Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зоны соревновательной площадки



Разметка на соревновательной площадке

Расположение судей на площадке

Технические средства и оборудование соревнований

Технические средства для проведения соревнований

а) секундомер;

б) устройство для подачи звукового сигнала.

Обязательное оборудование для проведения соревнований

а) легкие стулья для судей, должны быть размещены в зоне безопасности по всем 4-м углам зоны соревнований и в центре со стороны стола Главной судейской коллегии (для центрального судьи должно быть предусмотрено два стула (или стул и небольшой стол));

б) свисток, индивидуальный для каждого судьи, в резерве должны быть предусмотрены запасные свистки;

в) судейские таблички с обозначением количества баллов должны, быть разложены на каждый из пяти судейских стульев;

г) карточки, с наименованием ката для первого круга личных соревнований во всех категориях чемпионата, располагаются в конверте на соседнем стуле (небольшом столе) центрального судьи;

д) карточки для исполнения дополнительного ката по жребию во всех категориях располагаются на столе Главной судейской коллегии.

Хронометраж

Контроль времени

Контроль за временем выхода спортсменов для выступлений, временем начала исполнения ката, временем остановок в процессе исполнения ката ведет судья-секундометрист с использованием установленных технических средств и оборудования соревнований.

После официального вызова спортсмена или группы судьей-информатором, судья-секундометрист включает секундомер. В случае отсутствия спортсмена или группы у соревновательной площадки через 30 секунд после официального вызова, судья-информатор повторно вызывает спортсмена или группу, и, по истечении 1 минуты, судья-секундометрист подает специально предусмотренный сигнал об окончании отведенного времени.

Хронометраж ката

Хронометраж исполнения ката определяется с помощью секундомера (хронометра). Секундомер включается сразу после команды " хадзимэ! " и выключается сразу после завершения последнего технического действия ката. В ката группы Тайкеку и Пинан далее следует команда " наорэ! ", а во всех остальных ката - самостоятельный переход спортсмена в мусуби дати, после которого также подается команда " наорэ! ".

N Наименование ката Время исполнения, сек.
1 Тайкеку 1 - 3 20 - 23 сек
2 Пинан 1, 3 22 - 25 сек
3 Пинан 2, 4, 5 30 - 33 сек
4 Ура Тайкеку 1 - 3 33 - 38 сек
5 Ура Пинан 1 35 - 40 сек
6 Ура Пинан 2 45 - 50 сек
7 Сантин но ката 2 мин 14 - 17 сек
8 Сантин но ката с КИАЙ 19 - 22 сек
9 Гэкисай Дай 47 - 50 сек
10 Янцу 1 мин 2 - 5 сек
11 Цуки но ката 36 - 39 сек
12 Сайха 43 - 46 сек
13 Тэнсе 2 мин 19 - 23 сек
14 Гэкисай Се 48 - 50 сек
15 Канку Дай 1 мин 40 - 45 сек
16 Сэйентин 1 мин 24 - 27 сек
17 Сусихо 1 мин 15 - 20 сек
18 Гарю 38 - 41 сек
19 Сэйпай 46 - 49 сек

Хронометраж исполнения ката, предусмотренных программами соревнований, непосредственно на соревнованиях не фиксируется, однако учитывается в процессе подготовки спортсменов и судей. Формирование соответствующего чувства времени имеет для судей принципиальное значение, поскольку позволяет отличать замедленное или ускоренное исполнение ката от нормативного и оправданного в стилистическом отношении исполнения.

Определение победителя

9.6.1. Критерии для определения победителя

Базовые:

а) текст ката;

б) качество техники;

в) понимание смысла приемов;

г) мастерство.

Дополнительные критерии для оценки выступлений групп

а) синхронизация исполнения ката;

б) технико-стилевая и психо-энергетическая согласованность исполнения ката.

Критерии определения победителя

Базовые критерии

N п/п Критерий

Содержание критерия

Объяснение содержания

1

Текст ката

1.1. Строгая последовательность определенных движений

Последовательность технических действий - ударов руками, ногами и блоков на установленных уровнях, а также захватов и бросков в определенных позициях, стойках и перемещениях в совокупности с предусмотренными способами дыхания - ногарэ, ибуки и киай.

1.2. Типы " рамочных" позиций в начале и в конце исполнения ката

1-й тип " рамки" установлен для ката групп тайкеку и пинан.

В начале ката делается стандартный переход из исходной фудо дати (после объявления названия ката по команде " ей! " ) через ути хатидзи дати в ей дати с ногарэ (на 4 счета).

При завершении ката производится стандартное возвращение в исходную фудо - дати (после остановки на последнем движении) выполняется по команде " наорэ! " (на 2 счета с обязательным промежуточным прикрытием груди предплечьями).

2-й тип " рамки" - установлен для всех остальных ката.

В начале ката делается стандартный переход из исходной фудо дати по команде " мокусо! " в мусуби дати (на 4 счета) для короткой медитации с закрытыми глазами (глаза закрываются на 4-й счет), а далее (после повторного объявления названия ката и открытия глаз с последующей командой " ей! " ) выполняется аналогичный переход через ути хатидзи дати в ей дати, но с ибуки (на 4 счета).

При завершении ката спортсмен сам переходит в мусуби дати (на 4 счета) для короткой медитации (глаза закрываются на 2-й счет, когда сомкнутые ладони опускаются на уровень лица) и ждет команды " наорэ! " После него выполняет установленное возвращение в исходную фудо дати (на 2 счета с обязательным промежуточным прикрытием груди предплечьями).

   

1.3. План перемещений с возвращением в ката в исходную точку

При исполнении ката спортсмен должен вернуться в исходную точку.

Исключения составляют ката: тайкеку 1, 2, пинан 2, где предусмотрено смещение назад по центральной оси на расстояние, равное ширине плеч, и ката сэйпай, где такое же смещение назад выполняется на расстояние, равное двойной ширине плеч.

Возвращение спортсмена в исходную точку, как и предусмотренный сдвиг назад по центральной оси, не являются самоцелью. Это закономерное следствие при соблюдении нормативных пропорций стоек и осей (углов) перемещений и свидетельство мастерства спортсмена. Недостаточная в данном отношении подготовка, как и намеренные попытки спортсмена вернуться на требуемое место за счет изменения пропорций стоек или длины перемещений, влекут за собой нарушения в тексте ката и соответственно назначение штрафных баллов.

   

1.4. Нормативный темп ката (в установленных для каждой формы временных рамках, см. Приложение 1) и ритмика исполнения

Нормативный темп ката отражает реальный характер эффективного выполнения соответствующих боевых приемов с учетом базовых трактовок их применения в самозащите (бункай).

Однако в ката, где нет реальных противников, можно значительно ускорить или замедлить темп исполнения, либо неоправданно исказить ритмику. В обоих случаях исполнение ката утрачивает правдоподобие, которое отмечается судьями-экспертами. Поспешность ведет к суете и смазыванию техники, лишая ее практического смысла. Затянутое, пусть и формально " чистое", но " мертвое", исполнение также уводит исполнение от реальности. В обоих случаях утрата практического смысла боевых приемов негативно отражается и на качестве техники.

2.

Качество техники

2.1. Соблюдение принципов перемещения в ката

Соблюдение основного принципа перемещения в ката (скоростного - на 1 счет или замедленного - на 2 счета) - ускорение к фазе завершения при неизменном сохранении правильной осанки и баланса.

Другой принцип перемещения в ката - сохранение нормативного уровня посадки в стойках, без " просаживания - провала" (чаще всего это происходит с киба дати), что нарушает опорную конструкцию, и без выпрямления ног (чаще всего это происходит с сантин дати), что также ведет к ослаблению ног и опоры в целом.

2.2. Соблюдение установленной скорости при исполнении техники

В 1 секунду производится 1 скоростная техника, 1 скоростное перемещение или 2 - 3 комбинированных техники.

За 2 секунды производится 1 замедленное движение

За 4 секунды производится 1 медленное движение

2.3. Сохранение нормативной формы движений

Сохранение траекторий и амплитуды движений, концентрации силы в точках фокуса как в быстрых (с обязательными ускорениями к точкам фокуса), так и в медленных движениях (с обязательным проявлением " направленной силы", т.е. с сохранением силовой концентрации и смысловыми акцентами в точках фокуса) при обязательной координации движений с дыханием и пропорциональным распределением веса тела в разных стойках, поскольку все техники в каратэ " загружаются" и " заряжаются" всем телом.

Происходит это благодаря активизации механизма психофизической и психоэнергетической мобилизации организма, где ключевое значение имеет дыхание. Владение данным механизмом (" генератором энергии", проистекающей прежде всего из " центра силы", тандэна) у спортсменов - ключ к обнаружению " качества техники", включая качество форм дыхания (ногарэ, ибуки, киай).

2.4. Соблюдение ключевых технических принципов

- вращение на тюсоку (при подготовке перемещений, поворотов, ударов ногами);

- выполнение ударов или блоков руками после полного завершения перехода в стойку (по формуле " стойка-техника" );

- переходы в стойку после ударов ногами (по формуле " удар ногой-стойка" );

- синхронное закрепление бедер во фронтальном положении (за счет напряжения живота, ягодиц и подъема кверху таза) в конечных фазах подавляющего большинства проникающих ударов руками (при этом полноценные реверсы свободной рукой сопровождаются полуфронтальным поворотом плеч);

- синхронизация поворота бедер и плеч в полуфронтальное положение с завершающими фазами подавляющего большинства секущих ударов руками, блоков, ударов локтями;

- включение (выдвижение) бедер (при одновременном выталкивании-приподнимании тела на опорной ноге) в ударах ногами.

 

2.5. Контроль взгляда

Контроль взгляда - это психологический показатель качества техники. Взгляд должен быть направлен прямо к цели на уровне глаз и всегда обеспечивает необходимый периферийный обзор пространства действия.

В особом случае, при выполнении бросков в завершении ката канку дай, взгляд направлен к цели (противник на земле) вниз примерно под 45°, но при этом также обеспечивается периферийный обзор.

Единственное тактическое исключение, где взгляд специально отводится от цели (как бы отвлекая противника от последующей контратаки) используется в ката сайха (в 3-х начальных комбинациях перед освобождением от захвата руки).

Однако " правильный взгляд" - это не только его направленность на цель и достаточный периферийный обзор, обеспечивающий ориентировку в пространстве. Качественное исполнение ката характеризуется также особым " пламенным взглядом", непосредственно выражающим состояние боевого духа спортсмена и его волю к борьбе. Поэтому " потеря взгляда" (прежде всего его направленности) одновременно свидетельствует как о значительном снижении качества техники, так и о потере спортсменом психологического баланса.

Поскольку " качество техники" обусловлено целым комплексом факторов, необходимо, с одной стороны, дифференцировать это качество по видам техники (стойки, перемещения удары и блоки руками, удары ногами), иногда даже по разновидностям техники (одни стойки лучше, другие хуже, проникающие удары лучше, секущие удары хуже, базовые блоки лучше, производные хуже, техники рук в целом лучше, чем удары ногами и т.д.).

С другой стороны, наблюдая неровное качество техники в конкретных случаях, необходимо выносить совокупные взвешенные решения, исходя из первооснов качества техники (так, плохое качество стоек, перемещений, незадействованность энергетического центра, работы бедер, плеч, отсутствие телесных конструкций силы предопределяют общее низкое качество техники).

3.

" Понимание смысла приемов"

3.1. Прямые свидетельства

Это означает понимание спортсменом смысла боевых приемов в большинстве случаев обнаруживаются в соблюдении той нормативной (оптимальной) формы качественно выполняемой техники, которая восходит к знанию основных (официальных) трактовок ее применения в самозащите (бункай). Попытки следования различным вариантам трактовок, которые потенциально содержат традиционные ката, могут повлечь за собой заметные отклонения от официально утвержденного технико-стилевого канона. На соревнованиях они будут расцениваться как недопустимые искажения формы. Поскольку на соревнованиях ката исполняются без партнеров, правильной будет считаться только официально утвержденная форма, т.е. будет действовать правило: " трактовок может быть много, но форма техники, зафиксированная в ката, одна".

3.2. Косвенные свидетельства

Косвенным свидетельством понимания спортсменом смысла боевых приемов при соблюдении официально утвержденной формы техники может служить уверенное, сильное убедительное их исполнение. Напротив, грубое (порой непроизвольное) искажение предусмотренной формы боевой техники вместе с неуверенным, слабым и неубедительным исполнением является косвенным признаком непонимания ее смысла, а еще очевидным свидетельством того, что спортсмен данной техникой самозащиты реально не владеет.

4.

" Мастерство" исполнения ката

4.1. Технические критерии мастерства

Безупречность техники в ката, исполнение которой отличает, с одной стороны сила и высокая концентрация, а с другой, особая пластичность и свобода владения, т.е. традиционно почитаемая гармония " силы и гибкости".

4.2. Психологические критерии мастерства

Артистизм и убедительность исполнения ката. Они заключаются в глубокой вовлеченности спортсмена в действие, присутствие его в том, что он делает и делает наилучшим образом.

4.3. " Духовно-энергетические" критерии мастерства

Особая одухотворенность в исполнения ката. Она проявляется в высоком уровне энергетики, в тотальной мобилизации всех телесных, душевных и духовных сил, а в итоге - в проявлении того, что выражается понятием " боевой дух".

Поскольку три основных аспекта мастерства на внешнем плане (при исполнении ката) могут проявляться в разном соотношении, приоритетное значение в комплексной итоговой оценке мастерства спортсмена будет иметь степень проявления " боевого духа", непосредственно связывающая исполнение ката с реальностью боевого искусства. Однако и владение техникой, и артистизм при этом должны быть представлены на должном уровне.

           

Совокупная итоговая оценка исполнения ката с учетом 4 базовых критериев.

Такая оценка должна быть интегральным сбалансированным результатом целостного восприятия исполняемого ката. Так, проявление сильного " боевого духа" может иметь приоритетное значение только при прочих равных условиях. Оно не должно заслонять собой очевидные искажения текста ката, изъяны в качестве техники, непонимание ее смысла, которые требуют итоговой оценки " ниже среднего". Однако и только лишь точное соблюдение текста, формально чистое, но равнодушное исполнение ката также не может быть оценено как " выше среднего" и, тем более, как " отличное".

Целостное восприятие ката у квалифицированного судьи (эксперта), - при учете всех 4 базовых оценочных критериев и соответствующих значимых деталей исполнения, - является фундаментом для принятия взвешенного, справедливого решения и адекватной совокупной итоговой оценки. Если бы, подобно " счетной машине", судья стал бы начислять штрафные очки за все замеченные в исполнении ката мелкие недостатки, то не хватило бы никакой оценочной шкалы. Способность судьи исходить из реальных приоритетов мастерства в боевом искусстве (не преувеличивая малозначащих погрешностей) есть главное качество эксперта и свидетельство его профессиональной квалификации.

Опытный квалифицированный судья всегда руководствуется целостным восприятием исполнения ката. " Сканируя" весь процесс и фиксируя по ходу исполнения ката существенные ошибки и отклонения от нормы, эксперт способен сразу же определить в какой оценочной зоне находится данное исполнение. При этом, вполне отдавая себе отчет в плюсах и минусах конкретного исполнения ката, он должен быть способен к детализации своей оценки с учетом всего комплекса критериев, а также установленных Настоящим Регламентом штрафных баллов за очевидные грубые (недопустимые) нарушения технико-стилевого канона в исполнении ката Кекусинкай и бонусных баллов за исполнение пяти высших ката.

Дополнительные критерии

Дополнительные специфические критерии для оценки группового
выступления в составе 3 участников

N Критерий Содержание критерия Объяснение содержания
1. Синхронизация исполнения ката Это первый приоритетный и наиболее очевидный формальный (сугубо временной) критерий в оценке выступления группы. Если в группе нет синхронности - нет группового исполнения ката. Понятие " синхронизация" охватывает совпадение по времени исполнения не только начальных и конечных точек, но также всех промежуточных фаз движений, особенно медленных (где несовпадения по времени особенно заметны).
2. Технико-стилевая и психоэнергетическая согласованность исполнения ката Данный критерий позволяет оценивать более глубокие показатели мастерства группы как слаженной группы, " боевой единицы" Во-первых, это технико-стилевое единство 3-х участников группы идентичность формы стоек и техник, осей и углов перемещений и поворотов, траекторий и амплитуд движений, скорости, концентрации, дыхания (в том числе беззвучности ногарэ, силы и качества ибуки, киай). Во-вторых, это единство боевого настроя и волевых устремлений участников, которое проявляется в общем " градусе энергетики" и в " драматургии" исполнения ката (смысловые акценты в комбинациях и в кульминационных эпизодах).

При выступлении группы степень согласованности действий участников по фундаментальным и дополнительным (специфическим) критериям определяется с учетом их индивидуальных особенностей. Заметные и существенные недостатки у любого участника закономерно ведут к снижению оценки выступления группы в целом.

9.6.2. Бонусные баллы

Бонусные баллы добавляются каждым судьей к итоговой оценке выступления спортсмена.

N п/п Основание начисления бонусных баллов Размер бонусных баллов
1 Исполнение любого из пяти высших ката (Канку Дай, Сэйентин, Сусихо, Гарю, Сэйпай) 0, 2

9.6.3. Штрафные баллы

Штрафные баллы формально вычитаются от верхнего цифрового значения судейской шкалы.

N п/п Основание начисления штрафных баллов Размер штрафных баллов
1 серьезные текстовые ошибки (за каждую ошибку) 0, 2
2 слишком замедленное или ускоренное исполнение от 0, 1 до 0, 4 (в зависимости от тяжести)
3 невозврат в исходную (или в смещенную назад по нормативу) точку от 0, 1 до 0, 2 (в зависимости от тяжести)
4 потеря баланса. от 0, 1 до 0, 4 (в зависимости от тяжести)

9.6.4. Порядок выставления баллов

Каждый судья оценивает выступление участника (группы) путем выставления баллов с учетом вычитания штрафных и добавления бонусных баллов.

Диапазон выставления баллов

N п/п Ранг соревнования, дисциплина Диапазон выставления баллов
1 Первенство (все возраста), спортивная дисциплина " кекусин-ката" от 5, 0 до 7, 0
2 Первенство (все возраста), спортивная дисциплина " кекусин - ката-группа" от 6, 0 до 8, 0
3 Чемпионат, спортивная дисциплина " кекусин-ката" от 6, 0 до 8, 0
4 Чемпионат, спортивная дисциплина " кекусин - ката-группа" от 6, 0 до 8, 0

9.6.6. Подсчет баллов

Подсчет баллов, вставленных судьями, осуществляет секретариат соревнований. При подсчете баллов самые высокие и самые низкие баллы из пяти выставленных исключаются. Общий балл складывается из суммы оставшихся трех баллов.

В случае ничейного результата у двух участников или групп побеждают те, у кого выше самый низкий балл. Если эти баллы равны, то победитель определяется по более высокому из высших баллов. Если и они равны, то участники, для выявления победителя, должны исполнить дополнительное ката по своему выбору, но не повторять ранее исполненное.

Если баллы по итогам исполнения дополнительных ката равны, а в утвержденном списке уже все формы исчерпаны, то участники (группы) должны будут выполнить одно и то же ката из утвержденного списка данной категории, выбранное Главным судьей соревнований по жребию. Спортсмены (группы) выступают в порядке, согласно проведенной жеребьевке.

При проведении соревнований без выбывания после 1-го или 2-го круга соревнований, производится учет суммарного балла по первым двум или трем кругам соревнований.

Дисквалификация

N п/п Нарушение Кто принимает решение Последствия

ХАНСОКУ

1 неявка спортсмена в зону соревнований в течение более чем 1 минуты после второго приглашения центральный судья, на основании сигнала, подаваемого судьей-секундометристом участник может продолжить выступления в другом виде программы соревнований
2 не соответствие формы участника требованиям настоящего регламента центральный судья, на основании решения не менее трех судей судейской бригады или решения главного судьи участник может продолжить выступления в другом виде программы соревнований в случае устранения нарушения
3 участник не называет наименование ката в течение 5 сек. после команды " ката! " или не начинает исполнение ката в течение 5 сек. после команды " хадзимэ! " центральный судья, на основании сигнала, подаваемого судьей-секундометристом участник может продолжить выступления в другом виде программы соревнований
4 участник объявляет об исполнении одного ката, а выполняет другое ката центральный судья, на основании решения не менее трех судей судейской бригады или решения главного судьи участник может продолжить выступления в другом виде программы соревнований
5 участник делает остановку в процессе исполнения ката длительностью более 5 сек центральный судья, на основании сигнала, подаваемого судьей-секундометристом участник может продолжить выступления в другом виде программы соревнований
6 участник начинает исполнение заявленного ката, а в процессе исполнения переходит к исполнению другого ката, либо пропускает или добавляет группы комбинаций (более 5 действий) центральный судья, на основании решения не менее трех судей судейской бригады или решения главного судьи участник может продолжить выступления в другом виде программы соревнований
7 демонстрация эмоций (в любых проявлениях), после объявления общего балла центральный судья, на основании решения не менее трех судей судейской бригады или решения главного судьи участник может продолжить выступления в другом виде программы соревнований

СИККАКУ

1 подмена спортсмена в ходе соревнований Главным судьей соревнований вся команда дисквалифицируется и не может принимать участие в соревнованиях
2 тренер, представитель команды спортсмена или спортсмен ведет себя таким образом, что вредит престижу и чести киокусинкай Главным судьей соревнований вся команда дисквалифицируется и не может принимать участие в соревнованиях

В случае дисквалификации одного из участников группы в дисциплине " кекусин - ката-группа", такая группа дисквалифицируется целиком.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь