Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская музыка 1-й половины Х I Х века»



Цель:

‑ изучение основ русской музыкальной классики, становления большой русской оперы и симфонизма.

 

Тематический план лекции:

Салонно-аристократическая культура. Синтез классико-романтических тенденций. М. Глинка – первый русский классик, создатель большой оперы и национального симфонизма. Героико-патриотическая («Жизнь за царя») и сказочно-эпическая («Руслан и Людмила») оперы. Симфонический метод («Камаринская», испанские увертюры). Романсы и песни, «Глинка – Пушкин». А. Даргомыжский: речевая интонация, оперное творчество («Русалка»), камерно-вокальная лирика (лермонтовские монологи, сатирические песни).

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Музыкальная жизнь Петербурга 1-й половины 19 столетия. Культура аристократического салона.

2. М. Глинка – первый русский классик, создатель большой оперы и национального симфонизма. «Пушкин – Глинка».

3. Героико-патриотическая («Жизнь за царя») и сказочно-эпическая («Руслан и Людмила») оперы М. Глинки.

4. Симфонический метод М. Глинки («Камаринская», испанские увертюры).

5. А. Даргомыжский: работа над речевой интонацией, оперное творчество («Русалка»), камерно-вокальная лирика (лермонтовские монологи, сатирические песни).

Используемая литература:

1. История русской музыки: В 10 т. / Ред. Ю.В. Келдыш. М., 1984 – 1997.

2. Асафьев, Б. Русская музыка: ХIХ и начало ХХ века. Л., 1968.

3. Келдыш, Ю., Левашева, О., Кандинский, А. История русской музыки от древнейших времен до середины ХIХ в. М., 1972.

4. Орлова, Е. Лекции по истории русской музыки. М., 1979.

5. Рапацкая, Л. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века». М., 2001.

Список музыки для прослушивания на практическом занятии и для самостоятельного прослушивания:

А. Верстовский. «Аскольдова могила»

А. Варламов, А. Алябьев. Романсы и песни

М. Глинка. «Жизнь за царя»

               «Руслан и Людмила»

               «Камаринская»

                 Песни и романсы

А. Даргомыжский. «Русалка»

                           Романсы и сатирические песни

 

Перечень тем контрольных работ (рефератов, эссе):

1.Русская музыкальная культура: специфика исторического развития, периодизация.

2. Древнерусское церковно-певческое искусство. Знаменный распев.

3. Роль ХVIII столетия в истории русской музыки. Хоровой партесный концерт.

4. Композиторы-романсисты 1-й половины XIX века.

5. Большая русская опера. М.И. Глинка, «Жизнь за царя».

6. Симфонический метод М. И. Глинки в «Камаринской» и Испанских увертюрах.

7. Романтико-реалистический синтез в опере А. С. Даргомыжского «Русалка».

8. Работа над речевой интонацией в сатирических песнях А. С. Даргомыжского.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

«Русская музыкальная культура 2-й половины 19 века:

пореформенный период»:

Цель:

‑ усвоение роли пореформенного периода в развитии русской музыкальной культуры и композиторского процесса,

‑ изучение творчества композиторов «новой русской школы» («Могучей кучки») и П. Чайковского.

 

Тематический план лекции

Влияние русского реализма на романтическую музыкальную эстетику. Демократизация и профессионализация музыкальной жизни, деятельность РМО и консерваторий, «новая русская школа», музыкальная критика.Балакиревский кружок: музыкально-эстетические принципы композиторов-кучкистов.Народная музыкальная драмаМ. Мусоргского(«Борис Годунов», «Хованщина»). Русский былинный и обрядовый фольклор в операх-сказках Н. Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»). Эпический симфонизм А. Бородина (Симфония № 2 «Богатырская»).П. Чайковский как основатель русской лирико-психологической оперы и типа лирико-драматического симфонизма. « Пушкинские» оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»). Балетный театр («Лебединое озеро», «Щелкунчик»). Эволюция симфонического стиля (Симфония № 1 g-moll «Зимние грезы», Симфония № 6 h-moll «Патетическая»).

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.  Демократизация и профессионализация музыкальной жизни, деятельность РМО и консерваторий, «новая русская школа», музыкальная критика.

2.  Балакиревский кружок: музыкально-эстетические принципы композиторов-кучкистов.

3.  Народная музыкальная драмаМ. Мусоргского(«Борис Годунов», «Хованщина»).

4.  Русский былинный и обрядовый фольклор в операх-сказках Н. Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»).

5.  Эпический симфонизм А. Бородина (Симфония № 2 «Богатырская»).

6.  Обзор композиторской, артистической и музыкально-общественной деятельности А. Рубинштейна.

7.  П. Чайковский. « Пушкинские» оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»).

8. Эволюция симфонического стиля П. Чайковского (Симфония № 1 g-moll «Зимние грезы», Симфония № 6 h-moll «Патетическая»).

9. Русская музыкальная культура 80-х – 90-х гг. 19 века. Беляевский кружок.

Используемая литература:

1. История русской музыки: В 10 т. / Ред. Ю.В. Келдыш. М., 1984 – 1997.

2. Асафьев, Б. Русская музыка: ХIХ и начало ХХ века. Л., 1968.

3. Келдыш, Ю., Левашева, О., Кандинский, А. История русской музыки от древнейших времен до середины ХIХ в. М., 1972.

4. Орлова, Е. Лекции по истории русской музыки. М., 1979.

5. Рапацкая, Л. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века». М., 2001.

Список музыки для прослушивания на практическом занятии и для самостоятельного прослушивания:

М. Балакирев. «Исламей», «Тамара»

М. Мусоргский. «Борис Годунов»

                         «Хованщина»

                       «Картинки с выставки»

А. Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская»

                «Князь Игорь»

Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка»

                                 «Садко»

                                  Симфоническая сюита «Шехеразада»

П. Чайковский. Симфония № 4 фа минор

                      Концерт для ф-но с оркестром № 1 си-бемоль минор

                     «Евгений Онегин»

                     «Пиковая дама»

                     «Щелкунчик»

 

Перечень тем контрольных работ (рефератов, эссе):

1. Петербургская консерватория и Бесплатная музыкальная школа: творческая полемика.

2. М. А. Балакирев – композитор, музыкально-общественный деятель, фольклорист.

3. Народная музыкальная драма М. П. Мусоргского. «Хованщина».

4. В. Гартман/М. Мусоргский. «Картинки с выставки» как феномен синтеза искусств.

5. Программный симфонизм Н. А. Римского-Корсакова. «Шехеразада», «Испанское каприччио».

6. Ц. А. Кюи – критик и композитор.

7. А. Г. Рубинштейн. Опера «Демон».

8. Балетный театр П. И. Чайковского. «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

«Русская музыкальная культура 20 столетия: вопросы периодизации. Русская музыка Серебряного века»

Цель:

‑ изучение феномена русского Серебряного века в контексте музыкальной культуры начала ХХ столетия.

 

Тематический план лекции:

Эстетика русского модернизма: музыкальная система А. Скрябина (Соната № 4, «Поэма экстаза»), «русские» балеты И. Стравинского («Петрушка», «Весна священная». С. Рахманинов: русский и зарубежный периоды (фортепианные прелюдии, Всенощное бдение, «Рапсодия на тему Паганини»).

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Серебряный век: философия и эстетика русского модернизма.

2. Музыкальная система А. Скрябина (Соната № 4, «Поэма экстаза»).

3. И. Стравинский, «Мир искусства» и «Русские сезоны» С. Дягилева. Балеты «Петрушка», «Весна священная».

4. С. Рахманинов: русский и зарубежный периоды (фортепианные прелюдии, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, «Рапсодия на тему Паганини»).

5. Всенощное бдение С. Рахманинова и традиции Новой московской школы.

Используемая литература:

1. Асафьев, Б. Русская музыка: ХIХ и начало ХХ века. Л., 1968.

2. История русской музыки: В 10 т. / Ред. Ю.В. Келдыш. М., 1984 – 1997.

3. Левая, Т. Русская музыка начала ХХ века в контексте эпохи. М., 1991.

4. Орлова, Е. Лекции по истории русской музыки. М., 1979.

5. Рапацкая, Л. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века». М., 2001.

6. Русская музыка и ХХ век: Сб. статей / Сост. и ред. М. Арановский. М., 1997.

Список музыки для прослушивания на практическом занятии и для самостоятельного прослушивания:

А. Скрябин. 24 прелюдии ор. 11

                 2 поэмы ор. 32

                 «Поэма Экстаза»

С. Рахманинов. Прелюдии для ф-но до минор, соль минор

                      Концерт № 2 для ф-но с оркестром до минор

                      Всенощное бдение

И. Стравинский. «Петрушка»

                       «Весна Священная»

 

Перечень тем контрольных работ (рефератов, эссе):

1. Русская музыка «серебряного века»: философия и эстетика музыкального модернизма.

2. А. Н. Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма».

3. А. Н. Скрябин: особенности «цветного» слуха и идеи светомузыки в Поэме «Прометей».

4. Жанр Фортепианной прелюдии в творчестве С. В. Рахманинова.

5. Поэзия «серебряного века» в романсах С. В. Рахманинова.

6. Музыка русского зарубежья. И. Ф. Стравинский: неофольклорный, неоклассический и американский периоды творчества.

7. Художественный феномен труппы «Русские сезоны» С. Дягилева.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

«Музыкальная культура в советский период»

Цель:

‑ ознакомление с творчеством советских композиторов-классиков и представителей ленинградско-петербургской композиторской школы.

 

Тематический план лекции:

Оперный и балетный театр С. Прокофьева («Война и мир», «Ромео и Джульетта»); Д. Шостакович – крупнейший симфонист 20 столетия (Симфонии №№ 5, 8); идиостиль А. Хачатуряна как синтез академической и этнической традиций (Концерт для скрипки с оркестром d-moll, балет «Спартак»); фольклорные и сакральные прообразы в вокально-хоровой музыке Г. Свиридова(поэма «Отчалившая Русь», хоры a cappella). Композиторы Петербурга. Ленинградско-петербургская композиторская школа ХХ века – традиции и новаторство в творчестве Б. Тищенко, С. Слонимского, В. Гаврилина. Г. Банщикова, А. Кнайфеля.

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. 20-е гг. как период плюрализма стилей и направлений. Советский музыкальный авангард.

2.  Оперный и балетный театр С. Прокофьева («Война и мир», «Ромео и Джульетта»).

3.  Д. Шостакович – крупнейший симфонист 20 столетия (Симфонии №№ 5, 8).

4.  Идиостиль А. Хачатуряна как синтез академической и этнической традиций (Концерт для скрипки с оркестром d-moll, балет «Спартак»).

5.  Фольклорные и сакральные прообразы в вокально-хоровой музыке Г. Свиридова(поэма «Отчалившая Русь», хоры a cappella).

6.  Ленинградско-петербургская композиторская школа 20 века – традиции и новаторство в творчестве Б. Тищенко, С. Слонимского, В. Гаврилина. Г. Банщикова.

Используемая литература:

1. Акопян, Л. Музыка ХХ века: энциклопедический словарь. М., 2010.

2. История современной отечественной музыки. Вып. 1: 1917 – 1941. М., 1995. Вып. 2: 1941 – 1958. М., 1999. Вып. 3: 1960 – 1990. М., 2001.

3. Никитина, Л. Советская музыка: история и современность. М., 1991.

4. Русская музыка и ХХ век: Сб. статей / Сост. и ред. М. Арановский. М., 1997.

5. Советский музыкальный театр: Проблемы жанров. М., 1982.

6. Тараканов, М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке. М., 1988.

Список музыки для прослушивания на практическом занятии и для самостоятельного прослушивания:

С. Прокофьев. Симфония № 1 Ре мажор «Классическая»

                    «Александр Невский»

                    «Ромео и Джульетта»

                    «Война и мир»

Д. Шостакович. Симфонии № 5, 7, 8, 14

                      Квартет № 8

                      «Леди Макбет Мценского уезда»

А. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром ре минор

                     «Спартак»

Г. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина»

                  «Отчалившая Русь»

                   Песни и романсы

А. Шнитке. Concerto grosso № 1 соль минор

                Симфония № 1

                Концерт для альта с оркестром

Б. Тищенко. «Ярославна»

                 Концерт для арфы с оркестром

С. Слонимский. Симфония № 2

                      Концерт-буфф

В. Гаврилин. «Анюта»

                 «Перезвоны»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь