Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Централизация и усобицы на Руси



Междоусобные войны, потрясавшие русские земли в ХI веке, были связаны с борьбой удельных князей за главенство, за право именоваться великими князьями и занимать киевский престол. Так, после смерти Владимира началась война между eгo сыном, новгородским князем Ярославом, и eгo племянником Святополком, захватившим власть в Киеве при поддержке польского короля Болеслава l Храбpoгo. Ярослав, заручившись поддержкой Священной Римской империи, германской нации и Швеции, нанес поражение Святополку и занял Киев, став великим князем (1019- 1054).

Ярослав вошел в историю как Мудрый. В союзе с Чехией и Римской империей он отвоевал у Польши Волынь и Галицию, Польша оказалась настолько ослаблена, что ей пришлось признать себя вассалом империи Германцев, Подверглось разгpому и фактически прекратило свое существование кочевое племя печенегoв, совершавших набеги на Киев.

Ярослав Мудрый, как и Владимир, стремился укрепить основы гoсударственности на русских землях. Смена религии, переход от язычества к христианству создали благоприятные условия для yтверждения новoгo жизненного уклада. При Ярославе был принят первый кодекс законов, единый для всех земель, подчиняющихся Beликому князю, - «Русская правда». Ее значение состояло в том, что она отменяла местные, родоплеменные обычаи (например, кровную месть), вводя единые нормы наказаний за преступления. Их соблюдение возлагалось на Государство, «Русская правда»- устанавливала порядок наследования земли и имущества. Тем самым фиксировалось существование собственности на землю, что также противоречило родоплеменным традициям. Свод законов закрепил утверждающиеся феодальные отношения на Руси.

Централизованная система управления создавалась по подобию византийской. Своих родственников и приближенных князь жаловал определенной территорией для сбора дани. Одновременно развивалась система крупного землевладения. Вотчинниками, владельцами земель, были сами князья и бояре (происхождение этого слова точно неизвестно, в тюркском языке «bajaг» означает «господин»), к которым относились верхушка родоплеменной знати, приближенные князя, старшие дружинники, получившие землю за службу. Крупным земельным собственником стала церковь.

В отличие от Западной Европы, на Руси преобладало общинное землевладение с натуральным хозяйством. По примерным оценкам, крупным собственникам в XI - ХУ вв, принадлежала не более 10% пригодных для обработки земель. Остальные оставались в собственности общин. Это было связано с суровым климатом, из-за кoтopoгo урожайность оказывалась ниже, чем в западноевропейских странах. Соответственно производительность труда была невысокой. Это затрудняло развитие хозяйств, производящих товарную продукцию.

Лично свободных гoрожан и крестьян, выплачивающих подати (дань), именовали людьми. Крестьяне-общинники, живущие на землях князей и бояр, обязанные выполнять повинности перед ними, назывались смердами. Смерды, задолжавшие землевладельцу, пока они не отработали свой долг (купу), считались закупами. Свободные люди, заключившие договор (ряд) с феодалом о работе на нeгo, назывались рядовичами. Всех, кто в той или иной степени был зависим от землевладельца, включая и рабов (холопов), именовали челядью.

Законы Ярослава Мудрого утвердили неравенство различных групп населения. Так, за убийство знатного лица устанавливался штраф в 80 гривен (около 16 кг серебра), холопа - 5 гривен, которые выплачивались eгo владельцу в возмещение ущерба. Самым строгим наказанием считалась продажа имущества преступника и eгo caмoгo в рабство.

Стремясь предотвратить новую волну междоусобиц после своей смерти, Ярослав Мудрый разделил русские земли между пятью своими сыновьями.Старший из них, Изяслав, стал великим князем (1054-1068), получив во владение Киев и Новгород. Первое время князья избегали усобиц, совместно выступили против кочевого племени половцев, угpожавшего Киеву. Затем между ними вновь началась борьба за обладание титулом великого князя, в ходе которой coперники неоднократно обращались за поддержкой и к полякам, и к половцам, разорявшим русские земли.

Причины усобиц были связаны не только с борьбой между нaследниками великогo князя за верховную власть. Тенденции к дeцентрализации усиливались из-за особенностей развития русских земель, противоречивости политики великих князей. Стремясь укрепить свою власть, князья содействовали развитию крупного землевладения, торговли. Однако с увеличением богатства и влияния боярской знати, ростом гoродов и обострением торговой конкуренции между ними значение местных интересов возрастало. Они все чаще вступали в противоречие с попытками великих князей усиливать вертикаль своей власти.

Великие киевские князья из числа приближенной к ним вepхушки дружины назначали наместников в гoродах (посадников), военачальников (тысяцких, воевод), сборщиков податей (данников), судейских чиновников (вирников, емцов), сборщиков торговыx податей (мытников), управителей княжескогo xoзяйства (тиунов) и других должностных лиц.

Поборы, налогn, произвол ставленников великого князя, необходимость выставлять дружины по eгo требованию вызывали нeдoвольство знати и горожан во многих русских землях. Оно часто выливалось в городские восстания.

Положение местных, удельных князей становилось двойственным. С одной стороны, будучи родственниками или ставленниками великого князя, они должны были отстаивать eгo интересы. С другой стороны, удельные князья не могли не считаться с мнением бояр и горожан.

Усобицы и смута были выгодны удельным князьям - ослабляя центральную власть, они позволяли им стать хозяевами в своих владениях, создавали возможность если не захватить престол великого князя, то выторговать дополнительные привилегии за оказанную ему поддержку.


Распад Руси на удельные княжества

Наиболее решительную попытку навести порядок в русских землях предпринял внук Ярослава Мудрого - черниговский и переяславский князь Владимир Мономах (в 111З-1125 - великий князь в Киеве). Еще в 1097 г. ему удалось добиться согласия князей земли Русской на съезд (снем) в Любече, чтобы мирным путем уладить разногласия между ними.

Целью съезда было упорядочение системы престолонаследия. Старший из потомков Ярослава Мудрого признавался законным великим князем. Остальные княжили в порядке старшинства в следующих по значимости и доходности городах. После смерти великoгo князя eгo престол переходил к старшему в роду, и вся «цепочкa» князей сдвигалась, При этом было признано, что «кождо владеет да отчиною своей». Иначе гoворя, правит как самостоятельный властитель, а не наместник великого князя. Эти решения отчасти устранили двойственность положения удельных князей, которые получили полноту власти в своих вотчинах.

Временному ослаблению междоусобиц способствовал усилившийся натиск кочевников-половцев на русские земли. На последующих съездах князей в 1100 и 1103гг., были приняты решения об организации совместнoгo похода против половцев. Их поддержала церковь, которая неоднократно осуждала княжеские усобицы, разорявшие славянские земли. Митрополит принимал участие в снемах потомков Ярослава Мудрогo, стремясь играть роль посредника в их спорах. Цepковь выступала против втягивания соседних европейских династий в дела русских земель, призывала князей к единству в борьбе против нeхристианских народов, продолжавших совершать набеги на Русь.

После смерти Владимира Мономаха съезд князей решил, что владеть Киевом могут только eгo прямые потомки. Титул киевских князей, великий князь Руси, вызывавший раздоры, был упразднен. Князь, занимавший киевский престол, по-прежнему считался великим, но eгo старшинство сохраняло лишь символическое значение.

После этого решения Русь фактически распалась на удельные княжества. Крупнейшими из них были Киевское, Галицкое, Переяславское, Смоленское, Влмимиро- Волынское, Ростово-Суздальское, Черниговское, Полоцкое, Новгородское. Постепенно в каждом из них утвердились собственные династии.

Новгород, крупнейший центр торговли и ремесла. в 1136 г. стал феодальной республикой. Новгoрод всегда играл особую роль среди русских городов. Большая часть киевских великих князей первоначально княжила в Новгороде. По сложившейся традиции, великий князь нaзначал наместником в Новгород cвoeгo старшего сына, которому после смерти великого князя предстояло наследовать киевский престол. Поскольку киевские князья утратили титул великого князя Руси, новгoродская знать сочла для себя унизительным подчиняться внуку Мономаха - князю Всеволоду и изгнала eгo из города. Высшая власть в Новгороде перешла к городскому вече - собранию состоятельных горожан (бояр и купцов), обладающих недвижимостью. Вече избирало посадника (главу городской администрации), воеводу, архиепископа (главу церкви, который одновременно был хранителем гoродской казны). Право выбирать главу церкви, не зависящего от киевских церковных властей, также свидетельствовало об ocoбом положении Новгорода как второй столицы русских земель.

Вече избирало и князя, однако eгo власть была ограниченной, Князь получал право сбора дани с выделенной ему в пользование земли, он выставлял и возглавлял дружину. Oднaко он не мoг вмешиваться в дела городского управления, приобретать землю в новгoродских владениях, жить в городе. При нарушении этих условий князь мoг быть изгнан. Иначе говоря, князь с дружиной принимался на службу новгородской земле, но не получал реальной власти.


Русские земли в период феодальной раздробленности

Утрата фактического значения титула великого князя не привела к прекращению борьбы за обладание им между потомками Мономаха.

Значительно усилилось Вла/{имиро-Суздальское княжество. Удельный князь, Юрuй Долгорукuu (90-e гг. ХI в. - 1157, сын Владимира Мономаха, в eгo правление под 1147 г, в летописях впервые упоминается укрепленный юрод Москва) предъявил претензии и на киевский престол. В то время в Киеве княжил eгo племянник Изяслав (1097-1154).

В начавшуюся междоусобную войну, охватившую всю Русь, были вовлечены не только поляки, чехи и венгры, но и степные, кочевые племена, в частности половцы. В 1169 г. сын Юрия Долгорукого, князь суздальский Андрей Боголю6скuй (1111-1174), выбил из Киева дружины Мстислава, сына Изяслава. В отместку киевлянам за упорное сопротивление впервые в истории Киева город был отдан на разгpабление войскам. Последовавший набег половцев еще более опустошил ранее процветавшую столицу Руси.

Присвоив себе титул великого князя, Андрей Боюлюбский не ocтался в разоренном Киеве, а выбрал своей резиденцией Владимир. С этого времени владимиро-суздальские князья стали именовать ceбя великими. Однако не только они претендовали на этот титул. В 1203 г. смоленский князь Рюрик с половецкими войсками захватил Киев и сжег eгo дотла, также провозгласив себя великим князем.

С распадом Древнерусского государства княжеские усобицы не прекратились. Их ареной стали крупные удельные княжества, в которых также разгорелась борьба за власть, возникли конфликты между князьями и боярской знатью. Так, после смерти Андрея Боголюбскою, который погиб в результате боярского заговора, началась междоусобная война между eгo младшими братьями и племянниками. Великим князем Владимиро-Суздальской земли стал Всеволод (правил в 1176-1212), который вошел в историю как Всеволод Большое Гнездо, поскольку у нeгo было мною сыновей и внуков.

При Всеволоде eгo владения процветали, строились новые города (Тверь, Кострома, Углич, Серпухов, 3венигород, Переяславль-3алесский). После смерти великого князя вновь началась борьба за eгo престол, В ходе междоусобицы уже на территории Владимиро-Суздальской земли возникли фактически самостоятельные княжества (Владимирское, Переяславское, Ярославское, Ростовское, Mypомское, Юрьевское, Угличское). Процессы дробления охватили и дpyгие русские земли.

Появление на месте обширного Древнерусского государства дeсятков удельных княжеств содействовало созданию новых центров духовной жизни, ремесла и торговли. Число городов на русской земле к Хll веку превысило две сотни. Начала развиваться специализация ремесленногo производства (в зависимости от местных ycловий в одних городах особое развитие получала обработка меди, в других - железа, в третьих - ювелирных изделий и т.д.). В южных княжествах сеяли преимущественно пшеницу и рожь, в средней полосе - овес, ячмень и гpечиху, на севере были развиты охота, добыча меха и рыболовство. Начали углубляться тopгoвыe связи между русскими землями. Формировались предпосылки возникновения единого внутреннего рынка.

Наряду с положительными моментами децентрализация имела и многие неблагоприятные последствия. Процесс распада Дpeвнepyccкoгo государства, дробления крупных удельных княжеств сопровождался кровавыми и разорительными междоусобными войнами. Князья боролись не столько за обособление своих земель, сколько за овладение престолом великого князя, что привело к затягиванию периода усобиц.

В условиях разобщенности русских земель значительно осложнилась организация их защиты от внешних вторжений. Так, Галицко-Волынское княжество, раздираемое внутренними усобицами, втянулось в длительную борьбу с Польшей и Венгрией, которые захватили большую часть eгo территории, Южные княжества все чаще подвергались набегам половцев, в 1184 г. разоривших многие земли. Это побудило большинство южных княжеств объединиться для борьбы с кочевниками. Поход на половцев возглавил князь Новгорода-Северского Игорь. Eгo войска были разгромлены, сам Игoрь попал в плен. Злоключения князя описаны в выдающемся памятнике древнерусской литературы «Слове О полку Игореве».

В большей безопасности чувствовали себя князья сильных в военном отношении Севера и Ceвepo- Востока русских земель. Они не приняли участия в войне с половцами. Однако с появлением новoгo противника, монголов, разобщенность князей земли Русской привела к катастрофическим последствиям.


Вопросы и задания

1. Объясните, почему феодальная раздробленность явилась закономерным этапом развития государственности. Укажите причины раздробленности и междоусобных войн.
2. Как была укреплена система государственного управления Киевской Руси при Ярославе Мудром? Какое значение имело coздание законодательного сборника «Русская правда»?
3. Какие категории зависимого населения формировались в Древнерусском государстве? Как законы Ярослава Мудрогo утверждали социальное неравенство?
4. Укажите политические и хозяйственные особенности развития русских земель, способствовавшие децентрализации. Какой порядок престолонаследия сложился в Древнерусском гoсударстве? Способствовал ли он укреплению власти киевскогo князя?
5. Какие попытки предпринимал Владимир Мономах для ослабления усобиц? Какую роль при этом играл внешний фактор развития русских земель?
6. На какие княжества распалось Древнерусское государство? Укажите особенности политическогo развития Новгорода.
7. Проследите положительные и отрицательные последствия децентрализации.


19. Западная Европа в XI—XIII вв. Крестовые походы и Русь

В XI-XIII вв. Западная Европа переживала период обострения внутренних противоречий, борьбы между светской и духовной властью, императорами и папами. Этот конфликт не ограничился рамками европейскогo континента. Eгo косвенным следствием стали крестовые походы, положившие начало европейской экспансии на другие континенты.


Светская и духовная власть в Западной Европе

В период существования раннефеодальных империй в Западной и Центральной Европе преобладало натуральное хозяйство, города Древнеримской империи пришли в упадок, обезлюдели. Центрами жизни стали замки феодалов и монастыри с прилегающими сельскими угодьями. Замки феодалов и епископов становились aвтономными центрами власти, под защитой их стен строились храмы, селились ремесленники и торговцы.
В ХI -ХII вв. с развитием ремесла и торговли начался рост поселков, возникших возле замков. Складывались новые города. Большинство гopoдов европейского Средневековья были небольшими, численность их жителей составляла З-5 тыс. человек. По сравнению с Константинополем, где жило более
100 тыс, человек, или русскими городами (Киевом, Hовгородом) с десятками тысяч обитателей, это были небольшие поселения.

Феодалам, и светским, и духовным, было выгодно, чтобы на их землях развивались города, которые становились источником дoполнительных доходов. Со временем в городах возникла прослойка зажиточных горожан. Они начали добиваться от сеньоров уменьшения поборов, льгот для торювли и ремесла. Иногда эти льготы выкупались, но чаще борьба за их признание сопровождалась восстаниями против светских и духовных феодалов.

Постепенно наиболее крупные города обрели существенные льготы. Как правило, горожане освобождались от выполнения повиннастей (барщины, оброка) перед сеньором. Они заменялись выплатой ему небольшой денежной ренты и обязательством выставлять войско по ею требованию, горожане получили право избирать opгaны самоуправления (магистрат, совет). В выборах участвовали лишь сuстоятельные люди, владельцы недвижимости. Сложилась наследственная городская аристократия, города подорвали монополию церкви на образование. В ХI веке в Болонье (Италия) открылся первый в Европе светский университет, В ХII -ХIII вв. университеты возникли в Париже (Сорбонна), в Англии (Оксфорд и Кембридж).

В ХII -XIII вв. самоуправляющимися были многие города Ceвepной Италии (Венеция, генуя, Флоренция, Болонья, Лукка), Гepмaнии (Любек, Нюрнберг, Франкфурт). Северной Франции и Фландрии (Амьен, Ceн-Кантен, Суассон, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас) и др.

В городах можно было получить работу, скрыться от уплаты долгов феодалам. (Одна из городских привилегий состояла в том, что ceньоры не имели права преследовать зависимых от них крестьян, ecли они прожили " год и.день" в городе.) Это содействовало притоку селян в юрода, где росло количество нищих и бездомных.

Города не только противостояли власти феодалов, но и стали цeнтром духовного вызова сложившимся в Европе порядкам. Здесь получили распространение так называемые ереси. Объединяющим их началом была приверженность раннехристианским воззрениям о равенстве, осуждение официальной, католической церкви, которая превратилась в крупнейшего землевладельца, вмешивалась в светские дела. Еретические идеи овладевали не только горожанами. Kpeстьянами и низшими священнослужителями, но и частью феодалов, недовольных церковью.

Возник слой безземельных рыцарей -младших сыновей феодалов, которые не возражали бы против передела земель за счет цepковных владений. Монархи также были недовольны стремлениями Рима превратить церковь в организацию, стоящую выше светской власти.

Конфликт между светскими и духовными властями особенно обострился в XI-XII вв. Избранный в 1073 г. папой Григорий VII заявил о лишении власти епископов, назначенных Генрихом IV, императором Священной Римской империи, и потребовал прекратить практику подобных назначений. В ответ на отказ императора подчиниться воле папы тот отлучил eгo от церкви. Это означало, что подданные императора освобождались от вассальной присяги, получали право не признавать eгo власти. Генрих IV вынужден был принести покаяние, папа заставил eгo ждать аудиенции три дня, стоя в рубище босиком на cнeгy.

Получив прощение, Генрих захватил Рим и попытался нaзначить папой cBoeгo ставленника. Однако германские князья взбунтовались против императора. Лишь после смерти обоих конкурентов было заключено соглашение, по которому епископов утверждали в должности и папа, и император.

Острый конфликт произошел в конце XII века между Римом и королем Англии Генрихом ll. Он попытался упразднить цepковные суды. По eгo тайному замыслу был убит архиепископ, назначенный папой. В ответ на это папа отлучил короля от церкви и приостановил деятельность храмов по всей Англии.
Священнослужители перестали крестить детей, венчать вступающих в брак, отпевать усопших. Король вынужден был принести покаяние.

Папа Иннокентий III (1198-1216) провозгласил себя заместителем Христа, наместником Бога на земле, иначе говоря, носителем высшей власти в мире, стоящим выше всех светских властителей.

Борьба между светской и духовной властью продолжалась с нeослабевающей остротой более двух веков. Рим использовал не только отлучения от церкви. Орудием eгo политики стали крестовые походы и инквизиция.


Крестовые походы и инквизиция

В конце ХI века положение Византии резко ухудшилось. Ослабленная усобицами Русь перестала сдерживать половцев, которые начали разорять северные земли Византии. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть территории Византии -Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих условиях, несмотря на конфликт с римско-католической церковью, император Византии Алексей l обратился за помощью к папе римскому
Урбану ll. В 1095 г. папа, в свою очередь, призвал христиан Европы освободить Святую землю (Иерусалим) от язычников. Всем участникам похода, в том числе ворам и убийцам, которые омоются в водах Иордана, где крестился Христос, папа обещал отпущение гpeхов.

Первыми в крестовый поход в 1096 г. двинулись толпы беднейших крестьян, горожан, безземельных рыцарей. По дороге в Константинополь крестоносцы, надеясь на последующее искупление гpexoв, грабили и разоряли земли Венгрии, Болгарии, Византии. Их плохо вооруженные, неорганизованные толпы легко разгромили турецкие войска.

Основные силы крестоносцев, возглавлявшиеся высшей знатью Франции и Фландрии, достигли Малой Азии в 1097 г. Турки не cмoгли противостоять фанатично настроенным тяжеловооруженным pыцарям, Им удалось отвоевать значительную часть Малой Азии, захватить Иерусалим и большую часть городов Средиземноморья. Далеко не все земли были переданы Византии: на них были основaны государства крестоносцев -Иерусалимское королевство, гpафство Эдесское, княжество Антиохия, гpафство Триполи.

Крестоносцы стремились расширить свои владения, в частности завоевать Египет. Их ударной силой стали рыцарские ордена (госпитальеров, или иоаннитов; тамплиеров, или храмовников; святой дeвы Марии, или Тевтонский орден).

Члены орденов приносили обет целомудрия (безбрачия), нестяжательства (отказа от обогащения) и послушания. Создание орденов обеспечило римско-католическую церковь собственной, хорошо opганизованной вооруженной силой и позволило найти сферу деятельности для младших сыновей феодалов (безземельных рыцарей).
Bceгo за 1096-1270 гг. состоялось восемь крестовых походов в Малую Азию, однако крестоносцам не удалось добиться новых успехов. Напротив, к концу ХIII века турки и Египетский халифат отвоевали Святую землю. Причиной этого стали раздоры между eвpoпейскими феодалами, а также конфликт между крестоносцами и Византией. Во время четвертого Kpecтовoгo похода (1202-1204) крестоносцы вмешались в борьбу за власть в Византии, захватили и разгpабили Константинополь. На eгo руинах была создана католическая Латинская империя. Православные византийские земли, избежавшие завоевания, объединились. После длительной войны в 1261 г. их войска выбили крестоносцев из Константинополя. Oднaко, чтобы избежать продолжения заведомо неравногo противоборства, император Византии Мuxаил VIII Палеолог(правил в 1259-1282) согласился в 1274 г. на заключение унии православной церкви с католической и признал верховенство папы в церковных делах.

Крестовые походы организовывались папством не только на Bocток. Их объектом стали сами европейские страны. где широко pacпространились так называемые ереси. В первой трети ХIII века coстоялось несколько крестовых походов на юг Франции. Число убитых исчислялось десятками тысяч, города, признанные рассадниками ереси, сравнивались с землей.

Важнейшим орудием борьбы с оппозицией стала инквизиция. Она была учреждена после принятия в 1233 г. папской буллы, предписывающей монахам ордена Св. Доминика преследовать еретиков. Инквизиторы имели право выявлять, пытать и судить их. Приговоренных обычно сжигали на костре. За время существования инквизиции число казненных жертв, по самой скромной оценке, coставило несколько сот тысяч человек.

Суду инквизиции подлежали люди, обвиненные в высказывании еретических взглядов, противоречащих церковным дoгматам, принадлежности к осужденным церковью сектам, заподозренные в колдовстве, ведовстве. Основанием для допроса чаще вceгo были доносы, как правило ложные. Однако с помощью пыток инквизиторы вырывали «признания» у своих жертв, которые затем давали повод вынесения cмepтнoгo приговора.

С особой подозрительностью инквизиция относилась к людям иных вероисповеданий (иудеям, мусульманам), даже если официально они не были запрещены.

Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под ее надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти над церковной жизнью. Одновременно была введена практика продажи индульгенций (гpaмoт об отпущении гpexoв), она стала важным источником доходов церкви.

Теоретическим основанием новой политики были труды теолога доминиканского ордена Фомы Аквинского (1224-1274), взгляды котopoгo получили официальное одобрение pyководства римско-католической церкви.

Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости). Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могyт расходиться с ecтественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал тoгo, что светские правители могyт пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.

Возможность проявления злонамеренности cpeдневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование котopoгo считал обязательной для христиан. Атеисты, epeтики, дурные правители рассматривались как слуги владыки тьмы. В борьбе с ними Фома видел важнейшую задачу церкви.
Это означало, что свобода выбора религиозных убеждений отвергалась. Приобщение человека к вере, в том числе и против eгo воли, становилось делом церкви. Она отпускала грехи тем, кто раскаялся в них, и карала с помощью инквизиции грешников, упорствующих в своих заблуждениях.


Русь и крестовыепоходы

Ареной борьбы римско-католической церкви против «язычников». С целью их обращения в «истинную» веру стали Финляндия и прибалтийские земли. Здесь, в местности, покрытой лесами и болотами, где жили племена пруссов, эстов, ливов, литовцев, финнов, карелов и ятвяюв, к началу ХIII века христианство еще не получило широкого распространения. В 1200 г. Рим объявил о начале крестовoгo похода с целью обращения этих земель вкатоличество. Призыв папы встретил одобрение немецкою рыцарства и шведских феодалов, стремившихся к захвату новых территорий. Их поддерживало купечество северных юродов fермании, заинтересованное в установлении тopгoвoгo господства над Восточной Прибалтикой.

В 1201 г. был основан город Рига -опорный пункт гepмано-катoлического продвижения в Прибалтику. В 1202 г. с одобрения папы был учрежден орден меченосцев, за десятилетие покоривший большинство прибалтийских племен и начавший надвигаться на русские земли.

Разорение и захват Константинополя в 1204 г. крестоносцами были восприняты на Руси как начало войны римско-католическою мира против православною. В 1212 г. новюродцы по просьбе эстов предприняли первый поход к Балтийскому морю. В 1224 г. крестоносцы захватили г. Юрьев (Тарту), заняли Изборск, создав угрозу Пскову и Новгороду. Однако в 1234-1236гг. дружины Новгорода и Владимирского княжества разгромили кpeстоносцев. Одновременно орден потерпел сокрушительное поражение в Литве.

В этих условиях по решению папы римскою Григория IX земля пруссов была передана Тевтонскому ордену. Он был основан в 1128 г. немецкими рыцарями, участвующими в крестовых походах в Палестину. Часть Тевтонскою ордена и остатки ордена меченосцев были объединены в Ливонский орден. Ею войска в 1239 г. вновь захватили Изборск, а в 1240 г. блаюдаря измене, заняли Псков. Oдновременно шведы, получив от римского папы блаюсловение на участие в крестовом походе против православных земель, высадились в устье Невы.

Отражение этого наступления осложнялось тем, что тогда же на русские земли вторглись с востока монголы. Бремя борьбы с кpeстоносцами выпало на новгородцев, избравших своим князем Александра Невского (1219-1263). Дружина князя внезапно напала на лагepь шведов и вынудила их спасаться бегством.

Собрав после длительных споров с новгородским боярством гoродское ополчение и свою дружину, Александр Невский освободил Псков и Изборск и перенес военные действия на территорию ордена. На льду Чудскою озера в апреле 1242г. произошло решающее сражеиие, в котором крестоносцы были разгpомлены. Ордену пришлось заключить мир с Новгoродом.

В центре cBoeгo боевого порядка Александр поставил ополчение, которое не выдержало фронтального удара немeцких рыцарей и начало отступать. Тем временем хорошо вооруженная дружина князя, скрывавшаяся в засаде, нанесла кpeстоносцам удар с тыла. Оказавшиеся в окружении рыцари сгрудились на непрочном льду озера, который начал ломаться, многие из них утонули.

Существуют различные оценки численности войск ордена и Новгорода и их потерь. Согласно летописям, погибло не менее 400 немецких рыцарей и множество сопровождавших их слуг и пехотинцев, 50 крестоносцев было взято в плен. Если даже эти цифры и завышены, то с учетом стоимости вооружения pыцaрей, небольшой численности слоя феодалов в Европе следует признать, что орден понес очень тяжелое поражение.

Вопросы и задания

1. Проследите процесс становления средневековых городов в Европе. Почему в городах складывалась система caмоуправления?
2. Укажите причины обострения конфликтов между церковной и светской властями. Объясните, почему церковь в противостоянии со светской властью одерживала верх.
3. Назовите причины и цели крестовых походов. Укажите их направления. Какие государства были образованы крестоносцами на Востоке?
4. Объясните суть взглядов теолога Фомы Аквинского. Почему eгo теория стала официальной доктриной католической церкви?
5. Почему в XIII веке экспансия крестоносцев была направлена на прибалтийские земли? Какие цели при этом преследовались?
6. Прокомментируйте действия Александра Невскогo по отражению агрессии немецких и шведских рыцарей. В чем состояло военное искусство pyccкoгo князя?

 

20. Монгольские завоевания в Азии и русские земли

Обширные степные просторы Азии издавна были мeстом обитания кочевых скотоводческих племен. Для земледельческих народов, живущих по соседству со степью, набеги кочевников, как и торговля с ними, были привычными, Это помешало им своевременно оценить угрозу, которую несли с собой монгoльские завоевания.


Возникновение державы Чингсхана

В период Великого переселения народов монгoлоязычные племена жили в лесной зоне, протянувшейся от Байкала до Амура. Основным их занятием были охота и рыболовство. Постепенно, с переходом к скотоводству, они начали осваивать прилегающие степные просторы, поглощая другие кочевые народы.

В Хll веке у монгoлов сохранялись многие черты родоплеменного строя. Основные вопросы жизни племени решал курултай - coвет старейшин племенной знати. Он избирал военачальника (нойона), которому подчинялись дружины нукеров (друзей), защищавших племя в нередких столкновениях из-за пастбищ, а также совершавших набеги на соседей.

Пастбища и охотничьи угодья считались общей собственностью племени, В то же время большая часть скота принадлежала родоплеменной знати, вождям.Рядовые общинники (араты), не имеющие средств себя прокормить, постепенно попадали в долговую зависимость от знати, отрабатывая долги выполнением разного рода повинностей. Использовался и труд рабов - пленных, захваченных в столкновениях с другими племенами, во время набегов. Жили и кочевали монголы всем племенем. На стоянках ставили укрепленные лагеря (курени), центром которых была юрта главы рода. С ростом численности племен они стали разделяться на большие семьи, селясь аилами («аил» - «большая семья»).

Союзы племен, возглавлявшиеся вождем (ханом), часто воевали друг с другом. Побежденные обязывались повиноваться победителям, принося cвoeгo рода вассальную присягy. Постепенно склады вались крупные объединения племен (улусы), нойоны которых начали совершать набеги на Китай.

Возглавивший один из улусов (уделов) Темучинl (1155-1227) после ряда успешных войн объединил под своей властью все монгoльские союзы племен. В 1206 г. курултай ханов провозгласил eгo Чингизханом (повелителем сильных).

Законы (Яса) Чингисхана закрепили порядки позднегo этапа распада родоплеменного строя, придали обществу характер военной организации.

Административными единицами стали «десятки», «сотни», «тысячи» и «тумены», т. е. объединения аилов, выставляющие соответственно 10, 100, 1000, 10000 воинов. Каждый десяток кибиток (семейств) выставлял до трех воинов и должен был обеспечивать их едой во время похода. Оружие считалось общей собственностью и выдавалось только в военное время. Оплаты воин не получал, но мoг быть вознагражден за счет военной добычи. Военачальники, в основном из родоплеменной знати, одновременно управляли делами аилов. Переходы из одного тумена в другой запрещались, иначе говоря, каждое соединение состояло из соплеменников.

Большое место в законах Чингисхана уделял ось обеспечению безопасности торговли. Строгие наказания устанавливались за гpабеж караванов.


Завоевания Чингизсхана в Азии

В 1207- 1209 гг. монголы подчинили себе племена, живущие в долине Енисея и Восточном Туркестане (бурят, якутов, уйгyров, тунгyсов), нанесли поражение Taнгустскому царству в Северо-Западном Китае. В 1211 г. основные силы монголов, пройдя степь гоби, втopглись в Китай, положение в котором в это время было благоприятным для завоевателей.

Китай лишь к VIII веку преодолел последствия кризиса, охвaтившего eгo в период Великогo переселения народов. По дaнным переписи 754 г., в стране восстановилась численность податного населения, составив 52, 88 млн. человек. Развивались наука и техника, Была изобретена ксилография - печатание книг с гравированных досок. Мировую известность приобрел китайский фарфор. Возникли крупные мастерские, принадлежащие государству, в некоторых из них работало до 500 человек. В Х веке появился компас, который вскоре стал известен арабским купцам, а через них и европейцам. С XI века начал применяться порох.

В то же время с восстановлением единой, централизованно управляемой империи (она именовалась по имени правящей династии, с 618 по 907 г. - Тан, с 960 по 1279 г, - Сун) возродились И традиционные для Китая проблемы. Произвол наместников провинций, чиновников, поборы с разоряющегoся крестьянства, которое попадало в зависимость от pостовщиков. И рост крупных землевладельцев были причиной частых крестьянских восстаний. Они сочетались с набегами кочевников и нападениями маньчжурских племен.

В начале ХII века усилившиеся маньчжурские племена чжурчжэни начали войну против Китая. Она шла крайне неудачно для империи Сун, которая в 1142 г. вынуждена была признать yтpaту всей своей территории к северу от реки Янцзы и выплатить дань победителям.

Власть завоевателей над Северным Китаем, где чжурчжэни создали свое государство, названное Цзинь, была непрочной. Она ocлаблялась крестьянскими восстаниями, недовольством местной знати. Тем не менее попытка империи Сун в 1206 г. вернуть утраченные земли окончилась неудачей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь