Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века
Абсолютистская политика английских монархов XVI века позволила короне с одобрения послушного ей парламента ослабить позиции местной земельной аристократии, собрать ресурсы и начать колониальную экспансию. Были созданы Topгoвыe компании, принесшие oгpoмныe прибыли. Однако с воцарением Якова l (правил в 1603-1625) в обществе наметился новый конфликт между монархом, приближенными ему сановниками и большинством парламента. Он отражал интересы предпринимателей, банкиров и знати, связанных с торговыми компаниями и мануфактурным производством. При Якове l расточительность двора возросла. Чтобы пополнять казну, король ввел систему продажи монополий (так называли патенты на производство определенных видов товаров и их продажу), разорительную для предпринимателей и исключающую конкуренцию. Сближение с Испанией, предпринятое из династических соображений - обеспечить брак наследника престола с испанской принцессой - было достигнуто за счет тopгoвыx интересов Англии. Затем, также из престижных и династических соображений, Яков l вовлек страну в Тридцатилетнюю войну, хотя это ни в коей мере не отвечало интересам Англии и не оказало большого влияния на ход военных действий. Война обернулась лишь новыми убытками и жертвами. Парламент протестовал против королевского произвола. Палата общин уже в начале царствования Якова приняла документ, названный «Апология», в котором доказывалось, что права парламента выступают «законной», «естественной» нормой, вытекающей из Великой хартии вольностей, и не могyт узурпироваться королем. В ответ на протесты король распустил палату общин и не спешил назначать новые выборы (с 1611 по 1614 г. Англия жила без парламента). Еще более ярко тенденции к установлению самодержавного правления стали проявляться при Карле l (правил в 1625- 1649). В 1629 г. он распустил парламент и не созывал eгo 11 лет, по своей воле вводил новые налоги, преследовал оппозицию. Недовольство произволом получало все более широкое распространение. Высокие налоги, тopгoвыe пошлины, жесткая регламентация деятельности промышленногo капитала привели к росту цен. Это болезненно сказалось на положении большей части населения. В связи с продолжавшейся практикой огораживания, cгoнa apeндaторов с земли, которая отводилась под овцеводство и технические культуры, сокращалась площадь угодий, использовавшихся для производства продуктов питания. Это вызвало удорожание продовольствия. Число голодающих, разоренных крестьян, беднейших горожан катастрофически росло. Власти не находили иного ответа, кроме ужесточения законов, запрещающих бродяжничество и попрошайничество. Недовольство существующим положением приняло религиозный характер. Противостоящие англиканской церкви, возглавляемой королем, протестантские, пуританские религиозные течения объединяли как собственников, недовольных высокими налогами, так и беднейшие слои общества, связывающие надежды на улучшение своею положения с утверждением новых религий. В пуританизме (от англ, «puгe» - «чистый») выделялось нeсколько направлений, хотя всем им было свойственно отрицательное отношение к англиканской церкви. Пуритане требовали лишить ее земель и привилегий. Пресвитериане, исповедующие кальвинизм, выступали за централизованную церковь, но полагали, что ключевую роль в ее иерархии должны играть не назначаемые королем епископы, а избираемые старейшины из числа наиболее уважаемых прихожан. Индепенденты (от англ. «iпdepeпdeпce» - «независимость») считали, что церковь должна coстоять из самоуправляющихся общин. Многим из них были убеждены, что Бог - в душе человека и человек не нуждается в ритуалах и священнослужителях, чтобы жить в гармонии с caмим собой и окружающим миром. Власти преследовали пуритан. Многих из них ссылали в ceвepoaмериканские колонии Англии. Однако это не останавливало роста оппозиционных настроений в стране.
Толчок к крушению абсолютизма дала начавшаяся война с Шотландией. Будучи формально независимым государством, она была объединена с Англией на основе личной унии, признавала своим королем Карла l. Eгo попытки распространить на Шотландию, гдe преобладало пресвитерианство, власть англиканской церкви, вызвали возмущение шотландской знати. В 1638 г. началась англо-шотландская война. Королевские войска терпели одно поражение за другим, казна короля быстро пустела. В 1640 г. Карл l вынужден был созвать парламент, чтобы добиться получения субсидии на продолжение войны. Однако первым требованием парламента стало уважение eгo прав и привилегий, Король незамедлительно распустил парламент. Тем не менее денег в казне по-прежнему не было. Начались волнения бедноты, даже придворная знать требовала созыва парламента. В этих условиях собрался парламент, вошедший в историю как Долгий, он paботал в течение 13 лет. Первыми мерами парламента были ликвидация королевского cyда (Звездной палаты); отмена монополий; арест ряда советников короля. Согласно принятому биллю (закону), королю запрещалось распускать парламент. В условиях непрекращающихся волнений в столице, угpожавших в любой момент перерасти в восстание. Карл l вынужден был утверждать принимаемые законы. Однако в ноябре 1641 г. палата общин приняла декларацию из 204 статей, названную «Великая peмонстрация» и, по сути дела, представлявшую собой конституцию. Этот документ устанавливал принцип ответственности правительства перед парламентом, запрещал монарху вводить налоги, огpаничивать свободу торговой и промышленной деятельности без разрешения парламента, требовал завершить реформацию церкви в кальвинистском духе. Учитывая, что «Великая ремонстрация» была одобрена с минимальным перевесом голосов и выявила раскол в парламенте. Карл l отказался утвердить ее как несовместимую с королевской властью. Обвинив ее авторов в измене, король потребовал их ареста. Получив отказ палаты общин, он сам во главе отряда верных ему солдат. Hapyшая все традиции, явился в парламент, чтобы захватить лидеров оппозиции. Им удалось скрыться. Жители столицы восстали, и 10 января 1642 г. Карл l бежал на север страны, намереваясь опереться на верную ему армию. В начавшейся гpажданской войне под властью парламента оказались наиболее развитые и гyстонаселенные гpафства и города Юго-Восточной и Центральной Англии. Это позволило ему быстро coбрать армию. Однако ее командование находилось под влиянием преобладавших в палате общин сторонников пресвитерианства. Они тягoтели к компромиссу с королем, надеясь добиться от нeгo уступок. Нерешительность командования парламентской армии привела ее к серьезным поражениям. Между тем король в Оксфорде создал собственный, послушный ему парламент. В нeгo перебежали около трети членов палаты общин и большая часть членов палаты лордов. Эти обстоятельства заставили лондонский парламент действовать более решительно. Был заключен союз с Шотландией, началась реорганизация армии. Наиболее боеспособной ее частью стала конница, набранная из индепендентов и возглавляемая О. Kpомвелем (1599-1658), За стойкость в бою eгo войска называли железнобокими. В 1644 г. парламент согласился на создание новой армии, возглавленной Кромвелем. Ее командный состав формировался не из титулованной знати, как это было раньше, а из людей, проявивших способности в военном деле и преданных делу революции. В первом же серьезном бою при Несби в 1645 г. новая армия нанесла поражение роялистам (сторонникам короля), В мае 1646 г. Карл l сдался шотландцам.
Пленение короля углубило противоречия в лагере сторонников парламента. Пресвитерианское большинство продолжало надеяться на компромисс с Карлом l, избегало мер, которые помешали бы соглашению с монархом. В то же время в армии и средних слоях общества стали усиливаться позиции сторонников установления республикaнcкoгo строя. Возникло движение левеллеров (от англ. level «уровeнь», «равный»), главным идеологом котopoгo был сторонник пуританизма Д. Лuлъберн (1618-1657). Согласно егo взглядам. Bepховная власть должна принадлежать народу, все люди провозглашались равными по рождению. Левеллеры требовали отмены всех coсловных привилегий, введения всеобщего избирательного права для мужчин с 21 гoда, ликвидации палаты лордов, возвращения oгopoженных общинных земель, введения справедливого налогообложения, выделения средств на помощь бедным. Опасаясь роста влияния левеллеров в войсках. Долгий парламент, считающий гpажданскую войну оконченной, принял постановление о роспуске армии Кромвеля. Но она отказалась подчиняться парламенту, и Кромвель после длительных колебаний в aвгycтe 1647 г. занял Лондон. Однако он не был готов к разрыву с парламентом. Начавшиеся переговоры с королем об установлении конституционной монархии прервались вторым бегством Карла l из столицы и возобновлением гражданской войны. На стороне короля на сей раз выступили не только английские роялисты, но и шотландская знать. Роялистское выступление было быстро подавлено армией, предпринявшей также чистку парламента от сторонников соглашения с королем. Вновь попавшего в плен Карла l, несмотря на возражения членов палаты лордов, предали суду, 27 января 1649 г. он был приговорен к смертной казни. Англия стала республикой, управляемой однопалатным парламентом, в котором после чисток осталось около 100 членов. Это, однако, не решило проблем английского общества. Левеллеры отказывались признать законность власти Долгого парламента, требовали изменения избирательного права и проведения новых выборов. Верные Кромвелю войска подавили начавшийся в 1649 г. мятеж сторонников левеллеров в армии, их лидеры были казнены. Затем новому режиму пришлось подавлять движение диггepoв (от англ, «dig» -«Кoпaтъ»), сельской бедноты, добивавшейся передела земли и начавшей захватывать и распахивать угодья крупных земельных собственников. Сохранялась угpоза реставрации монархии. Сын Карла l Карл ll выдвинул претензии на английский престол. Он получил поддержку в Шотландии, eгo власть признала Ирландия (большая ее часть была колонией Англии), основную массу населения которой составляли католики. В 1649 г. армия Кромвеля высадилась в Ирландии, подвергнув ее беспощадному опустошению. Было уничтожено не менее трети жителей «Зеленого остpовa». В 1650 г. Кромвель выступил на усмирение Шотландии, В 1652 г. война завершилась. Карл ll бежал во Францию, шотландский парламент был распущен. Шотландия полностью перешла под контроль английских властей. Рост авторитета Кромвеля беспокоил парламентариев. Однако Долгий парламент, власть котopoгo опиралась исключительно на военную силу и принуждение, полностью зависел от армии. В 1653 г. в ответ на попытку правительства поставить ее под свой контроль Кромвель, не встретив сопротивления, распустил Долгий парламент. Новая конституция, разработанная офицерами Кромвеля, передала ему верховную власть в государстве. Приняв титул лорда-протектора, он остался главнокомандующим, получил право роспуска и созыва парламента, издания законов без eгo согласия. Такой властью в других странах обладали только абсолютные монархи. Англия была разделена на oKpyгa. Во главе их стояли военные гyбернаторы, нaдeленные особыми полномочиями. Вводилась строжайшая цензура, запрещались собрания, за неуважение к протектору полагалось тюремное заключение. Парламент, избиравшийся на основе cтpoгoгo имущественного ценза, стал послушным инструментом в руках Кромвеля. Несмотря на террор, режим протектората оказался неустойчив. Оппозиция не решалась выступать открыто, но в стране сохраняли влияние роялисты. В городских и сельских низах пользовались симпатией идеи левеллеров и диггеров. Не была решена проблема политической преемственности. Парламент предлагал Кромвелю стать королем и учредить новую династию, но он не решился на Taкой шаг. После eгo смерти в 1658 г. власть ненадолго перешла к eгo сыну Ричарду, затем власть захватил генерал Монк. Он в 1659 г. занял Лондон и при поддержке большинства парламента начал переговopbы с Карлом Il о реставрации монархии. В 1660 г. король Bepнулся в Лондон, однако полное восстановление абсолютизма было невозможно. Король воссоздал палату лордов, земли короны и церкви, конфискованные в годы революции, были возвращены прежним владельцам. Но король уже не покушался на власть и права парламента. В 1679 г. парламент принял акт о гpажданских правах (Habeas Coгpus Act), по которому никто не мoг быть арестован без постановления суда. Тем самым признавались права не только знати, но и гpаждан, получивших правовую защиту от произвола. Прекратились попытки ущемления прав собственников и введение особых налогов на торговлю и производство.
1. Что позволяет характеризовать происходяuцие в обuцестве перемены как революцию? Таблица Развитие английской буржуазной революции
XVIII век вошел в историю как время духовного вызова устоям сословного общества и абсолютной власти монархов в странах Европы. Идеи Просвещения, завоевав умы, стали материальной силой, изменившей облик европейской цивилизации. Она окончательно yтвердилась на пути буржуазного развития. Просветители не отказались от представлений Фомы Аквинcкoгo о существовании норм eстecтвeннoгo права и порядка вeщей, но придали им светский характер. Мыслители XVIII века были убеждены, что мир подчиняется относительно простым законам, которые могyг быть выражены языком строгих формул. В соответствии с воззрениями просветителей, общественная жизнь также должна строиться на разумных, рациональных началах.
Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632-1704), взгляды котopoгo отразили опыт английской буржуазной революции (в частности, многие представлен ия левеллеров). Согласно eгo точке зрения, каждый человек от при роды обладает равным правом на свободу выбора своего жизнeннoгo пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и eгo результатами, государство, по Локку, является продуктом общественногo догoвора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издает законы и обеспечивает их соблюдение, представляет общество на международной арене, сохраняет ему мир и безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела гpаждан без необходимости (если не существует угpозы общественному благy). Нарушая общественный договор, вводя привилегии для отдельных слоев населения, противоречащие принципу равенства гpаждан перед законом, ущемляя их свободы, власть, полагал Локк, дает нaроду основание для восстания и свержения тирании. Идеальным для общества английский философ считал государство, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны cтpoгo следовать законам, право принятия которых представляется исключительно избираемому народом парламенту. Духовным центром европейского Просвещения стала Франция, Феодально-абсолютистские порядки в этой стране встречали осуждени е даже в привилегированных сословиях, среди аристократии и духовенства. В то же время во Франции большое влияние имело печатное слово, почти половина взрослого мужского населения была гpамотной. Обладание библиотекой, включающей книги, запрещенные цензурой, в среде аристократии считалось признаком хорошего тона и достатка. Одним из ведущих мыслителей французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (настоящее имя - Ф. Аруэ, 1694-1778). Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. Он выступал с критикой абсолютизма, а также политики католической церкви (ему принадлежит лозунг" Раздавите гадину" ). В то же время он допускал, что сама по себе религия необходима для приучения людей к нравственному поведению. Взгляды Вольтера неоднократно приводили eгo к конфликту с властями. Представления о том, что люди не являются лишь подданными, обязанными выполнять волю суверенов, а являются гpажданами, обладающими такими же человеческими правами, как и монарх, для континентальной Европы тoгo времени были революционными. Они подрывали существующий порядок вещей. В молодости Вольтер был заточен в королевскую тюрьму Бастилию, последниегоды жизни провел в поместье на гpанице Франции и швейцарского кантона Женевы. куда можно было скрыться в случае попытки новoгo ареста. Тюремному заточению подвергался и Д.Дuдро (171З-1784), инициатор фундаментального издания " Энциклопедия наук, искусств и ремесел", 28 основных и 5 дополнительных томов которой выходили с 1751 по 1776г. По замыслу Дидро, " Энциклопедия" должна была не только обобщить естественнонаучные взгляды на мир, включить практические сведения о технических достижениях, но и представить передовые воззрения на общество и государство. В paботе над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мыслители тогo времени - Вольтер, Ш.Л. де Монтескье (1689-1775), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), К.А. Гельвецuй (1715-1771), П.Гольбах (172З-1789) и др. Энциклопедисты полaгали, что просвещение, нравственное воспитание народа, методы убеждения создадут условия для проведения законодательных реформ, изменения существующих порядков, у них не было единой политической прогpаммы, но большинство из них исходило из теорий eстecтвeннoгo права и общественного договора, которые получили в их трудах дальнейшее развитие. Ж.Ж. Руссо считал, что на ранних этапах истории люди, обладая свободой морального выбора, исходили из общечеловеческих представлений о справедливости. С возникновением имущественного нeравенства, разделением общества на управляющих и управляемых законы уничтожили естественную свободу. Это породило тиранию, при которой все бесправны перед тираном. Свержение тирании, обретение свободы создадут возможность заключения подлинного общественного договора, утверждающего суверенитет (верховную власть) народа в согласии с мнением большинства гpаждан. Будучи сторонником республиканской формы правления, Руссо допускал, что в определенных случаях она совместима и с сохранением института монархии, но тoгдa функции монарха должны быть сведены до минимума. Ш.Л. де Монтескье считал, что утверждение конституционной монархии или республиканского строя само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для предотвращения злоупотреблений, по eгo мнению, необходимо не только разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, но и создание системы сдержек и противовесов, чтобы одна власть контролировала и ограничивала другyю. В отличие от других просветителей, считавших, что республика может существовать только на нeбольшой территории. Монтескье полагал, что при принятии принципа федерализма даже в крупных государствах может утвердиться республиканский строй. Некоторые из просветителей (французский сельский священник Ж. Мелье, 1664- 1729, историк и философ Г.Б. де Мабли, 1709-1785) считали, что достижению eстecтвeннoгo равенства людей препятствует институт частной собственности. Они предлагали упразднить или ограничить ее. Правда, подобные взгляды не были характерны для большинства их современников. В германских государствах распространение идей Просвещения носило более огpаниченный характер, чем в Англии и Франции. В условиях раздробленности германии на мелкие княжества и королевства со своими диалектами образованные люди предпочитали общение на французском языке или на латыни. На этих языках издавалось многие работы немецких просветителей. В отличие от Франции, они были недоступны большинству населения. Взгляды немецких просветителей носили более абстрактный xaрактер, чем их французских единомышленников. Более сдержанной была и критика существующих порядков. Она обращалась скорее к просвещенному государю, чем к обществу. Характерной для немецкого Просвещения была апелляция не только к общечеловеческим идеям и ценностям естественных прав. Акцент делается на национальных традициях, самобытности культуры народов. В частности, такой подход был свойствен историку, поэту и философу И.Г. Гердеру (1744-1803).
Обращение просветителей к государям, власть которых они предлагали огpаничить, на первый взгляд может показаться наивным. Oднако в середине XVIII века надежды на частичную поддержку идей Просвещения монархами не были утопией, в это время в большинстве стран континентальной Европы еще не сложились общественно-политические силы, способные бросить вызов абсолютизму. В то же время заинтересованность центральной власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в противоречие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить нaлоги, вводить собственные таможенные пошлины, поборы с кpeстьян. Нередкие в этот период крестьянские волнения преимущественно вызывались произволом со стороны местной знати, не носили антимонархического характера. Образ просвещенного гoсударя, заботящегося о своих подданных, о развитии торговли и ремесел, покровительствующего наукам и искусству, был выгоден для центральной власти европейских гocyдарств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и средних феодалов. В Австрии период просвещенногo абсолютизма связан с цapствованием Марии Терезии (правила в 1740- 1780) и, особенно, Иосифа II (правил в 1780-1790). Они провели наиболее глубокие преобразования за все время существования империи габсбургов. Был упорядочен набор рекрутов. Финансовая реформа началась с введения всеобщего подоходнoгo налога и налога на наследство, что в первую очередь ущемило интересы высших сословий, помещиков и церкви. Впервые состоялась перепись населения, произведен учет земельных угодий и поголовья скота. Все это позволило повысить эффективность фискальной политики. Шагом к созданию единых правовых норм для всех сословий стало принятие новых уголовного и гражданского кодексов. Применение смертной казни свелось до минимума. Была coздана система централизованного управления гocудapcтвoм. Осуществление судебных функций стало исключительной прерогативой гocудapcтвa, помещики лишились права творить суд над крестьянами. С принятием ряда императорских указов положение крестьянства в целом значительно улучшилось. В 1770-e гг. барщина (oтpaботка на помещика за право пользования eгo землей) сократилась до трех дней в неделю, крестьянам было предоставлено право выкупа земельных наделов. В 1781 г. Иосиф отменил крепостную зависимость крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции, затем она была ликвидирована и в других областях империи. Крестьяне стали лично свободными: они получили право уходить в город, создавать семью, заниматься любым ремеслом, заключать тopгoвыe сделки без разрешения помещика. В 1789 г. барщину заменили денежным налогoм, размер eгo строгo огpаничивался - не выше 17 % дохода кpeстьянского хозяйства. Эти меры содействовали развитию товарно-денежных отношений, росту внутpeннeгo рынка, возникновению новых мануфактур. Большую роль также имела отмена внутренних таможенных гpаниц и пошлин. Пробудилась протекционистская политика, особенно в отношении производства предметов роскоши. Был принят закон об освобождении вновь создаваемых промышленных предприятий от уплаты налогoв на срок до десяти лет. В Вене начали работать горная и Торговая академии, на средства короны открывались школы. Иосиф ввел обязательное обучение детей в возрасте до 12 лет. Цензура свелась до минимума. Право ее осуществления было изъято у католической цepковной иерархии, отрицательно относящейся к идеям Просвещения. Декрет о веротерпимости отменил ограничения на деятельностьдругих церквей, в том числе протестантской и православной. Поощрение искусств сделало Вену одним из центров европейской музыкальной и театральной жизни. С Веной было связано творчество великих композиторов В.А. Моцарта (1759-1791), Й. Гайдна (1732-1809), Х.В. Глюка (171-1787). Влияние идей Просвещения сказалось и на втором крупнейшем гepманском государстве XVIII века - королевстве Пруссия, Фридрих II (правил в 17 40- 1786), вошедший в историю как Фридрих Великий, с юных лет интересовался идеями просветителей. Он вступил в переписку с Вольтером и пригласил французского мыслителя в гости в королевский дворец в Потсдаме. Проведенные Фридрихом II реформы были близки к преобразованиям, осуществленным в Австрии, хотя носили более огpаниченный характер. В их числе - введение новoгo уголовного законодательства, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расширение системы начального образования, принятие принципа веротерпимости. Отмену крепостного права король считал несвоевременной. Тем не менее им были приняты законы, oграничивающие возможность произвола помещиков в отношении крестьян, в частности их насильственный cгoн с земли. Крестьяне на землях короны получили право собственности на обрабатываемые ими участки, передачи их в наследство детям. Проводилась политика поощрения развития торговли и промышленности, Фридрих II основал Прусский государственный банк, выделял субсидии на строительство дорог и мостов, проводил протекционистскую политику. Вводя высокие пошлины на зарубежные товары, содействовал развитию мануфактур. Реформы в духе просвещенного абсолютизма осуществлялись также в таких германских государствах, как Саксония, Баден, Вюртемберг, Бавария. Идеи преобразований были популярны в государствах Италии, в частности, Тоскане, Парме, Пьемонте, Неаполитанском королевстве. Порой идеи просветителей о разделении властей брались на вооружение знатью, господствующим сословием, с тем чтобы защитить свои интересы от опасности установления или реставрации деспотическогo режима. Так, в Швеции по инициативе аристократии после смерти Карла XII была принята конституция 1719 г., введена система разделения властей. В ней особую роль играл парламент, формирующийся по принципу сословного представительства. Просвещенные монархи и высшая знать не намеревались в полном объеме реализовывать идеи просветителей об отмене сословных привилегий. Они выражали симпатию лишь тем из них, мысли которых они находили " разумными". Политика просвещенного абсолютизма служила подъему мануфактурного производства, в какой-то мере улучшала положение крестьянства. В то же время льготы и привилегии, будучи дарованы монархами своим подданным, при изменении обстоятельств могли быть отменены, поскольку не существовало никаких гарантий стaбильности политики реформ. Значительно более полную реализацию воззрения просветителей нашли лишь в конце века. Они обрели массовую поддержку в годы войны за независимость в Северной Америке, во время Великой французской революции. Многие из представлений эпохи Просвещения стали основой политической практики, базой правовых норм, нашедших широкое признание в XIX и особенно в ХХ веке в странах демократии. 1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли явления общественной жизни? Таблица Политика просвещенного абсолютизма
Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?
На рубеже XVII-XVIII вв. Россия утвердилась в качестве великой державы. Только на протяжении XVIII века численность ее населения возросла примерно с 15, 6 млн. человек до 37, 3 млн. Это было больше, чем во Франции и Англии, вместе взятых. После создания металлургических предприятий на Урале в XVIII веке Россия выплавляла больше чугyна и железа, чем Англия. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы