Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Форма организации: групповая ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Оборудование: инструкционные карты, хрестоматия, портреты философов, их изречения, ПК, учебник Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2013., Ховрак Основы философии/Ховрак. – М.: Наука, 2010. Методические рекомендации
При выполнении задания необходимо исследовать документальный (наглядный и текстовый) материал Содержание работы и последовательность её выполнения:
Задание 1. Задания для проверки уровня компетенций: 1. " Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами. Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…" а) О каком методе познания идет речь? б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания?
2. Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью. а) Что имели в виду оппоненты под судьей? б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций? в) В чем достоинство такой позиции? В чем ее односторонность?
3. " Обратив, таким образом, все то, в чем, так или иначе, мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни Неба, ни Земли и что даже у нас самих нет тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в исключительности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, " я мыслю, следовательно, я существую", истинно". а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея? б) Какой исходный основной принцип познания заложен в ней? в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания? г) Какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину? В каких формах будет закреплено это знание?
4. " Никоим образом не может случиться, что общие утверждения, выводимые аргументацией, помогали открытию новых знаний, ибо тонкость природы во многом превосходит тонкость аргументации. Однако общие убеждения, выведенные с помощью абстракции внимательно и правильно из единичных фактов, во многом указывают и определяют путь ко многим единичным явлениям и ведут, таким образом, к действительной науке, следовательно, к истине". а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея? б) Каков основной принцип такой философской ориентации? в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания? г) Таким образом, какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину, и в каких формах знания будет отражена истина?
5. Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью. а) Что имели в виду оппоненты под судьей? б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций? в) В чем достоинство такой позиции? В чем ее односторонность? Задание 2. Ответить на вопросы 1. Общая характеристика социально-исторических и культурных условий формирования философии Нового времени. 2. В чем смысл и значение научной революций XVII века? 3. Основные направления в теории познания Нового времени. 4. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода познания. 5. Дуализм Декарта и идея научного метода. Роль " картезианского сомнения" в познании. 6. Метафизика Спинозы и Лейбница. 7. Французский материализм XVIII века. 8. Принципы гипотетико-дедуктивной методологии познания 9. Кому принадлежит известное изречение «Знание — сила»? Как вы понимаете это высказывание? 10. Объясните принцип картезианского сомнения: «Я мыслю, следовательно, существую», — раскройте философскую позицию автора данного суждения. 11. Кому принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»? К какому направлению относятся философские взгляды автора? 12. В чем сущность монадологии Лейбница? Понятие предустановленной гармонии. 13. Раскройте смысл гносеологического спора между эмпириками и рационалистами. 14. «Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Как называется эта философская позиция. Назовите ее основных представителей. Практическая работа №4 По дисциплине «Основы философии» Тема: Научная картина мира Цель работы: расширить представления о научных картинах мира; раскрыть причины возникновения различных представлений на мир; развивать навыки философского мышления Планируемые результаты: Студенты узнают: Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). Термины: Живая и неживая природа, борьба за выживание, эмерджентная эволюция, биосфера, ноосфера, эволюция, коэволюция, автотрофность, антропогенный фактор, экосфера, конвергенция, дивергенция, активная эволюция, мальтузианство и неомальтузианство, синергия, синархия, географический детерминизм, геополитика, социальная экология, экологический кризис. .
Время: 2 часа Место проведения: учебная аудитория Форма организации: групповая Оборудование: инструкционные карты, хрестоматия, портреты философов, их изречения, ПК, учебник Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2013., Ховрак Основы философии/Ховрак. – М.: Наука, 2010. Методические рекомендации
При выполнении задания необходимо исследовать документальный (наглядный и текстовый) материал Содержание работы и последовательность её выполнения: Задание 1. Задания для проверки уровня компетенций: 1. Какие две философские позиции противопоставляются в суждении героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базарова: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»? 2. Что понимал В.И. Вернадский под ноосферой? Что он имеет ввиду, когда пишет о требовании проявления человечества как единого целого? 3. В чем причина обострения экологических проблем? Существуют ли в современном мире реальные пути их преодоления? 4. Можно ли отождествить природу с экосистемой? 5. В чем сущность концепции пассионарности Л.Н. Гумилева? Можно ли его считать сторонником географического детерминизма? 6. Что означает понятие «длительности» в эволюционной теории А. Бергсона? Сравните биологизаторский и культурологический подходы к феномену жизни. 7. А. Швейцер так определяет главный принцип своей теории: Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Таким образом, жизнь представляет высшую ценность, она священна». Дайте свою оценку данному суждению. Какие еще философские высказывания о жизни вы знаете?
Задание 2. Проанализировать тексты и ответить на вопросы: Концепция природы Ньютона. Вопросы: 1. В чем суть идеи абсолютного пространства, которое И. Ньютон принципиально отличает от пространства относительного и которое играет важную роль в его трактовке силы и инерции? 2. Чем отличается Ньютоново понятие пространства от картезианского? «Время, пространство, место и движение, — пишет Ньютон, — составляют понятия общеизвестные. Однако необходимо заметить, эти понятия обыкновенно относятся к тому, что постигается нашими чувствами. Отсюда происходят некоторые неправильные суждения, для устранения которых необходимо вышеприведенные понятия разделить на абсолютные и относительные, истинные и кажущиеся, математические и обыденные. I. Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительно, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год. II. Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел, и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное… III. Место есть часть пространства, занимаемая телом, и по отношению к пространству бывает или абсолютным, или относительным… IV. Абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного места в другое, относительное — из относительного в относительное же…» «Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменять это состояние». «Относительные движения друг по отношению к другу тел, заключенных в каком-либо пространстве, одинаковы, покоится ли это пространство или движется равномерно и прямолинейно без вращения». «Если бы в этом центре помещалось то тело, к которому все тела наиболее тяготеют, … то такое преимущество должно бы предоставить Солнцу. Но так как Солнце само движется, то надо бы избрать такую покоящуюся точку, от которой центр Солнца менее всего отходит…». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы