Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитание и обучение детей в России до 19 в.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 2

1. Воспитание и обучение детей в России до 19 в. 4

2. Педагогическая мысль в 18 в. 7

3. Педагогическая мысль в 19 в. 11

Создание государственной системы народного образования. 11

В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей. 11

Педагогическая теория 30-40 гг. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен) 13

Развитие педагогической мысли в 60 гг. (Н.И. Пирогов) 15

4. Педагогическая деятельность и теория великого русского педагога К.Д. Ушинского. 17

Основные идеи педагогической теории Ушинского. 17

Идея народности воспитания. 17

Место родного языка в воспитании и обучении детей. 17

Психологические основы воспитания и обучения. 18

Пути и средства нравственного воспитания детей. 18

5. Педагогические теории в России в конце 19 – начала 20 вв. (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Е.И. Тихеева, Л.К. Шлегер) 19

6. Развитие советской педагогической науки в первой половине 20 в. 22

Педагогическая теория А.С. Макаренко. 22

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. 24

7. 21 в. – инновационные процессы в образовании. 26

Мировой кризис образования. 27

Заключение.. 29

Список литературы... 31


Введение

 

" Депутаты Госдумы РФ признали необходимость разработки профессиональных стандартов педагога и совершенствования воспитательной работы. " Одним из ключевых положений окончательного варианта рекомендаций станет повышение социального статуса педагогических работников. Учитель, педагог должен стать значимой фигурой в обществе", - об этом заявил в ходе круглого стола председатель Комитета по образованию ГД Григорий Балыхин.

Заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова, приветствуя участников " круглого стола", отметила, что главная задача учителя - " научить ребенка любить учиться", учиться не только в рамках школьной программы, но и самостоятельно, выходя за пределы изучаемого материала.

Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин напомнил, что полвека назад отечественная система образования давала поколение, которое входило в тройку наиболее интеллектуальных поколений своего времени. Вместе с тем, согласно последнему докладу ООН о развитии человека, по индексу образования Россия занимает 26-е место.

Одновременно О. Смолин предложил ввести для поступающих в педагогический вуз требование о наличии наряду с аттестатом и сертификатом ЕГЭ документов, подтверждающих опыт практической работы. " Тот, кто поступает в педагогический вуз, должен подтвердить, что он туда поступает не случайно", - аргументировал депутат. По его мнению, целесообразно также ввести специальные практики на первых курсах, призванные определить профессиональную пригодность студента к педагогической работе. В случае профнепригодности студента следует переводить в другой вуз или на другой факультет, диплом которого не дает права работать с детьми, считает О. Смолин.

Для того чтобы педагог вызывал у детей желание учиться, по словам О. Смолина, он должен обладать универсальным образованием, эрудицией, быть прогрессивным, способным вести интересные уроки и давать интересные задания. Выпускник педвуза должен владеть современными информационными и коммуникационными технологиями".

 

Информационное агентство Амител, 7 ноября 2008 г. (17: 31)

 

Этот отрывок новостей с информационного сайта (http: // www. amic. ru/news/94882/) приведен мною не случайно. Он показывает, что необходимость перемен в образовательном процессе, во всей государственной системе образования, теперь понимают и рассматривают на правительственном уровне, а не только кучка педагогов новаторов и альтруистов. Возможно, данные высказывания представителей власти станут новым витком в развитии педагогической мысли в современной России. А пока, вернемся к истории. Данная работа посвящена анализу возникновения и развития педагогической мысли в России. Каждому студенту, желающему стать педагогом, прежде чем предлагать новаторские идеи в процесс обучения и воспитания, необходимо знать историю развития педагогической мысли. Поэтому, я считаю эту темой актуальной и обоснованной для ее подробного изучения.


Педагогическая мысль в 19 в.

 

Создание государственной системы народного образования

 

В начале XIX в. правительство, стремясь сохранить крепостнический строй и господствующее положение дворян и в то же время пытаясь приспособиться к новым требованиям, провело школьную реформу. Было создано министерство народного просвещения, разработавшее государственную систему народного образования. Это, безусловно, было очень важно для дальнейшего развития просвещения. Но, кроме того, планомерно организованная система школ нужна была царскому правительству для подготовки чиновников увеличивающегося государственного аппарата, ученых и учителей.

Благодаря участию в разработке этой системы народного образования прогрессивных деятелей культуры и науки России в работе учебных заведений нашли выражение некоторые идеи передовой русской педагогики. В учебных планах уездных училищ и гимназий большое место занимали реальные, естественные и математические науки; в гимназиях не изучался закон божий; во вновь открытых русских университетах не было богословских факультетов. В школах употреблялись учебные руководства, создаваемые профессорами университетов. Проводниками идеи передовой русской педагогики были и некоторые учителя. Если - в начале XIX в учительство формировалось главным образом из духовенства, то в это время в его среде стали появляться разночинцы.

 

Педагогическая деятельность и теория великого русского педагога К.Д. Ушинского

 

Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворительного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не только историко-педагогический интерес.

 

Основные идеи педагогической теории Ушинского

 

Идея народности воспитания

Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К.Д. Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. " Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа" [19].

 

Место родного языка в воспитании и обучении детей

К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Это было передовым демократическим требованием. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

Большое значение в первоначальном обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества - пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.

 

Заключение

 

По моему мнению, педагогические отношения присутствуют в каждой системе " взрослый – ребенок", будь то образовательный процесс или воспитание родителями своих детей. Поэтому зачатки педагогических мыслей можно встретить уже в источниках Киевской Руси. Одним из таких примеров является “Поучение Владимира Мономаха детям”. Другой литературный и педагогический памятник – " Домострой", сборник поучений и наставлений.

Большое значение для педагогической науки и просвещения имела деятельность Ломоносова, Бецкого, Новикова, Радищева (18 в) в 18 веке.

М.В. Ломоносовым было написано несколько замечательных для своего времени учебников: грамматики, риторики, физики. Особенно большое значение имела его “Российская грамматика”. Ломоносов составил учебные планы гимназии и университета при Академии наук, разрабатывал принципы и методы обучения в них.

Педагогические изыскания А.Н. Радищева были пропитаны революционными идеями, основной задачей он считал – воспитание истинных патриотов России.

Педагогическая теория 19 в. известна такими именами, как В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес их современник – К.Д. Ушинский.

В эпоху революционных преобразований в стране (конец 19 – начало 20 вв) в педагогической теории появилось течение так называемого " Свободного воспитания", идеи которого наиболее полно выразил К.Н. Вентцель.

Первая половина 20 в. – это период реформирования всей системы образования в соответствии с зарождающимися принципами и ценностями молодого социалистического государства. В научных исследованиях тех лет большое место отводилось вопросам воспитания и обучения детей школьного возраста. Это: воспитание советского патриотизма и интернационализма, выработка сознательной дисциплины, формирование детского коллектива, содержание и формы работы комсомольской и пионерской организаций. Особенно успешными были исследования проблем дидактики в свете марксистско-ленинской теории познания.

Огромный вклад в разработку проблем педагогики принадлежит теоретической и практической деятельности А.С. Макаренко. Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива.

Одним из видных педагогов послевоенного периода стал В.А. Сухом-линский. Основное внимание в своей деятельности он уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы.

Педагогические идеи современности все чаще озвучивают такое понятие как инновационность. А непрерывное образование (в значении непрерывного развития личности, а не просто хронологического образования) – стали считать новой парадигмой для выхода образования из кризиса. Важной особенностью непрерывного образования считают его гумантаризацию как нацеленность на освоение достижений общечеловеческой и национальной культуры.


Список литературы

 

1. Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. - М.: Издательство " Эгвес", 2005.

2. Варламова А.Я., Кирилов П.В. Педагогика: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство " Питер", 2000. - (Серия " Учебник нового века" ).

4. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч. пособие – М.: ИД " Форум". 1998.

5. Шабаева М.Ф. История педагогики: Уч. пособие для ст-тов пед. ин-тов - М.: Просвещение. 1981.

6. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001 год.

7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.

8. Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.

10. История педагогики и образование/Под ред.А.И. Пискунова. - М., 2001.

11. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. Абульхановой К.А. - М., 1998.

12. Философия / под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону., 1998.

13. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов-на-Дону, 1997.

14. Горохов В.А., Коханова Л.А. Основы непрерывного образования в СССР. - М., 1987.

15. Каптерев П.Ф. О природе детей. - СПб., -1998.

16. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.

17. Шамова Т.Н., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. - М., 1993.

18. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.

19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985, т.2.

20. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - М: 1980, т.2.

21. Шушунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова Л.И. Высшее образование в России: взгляд в XXI век. // Специалист. - 1993. -№10.

22. Концепция непрерывного образования // Народное образование, 1989, №10.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 2

1. Воспитание и обучение детей в России до 19 в. 4

2. Педагогическая мысль в 18 в. 7

3. Педагогическая мысль в 19 в. 11

Создание государственной системы народного образования. 11

В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей. 11

Педагогическая теория 30-40 гг. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен) 13

Развитие педагогической мысли в 60 гг. (Н.И. Пирогов) 15

4. Педагогическая деятельность и теория великого русского педагога К.Д. Ушинского. 17

Основные идеи педагогической теории Ушинского. 17

Идея народности воспитания. 17

Место родного языка в воспитании и обучении детей. 17

Психологические основы воспитания и обучения. 18

Пути и средства нравственного воспитания детей. 18

5. Педагогические теории в России в конце 19 – начала 20 вв. (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Е.И. Тихеева, Л.К. Шлегер) 19

6. Развитие советской педагогической науки в первой половине 20 в. 22

Педагогическая теория А.С. Макаренко. 22

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. 24

7. 21 в. – инновационные процессы в образовании. 26

Мировой кризис образования. 27

Заключение.. 29

Список литературы... 31


Введение

 

" Депутаты Госдумы РФ признали необходимость разработки профессиональных стандартов педагога и совершенствования воспитательной работы. " Одним из ключевых положений окончательного варианта рекомендаций станет повышение социального статуса педагогических работников. Учитель, педагог должен стать значимой фигурой в обществе", - об этом заявил в ходе круглого стола председатель Комитета по образованию ГД Григорий Балыхин.

Заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова, приветствуя участников " круглого стола", отметила, что главная задача учителя - " научить ребенка любить учиться", учиться не только в рамках школьной программы, но и самостоятельно, выходя за пределы изучаемого материала.

Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин напомнил, что полвека назад отечественная система образования давала поколение, которое входило в тройку наиболее интеллектуальных поколений своего времени. Вместе с тем, согласно последнему докладу ООН о развитии человека, по индексу образования Россия занимает 26-е место.

Одновременно О. Смолин предложил ввести для поступающих в педагогический вуз требование о наличии наряду с аттестатом и сертификатом ЕГЭ документов, подтверждающих опыт практической работы. " Тот, кто поступает в педагогический вуз, должен подтвердить, что он туда поступает не случайно", - аргументировал депутат. По его мнению, целесообразно также ввести специальные практики на первых курсах, призванные определить профессиональную пригодность студента к педагогической работе. В случае профнепригодности студента следует переводить в другой вуз или на другой факультет, диплом которого не дает права работать с детьми, считает О. Смолин.

Для того чтобы педагог вызывал у детей желание учиться, по словам О. Смолина, он должен обладать универсальным образованием, эрудицией, быть прогрессивным, способным вести интересные уроки и давать интересные задания. Выпускник педвуза должен владеть современными информационными и коммуникационными технологиями".

 

Информационное агентство Амител, 7 ноября 2008 г. (17: 31)

 

Этот отрывок новостей с информационного сайта (http: // www. amic. ru/news/94882/) приведен мною не случайно. Он показывает, что необходимость перемен в образовательном процессе, во всей государственной системе образования, теперь понимают и рассматривают на правительственном уровне, а не только кучка педагогов новаторов и альтруистов. Возможно, данные высказывания представителей власти станут новым витком в развитии педагогической мысли в современной России. А пока, вернемся к истории. Данная работа посвящена анализу возникновения и развития педагогической мысли в России. Каждому студенту, желающему стать педагогом, прежде чем предлагать новаторские идеи в процесс обучения и воспитания, необходимо знать историю развития педагогической мысли. Поэтому, я считаю эту темой актуальной и обоснованной для ее подробного изучения.


Воспитание и обучение детей в России до 19 в.

 

Зачатки педагогической мысли в Киевском и Московском государствах.

Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела.

В IX в. на территории Восточной Европы возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Князья и церковь распространяли в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов [4].

Замечательным литературно-педагогическим памятником начала XII в. является “Поучение Владимира Мономаха детям”. Государственных деятель Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми, преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.

Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о земной жизни.

Князья нуждались в том, чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, следить за тем, чтобы население выполняло установленные порядки. Естественно, что в “Поучении Владимира Мономаха детям все это нашло свое выражение в первую очередь. Вместе с тем “Поучение... является замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.

Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли “мастерами грамоты”. Обычно это были дьячки или “мирские люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно “мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.

XV-XVI вв. – политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого Русского централизованного государства. О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлений, относящихся к семейному быту, - “Домострой”. В этом сборнике много внимания уделялось воспитанию детей. “Домострой”, обособляя семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца - с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим. В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, печатали многие книги, в том числе и учебные; открывались школы [4].

Во второй половине XVII в. увеличилось, особенно в Москве, количество школ, дающих повышенное образование. Были открыты новые греко-латинские школы, а также школы, называвшиеся грамматическими, в которых изучали грамоту, церковнославянскую и греческую грамматику, риторику, математику.

В 1686 г. открылась Московская славяно-греко-латинская академия. Многие из учеников академии стали авторами учебников, преподавателями академии и других школ, а в XVIII в. - активными участниками петровских просветительных реформ. В академии получил образование составитель прекрасного руководства по арифметике, использовавшегося в русских школах в первой половине XVIII в., Леонтий Магницкий. Здесь же учились великий русский ученый М.В. Ломоносов, первые профессора Московского университета и другие крупные деятели русской культуры.

Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая " книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе - среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила благонравия – “благочинного”, приличного поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во. время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава “Об игрании”.

Советы Епифания Славинецкого были для того времени психологически обоснованными. Они проникнуты любовным отношением к ребенку. В книге содержалось много ценных гигиенических правил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранению бодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием [4].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь