Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 2. Исторические типы философствования. Классика. Современность.
Соотнесите понятия и определения: Понятия: космоцентризм, субстанция, апейрон, стихийный материализм, политеизм, гилозоизм, бытие, атом, детерминизм, материя, форма, душа, идея, перводвигатель, демиург, агностицизм, атараксия, гедонизм, эвдемонизм, пессимизм, патристика, схоластика, номинализм, реализм, провиденциализм, теодицея. Ренессанс, гуманизм, антропоцентризм, пантеизм, сенсуализм, деизм, прогресс, трансцендентальный идеализм, вещь в себе, априорное суждение, апостериорное суждение, категорический императив, абсолютный дух, диалектическое отрицание, диалектические противоположности, тождество. мировая воля, аскетизм, воля к власти, субъективный идеализм, социальная статика, социальная динамика. Определения: - одна из наиболее широких парадигм, объясняющих происхождение и сущность человека только в единстве с Космосом. - то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря др. и в др.; предельное основание, - (от греч. apeiron беспредельное, безграничное, безмерное) единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего (Анаксимандр). - стихийный материализм форма материализма, отождествляющая материю с её непосредственными проявлениями в форме природных стихий. - многобожие, религия, допускающая много божеств, в противоположность монотеизму, единобожию. - философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и мышлению. - философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее? », то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть? » - мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее. - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). - философское понятие, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. - в религиозных и идеалистических представлениях нематериальное начало жизни, противополагаемое телу. - (от греч. idea образ, представление) многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. - центральное понятие космологии и теологии Аристотеля. - - в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса. - филос. учение, утверждающее непознаваемость мира. - учение о безусловном спокойствии духа, как единственной цели, к которой должен стремиться истинный философ. - учение, рассматривающее в качестве высшего блага или принципа морали удовольствие. - моральная теория, основанная на идее счастья как высшей ценности. - идеалистическое воззрение, утверждающее преобладание в мире зла над добром и рассматривающее бытие, как страданье. - совокупность теологических, философских и политико - социальных доктрин христианских мыслителей 2 - 8 вв. н.э. - тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого–догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально–логическим проблемам.
- филос. учение, утверждающее, что универсалии (общие понятия) существуют не в действительности, а только в мышлении. - философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования. - теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. - религиозно философское учение, ставящее свой целью примирить существование в мире зла и несправедливости с идей благости и всемогущества бога. - эпоха Возрождения XV и XVI вв. характеризуется возрождением классического искусства и литературы, освобождением мысли и личности. - система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности. - филос. воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. - философско-религиозное учение, отождествляющее Бога и мир. - философское направление, признающее ощущения единственным источником познания. - религиозно - философское учение о Боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами. - вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями, утверждающий, что мы постигаем не «вещи в себе», а вещи лишь как явления. - филос. термин, означающий вещи, как они существуют сами по себе (или в себе), в отличие от того, какими они являются для нас. - суждение, независимое от опыта, высшей формой постижения априорного содержания считается интеллектуальная интуиция. - суждение, основанное на опыте, вытекающее из опыта. - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. - в филос. системе Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. - философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта, процесса. - парные сущности, взаимоисключающие и именно в силу этого взаимоисключения предполагающие наличие друг друга. - философская категория, выражающая: а) равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов. - термин, которым философы идеалисты обозначают якобы существующую объективно (независимо от человека и человечества) и составляющую сущность действительности волю. - философское течение, провозглашающее пренебрежение чувственным миром, его отрицание ради духовного мира. - основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы. - одна из разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта. - подход к изучению социальных явлений, при котором внимание уделяется исследованию устойчивых социальных структур и их роли в сохранении общества как социального целого. - совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур Античная философия 1. Приведите в соответствие имена философов и принадлежащие им высказывания: 1. Все есть много 2. Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами 3. В одну и ту же реку нельзя войти не только дважды, но и единожды 4. Человек -- мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют 5. Каждому рассуждению противостоит равносильное 6. Ничто не делается случайно, но для всего, возникновение чего мы приписываем самопроизвольности или случаю, имеется определенная причина 7. Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнивать ее с человеческим поколением 8. Ничто не может стать чем-нибудь, и нечто не может превратиться в ничто
1. Закончите высказывание: " В философии Гераклита закономерность, которая направляет все бытие и становится понятным только для очень немногих, называется...". 2. Закончите высказывание: " В философии античности первоматерия, исходное состояние вещей, называется...". 3. Закончите высказывание: " Понятие в философии Аристотеля, обозначающее движение, существующее в потенции, поскольку оно таковое, или переход возможности совершенства в совершенность, называется...". 4. Закончите высказывание: " В философии Анаксагора то, из чего все возникает; то, что содержит в себе все многообразие чувственного мира, называется...". 5. Закончите высказывание: " Для обозначения чистого незамутненного впечатлениями ума Аристотель ввел понятие...". 1. Дайте определение понятия " майевтика". Кто ввел в оборот данное понятие? 2. Дайте определение понятия " апория". Кто ввел в оборот данное понятие? 3. Кто является автором термина " философия"? Какой первоначальный смысл имело это понятие? 4. Дайте определение категории " эйдос". 5. Древнегреческий философ Зенон из Элеи был знаменит рядом сформулированных им философских " тупиков" (апорий). Ниже приведены две его апории. " Дихотомия": Чтобы пройти весь путь, надо пройти сначала его половину. Чтобы пройти половину, надо пройти половину половины, и т.д. Поскольку у любого сколь угодно малого отрезка пути будет первая половина и любой отрезок пути можно разделить, то путь вообще нельзя пройти, ибо он бесконечен. Апория " Стрела": Летящая стрела в каждый момент полета занимает какое-то место. В этом месте она покоится, поскольку быть в одном месте -- это и есть покой. Значит, стрела вообще не движется, так как весь путь полета -- это сумма занимаемых ею мест. Попробуйте опровергнуть Зенона (желательно избегать математической формализации). 6. Древние греки предпочитали изображать мир конечным, имеющим границы. Но иногда возникали следующие вопросы: если воин добежит до края мира и метнет копье, то копье или полетит, или не полетит. Если полетит -- значит, за границей мира есть пространство; если не полетит -- значит, там есть какое-то вещество. В любом случае мир не конечен. Состоятельно ли это рассуждение? 7. Аристотель говорит: как человека, который живет для себя, называют свободным, так и философия -- единственно свободная наука, так как существует ради себя. Все другие науки более необходимы, чем философия, добавляет он, но лучше нет ни одной. Ваше мнение? 8. Исследуйте с точки зрения формы сообщения фрагмент Гераклита: " Этот мир, один и тот же для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами затухающим". Обратите внимание на употребление слов (что это: понятия? образы? метафоры? или и то и другое?; мешает такая двусмысленность или чему-то помогает? ), на структуру текста, на ритм повествования, на смысловые группы, на их возможные связи, на возможные интерпретации (физическая, мифологическая, богословская, философская, моральная...). Исключают ли эти интерпретации друг друга?
Философия Средневековья 1. В средневековой философии был знаменитый спор реалистов и номиналистов. Реалисты утверждали, что общие понятия (универсалии) существуют реально, единичные же вещи могут складываться из общих понятий подобно тому, как многие нити могут связываться в один узел. Номиналисты полагали, что универсалии -- это лишь имена, реально же существуют лишь единичные предметы. Попробуйте поучаствовать в этом споре. 2. Английский философ Средневековья Уильям Оккам сформулировал " принцип бережливости", который звучит следующим образом: " Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости". Как Вы понимаете данную мысль? Какие аргументы приведете в доказательство или в опровержение? 3. Назовите знаменитые пять аргументов в пользу существования Бога, сформулированные Фомой Аквинатом. Выделите наиболее сильные и слабые аргументы. Кто из известных философов доказал логическую несостоятельность аргументов? 4. Кто сформулировал онтологический аргумент в пользу существования Бога, и в чем его суть? 5. Вставьте пропущенные слова во фразу Николая Кузанского: " Все вещи состоят из... в различных степенях, имеют то больше от этого, то меньше от другого, выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над другим". Философия Нового времени 1. Проследите ход рассуждений Юма: причинностью называют необходимую связь между фактами, когда из одного факта следует другой факт. Но необходимый вывод можно сделать, только выводя одно понятие из другого. Из факта не следует ничего, кроме его существования. Следовательно, причинность существует не в природе, а в нашем состоянии. Согласно ли вы с Юмом? Кант писал, что Юм пробудил его от догматического сна. Не заставил ли Юм и вас усомниться в том, что казалось раньше очевидным? 2. Знаменитый спор XVII в. -- между эмпиризмом и рационализмом. Каков действительный источник знания? Рационалисты считали, что знания должны быть общезначимыми, доказуемыми, передаваемыми. Но такие знания дает только разум, следовательно, он -- источник знания, а опыт лишь позволяет проявиться истинам разума. С точки зрения их оппонентов -- эмпириков -- содержательную информацию может дать только опыт, разум же играет роль инструмента, который собирает и обрабатывает чувственные данные. Сформулируйте свою точку зрения. Как Вы понимаете позицию Лейбница, который пытался найти компромисс: " В разуме нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувственном опыте. Кроме самого разума"? 3. В XVII в. обострился старый спор о соотношении между протяженностью (частным случаем которой считалась материальность) и мышлением (идеальностью). Многие философы пришли к категоричному выводу: между идеальностью и протяженностью нет ничего общего, они подобны параллельным рядам; чтобы обеспечить их связь, Богу приходится специально приводить во взаимно-однозначное соответствие элементы этих рядов (так называемая " предустановленная гармония" ). Нет ли более эффективных решений? Чтобы ярче представить проблему, поставьте " интеллектуальный эксперимент": представьте, например, яблоко. Где находится это представление? В голове? В нервных клетках? Процессы организма, сопутствующие вашему представлению, " не похожи" на яблоко. Есть ли точка пространства, где можно разместить это -- несомненно существующее -- представление? Можно ли точно, при помощи объективных методов, узнать, что представляет в своем воображении другой человек. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы