое внимание уделяется не только детству и юности Чокана, т.е. жизни, быту, обычаям, нравам, царившим в тот период в Казахстане, но и немало любопытных страниц о путешествии П.П.Семенова на Тянь-Шань, о жизни ссыльного Ф.Достоевского. Автор документально подтверждает ту большую и крепкую дружбу, что связывала их и многих передовых русских людей с казахским народом, с его национальным героем Чоканом Валихановым.

Монография К.Джумагулова «Ибрай Алатынсарин» посвящена анализу и оценке всей творческой деятельности одного и основоположников казахской литературы нового направления И.Алтынсарина, данная на фоне общественно-исторической и культурной жизни казахского народа второй половины XIX века.

В работе К.Джумагулова1 раскрыта социально-экономическая и политическая обстановка, которая обусловила демократические, прогрессивные взгляды Ибрая Алтынсарина, благотворное влияние передовой, прогрессивной культуры и прежде всего русского народа. Безусловно, оказали влияние на его творчество и прогрессивные тенденции культуры и среднеазиатских народов.

В книге показана многогранная деятельность И. Алтынсарина: общественная деятельность неутомимого труженика на ниве просвещения, создателя и организатора первых русско-казахских светских народных школ, специальных отраслевых ремесленных училищ, библиотек, клубов и других культурно-просветительских учреждений; пропагандиста научных знаний; учителя и автора первых учебников на казахском языке, написанных русским алфавитом.

Мукаш Каппасарович Илюсизов в своей книге «Экономические воззрения Чокана Валиханова» показал социально-экономические условия Казахстана после присоединения к России (60-е годы XIX столетия). Краткая биография и общественно-политические взгляды на экономическое развитие казахского народа Ч.Ч.Валиханова. особенно хорошо отражены взгляды Чокана об условиях и значении кочевого скотоводства, о значении земледелия, промышленности и торговли для кочевых народов.[7]

А.С.Сыздыков в своей монографии «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина»[8] детально с использованием большого количества документов отражает основные этапы просветительской деятельности Ибрая Алтынсарина. Отдавая должную дань наследию, оставленному поэтом-просветителем, педагогом-энтузиастом Ибраем Алтынсариным, автор использовал большое количество трудов просветителя.

 

«Юные мои друзья!.. оглянитесь, -

Ведь, соседи ваши – далеко впереди.

Поспешите и вы за ними!

Мы, старики, в темноте прожили свой век…

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.

Наше благословение вам, -

Творите добрые, святые дела! [9]

 

В своей книге доктор исторических наук, профессор Беймбет Бабиктеевич Ирмуханов исследует исторические взгляды выдающихся мыслителей, творческое наследие которых, придало важный импульс интернационализации исторических наук. Работа содержит и краткое описание исторических взглядов великого казахского ученого XIX в. Ч.Ч.Валиханова, а также размышления автора о проблемах отечественной истории [10].

Ораз Амангалиевич Сегизбаев – автор философских наук, профессор, известный специалист в области истории мировой и казахской философии в 2001 году выпустил книгу «История казахской философии: От первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины ХХ столетия»[11]. В книге показаны исторические предпосылки и закономерности казахского просвещения. А также большой объем посвящен основоположнику казахского просвещения Чокану Чингисовичу Валиханову; Ибраю Алтынсарину и его роли в развитии философской культуры Казахстана; Абаю Кунанбаеву, его творческой биографии. В работе удачно использован историко-генетический метод исследования в сочетании с системно-структурным анализом, что дало автору возможность вполне доступно изложить довольно сложные проблемы.

Источники.

Источниками для написания данной дипломной послужили работы известных историков и философов, в трудах которых, есть сведения о просветителях второй половины XIX в., а также работы самих просветителей, таких как Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев и периодическая печать.

Цели и задачи:

- изучить исторические условия деятельности просветителей второй половины XIX века.

- проанализировать социально-политическую и экономическую обстановку в Казахстане второй половины XIX века.

- показать влияние исторических условий на возникновение просветительского движения.

- раскрыть вклад в развитие страны отдельных великих личностей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева.

Структура работы: Дипломная работа состоит из Введения, 2-х глав, Заключения и Списка использованной литературы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На современном этапе развития Республики Казахстан как суверенного государства нацеливает нас на сохранение духовных ценностей, культурного наследия нации. Замечательно то, что многие интересные факты истории нашего края тесно увязаны с личностями великих просветителей Казахстана второй половины XIX века Чоканом Чингисовичем Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым.

Образование во все времена было фактором экономического, социального и духовного прогресса общества. Одним из условий воплощения такой миссии образования в реальность является расширенное понимание грамотности, которая предполагает развитие нового отношения к качеству жизни.

Сейчас перед казахстанской молодежью открываются все более широкие возможности получения образования в перспективных вузах страны и мира. А также профессиональной реализации в различных сферах деятельности. Это стало возможным благодаря устойчиввому экономическому развитию страны, росту ее авторитета на международной арене. Для того, чтобы наше общество в будущем могло успешно конкурировать с мировыми лидерами на равных Казахстану необходима массированная «интеллектуальная интервенция».

Современное образование и профессиональная подготовка, использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики позволит поставить дальнейшее развитие Казахстана на устойчивую современную и перспективную экономическую, социальную и политическую основу.


Список использованной литературы

1. Апполонов Г.Г. «Присоединение Казахстана к России». Алма-Ата 1968 г.

2. Алтынсарин И. «Избранные произведения». Алма-Ата 1972 г.

3. «Антология казахской поэзии». Москва 1958 г.

4. Ауэзов М.О. «Мысли разных лет». Алма-Ата 1959 г.

5. Асфендиаров С. «История Казахстана». Алматы 1998 г.

6. Алтынсарин И. «Собрание сочинений», т.2. Алма-Ата 1974 г.

7. Абай «Книга слов». Алматы 1993 г.

8. Абай «Слова назидания». Алма-Ата 1982 г.

9. Ауэзов М.О. «Неопубликованные материалы по абаеведению». Алма-Ата 1980 г.

10. Бельгер Г.К. «Гете и Абай». Алма-Ата 1989 г.

11. Бейсембаев К. «Мировоззрение Абая Кунанбаева». Алма-Ата 1956 г.

12. Бекмаханов Е.Б. «Присоединение Казахстана к России». М. 1959 г.

13. Бартольд В.В. Сочинения, т.5. М. 1968 г.

14. Бекмаханов Е. «Казахстан в 20-40 годы XIX в.». Алматы 1995 г.

15. Валиханов Ч. «Сборник сочинений», т.1-5. Алма-Ата 1985 г.

16. Валиханов Ч. «Избранные произведения». М. 1987 г.

17. Веселовский Н.Н. «Метеор. Валиханов Ч.» Собр. сочин., т.1, М. 1969 г.

18. Джумагулов К. «Ибрай Алтынсарин» Ташкент 1975 г.

19. Ирмуханов Б.Б. «Исторические воззрения мыслителей ХХ века». А. 1999 г.

20. «История Казахстана». Т.2,. А. 1998 г.

21.  «История Казахстана». Т.3,. А. 2002 г.

22. «История КазССР». Т.2,. Алма-Ата 1979 г.

23. «История Казахстана. Очерк.». Алматы 1993 г.

24. «Казахская ССР. Краткая энциклопедия». Т.3. Алма-Ата 1989 г.

25. Клямторный Г.С., султанов Т.И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». А-Ата 1992 г.

26. Марков С. «Идущие к вершинам». А-Ата 1982 г.

27. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII в. А-Ата 1969 г.

28.  Моргулан А.Х. «Ноые матерриалы о Чокане Валиханове. Вестник АН КазССР». № 12. 1957 г. А-Ата.

29. «Материалы по истории политического строя К-на» А-Ата 1997 г.

30. Остен – Сакен Ф.Р. «Памяти Ч.Валиханова2. т.5.М.1972 г.

31. Словарь русского языка». Т.3. м. 1984 г.

32. Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина». А-Ата 1949 г.

33. Сафаргалиев М.Г. «Распад Золотой Орды». Саранск 1960 г.

34. Сатпаев К.И. «Наука в К-не». А-Ата 1957 г.

35. Сегизбаев О. «История казахской философии». Алматы 2001 г.

36. Смирнова Н.С. «Казахская народная поэзия». А-Ата 1998 г.

37. Тынышпаев М. «История казахского народа». А-Ата 1998 г.

38. Фетисов М.И. «Русско-казахские литературные отношения в первой половине XIX века». А-Ата 1959 г.

39. «Экономические воззрения Ч.Валиханова». М.К.Илюсизов. М.1960 г.

40. Юдин В.П. «Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая...» А-Ата 1983 г.

41. Янушкевич А. «Дневники и письма из путешествия по киргизским степям». А-Ата 1966 г.


[1] Словарь русского языка. Т.3. – Москва. 1984 – с.518

[2] Ч.Валиханов. Сочинения. –С.Петербург. 1959 – с.194.

[3] Ч.Валиханов. Изб. Произведения – Алма-Ата. 1959 – с.79.

[4] А.Кунанбав. Изб. Произведения. А-Ата. 1961 – с.458

[5] И. Алтансарин. Избр. произведения., А-Ата. 1974 г.- с.281

[6] С.Марков «идущие к вершинам». - Алма-Ата.1982.

[7] К.Джумагулов. Ибрай Алтынсарин. – Ташкент. 1975.

[8] А.С.Сыздыков. Педагогические идеи и просветительская деятельность и.Алтынсарина. –Алма-Ата.1949.

[9].С.Сыздыков. Педагогические идеи и просветительская деятельность и.Алтынсарина. –Алма-Ата.1949. – С.4

[10] Б.Б.Ирмуханов. Исторические воззрения мыслителей XX века. –Алматы. 2001.

[11] О.А.Сегизбаев. История казахской философии. - Алматы. 2001

[12] История Казахской ССР. – М., 1984. т.3

[13] См. Русская колонизация в Туркестане // Қ азақ ү ні 1993. Қ араша-желтоқ сан.

[14] Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40 –е годы XIX в. История Казахской ССР т.3 – Алматы. 1995.

[15] Бекмаханов Е. История Казахского.ССР т.1. ч.2 -Алма-Ата. 1957

[16] История Казахстана.-Алматы. 2002. т.3 –С.527

[17] Ч.Валиханов. Статьи Переписка г.Алма-Ата 1987 стр.9

[18] Ф.Энгельс, соч. т.XXI стр.211 М.1969г.

[19] Ч.Валиханов, соч., М 1987 стр155

[20] К.Джумагулов»Ибрай Алтынсарин» стр20 Ташкент 1975г.

[21] К.Джумагулов. Ибрай Алтынсарин» стр.22

[22] О.Сегизбаев. История казахской философии Алматы 2001г. стр.203

[23] Ч.Валиханов «Собрание сочинений» т.5 с169 г.Алма-Ата 1985г.

[24] Там же с153

[25] Абай. Книга словю Алматы 1993 с143

[26] Ч.Валиханов. собр.соч. т.1 с 530

[27] Ч.Валиханов. собр.соч. т.4 с 81

[28] Ч.Валиханов. собр.соч. т.4 с 81

[29] Там же с 80

[30] И. Алтынсарин собр.соч.т.2 Алма-Ата 1978г. с 238-239

[31] О.Сегизбаев «История казахской философии» Алматы 2001г. стр. 208

[32] Абай. Слова назидания. Алма-Ата 1982г. с 678

[33] Сегизбаев. История казахской философии» с 209

[34] Е.Б.Бекмаханов «Присоединение к России» с 124

[35] Валиханов Ч.Ч. Собраний в 5 томах т 1 Алма-Ата 1984г. с 79

[36] Ирмуханов Б.Б. «Исторические воззрения мыслителей XX века» Алматы 1999г. с 77

[37] Сегизбаев О. «История казахской филисофии» Алматы 2001г. с 218

[38] Марков С «Идущие к вершинам» Алма-Ата 1982г. с 5

[39] История Казахстана Алматы 2002г. т.3 стр. 528

[40] С.Марков «Идущие к вершинам» с7

[41] История Казахстана т.3 с 528

[42] Там же с 528

[43] С.Марков «Идущие к вершинам» с8

[44] История Казахстана т.3 с 529

[45] История Казахстана т.3 с 529

[46] Там же

[47] О.Сегизбаев «История казахской философии» с 22

[48] О.Сегизбаев «История казахской философии» с 222

[49] Там же

[50] О.Сегизбаев «История казахской философии» с 223

[51] Там же

[52] Там же

[53] О.Сегизбаев «История Казахской философии», с.223.

[54] Там же.

[55] Там же.

[56] О.Сегизбаев «История Казахской философии», с.224.

[57] Там же.

[58] О.Сегизбаев «История Казахской философии», с.225.

[59] Там же.

[60] Валиханов Ч. Собр.соч., т.5, с.150.

[61] Ч.Валиханов. Собр.соч., том5, с.153.

[62] О.Сегизбаев «История Казахской философии», с.226.

[63] Ирмуханов Б.Б. «Исторические воззрения мыслителей ХХ века», с.78.

[64] История Казахстана, т.3, с.532.

[65] Там же.

[66] История Казахстана т 3 с 533

[67] К.Джумагулов «Ибрай Алтынсарин» Ташкент 1875 с 9

[68] Там же с 10

[69] К.Джумагулов «Ибрай Алтынсарин» с 11

[70] История Казахстана т.3 с 533

[71] К.Джумагулов «Ибрай Алтынсарин» с 13

[72] Там же с 14

[73] История Казахстана т3 с 533

[74] История Казахстана т.3 с 533

[75] Там же

[76] История Казахстана т, 3 с 534

[77] И.Алтынсарин. Избранные произведения стр. 326

[78] История Казахстана т3 с 534

[79] О.Сегизбаев «История Казахской философии» с 28.

[80] Алтынсарин И. Собр.соч. т1 с 51

[81] Алтынсарин И. собр. Соч. т1 с 52

[82] Там же с 54

[83] Сегизбаев О. «История казахской филисофии» с 282

[84] История Казахстана. Т.3 с 534

[85] История Казахстана т 3 с 535

[86] Сегизбаев О. «История казахской философии» с 279

[87] Ауэзов М.О. «Неопубликованные материалы по абаеведению» Алма-Ата 1980 с 17

[88] Там же

[89] Сегизбаев О. «История казахской филиософии» с 295

[90] История Казахстанат3 с 536

[91] Там же с 536

[92] История Казахстана т 3 с 536

[93] Там же

[94] Там же

[95] Там же с 537

[96] История Казахстана т 3 с 537

[97] Там же

[98] История Казахстана т 3 с 538

[99] История Казахстана т 3 с 538

[100] Там же

[101] История Казахстана т 3 с 538

[102] Там же с 539

[103] История Казахстана т 3 с 539

[104] История Казахстана т 3 с 539

[105] Сегизбаев О. «История казахской философии» с 300

[106] Там же с 298

[107] Там же с 328

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Историко – филологический факультет

Кафедра «Всеобщей истории»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Просветители второй половины ХIХ века»

 

Выполнила студентка 4 курса

з/о «историко - филологического» факультета, специальности

«история - география»

Тарашкевич К.П.

Научный руководитель: кандидат

исторических наук, доцент

Бурханова Д.С.

Допущена к защите Протокол от

Зав. кафедрой, кандидат исторических

 наук, доцент

Кожакеева А.Т.

 

 

Алматы, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

 

І. Введение

ІІ. Глава 1 Социально – политические и экономические условия развития Казахстана второй половины ХIХ века

1.1 Политическое и экономическое положение Казахстана во второй половине Х1Х века.

1.2  Влияние или последствия присоединения Казахстана к России на развитии просветительства

Глава 2. Жизнь и творчество просветителей Казахстана во второй половины Х1Х века

2.1 Творчество Чокана Чингисовича Валиханова.

2.2 Вклад Ибрая Алтынсарина

2.3 Жизнь и творчество Абая Кунанбаева

Заключение

Список использованной литературы


I. Введение

 

Актуальные проблемы просветительства, а так же интерес к жизни и творчеству исторических личностей, их вклад в развитие государства всегда вызывал интерес.

В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение. [1]

Президент Республики Казахстан отметил, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Н.Назарбаев. Одна из десяти задач – современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. История знает немало ярких примеров того, как объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба - отметил Н.Назарбаев.

Во все времена проблемы просветительства, развития культуры, образования, экономики страны были актуальны.

Примером тому могут служить жизнь, деятельность таких великих исторических личностей, просветителей второй половины XIX в. Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абай Кунанбаева.

Чокан Валиханов, отвергая мусульманское просвещение как религиозный дурман, призывал казахов принять передовую русскую культуру, русское образование. «Мусульманские законы, - писал он, никогда не были приняты казахами и были введены в степь путем правительственной инициативы вместе с прелестями внешних приказов… Что же может ожидать свежая и восприимчивая казахская народность татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства…Вообще казахскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, пока пройдя через татарский период, как русские прошли через период византийский»[2].

Ч.Валиханов доказывал, что казахи «связаны с русскими исторически, даже кровно»[3].

Абай Кунанбаев также неустанно пропагандировал русскую культуру и науку. «Помни, - говорил он, - что главное – научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и освоить русскую культуру…Русские видят мир. Если ты будешь знать русскую культуру, то на мир откроются и твои глаза. Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно… Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче»[4].

Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе»[5].

В этих высказываниях четко выражена одна мысль: несмотря на варварские, грабительские методы колонизаторской политики царизма, присоединение Казахстана к России, имело, безусловно, прогрессивное значение.

Актуальность проблемы просветительства, а также интерес к жизни и деятельности, вкладу в развитие страны таких исторических личностей как Ч.Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, является основной причиной выбора мною данной темы для дипломной работы.

Историография

Проблема просветительства всегда была актуальна, о чем свидетельствует то, что к нему обращали свои взоры историки, литераторы, экономисты, географы и т.д. В ходе нашего исследования мы ознакомились с работами некоторых исследователей[6]. Среди этих работ наибольший интерес представляет работа С.Н.Маркова «Идущие к вершинам». В монографии рассказывается о жизни и деятельности выдающегося исследователя Средней Азии Чокана Валиханова. Особое внимание уделяется не только детству и юности Чокана, т.е. жизни, быту, обычаям, нравам, царившим в тот период в Казахстане, но и немало любопытных страниц о путешествии П.П.Семенова на Тянь-Шань, о жизни ссыльного Ф.Достоевского. Автор документально подтверждает ту большую и крепкую дружбу, что связывала их и многих передовых русских людей с казахским народом, с его национальным героем Чоканом Валихановым.

Монография К.Джумагулова «Ибрай Алатынсарин» посвящена анализу и оценке всей творческой деятельности одного и основоположников казахской литературы нового направления И.Алтынсарина, данная на фоне общественно-исторической и культурной жизни казахского народа второй половины XIX века.

В работе К.Джумагулова1 раскрыта социально-экономическая и политическая обстановка, которая обусловила демократические, прогрессивные взгляды Ибрая Алтынсарина, благотворное влияние передовой, прогрессивной культуры и прежде всего русского народа. Безусловно, оказали влияние на его творчество и прогрессивные тенденции культуры и среднеазиатских народов.

В книге показана многогранная деятельность И. Алтынсарина: общественная деятельность неутомимого труженика на ниве просвещения, создателя и организатора первых русско-казахских светских народных школ, специальных отраслевых ремесленных училищ, библиотек, клубов и других культурно-просветительских учреждений; пропагандиста научных знаний; учителя и автора первых учебников на казахском языке, написанных русским алфавитом.

Мукаш Каппасарович Илюсизов в своей книге «Экономические воззрения Чокана Валиханова» показал социально-экономические условия Казахстана после присоединения к России (60-е годы XIX столетия). Краткая биография и общественно-политические взгляды на экономическое развитие казахского народа Ч.Ч.Валиханова. особенно хорошо отражены взгляды Чокана об условиях и значении кочевого скотоводства, о значении земледелия, промышленности и торговли для кочевых народов.[7]

А.С.Сыздыков в своей монографии «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина»[8] детально с использованием большого количества документов отражает основные этапы просветительской деятельности Ибрая Алтынсарина. Отдавая должную дань наследию, оставленному поэтом-просветителем, педагогом-энтузиастом Ибраем Алтынсариным, автор использовал большое количество трудов просветителя.

 

«Юные мои друзья!.. оглянитесь, -

Ведь, соседи ваши – далеко впереди.

Поспешите и вы за ними!

Мы, старики, в темноте прожили свой век…

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.

Наше благословение вам, -

Творите добрые, святые дела! [9]

 

В своей книге доктор исторических наук, профессор Беймбет Бабиктеевич Ирмуханов исследует исторические взгляды выдающихся мыслителей, творческое наследие которых, придало важный импульс интернационализации исторических наук. Работа содержит и краткое описание исторических взглядов великого казахского ученого XIX в. Ч.Ч.Валиханова, а также размышления автора о проблемах отечественной истории [10].

Ораз Амангалиевич Сегизбаев – автор философских наук, профессор, известный специалист в области истории мировой и казахской философии в 2001 году выпустил книгу «История казахской философии: От первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины ХХ столетия»[11]. В книге показаны исторические предпосылки и закономерности казахского просвещения. А также большой объем посвящен основоположнику казахского просвещения Чокану Чингисовичу Валиханову; Ибраю Алтынсарину и его роли в развитии философской культуры Казахстана; Абаю Кунанбаеву, его творческой биографии. В работе удачно использован историко-генетический метод исследования в сочетании с системно-структурным анализом, что дало автору возможность вполне доступно изложить довольно сложные проблемы.

Источники.

Источниками для написания данной дипломной послужили работы известных историков и философов, в трудах которых, есть сведения о просветителях второй половины XIX в., а также работы самих просветителей, таких как Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев и периодическая печать.

Цели и задачи:

- изучить исторические условия деятельности просветителей второй половины XIX века.

- проанализировать социально-политическую и экономическую обстановку в Казахстане второй половины XIX века.

- показать влияние исторических условий на возникновение просветительского движения.

- раскрыть вклад в развитие страны отдельных великих личностей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева.

Структура работы: Дипломная работа состоит из Введения, 2-х глав, Заключения и Списка использованной литературы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.116 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь