Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Д оклад / сообщение / презентация



Осипова Г. Г.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Учебно-методический комплекс

Методические указания к практическим занятиям

 

Специальность: 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения»

     Специальность: 55.05.03 «Кинооператорство»

     Специальность: 55.05.04 «Продюсерство»

     Специальность: 55.05.05 «Киноведение»

Авторский оригинал проверен. Электронная версия совпадает с распечаткой. Общее число страниц в рукописи ‑ 56, таблиц ‑ 10.

____________ Осипова Галина Георгиевна  

т. 8-904-617-42-17 e-mail: [email protected]

____________

Зав. кафедрой _____________________ Казин А. Л.

 

 

Тираж: _____ экз.

Зав. библиотекой __________________ Никитина Н. Н.

 

Санкт-Петербург

2018

 

 

Рецензент: доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой искусствознания Казин А. Л.

 

Осипова Г. Г.

«История и теория музыки»: учебно- методический комплекс, методические указания к практическим занятиям для студентов специальностей 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения», 55.05.03 «Кинооператорство», 55.05.04 «Продюсерство», 55.05.05 «Киноведение» / Г. Г. Осипова. ‑ СПб.: СПбГИКиТ, 2018. – 56 с.

 

ISBN 000-0-0000-0000-0

 

Учебно-методический комплекс, методические указания к практическим занятиям (МУ) разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Данные МУ составлены в соответствии с тематикой лекционного курса дисциплины «История и теория музыки». Это позволяет во время практических занятий активно обучать студентов навыкам восприятия формы и содержания музыкальных произведений, анализа музыкально-исторического процесса, умению пользоваться музыковедческой литературой и специальной терминологией.

Особое внимание уделяется темам и вопросам, связанным с расширением базового уровня музыкальной подготовки студентов творческих специальностей и пониманием ими роли выразительных средств музыки в контексте аудиовизуального кинематографического синтеза.

МУ предназначены для студентов направления подготовки 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения», 55.05.03 «Кинооператорство», 55.05.04 «Продюсерство», 55.05.05 «Киноведение», изучающих дисциплину «История и теория музыки».

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры искусствознания 30.01.18, протокол № 9

 

СПбГИКиТ, 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………  4

Общие рекомендации по организации практических занятий…..……….. 7

Практическое занятие № 1………………………………………………….. 16

Практическое занятие № 2………………………………………………….. 19

Практическое занятие № 3………………………………………………….. 21

Практическое занятие № 4…………………………………………………... 24

Практическое занятие № 5…………………………………………………... 26

Практическое занятие № 6…………………………………………………… 29

Практическое занятие № 7…………………………………………………… 31

Практическое занятие № 8…………………………………………………… 33

Практическое занятие № 9…………………………………………………… 36

Практическое занятие № 10…………………………………………………. 38

Практическое занятие № 11………………………………………………….. 41

Практическое занятие № 12………………………………………………….. 44

Практическое занятие № 13………………………………………………….. 46

Практическое занятие № 14………………………………………………….. 47

Приложение. Вопросы к промежуточной аттестации……. ……………….  49

Основная и дополнительная литература…………………………………... 51

Заключение……………………………………………………………………  56

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История и теория музыки» находится в ряду профилирующих гуманитарных курсов для обучения студентов факультета экранных искусств. Как составная часть образовательного процесса высшего профессионального образования, дисциплина преподается студентам специальностей05.05.01 «Режиссура кино и телевидения» (все специализации), 55.05.03 «Кинооператорство» (все специализации), 05.05.04 «Продюсерство»(все специализации), 55.05.05 «Киноведение» на втором, третьем или четвертом году обучения. Курс читается в непосредственной близости с дисциплинами, связанными с историей кинематографа, мирового театра, русской и зарубежной литературы, русского и зарубежного изобразительного искусства (что создает общее пространство в изучении мировой художественной культуры, коррелирующее с искусством кинематографа).

Дисциплина «История и теория музыки» призвана дать расширенную музыкальную подготовку, необходимую для дальнейшей профессиональной деятельности студентов творческих экранных профессий. При изучении данной дисциплины предполагается, что обучающиеся уже обладают определенными знаниями в области мировой художественной культуры, истории искусства и литературы. Немаловажной является уже приобретенная способность студента к осмыслению процессов развития искусства кино и телевидения в связи с другими искусствами и гуманитарными знаниями; способность осваивать новые знания и творческий опыт, используя современные образовательные и информационные технологии; способность к работе с научной и искусствоведческой литературой, к оперированию профессиональными понятиями и терминологией. Также необходимым является умение анализировать художественное произведение.

Основное внимание в курсе уделяется базовым теоретическим положениям музыкального искусства и историко-стилевым этапам развития мирового музыкального процесса. Вместе с тем, прослеживается роль музыки в контексте современной культуры, которая, в свою очередь, подвержена влиянию массмедиа, сети «Интернет» и новых аудиовизуальных средств воздействия. Для рассмотрения такого сложного и постоянно развивающегося феномена как аудиовизуальный кинематографический синтез и медиамузыка необходимо обобщение теоретического знания, использование методов различных дисциплин и в первую очередь – истории и теории кино и истории и теории музыки.

Содержание данного курса охватывает изучение основных периодов эволюции музыкальной культуры, художественных направлений и музыкальных стилей, систематизацию представлений о музыкальных жанрах и формах, а также углубление знаний в области музыкально-теоретических предметов (мелодии, ритма, гармонии, формы), овладение навыками слухового анализа музыкального произведения (определение на слух стилевой принадлежности и авторства).

Цели:

1. Получение будущими специалистами факультета экранных искусств научных представлений о сущности музыки, занимающей важнейшее положение в системе мировой художественной культуры, о ее роли в кинематографе, а также приобретение студентами базовых знаний из области истории и теории музыки.

2. Выработка системного исторического подхода в процессе осмысления проблем как музыкального искусства, так и аудиовизуального кинематографического синтеза.

Задачи:

1. Усвоить закономерности развития мирового музыкального процесса.

2. Получить основные сведения о музыкальном языке и средствах музыкальной выразительности.

3. Понять жанровую систему музыки, основы музыкальной композиции и драматургии.

4. Изучить историко-стилевую периодизацию музыкального искусства.

5. Получить основные сведения о национальных композиторских школах и их ярких представителях.

6. Приобрести навыки слухового анализа музыкальных произведений.

В любой творческой профессии необходимо умение грамотно работать с первоисточниками. Поэтому при изучении музыкального произведения студентам важно понимать его стилевую и жанровую специфику, роль отдельных средств звуковой выразительности в общем решении. В осуществлении этой задачи существенное значение имеет ознакомление не только с музыкальными произведениями, но и с программными публикациями собственно композиторов, теоретическими трудами историков и теоретиков музыки, философов, эстетиков, культурологов и др. С этой целью для успешного усвоения студентам рекомендуется прорабатывание учебного материала по первоисточникам, монографиям и отдельным научным статьям, а также аудиоматериалы для самостоятельного прослушивания и видео материалы для самостоятельного просмотра.

Важная составляющая преподавания дисциплины состоит в необходимости выработки у студентов умения анализировать единство музыкального образа, выявлять его смысловые пласты и выразительные средства. Окончательной задачей курса является формирование культурного фундамента, необходимого для дальнейшей творческой реализации студента.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Комплексный курс «История и теория музыки» включает разделы: «История музыки» (древнейшие музыкальные культуры, музыка Средневековья и Возрождения, музыка Нового времени, русская музыка, музыкальная культура ХХ столетия), «Теория музыки» (музыкальная грамота, сольфеджио, гармония, анализ музыкальной формы, жанровая система музыки), «Основы музыкальной драматургии» (драматургические функции музыки, лейтмотив).

Преподавание дисциплины «История и теория музыки» ведется с применением следующих аудиторных и внеаудиторных форм организации образовательного процесса:

- чтение лекций;

- проведение практических занятий;

- организация самостоятельной работы студента;

- организация и проведение консультаций;

- организация и проведение зачета/экзамена.

После освоения дисциплины студент должен:

Знать:

теоретические основы музыкального искусства;

‑ основные исторические периоды развития музыкальной культуры;

‑ историю отечественной и зарубежной музыки;

‑ основные этапы эволюции художественных стилей;

‑ специфику музыкальных стилей и иерархию музыкальных жанров;

‑ композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте;

‑ развитие национальных композиторских школ и творчество их ведущих представителей;

‑ жанры и стили оркестровой музыки.

Уметь:

‑ использовать знания по теории и истории музыки при решении профессиональных задач;

‑ самостоятельно анализировать научную литературу;

‑ применять соответствующую терминологию;

‑ анализировать музыку различных стилей и жанров.

Владеть:

‑ навыками поиска закономерностей становления музыкального искусства;

‑ навыками научно-исследовательской деятельности в области истории и теории музыки.

Проведение практических занятий по дисциплине включает в себя тест входного контроля, ответы на вопросы и обсуждение после прослушивания и просмотра, эвристические беседы, устное выступление студента ‑ доклад/сообщение/презентацию, письменное домашнее задание – реферат/контрольную работу/эссе.

Каждый тематический раздел практических занятий соответствует теме лекционного курса. В нем приведены вопросы для обсуждения, список литературы и примерный перечень музыкальных произведений для совместного с преподавателем и самостоятельного прослушивания, соотносящийся с контекстом лекции.

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «История и теория музыки».

Студенту необходимо распределить время, отведенное на самостоятельную работу. Самостоятельная работа направлена:

- на подготовку к практическим занятиям, которая включает изучение лекций по соответствующей теме, прослушивание музыки; использование литературы, приведенной в рабочей программе;

- умение разбираться в основных стилях и направлениях музыки, умение выявлять смысловые пласты музыкального произведения и анализировать его, учитывая художественные особенности стиля эпохи, национальной школы, жанровой системы музыки, индивидуального композиторского творчества;

- подготовку к зачету/экзамену по вопросам, приведенным в рабочей программе.

Студент для успешной сдачи зачета или экзамена по данной дисциплине должен:

- активно работать на практических занятиях;

- выполнить доклад, сообщение или презентацию;

- представить самостоятельный расширенный анализ музыкального произведения, необходимый по программе, в письменной работе (реферате, контрольной работе или эссе);

- при необходимости ответить на вопросы зачета или экзаменационного билета.

Формы текущего контроля уровня освоения дисциплины

 

На практических занятиях по дисциплине «История и теория музыки» осуществляются следующие формы входного и текущего контроля работы студентов:

тест входного контроля,

‑ ответы на вопросы и обсуждение после прослушивания и просмотра, эвристические беседы,

‑ устное выступление студента ‑ доклад/сообщение/презентацию,

‑ письменное домашнее задание – контрольную работу/реферат/эссе.

Требования к выполнению заданий на практическом занятии

1. Тест входного контроля

 

Цель теста входного контроля – получение объективной оценки качества предшествующей подготовки студента.

В связи с тем, что дисциплина «История и теория музыки» изучается на 2-м, 3-м или 4-м курсе, входной контроль направлен не только на проверку общей музыкальной подготовки студента (возможного выпускника музыкальной школы, училища), но и на выявление знаний и умений, полученных при изучении вузовских дисциплин: «Культурология», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «История русского изобразительного искусства», «История зарубежного изобразительного искусства», «История русского и зарубежного театра».

Оценочные средства входного контроля – выполнение тестовых заданий.

 

Критерии оценивания

Результат входного контроля оценивается по балльно-рейтинговой системе и учитывается как премиальные баллы в добавление к набранным баллам текущего контроля (максимально 70 баллов) и промежуточной аттестации (максимально 30 баллов). Зависимость баллов от результативности входного контроля представлена в следующей таблице:

 

Результативность входного контроля 7-10 правильных ответов 5-7 правильных ответов 3-5 правильных ответов Менее 3 правильных ответов
Балльно-рейтинговая система оценивания 10 баллов 7 баллов 4 балла 0 баллов
Традиционная система оценивания отлично хорошо удовлетво-рительно неудовле-творительно

 

 

2. Ответы на вопросы и обсуждение

 

Текущий контроль теоретических знаний проводится в форме дискуссии и эвристической беседы по теме и вопросам практического занятия, включая обсуждение докладов и сообщений и комментарии к ним. В художественном анализе музыкальных произведений оценивается использование научной терминологии, стилевая и жанровая осведомленность студента, творческий подход к теме обсуждения. Предложенные задания творческого уровня позволяют оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания из различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

Критерии оценивания:

Контроль посещаемости и активности студента на практическом занятии оценивается в баллах: максимально 4 балла за одно занятие: 2 балла – за посещение, 2 балла – за активное участие и ответы на вопросы.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

«Музыкальная культура древних цивилизаций»

Цель:

‑ проверка уровня предшествующей музыкальной подготовки,

‑ усвоение основных исторических периодов развития мировой музыкальной культуры.

 

Тематический план лекции :

Периодизация музыкально-исторического процесса.Культура древнего мира. Понятие синкретизма. Крупнейшие музыкальные цивилизации Двуречья, Индии, Египта, Китая. Античная музыка: учение о родах искусства – эпосе, лирике, драме, музыкальный инструментарий, жанры, античные лады как фактор воспитания, древнегреческая теория музыки, Пифагорейская школа.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Историческая периодизация музыкальных стилей.

2.  Гипотезы происхождения музыки.

3.  Музыкальная культура древних цивилизаций.

4.  Античная музыка: синкретизм, учение о родах искусства – эпосе, лирике, драме, музыкальный инструментарий и жанры.

5.  Древнегреческие лады как фактор воспитания, теория музыки, Пифагорейская школа.

Используемая литература:

1. Античная музыкальная эстетика / Вст. очерк и собр. текстов А. Лосева. М., 1961.

2. Герцман, Е. Античное музыкальное искусство. Л., 1986.

3. Иванов-Борецкий, М. Первобытное музыкальное искусство. М., 1925.

4. Розеншильд, К. История зарубежной музыки. Т. 1. М., 1973.

 

Примерный образец теста входного контроля:

Инструкция: Каждый вариант содержит 10 заданий. К каждому заданию приведены 3 или 4 варианта ответов, из которых нужно выбрать верный. При выполнении задания следует в бланке ответов под номером выполняемого задания указать букву, соответствующую правильному ответу.

Вариант№1 Вариант№2 Вариант№3
1. Одноголосный музыкальный склад – это … А). Монодия Б). Полифония В). Гетерофония 1. Временная организация музыки – это … А). Лад Б). Ритм В). Гармония 1. Мелодия – это … А) Чередование долгих и коротких длительностей Б) Соединение звуков в созвучия В) Одноголосная музыкальная мысль
2. Окраска звука – это … A) Темп Б) Тембр В) Динамика 2. Аллегро – означает … A) Медленно Б) Умеренно В) Быстро 2. Септаккорд состоит из … А) 4-х звуков Б) 3-х звуков В) 2-х звуков
3. Синтетический музыкальный жанр – это … А) Соната Б) Симфония В) Опера 3. Какой стиль в искусстве предшествовал романтизму? А) Классицизм Б) Барокко В) Реализм 3. Вид искусства, непосредственно связанный с музыкой? А) Архитектура Б) Литература В) Живопись
4. Главная эстетическая установка культуры Просвещения: А) Господство разума над чувством Б) Стилевой плюрализм В) Религиозное сознание 4. Указать ошибку, нарушающую хронологию   культурных эпох: А) Античность Б) Средневековье В) Барокко Г) Возрождение   4. Кубизм – это стиль в … А) Литературе Б) Музыке В) Живописи
5. К немецкой композиторской школе принадлежит … А) Моцарт Б) Шопен В) Бах Г) Верди   5. Оперу «Кармен» написал … А) Гуно Б) Бизе В) Сен-Санс 5. «Борис Годунов» Мусоргского создан на основе драмы … А) Пушкина Б) Островского В) Чехова  
6. Какое из сочинений Прокофьева не балет, а опера? А) «Золушка» Б) «Любовь к трем апельсинам» В) «Ромео и Джульетта» 6. Какое из симфонических сочинений Чайковского не связано с сюжетом Шекспира? А) «Франческа да Римини» Б) «Буря» В) «Гамлет»   6. Какой из названных композиторов не является романтиком? А) Шуберт Б) Шуман В) Лист Г) Вивальди
7. Кто из американских композиторов сочинил «Рапсодию в стиле блюз»? А) Гершвин Б) Барбер В) Айвз   7. Какой русский композитор писал балеты для антрепризы Дягилева «Русские сезоны»? А) Шостакович Б) Стравинский В) Щедрин   7. Кто из названных композиторов не относится к венским классикам? А) Бетховен Б) Гайдн В) Моцарт Г) Гендель  
8. Постепенное усиление громкости звучания – это … А) Крещендо Б) Диминуэндо В) Сфорцандо   8. Как называется повторяющаяся музыкальная характеристика в опере? А) Парафраз Б) Лейтмотив В) Рефрен   8. Симфоническим оркестром руководит … А) хормейстер Б) балетмейстер В) капельмейстер  
9. Количество частей в классической симфонии ‑ … А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5 9. Какой из музыкальных жанров считается камерным? А) Симфония Б) Квартет В) Опера Г) Кантата   9. Что из перечисленного не является церковным жанром? А) Месса Б) Мотет В) Оратория Г) Хорал  
10. Какой из перечисленных ударных инструментов обладает высотой звука? А) Большой барабан Б) Тарелки В) Треугольник Г) Ксилофон   10. Какой из названных инструментов является деревянным духовым? А) Тромбон Б) Фагот В) Валторна Г) Труба   10. Какой из перечисленных струнных инструментов является смычковым? А) Арфа Б) Цимбалы В) Альт Г) Домра

Бланк ответов

 

Вариант №1

 

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вариант ответа                    

Вариант №2

 

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вариант ответа                    

Вариант №3

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вариант ответа                    

 

Ключи ответов

Вариант №1

 

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вариант ответа А Б В А В Б А А В Г

Вариант №2

 

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вариант ответа Б В А В Б А Б Б Б Б

Вариант №3

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вариант ответа В А Б В А Г Г В В В

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

«Основные этапы развития раннего европейского музыкального

Искусства»

Цель:

‑ выявление основных закономерностей ранне-исторических периодов в развитии музыкальной культуры.

Тематический план лекции:

Музыка Средневековья. Школа Нотр Дам (Перотин), григорианский хорал, месса, ранние формы многоголосия. Инструментальные и музыкально-поэтические жанры светской музыки, искусство трубадуров, труверов, миннезингеров. Вокально-хоровая полифония Возрождения, Ars nova во Франции и Италии (Машо, Ландино). Нидерландская полифоническая школа (Депре, Лассо). Итальянская школа высокой полифонии (Палестрина). Строгий стиль: нововведения в музыкальном языке, изоритмический мотет, 4-хголосная месса. Светские песенно-танцевальные жанры: баллата, качча, мадригал (Джезуальдо ).

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Григорианский хорал, месса, ранние формы многоголосия.

2. Школа Нотр Дам. Леонин и Перотин. Мелизматический органум.

2. Средневековая теория музыки и система нотации.

3. Инструментальные и музыкально-поэтические жанры светской музыки, искусство трубадуров, труверов, миннезингеров.

4. Ars nova во Франции и Италии (Машо, Ландино).

5. Вокально-хоровая полифония, Нидерландская полифоническая школа (Депре, Лассо).

6. Строгий стиль: нововведения в музыкальном языке, изоритмический мотет, 4-хголосная месса.

7. Итальянская школа высокой полифонии (Палестрина).

8. Светские песенно-танцевальные жанры: баллата, качча, мадригал (Джезуальдо).

Используемая литература:

1. Григорианский хорал: Сб. науч. трудов. МГК. Вып. 30. М., 2001.

2. Евдокимова, Ю., Симакова, Н. Музыка эпохи Возрождения. М., 1985.

3. Ливанова, Т. Западноевропейская музыка до 1789 года: в 2 т. М., 1986 – 1987.

4. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. В. Шестаков. М., 1966.

5. Ренессанс. Барокко. Классицизм: Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХV – ХVII вв. М., 1966.

6. Розеншильд, К. История зарубежной музыки. Т. 1. М., 1973.

Список музыки для прослушивания на практическом занятии и для самостоятельного прослушивания:

Образцы григорианских хоралов

Раннехристианское многоголосие и полифония строгого письма

(Перотин, Машо, Ландино, Лассо, Палестрина)

Светские ансамблевые жанры ХII – ХVI вв.

(Фогельвейде, Жаннекен, Джезуальдо)

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

«Искусство музыкального барокко»

Цель:

‑ усвоение эстетики, переходной сущности эпохи, жанровой системы и ведущих национальных школ Европы.

 

Тематический план лекции:

Итальянская оперная и скрипичная школы: Флорентийская Камерата, drama per musica (Я. Пери), опера seria (К. Монтеверди), concerto grosso, сольный концерт, соната (А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини, Д. Скарлатти). Национальное своеобразие французского и английского барокко: стиль рококо, лирическая трагедия (Ж.-Б. Люлли), школа клавесинистов (Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо); английская опера (Г. Перселл), школа вёрджиналистов (Т. Морли, У. Бёрд). Немецкое музыкальное барокко: органная школа (Д. Букстехуде, И. Пахельбель), полифония свободного стиля, фуга и 2-хчастный полифонический цикл, протестантский хорал, хоральная прелюдия, духовная кантата и Пассионы (Г. Шютц), Гендель и Бах как центральные взаимодополняющие фигуры немецкого барокко. Георг Фридрих Гендель. Периодизация творчества. Основные жанры. Тип библейской оратории («Самсон»). Оркестровые сюиты («Музыка на воде»).Иоганн Себастьян Бах – высокая классика немецкого барокко. Периодизация творчества. Произведения для органа (Токката и фуга d-moll, Хоральная прелюдия f-moll). Клавирная музыка (ХТК 1 том, Английские и Французские сюиты). Вокально-хоровая полифония (Месса h-moll, Страсти по Матфею).

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.  Флорентийская Камерата, drama per musica (Я. Пери), опера seria (К. Монтеверди).

2.  Итальянская скрипичная школа: concerto grosso, сольный концерт, соната (А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини).

3.  Национальное своеобразие французского барокко: стиль рококо, лирическая трагедия (Ж.-Б. Люлли), школа клавесинистов (Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо).

4.  Английская опера (Г. Перселл), школа вёрджиналистов (Т. Морли, У. Бёрд).

5.  Полифония свободного стиля, фуга и 2-хчастный полифонический цикл.

6.  Протестантский хорал, хоральная прелюдия, духовная кантата и жанр Пассиона в творчестве Г. Шютца.

7.  Гендель и Бах как центральные взаимодополняющие фигуры немецкого барокко.

8.  Тип библейской оратории в творчестве Г.Ф. Генделя («Самсон», «Мессия»).

9.  Клавирная музыка И.С. Баха (ХТК 1 том, Английские и Французские сюиты).

10.  И.С. Бах. Произведения для органа (Токката и фуга d-moll, Хоральная прелюдия f-moll).

11.  Вокально-хоровая полифония И.С. Баха (Месса h-moll, Страсти по Матфею).

Используемая литература:

1. Ливанова, Т. Западноевропейская музыка до 1789 года: в 2 т. М., 1986 – 1987.

2. Лобанова, М. Западноевропейское музыкальное барокко: Проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.

3. Ренессанс. Барокко. Классицизм: Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХV – ХVII вв. М., 1966.

4. Розеншильд, К. История зарубежной музыки. Т. 1. М., 1973.

Список музыки для прослушивания на практическом занятии и для самостоятельного прослушивания:

К. Монтеверди. «Орфей»

А. Корелли. Concerti grossi

А. Вивальди. «Времена года»

Ж.Б. Люлли. «Армида»

Ж.Ф. Рамо. «Бореады»

Ф. Куперен. Пьесы для клавесина

Г. Перселл. «Дидона и Эней»

Г.Ф. Гендель. «Самсон»

                   «Музыка на воде»

И.С. Бах. Хорошо темперированный клавир. I том

            Токката и фуга ре минор

            «Страсти по Матфею»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

«Эпоха Просвещения и формирование венской классической школы»

Цель:

‑ изучение классического оркестра и композиции сонатно-симфонического цикла.

 

Тематический план лекции:

Музыкальный классицизм. Эстетика. Жанровая система. Гомофонно-гармонический склад и гомофонные формы сонатно-симфонического цикла (сонатное allegro, вариации, рондо, сложная 3-хчастная). Инструментальные составы (струнный квартет, оркестр венских классиков). Йозеф Гайдн– основатель классической симфонии.Вольфганг Амадей Моцарт. Периодизация творчества. Опера buffa («Свадьба Фигаро»), немецкий зингшпиль («Волшебная флейта»), симфоническое творчество (симфония № 40 g-moll). Людвиг ван Бетховен. Периодизация творчества. Фортепианные сонаты (сонаты №№ 8 c-moll «Патетическая», 14 cis-moll «Лунная»). Драматически-конфликтный симфонизм (симфонии №№ 3 Es-dur «Героическая», 5 c-moll, 9 d-moll).

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Роль философии Просвещения в формировании музыкальной эстетики классицизма.

2. Гомофонно-гармонический склад и гомофонные формы сонатно-симфонического цикла (сонатное allegro, вариации, рондо, сложная 3-хчастная).

3. Новые инструментальные составы венских классиков (струнный квартет, малый симфонический оркестр).

4. Йозеф Гайдн– основатель классической симфонии.

5. Оперная реформа К.В. Глюка.

6. Опера buffa («Свадьба Фигаро») и немецкий зингшпиль («Волшебная флейта») в творчестве В.А. Моцарта.

7. Эволюция стиля в фортепианных сонатах Л. ван Бетховена (сонаты №№ 8 c-moll «Патетическая», 14 cis-moll «Лунная»).

8. Л. ван Бетховен. Драматически-конфликтный симфонизм (симфонии №№ 3 Es-dur «Героическая», 5 c-moll, 9 d-moll).

Используемая литература:

1. Конен, В. История зарубежной музыки. Т. 3. М., 1976.

2. Кириллина, Л. Классический стиль в музыке ХVII – начала ХIХ вв. М., 1996.

3. Левик, Б. История зарубежной музыки. Т. 2. М., 1974.

4. Ливанова, Т. Западноевропейская музыка до 1789 года: в 2 т. М., 1986 – 1987.

5. Ренессанс. Барокко. Классицизм: Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХV – ХVII вв. М., 1966.

6. Соллертинский, И. Музыкально-исторические этюды. В 2 т. М., 1961 – 1963.

Список музыки для прослушивания на практическом занятии и для самостоятельного прослушивания:

К.В. Глюк. «Орфей»

Й. Гайдн. Симфонии № 45 фа-диез минор «Прощальная»,

            № 103 Ми- бемоль мажор «С тремоло литавр»

В.А. Моцарт. «Свадьба Фигаро»

                   «Волшебная флейта»

                    Симфония № 40 соль минор

                     Requiem

Л. ван Бетховен. Сонаты для ф-но № 8 «Патетическая, № 14 «Лунная»

                       Симфонии № 5 до минор, № 9 ре-минор

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

«Романтическое искусство Х I Х века, национальные музыкальные школы»

Цель:

‑ изучение феномена романтического музыкального стиля в жанрах миниатюры, оперы, симфонии,

‑ ознакомление с европейскими школами романтизма и их представителями.

 

Тематический план лекции:

Музыкальный романтизм. Эстетика. Новые жанры. Оркестр романтиков. Камерно-вокальная миниатюра и цикл (Ф. Шуберт, Р. Шуман). Фортепианная миниатюра и цикл пьес (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист). Романтический симфонизм (Ф. Лист, И. Брамс, Г. Берлиоз). Романтическая опера: Джузеппе Верди – оперная триада; Рихард Вагнер – концепция музыкальной драмы; «Кармен» Жоржа Бизе – стилевое соединение романтизма и реализма.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.  Камерно-вокальная миниатюра и песенный цикл (Ф. Шуберт, Р. Шуман).

2.  Фортепианная миниатюра и цикл пьес (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс).

3. Ф. Шопен и Ф. Лист как основатели романтического пианизма.

4. Романтическая симфония (Ф. Лист, И. Брамс, Г. Берлиоз).

5. Г. Берлиоз – реформатор симфонического оркестра.

6. Литературно-критическая деятельность Р. Шумана. «Новый музыкальный журнал» и идеи «Давидсбунда».

7. Романтическая опера: Джузеппе Верди – оперная триада; Рихард Вагнер – концепция музыкальной драмы; «Кармен» Жоржа Бизе – стилевое соединение романтизма и реализма.

Используемая литература:

1. Васина-Гроссман, В. Романтическая песня ХIХ века. М., 1966.

2. Друскин, М. История зарубежной музыки. Т. 4. М., 1976.

3. Зенкин, К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997.

4. Конен, В. История зарубежной музыки. Т. 3. М., 1976.

5. Крауклис, Г. Романтический программный симфонизм. М.. 1999.

6. Левик, Б. История зарубежной музыки. Т. 2. М., 1974.

7. Музыка Австрии и Германии ХIХ века. В 2 ч. М., 1975 – 1990.

8. Проблемы романтической музыки ХIХ века. М., 1992.

9. Соллертинский, И. Музыкально-исторические этюды. В 2 т. М., 1961 – 1963.

Список музыки для прослушивания на практическом занятии и для самостоятельного прослушивания:

Ф. Шуберт. Песни. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

Р. Шуман. «Карнавал»

Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми минор

Ф. Шопен. Вальсы, мазурки, полонезы, этюды, ноктюрны

              ф/п цикл «24 прелюдии»

Ф. Лист. Венгерские рапсодии, этюды, «Годы странствий»

Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония»

И. Брамс. Симфония № 4 ми минор

Р. Вагнер. Тетралогия «Кольцо нибелунга»

             «Тристан и Изольда»

Дж. Верди. «Травиата»

               «Аида»

Ж. Бизе. «Кармен»

Э. Григ. «Пер Гюнт»

          Концерт для ф-но с оркестром ля минор

А. Дворжак. Симфония № 9 «Из Нового Света»

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

«Древнеславянский фольклор как основа русского музыкального искусства. Древнерусская церковно-певческая культура Х – Х VII вв.»

Цель:

‑ изучение фольклорных и церковно-певческих основ русской музыки в формировании светской композиторской школы.

 

Тематический план лекции:

Русская музыкальная культура: своеобразие исторического пути, вопросы периодизации. Жанровая система древнерусского фольклора. Знаменный распев. Формирование профессиональной композиторской школы в Х VIII веке (Е Фомин, И. Хандошкин, Д. Бортнянский, М. Березовский). Русское барокко и классицизм (хоровой концерт, опера, инструментальные жанры).

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.  Древнеславянский фольклор как основа русского музыкального искусства: жанры былины, плача и причета, песни календарного цикла, лирическая протяжная песня.

2.  Древнерусская церковно-певческая культура 10 – 17 вв. (знаменный распев, система осмогласия, строчное и ранне-партесное многоголосие).

3.  Роль 18 столетия в формировании композиторской школы. Русское барокко и классицизм.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.2 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь