Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Летие Дома Романовых и музеи



 

В 1913 г. отмечалось 300-летие Дома Романовых. К этому же времени и ко дню рождения Н.П. Румянцева (3 апреля 1913 г.) было приурочено и празднование 50-летия Московского публичного и Румянцевского музеев. Уже говорилось, в связи с пожертвованиями в пользу Музеев, о роли императорской семьи в жизни Музеев. С самого начала попечителем Московского публичного и Румянцевского музеев становился один из великих князей. Члены императорской фамилии избирались почетными членами Музеев.

Они нередко посещали Музеи, оставляя записи в Книге почетных гостей. У Музеев впервые появился покровитель. Им стал император Николай II.

С 1913 г. Московский публичный и Румянцевский музеи в соответствии с высочайшим решением стали именоваться Императорский Московский и Румянцевский музей. В связи с празднованием 300-летия Дома Романовых, Государственная дума в ходе обсуждения юбилейных мероприятий посчитала, что лучшим памятником этому событию будет " Всероссийский народный музей", роль которого были призваны сыграть Московский публичный и Румянцевский музеи. Это потребовало от директора Голицына, сотрудников Музеев мобилизации всех организаторских, интеллектуальных, материальных усилий. И хотя официально " Всероссийским народным музеем" Румянцевский музей никогда не назывался, но, по сути, в годы директорства Голицына Музей был таковым. Князь Василий Дмитриевич Голицын прекрасно понимал, сколь значительно должно быть общественное лицо этого народного по существу и императорского по имени Музея. При нем в состав почетных членов Музеев, наряду с выдающимися государственными деятелями России, избираются российские и зарубежные ученые, директора ведущих библиотек и музеев. С 1913 г. Библиотека Музея впервые стала получать деньги на комплектование фонда.

Дом Пашкова

 

Волшебным замком назвал этот дом немецкий путешественник XVII в. И.Рихтер.

Не удивительно. Представьте себе: на Ваганьковском холме, что против Кремля, недалеко от Каменного моста, возвышается белый дом из сказки. И не просто дом - дворец. Парадный вход в усадьбу - через украшенные лепниной ворота со стороны Староваганьковского переулка. На Моховую улицу смотрит фасад. Устремленный вверх четырехколонный портик дворца, вазы над ним. Венчает здание беседка-бельведер. Все здание кажется ажурным, легким, парящим над Москвой. По склону холма перед фасадом за дивной оградой разбит сад. В нем - два каменных бассейна. Между ними - фонтан, редкие иноземные птицы - китайские гуси, попугаи разных пород, белые и пестрые павлины гуляют на свободе либо пребывают в дорогих клетках. Перед домом и садом любили прогуливаться горожане. Особенно много собиралось здесь московского люда по воскресеньям и праздникам. А какая тут была иллюминация, особенно при коронационных торжествах! Иногда в саду играли собственные крепостные музыканты. Бывали в " замке" и театральные представления. Современники вспоминали, что хозяева дома " жили всегда весело и открыто".

Пашков дом, так еще называли это архитектурное чудо, был построен в 1784-1787 гг. по заказу отставного офицера, богатого купца, сына денщика Петра Великого, служившего после Петра губернатором в Воронеже, Астрахани, бывшего членом военной коллегии. Сына звали Петр Егорович Пашков (1721-1790). А споры по поводу зодчего, построившего дворец на Ваганьковском холме, велись издавна, т.к. документов, подтверждающих авторство, не сохранилось. Большинство специалистов склоняется к тому, что автором этого чуда был знаменитый русский зодчий Василий Иванович Баженов (1737/1738-1799), воспитанник Славяно-греко-латинской академии, член Академий художеств в Болонье и Флоренции, академик, а затем вице-президент Петербургской академии художеств.

П.Е. Пашков умер бездетным. Жена ненадолго пережила его. Все владения П.Е. Пашкова перешли к его двоюродному брату А.И. Пашкову, который расширял и украшал дом. С 1831 г. последней владелицей дома была внучка А.И. Пашкова, по мужу Д.И. Полтавцева.

В 1839 г. Пашков дом, по высочайшему повелению, был приобретен для Университетского дворянского института, а с 1852 г. в Пашковом доме помещалась Московская 4-я гимназия.

Но в 1812 г. Пашков дом был еще частным владением. Когда французы вошли в Москву, Стендаль был в Пашковом доме и описал его. Во время Отечественной войны 1812 г. дом серьезно пострадал от пожара. Выгорели интерьеры, обрушилась крыша. Несмотря на то, что дом был частной собственностью Пашковых, деньги на реставрацию самого красивого здания Москвы были отпущены из казны. Авторами реставрации Пашкова дома исследователи называют архитекторов О.И. Бове, С.И. Мельникова и И.Т. Таманского. Бельведер, восстановленный после пожара, имел уже не свободно стоящие колонны, а примыкающие к стене парные полуколонны. Утрачены скульптура, первоначально завершавшая бельведер, и герб Пашкова в обрамлении скульптурной группы, венчавший центральный портик со стороны Моховой улицы. При реставрации были сохранены внутренние пропорции здания. К 1817 г. дом был восстановлен.

В Третьяковской галерее висит картина художника Н.С. Матвеева, посвященная событию, прямо связанному с Пашковым домом. Когда в 1818 г. Прусский король Фридрих Вильгельм Ш, отец супруги будущего императора Николая I, посетил Москву, то пожелал он увидеть панораму Первопрестольной столицы с крыши какого-нибудь высокого дома. Проводили короля с двумя его сыновьями на бельведер Пашкова дома. Посмотрел король на погорелые дома и крыши, встал с сыновьями на колени, отдал три земных поклона Москве и со слезами несколько раз повторил: " Вот она наша спасительница". Это и запечатлено на картине Н.С. Матвеева.

В 1850-е гг. по всей Российской империи ширилось движение за демократические реформы, за создание учебных заведений, библиотек, за открытие музеев. Идея создания общедоступной библиотеки владела умами и в Москве - в канун реформы 1861 г. Такая библиотека вот уже полвека имелась в северной столице - Санкт-Петербурге - Императорская публичная библиотека. В Первопрестольной же, кроме научной библиотеки Московского университета, книжных лавок да еще богатых личных книжных собраний, никаких других библиотек больше не было. Румянцевский музей в Санкт-Петербурге приходил в упадок. 3 мая 1861 г. Высочайшим повелением Румянцевский музей был переведен в Москву. Не последнюю роль в решении вопроса о переводе Румянцевского музея в Москву сыграло предоставление под размещение Румянцевских коллекций именно Пашкова дома, где до того располагалась 4-я гимназия, находившаяся в подчинении попечителя Московского учебного округа Н.В. Исакова. Он чрезвычайно много сделал для положительного решения вопроса о переводе в Москву Румянцевского музея, предложил перевезти именно в Пашков дом Румянцевский музей и, объединив его с коллекциями Московского университета, отобранными для создания Московского публичного музея, разместить их под одной крышей Пашкова дома. Комиссия, изучавшая этот вопрос, сочла знаменитый дворец подходящим для пребывания здесь музеев. Н.В. Исаков стал первым директором Московского публичного и Румянцевского музеев.

Под руководством архитекторов Н.В. Дмитриева и К.К. Рахау в доме была проведена необходимая реконструкция для размещения фондов Музеев. В здании манежа разместился читальный зал, вход в который был устроен со стороны Знаменки. В зале было 20 мест и работал он только световой день. Переходы и анфилады комнат первого этажа главного корпуса были заняты книгохранилищем. Весь второй этаж главного корпуса был отведен для экспозиции иностранной живописи, а на третьем этаже размещался отдел русской живописи. Здесь были представлены подаренные Александром II картина А.А. Иванова " Явление Христа народу" и 201 картина из отобранных в Эрмитаже специально для Московского публичного и Румянцевского музеев, другие картины, принесенные в дар Музеям жертвователями. В перестроенном помещении конюшен были сосредоточены собрания этнографического музея. В левом флигеле Пашкова дома, в нижнем этаже со стороны Знаменки в 1860-е гг. располагалось минералогическое отделение. В 1870-1880-е гг. на месте минералогического отделения расположился читальный зал. Сначала в нем было 80 мест, а к началу века XX-го уже 180 мест, и проведено электричество. В этом зале читали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев и многие другие. Дежурным при читальном зале последнюю четверть XIX в. служил великий философ и идеальный библиотекарь Н.Ф. Федоров.

Не только сами Музеи требовали больших расходов на поддержание коллекций, приобретение новых, на обслуживание, на жалование сотрудникам, но и Пашков дом нуждался в постоянном к себе внимании. В 1870 г. директор Музеев В.А. Дашков, обеспокоенный " крайне обветшалым состоянием зданий Музеев", пишет министру народного просвещения, что средств, отпущенных Министерством (7226 р. 50 к.) для исправления этого положения, явно недостаточно, и что ввиду этого он вынужден, был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице временного купца А.А. Захарова. Проникнутый искренним желанием содействовать успехам Московского публичного и Румянцевского музеев, упомянутый к-ц Захаров по объявлению моему о неимении Музеями средств для приведения их зданий в должный порядок, изъявил готовность безвозмездно принять на себя все вышеизложенные исправления и сверх сего устроить кабинет при хранилище рукописей, помещение для канцелярии, квартиру смотрителя Музеев и казарму служителей, обязавшись исполнить все эти работы из своих материалов и своими мастеровыми людьми по сметам, предварительно составленным архитектором Дмитриевым". Император пожаловал " временно московскому 2-й гильдии купцу, из крестьян, Алексею Захарову, золотую медаль с надписью " За усердие" для ношения на шее на Аннинской ленте за пожертвование его в пользу Московского публичного и Румянцевского музеев".

В 1895 г. был проведен капитальный ремонт Пашкова дома. Ремонт проводился много раз, к примеру, в августе 1896 г. после большого пожара в библиотеке Музеев. В 1925 г. проведен капитальный ремонт Пашкова дома, начата перепланировка помещений, что дало прирост полезной площади в 3281 кв.м. В октябре 1927 г. при содействии академика А.С. Щусева и архитекторов И.П. Машкова, И.И. Рерберга, Е.В. Шервинского была проведена " продуманная" реставрация Пашкова дома, проведена, хотя и неполная, электрификация здания, рабочих залов и книгохранилищ.

Музеи ширились, коллекции росли. Требовались расширение площадей, определенные перестройки внутри самого Пашкова дома и пристройки к нему. В 1913-1914 гг. архитектор Л.Н. Шевяков построил новую картинную галерею с Ивановским залом. В 1914 г. было пристроено новое книгохранилище на 500 000 т. Особые неудобства испытывали читатели - мест в читальном зале давно не хватало. Читатели сидели на подоконниках, в комнатах для служителей. В 1915 г. Шевяков объединил помещения 2 и 3-го этажей главного корпуса в один двусветный зал с верхним светом, и был открыт читальный зал на 300 мест. Как отмечали специалисты, " перестройка выполнена с достаточным архитектурным тактом и не нарушает общего композиционного замысла сооружения". Зал был действительно прекрасен. Его описывали в газетах и журналах, живописали художники, фотографы оставили нам много его изображений. Зал этот в разные годы назывался просто Читальным залом, Главным читальным залом, Общим читальным залом, Залом для чтения диссертаций. И во все годы его существования, с 1915 до 1988 г., читатели видели на тех же столах те же особенные зеленые лампы, ту же волшебную хрустальную люстру, и благодарили судьбу за радость общения с прекрасным и возможность приобщиться к мудрости веков.

После решения Наркомпроса (1921 г.) об отделении музейных коллекций теперь уже (с 1917 г.) Государственного Румянцевского музея от Библиотеки и отдела рукописей, под книги и рукописи был передан весь Пашков дом. В самом доме стала работать ликвидационная комиссия, которой предстояло передавать музейные коллекции в другие музеи по своему профилю: западную живопись и графику - в Музей изящных искусств (ныне - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), русскую живопись - в Третьяковскую галерею, нумизматику, археологические материалы, другие древности - в Государственный исторический музей, этнографическая коллекция - в Центральный музей народоведения и т.д. Хранились в Государственном Румянцевском музее и предметы из золота и серебра. Их передавали в Государственное хранилище ценностей (Гохран). А где ценности, там неизбежна и детективная история. Слух о драгоценностях, хранящихся в Пашковом доме, распространился. 17 июля 1921 г. неизвестный злоумышленник, спрятавшись за витринами этнографического отдела после ухода посетителей, и, не имея возможности проникнуть дальше железных дверей одной комнаты, набрал разные этнографические предметы из блестящего сплава, которые грабитель принял за изделия из благородных металлов. Он хотел унести краденое через окно второго этажа. Во внутреннем дворе Пашкова дома охрана Музея попыталась остановить грабителя. Вор бросил награбленное и бежал. Но, оказывая сопротивление, он убил работника Музея Ивана Николаевича Байкова, члена большой библиотечной династии. Отец его Николай Никандрович Байков проработал в Пашковом доме с 1901 по 1952 г.

В 1930 г. начинается строительство нового здания Библиотеки. Строительство и освоение здания завершилось к 1960 г. И все эти годы, вплоть до 1988 г. Пашков дом продолжал выполнять свою культурную, научную и эстетическую миссию. Только все чаще называли его старым зданием Ленинской библиотеки.

В годы Великой Отечественной войны в здании Пашкова продолжали работать читальные залы. В мае 1942 г. в красивейшем Румянцевском зале был открыт Детский читальный зал. Во время воздушной тревоги дети прятались в специально оборудованном бомбоубежище в подвале Пашкова дома. Это бомбоубежище дети называли " Кошкин дом". Все окна в Пашковом доме в целях сохранности во время бомбардировок были заклеены бумажными крестами. Специально выделенные сотрудники следили за соблюдением светомаскировки. Во дворах и на крыше дежурили (каждый по три раза в неделю после основной работы) сотрудники, входившие в пожарное звено команды МПВО. Только на крыше Пашкова дома было обезврежено более 200 зажигательных бомб. Фугасные бомбы, сброшенные фашистами на Моховой и на Университет, нанесли определенный урон и зданиям Библиотеки. В Акте " Об ущербе, причиненном немецко-фашистским захватчиками Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина воздушными бомбардировками" от 30 сентября 1944 г. было сказано, что старое здание (Пашков дом) находится на учете и охране памятников старины. Согласно Постановлению Совета министров РСФСР за № 1327 от 30 августа 1960 г. дом Пашкова был взят под охрану государства как архитектурный памятник.

Завершилось строительство нового здания Библиотеки, Библиотека получила освободившееся здание по Моховой, 16. Пашков дом продолжал оставаться в строю. Менялись размещаемые здесь отделы, и сотрудники их неизменно с гордостью говорили, что работают они в Пашковом доме.

Середина 1980-х гг. стала началом трагедии этого " волшебного замка". Строительство 4-й линии метро (станция " Боровицкая" ) под национальной библиотекой, государственным книгохранилищем нанесло урон всем зданиям Библиотеки, но, прежде всего Пашкову дому. В конце 1985 г. началась активная проработка вопросов реконструкции Библиотеки. Согласно победившему на конкурсе и утвержденному плану реконструкции в Пашковом доме должны были разместиться Музей книги и Музей истории Библиотеки. Специалисты по охране памятников категорически высказались против размещения в Пашковом доме после реконструкции фондов и читальных залов из-за непрочности перекрытий в доме, что позволило бы сохранить этот шедевр архитектуры.

В 1988 г. в связи с аварийным состоянием Пашкова дома все отделы Библиотеки вынуждены были из него выехать: отдел диссертаций переместился в Химкинский комплекс, фонд микрофильмов - на улицу Винокурова, архив Библиотеки и отдел гигиены и реставрации - на Пятницкую ул. Началось каждодневное разрушение красоты. Нельзя сказать, что никаких работ по поводу Пашкова дома не ведется. Но разрушение идет по нарастающей. А изображения Пашкова дома по-прежнему появляются в книгах, альбомах, на открытках и марках, на значках, на произведениях искусства и быта. О нем писали и пишут в серьезных научных трудах и художественных произведениях. Помните, у Булгакова: " На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краёв". А газеты всё пишут и пишут о Пашковом доме: о его красоте, о его разрушении, о необходимости его реставрации, о тайнах, связанных с этим домом и его окрестностями. Не раз писали и о подземных тайниках, колодцах, ходах вблизи Пашкова дома. Неудивительно, ведь земля историческая. С XV в. здесь, на Ваганьковском холме, был княжеский дворец, потом опричный двор, дворовое место, казенный двор для семейства царского брата, земли раздавались дворовым людям, боярам, церквям и монастырям. На месте же самого Пашкова дома, по мнению историков, был либо дворец А.А. Меньшикова, либо Потешный двор, возобновленный в XVIII в. Да и пожары с XV в. не однажды уничтожали все строения. Как тут не быть загадкам. Последняя такая загадка - обнаружение в начале 1990-х гг. глубокого колодца диаметром 5 метров, уходящего вниз на 20-25 метров, с древней белокаменной кладкой. Что это - вход в систему старинных подземных ходов, пронизавших всю центральную Москву? Или это - водонапорная башня, опущенная глубоко под землю, чтобы не портить внешний вид усадьбы Пашкова? Историки еще спорят. Спорят и о другой таинственной находке под подвалом дома, названной " черным ящиком". Этот большой кирпичный короб, скорей всего, представлял собой остатки старинного княжеского терема, использованные под фундамент более позднего строения. Вопросы, вопросы… Ясно одно - надо срочно спасать Пашков дом, иначе потомки нам этого не простят.

 

Читатели

 

Важнейшей причиной перевода Румянцевского музея в Москву и основания Московского публичного и Румянцевского музеев была острая потребность именно в публичной общедоступной библиотеке. Первый читальный зал в Пашковом доме был открыт для " читающей публики" 14 (2) января 1863 г. " Московские ведомости" 30 декабря 1862 г. помещают объявление об открытии читального зала и " Правила для посетителей залы для чтения Библиотеки Московского публичного музея", где было записано: " 1. Зала для чтения Библиотеки Московского публичного музея открыта посетителям только для занятий. 2. Читальная зала открыта круглый год, кроме воскресных и табельных дней, от 10 часов утра до 3-4-х по полудни, смотря по времени года. 3. Занятия допускаются вообще только в читальной зале. Для работ, требующих отдельного помещения, испрашивается особое разрешение директора…". В " Правилах для гг. посетителей Московского публичного и Румянцевского музеев", утвержденных Министерством народного просвещения 27 сентября 1869 г. сделаны существенные дополнения: " 4. Курение табаку воспрещается не только в здании Музеев, но и на дворах и подъездах оного…9. Если прислуга обратилась не почтительно с кем-либо из посетителей, в таком случае покорнейше просят тотчас заявлять об этом г. Смотрителю". В зале насчитывалось 20 читательских мест.

Потребность москвичей в расширении возможностей читального зала росла постоянно. В 1870-е гг. в левом флигеле Пашкова дома был открыт новый красивый двухсветный читальный зал на 120 мест. В конце XIX в. вместо газового в нем было установлено электрическое освещение. Читальный зал Румянцевского музея посетило в 1902 г. 69 899 человек, в 1903 - 85 447, в 1904 - 100 396, в 1905 - 75 619, в 1906 - 96 512 читателей. Основную массу читателей составляли учащиеся, потом чиновники, преподаватели средних и низших учебных заведений, врачи, инженеры и техники, бухгалтеры и др. Среди читателей первой публичной библиотеки Москвы были Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский. В начале XX в. Зал был расширен до 180 мест. Но количество посещений в день значительно превышало возможности зала: 1902 - 461 посещений, 1903 - 530, 1904 - 654, 1905 - 496, 1906 - 617. Мест в зале не хватало.

В декабре 1909 г. группа сотрудников Музеев во главе с директором И.В. Цветаевым обращается через печать с Воззванием к российскому обществу о сборе средств на постройку нового Читального зала: " Пусть общество вспомнит о национальной гордости нашей, о драгоценнейшем достоянии - Библиотеке Румянцевского музея, собранной столетними усилиями из частных пожертвований… Музей и его Библиотека целиком выросли на частную инициативу. Неужели русское общество и теперь не протянет руку помощи Музею, не вспомнит о наболевшей нужде своих детей, ищущих книгу в его Читальном зале? С верой в то, что на призыв Музея откликнутся нам не зримые сейчас люди, мы обращаемся к русскому обществу". Воззвание не осталось безответным. Но собранных средств было не достаточно. Только в 1915 г. в центральной части Пашкова дома была проведена соответствующая реконструкция и открыт новый Читальный зал на 300 мест. Зал был очень красив. О нем писали все московские газеты и журналы, зал фотографировали, писали с него картины. Много десятилетий этот зал был Главным читальным залом и Ленинской библиотеки.

Ежегодно Отчеты о работе Музеев публиковали социальный состав читателей Библиотеки Музеев… Год от года незначительно менялся лишь количественный показатель посещаемости отдельными категориями. В 1906 г. появляется новая категория читателей в Румянцевском музее - рабочие. Значительное место среди читателей Библиотеки занимали женщины, и численность женщин-читательниц с годами возрастала. Так, в 1903 г. число женщин, посещавших Читальный зал, по отношению к читателям-мужчинам составило 25, 4%, а в 1904 - 28, 9 %. Всего в 1904 г. Библиотеку посетила 2601 женщина, в числе которых: учащиеся, учительницы средних и низших учебных заведений, занимающиеся литературным трудом, художницы, женщины-врачи, зубные врачи, фельдшеры, акушерки, массажистки, служащие в городских и земских учреждениях, состоящие на частной службе, прочие посетительницы.

Москва второй половины XIX - начала XX в. - крупнейший промышленный и культурный центр России. В то время здесь жили и творили выдающиеся ученые: К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, В.О. Ключевский; писатели: Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Островский, В.Г. Короленко, А.П. Чехов; художники: В.Г. Перов, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов; композиторы: П.И. Чайковский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин; артисты: М.П. и П.М. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Хохлов и др. Многие из них были читателями Библиотеки Румянцевского музея. Сорок лет читателем этой Библиотеки был Л.Н. Толстой. В его жизни большую роль играли фонды Музеев, сам Читальный зал, люди, которые в то время служили в Московском публичном и Румянцевском музеях: Е.Ф. Корш, Н.Ф. Федоров, директора Музеев В.А.Дашков, М.А. Веневитинов. Толстой записывал в своем Дневнике: " сегодня пойду к Николаю Федоровичу", и это означало, что пойдет он в Румянцевский музей.

14 апреля 1888 г. Толстой оставил свой автограф в " Книге для записывания имен посетителей Московского публичного и Румянцевского музеев". Неоднократно Музеям дарил свои книги и рукописи. С его согласия рукописи писателя были переданы в Музеи. Здесь, в Читальном зале Библиотеки Румянцевского музея, над иллюстрациями к произведениям Л.Н. Толстого трудился известный художник академик Л.О. Пастернак. Читателем Библиотеки Румянцевского музея был и В.И. Ленин. Его имя, как и имена сотен наших читателей, их собственной рукой записаны в " Книге собственноручных записей читателей", которая бережно сохраняется в Архиве РГБ.

О росте посещаемости читального зала свидетельствуют такие цифры: в 1870 г. читальный зал посетило 5000 читателей, в 1915 - 107058.


РГБ в XX-XXI вв.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь