Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918-1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему написать работы, явившиеся важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитания. При жизни им было опубликовано свыше 30 отдельных работ и около 600 статей. Из книг В.А. Сухомлинского большую и заслуженную известность среди педагогической общественности СССР и многих стран мира получили такие работы, как “Сердце отдаю детям”, “Воспитание гражданина”, “Павлышская средняя школа”, “Методика воспитания коллектива”, “Сто советов учителю”, “Разговор с молодым учителем школы”. Основное внимание в своей деятельности В.А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности. Важное место в его деятельности занимала проблема творческого отношения каждого педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге “Разговор с молодым директором школы В.А. Сухомлинский высказал свое глубокое убеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования”. Особенно популярной во всем мире стала книга В.А. Сухомлинского “Сердце отдаю детям”, в которой он ярко и убедительно показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании им духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка. Деятельность В.А. Сухомлинского оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания [10].
7. 21 в. – инновационные процессы в образовании
Конец 20 – начала 21 вв. характеризуется возникновением новаторства. Все чаще стал употребляется термин " Инновационные процессы в образовании". Вместе с тем, представления об образовании недостаточно четки и объективны. Современное образование – непрерывное, носит характер открытости, инновационное. Непрерывное образование – представление о хронологической его непрерывности. Непрерывное образование личности - это вовсе не хронологически беспрерывное обучение на той или иной учебной скамье - в школе, в вузе и т.п. Наоборот, в понятие " непрерывное образование" входит прерывание обучения по тому или иному профилю, переход в ту или иную методологическую область, вплоть до смены профориентации и, самое главное, умелое сочетание теоретической, опытно-экспериментальной и практической деятельности. Строго говоря, непрерывное образование - это инновационно-непрерывное образование, которое можно определить, как развитие способности субъекта (личности) адекватно обучаться, действовать и адекватно воспринимать действительность, прежде всего общественные, материальные, духовно-культурные отношения [6]. В современных условиях произошла девальвация ценностей классического образования, базировавшегося на триединстве знаний, умений, навыков, возникло противоречие между целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через знаниевый тип обучения. В этой ситуации обостряются противоречия между непрерывно возрастающим объемом знаний, необходимых человеку, и ограниченными (в рамках традиционных образовательных систем) условиями для овладения ими. Решение этого противоречия возможно лишь на пути перехода к непрерывному образованию, обеспечивающему целостное воспроизводство субъекта культуры. Целью непрерывного образования является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности на протяжении всей ее жизни [1].
Мировой кризис образования В последние десятилетия образование рассматривают как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Во второй половине века можно выделить минимум два критических периода в развитии образования. В середине 60-х годов передовые страны пришли к заключению, что соревнование в экономической области сводится к соревнованию в области науки и техники, а последнее в значительной степени предопределяется подготовкой граждан в системе образования. Именно это обстоятельство послужило первопричиной образовательных реформ во многих странах, в т. ч. и в Советском Союзе. Вторая волна повышенного внимания к проблемам образования возникла в 80-х годах, в то время, когда пришло отчетливое осознание того факта, что будущее развитие человечества не ограничивается лишь экономическим ростом, а определяется в большей мере уровнем культуры и интеллектуального развития человека [22]. На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод: традиционная " знаниевая" (просвещенческая) модель образования исчерпала себя, она на сегодняшний день не соответствует запросам современной социальной среды. Выход образования из кризиса - в новой парадигмальной политике. Такой парадигмой, по мнению Аношкиной В.Л. [6], является непрерывное образование, главный смысл которого - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой и процветание общества. Переход к непрерывному образованию должен преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на поверхностную " энциклопедичность" содержания, перегруженность информационным и фактологическим материалом, не связанным с запросами учащихся или нуждами общества. Еще одним направлением реформирования современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация. " Гуманитаризация содержания непрерывного образования обеспечивается его нацеленностью на освоение достижений общечеловеческой и национальной культуры" [21]. Заключение
По моему мнению, педагогические отношения присутствуют в каждой системе " взрослый – ребенок", будь то образовательный процесс или воспитание родителями своих детей. Поэтому зачатки педагогических мыслей можно встретить уже в источниках Киевской Руси. Одним из таких примеров является “Поучение Владимира Мономаха детям”. Другой литературный и педагогический памятник – " Домострой", сборник поучений и наставлений. Большое значение для педагогической науки и просвещения имела деятельность Ломоносова, Бецкого, Новикова, Радищева (18 в) в 18 веке. М.В. Ломоносовым было написано несколько замечательных для своего времени учебников: грамматики, риторики, физики. Особенно большое значение имела его “Российская грамматика”. Ломоносов составил учебные планы гимназии и университета при Академии наук, разрабатывал принципы и методы обучения в них. Педагогические изыскания А.Н. Радищева были пропитаны революционными идеями, основной задачей он считал – воспитание истинных патриотов России. Педагогическая теория 19 в. известна такими именами, как В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес их современник – К.Д. Ушинский. В эпоху революционных преобразований в стране (конец 19 – начало 20 вв) в педагогической теории появилось течение так называемого " Свободного воспитания", идеи которого наиболее полно выразил К.Н. Вентцель. Первая половина 20 в. – это период реформирования всей системы образования в соответствии с зарождающимися принципами и ценностями молодого социалистического государства. В научных исследованиях тех лет большое место отводилось вопросам воспитания и обучения детей школьного возраста. Это: воспитание советского патриотизма и интернационализма, выработка сознательной дисциплины, формирование детского коллектива, содержание и формы работы комсомольской и пионерской организаций. Особенно успешными были исследования проблем дидактики в свете марксистско-ленинской теории познания. Огромный вклад в разработку проблем педагогики принадлежит теоретической и практической деятельности А.С. Макаренко. Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Одним из видных педагогов послевоенного периода стал В.А. Сухом-линский. Основное внимание в своей деятельности он уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Педагогические идеи современности все чаще озвучивают такое понятие как инновационность. А непрерывное образование (в значении непрерывного развития личности, а не просто хронологического образования) – стали считать новой парадигмой для выхода образования из кризиса. Важной особенностью непрерывного образования считают его гумантаризацию как нацеленность на освоение достижений общечеловеческой и национальной культуры. Список литературы
1. Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. - М.: Издательство " Эгвес", 2005. 2. Варламова А.Я., Кирилов П.В. Педагогика: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. 3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство " Питер", 2000. - (Серия " Учебник нового века" ). 4. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч. пособие – М.: ИД " Форум". 1998. 5. Шабаева М.Ф. История педагогики: Уч. пособие для ст-тов пед. ин-тов - М.: Просвещение. 1981. 6. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001 год. 7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000. 8. Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998. 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000. 10. История педагогики и образование/Под ред.А.И. Пискунова. - М., 2001. 11. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. Абульхановой К.А. - М., 1998. 12. Философия / под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону., 1998. 13. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов-на-Дону, 1997. 14. Горохов В.А., Коханова Л.А. Основы непрерывного образования в СССР. - М., 1987. 15. Каптерев П.Ф. О природе детей. - СПб., -1998. 16. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. 17. Шамова Т.Н., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. - М., 1993. 18. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. 19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985, т.2. 20. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - М: 1980, т.2. 21. Шушунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова Л.И. Высшее образование в России: взгляд в XXI век. // Специалист. - 1993. -№10. 22. Концепция непрерывного образования // Народное образование, 1989, №10.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы