Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Григорий Мелехов – «образ мятущегося человека – правдоискателя».



Образ Григория Мелехова вобрал в себя правду времени. В том, как раскрывается личность этого героя, проявляется духовность прозы, художественное мастерство Михаила Александровича Шолохова.

Уже на первых страницах романа происходит неназойливое выделение персонажа из яркой казачьей среды. Иногда это всего лишь один эпитет. Так Аксинья Астахова стразу приметила «черного ласкового парня»[210]. Или, казалось бы, бытовой эпизод: во время косьбы Мелехов случайно зарезал косой утенка. «Григорий положил на ладонь прирезанного утенка. Изжелта-коричневй, на днях только вылупившийся из яйца. Он таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, бисеринки глаз хитро прижмурены, мелкая дрожь горячих еще лапок. Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони».[211]

Ни один из многочисленных персонажей романа не способен на такую острую жалость, отзывчивость к красоте природы.

На протяжении всего повествования Мелехов словно окружен пейзажем, в то время как многие герои живут, действуют будто в пустоте.

Вот, например, Григорий перед проводами брата Петра в летние лагеря повел к Дону поить коня. «По Дону наискось – волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном – туман, вверху звездное просо. Конь позади строжко переставляет ноги. К воде спуск дурной. На этой стороне утиный кряк, возле берега в тине взвернул и бухнул по воде омахом охотящийся на мелочь сом. Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С конских губ ронялась дробная капель. На сердце Григория сладостная пустота. Хорошо и бездушно».[212]

Здесь пейзаж дан как бы в восприятии Григория. Он в привычном, обыденном мире, герой гармонично слит с природой. Писатель точно и убеждающе доносит восприимчивость Мелехова.

Много также говорит о чутком сердце Григория рассказ о том, как красиво и вдохновенно он «дишканит», как льется его голос, «словно нить серебряная», как может расплакаться, слушая задушевную песню.

Огромное впечатление производит сцена, когда в ночной кубанской степи Григорий слушает, как поют отступающие белоказаки:

«Ой, как на речке было, братцы,

на Камышинке,

На славных степях, на саратовских…

Словно что-то оборвалось внутри Григория… Внезапно нахлынувшие рыдания потрясли его тело, спазма перехватила горло. Глотая слезы, он жадно ждал, когда запевала начнет, и беззвучно шептал вслед за ним знакомые с отроческих лет слова: «Атаман у них – Ермак, сын Тимофеевич, есаул у них – Асташка, сын Лаврентьевич».[213]

Песня сопровождает героя в самые сложные периоды его жизни. Вот один из таких эпизодов: «До имения Ягодного осталось несколько десятков верст. Григория, будоража собак, шагал мимо редких деревьев, за приречными вербами молодые ребячьи голоса вели песню:

А из-за леса блестят копии мечей:

Неизъяснимо родным, теплым повеяло на Григория от знакомых слов давнишней казачьей и им не раз игранной песни. Щиплющий холодок покалывал глаза, теснил грудь… Давно играл я, парнем, а теперь высох мой голос и песни жизнь обрезала. Иду вот к чужой жене на побывку, без угла, без жилья, как волк буерачный…»[214] Песня здесь вошла в сознание героя, соединила его прошлое и настоящее.

Всей душой Григорий любит свои песни, своих женщин; свой дом, свою Родину – все казацкое. Но главное для него, крестьянина – это земля.

Находясь в Ягодном, работая «наймитом», он тоскует по своему кусочку земли: «…жирным косым квадратом лежала деляна, та, что осенью пахал от с Натальей. Григорий нарочно направил жеребца через пахоту, и за те небольшие минуты, в которые жеребец, спотыкаясь и качаясь, пересекал пахоту, в сердце Григория остывал охвативший его охотничий пыл».[215]

Водоворот гражданской войны сделал его мечту о мирном труде чем-то нереальным: «…Ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный голубой трубный клич, ласково снимать со щек наносное серебро паутины и неторопливо пить винный запах осенний, поднятой плугом земли. А взамен этого – разрубленные лезвиями дорог хлеба. По дорогам толпы раздетых трупно – черных и пыли пленных».[216]

В романе наиболее поэтичными являются именно такие, овеянные извечной тоской человека по мирному быту страницы. Писатель придавал им особо важное значение, считая из ключевыми, обнаруживающими источник мучений, первопричину трагедии Григория Мелехова».[217]

После семи лет войны, после очередного ранения, во время службы в Красной Армии главный герой строит планы на будущее: «…сниму дома шинель и сапоги, обуюсь в просторные чирки… хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой запах взрыхленной земли…»[218]

Сбежав из банды Фомина и собираясь на Кубань, он твердил Аксинье: «Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась».[219]

Именно за нее, за землю, готов сражаться Мелехов до последнего: «Колчака разбили мы. Краснова вашего копнем как следует – и все. Во как! А там ступай пахать, земля целая пропастина, бери ее, заставляй родить. А кто поперек станет – убить».[220]

Спор о новой власти сводился для нее к тому, кто будет владеть землей. В этой мысли еще раз утверждается Григорий, «скрываясь зверем в кизячном логове», и ему начинает казаться, что за его плечами будто и не было поисков правды, шатаний, внутренней борьбы, что всегда была и будет борьба за кусок хлеба, за право на жизнь, за землю. Путь казачества скрестился с путями «мужиков», «…биться с ними насмерть, - решает Мелехов. – Рвать у них из-под ног тучную донскую, казачьей кровью политую землю. Гнать их, как татар, из пределов области»[221]. И мало-помалу стал проникаться злобой: Они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли... бьемся за нее будто за любушку».[222]

Григорий заметил, что такое же чувство завладевает и остальными казаками, которым тоже казалось, что только по вине большевиков идет эта война: «…И каждый, глядя на неубранные волны пшеницы, на полегший под копытами нескошенный хлеб, на пустые чумна вспоминал свои десятины, над которыми хрипели в непосильной работе бабы, и черствел сердцем, зверел».[223]

А ведь в начале первой мировой войны Григорий остро переживал первую (от его руки) смерть. Даже во сне являлся к нему убитый им австриец. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой»[224], - жалуется он брату Петру.

В Поисках социальной правды ищет он ответа на неразрешимый вопрос о правде у большевиков (Гаранжи, Подтелкова), у Чубатого, у белых, но чутким сердцем угадывает неизменность их идей. «Земли даете? Воли? Сравняете? Земли у нас хоть заглотнись ею. Воли больше не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают… Казакам эта власть окромя разору, ничего не дает! Мужичья власть им она и нужна. Но нам и генералы не нужны. Что коммунисты, что генералы – одно ярмо».[225]

Григорий хорошо понимает трагизм своего положения, осознает, что его всего - лишь используют в качестве винтик: «…спутали нас ученые люди… стреножили жизню и нашими руками вершают свои дела».[226]

Душа Мелехова страдает, по его словам, «оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их…»[227] судя по его поступкам, он был склонен искать мирные пути решения жизненных противоречий. Он не хотел отвечать жестокостью на жестокость: приказывал отпускать пленного казка-хопреца, освободил из тюрьмы арестованных, бросился спасать Котлярова и Кошевого, первым протянул руку Михаилу, но тот не принял его великодушия:

«- Враги мы с тобой…

- Были.

- Да видно и буде.

- Не понимаю. Почему?

- Ненадежный ты человек…

Григорий усмехнулся:

- Крепкая у тебя память! Ты брата Петра убил, а я тебе что-то об этом не напоминаю… Ежели все помнить – волками надо жить.

- Ну, что ж, убил, не отказываюсь! Доведись бы мне тогда тебя поймать я и тебя бы, как миленького! »[228]

И выплескивается у Мелехова наболевшее: «Я отслужил свое. Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно. Все мне надоело, и революция, и контрреволюция. Нехай бы все это… Нехай оно все идет пропадом! »[229]

Это человек устал от горя утрат, ран, метаний, но он намного добрее Михаила Кошевого, Штокмана, Подтелкова. Григорий не растерял человеческого, его чувства, переживания всегда искренние, они не притуплялись, а пожалуй, обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мертвого старика, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду.

Встречаясь со множеством маленьких правд, готовый принять каждую, Григорий попадает в банду Фомина. Пребывание в банде – одна из самых тяжелых и непоправимых его ошибок, герой сам ясно понимает это. Вот, как Михаил Александрович Шолохов передает состояние героя, лишившегося всего, кроме умения наслаждаться природой. «Шумела вода, прорываясь сквозь гряду вставших на ее пути старых тополей, и тихо, певуче, успокоенно лепетала, раскачивая верхушки затопленных кустов. Погожие и безветренные стояли дни. Лишь изредка в ясном небе проплывали белые, распушившиеся на вышнем ветру облака, и по разливу лебединой стаей скользили их отражения и исчезали, коснувшись дальнего берега».[230]

Мелехов любил смотреть на разметавшуюся у берега, бешено клокочущую быстрину, слушать разноголосый шум воды и ни о чем не думать, стараться не думать ни о чем, что причиняет страдания»[231]. Глубина переживаний Григория соединена здесь с эмоциональным единством природы. Это переживание, конфликт с самим собой разрешается для него отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полу шинели».[232]

«В конце произведения Григорий отказывается от всей своей жизни, обрекает себя на тоску и страдания. Это тоска человека, смирившегося с поражением, тоска покорности судьбе».[233]

Кто же он, Григорий Мелехов, главный герой романа? Сам Шолохов отвечая на это вопрос, говорил: «Образ Григория – это обобщение исканий многих людей… образ мятущегося человека – правдоискателя… несущего в себе отблеск трагизма эпохи».[234] И права была Аксинья, когда в ответ на жалобу Мишатки, что ребята не хотят с ним играть, потому что он – сын бандита, говорит: «Никакой он не бандит твой отец. Он так… несчастный человек».[235]

Только эта женщина всегда понимала Григория. Их любовь – самая замечательная история любви в современной литературе. В этом чувстве раскрывается душевная тонкость, деликатность, страстность героя. Безоглядно отлается он любви к Аксинье, воспринимая это чувство как дар, как рок. Поначалу Григорий еще будет пытаться разорвать все связи, соединяющие его с этой женщиной, с неприсущей ему грубостью и резкостью скажет ей он известную поговорку. Но ни эти слова, ни молодая жена не смогут его оторвать от Аксиньи. Не будет он таить своих чувств ни ль Степана, ни от Натальи и на письмо отца ответит прямо: «Вы спрашивали, чтоб я прописал, буду я аль нет жить с Натальей, но я вам, батя, скажу, что отрезанную краюху не приклеишь».[236]

В этой ситуации основное в поведении Григория – глубина, страстность чувства. Но такая любовь несет людям больше душевных страданий, чем любовных радостей. Драматизм еще и том что любовь Мелехова к Аксинье – это причина страданий Натальи. Григорий отдает себе отчет в это, но уйти от Астаховой, избавить от мучений жену – на это он не способен. И не потому, что Мелехов – эгоист, просто он – «дитя природы», человек плоти и крови, инстинкта. Природное переплетается в нем с социальным, и для него такое решение немыслимо.

Аксинья манит его знакомым запахом пота, дурнопьяна, и даже ее измена не может вырвать любовь из его сердца. Он пытается забыться от терзаний и сомнений в вине и разгулье, но и это не помогает. После долгих войн, напрасных подвигов, крови этот человек понимает, что его опорой остается лишь давняя любовь. «Единственно, что оставалось ему в жизни, - это с новой и неуемной силой вспыхнувшая страсть к Аксинье. Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную, ночь, далекий трепетный огонек костра».[237]

Последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью героини и черным диком солнца. «Как выжженная папами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и других».[238]

Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григория. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни.

«Автор оставляет героя на грани, черте между светом и тьмой, черным солнцем мертвых и холодным солнцем огромного сияющего мира.

Судьба казака, воина, проливающего свою и чужую кровь, мечущегося между двумя женщинами и разными лагерями – становится метафорой удела человеческого».[239]


III Заключение

Время вносит свои поправки в образ Шолохова – художника и человека, вносит оно изменения и в трактовку героев его произведения. Но какова бы ни была эпоха, ясно одно – «Тихий Дон» – это шедевр русской литературы.

А «...великие произведения обладают вечно неиссякаемой способностью удивительного обновления заключенного в нем смысла не только в не только перед каждым новым поколением читателей, но и перед каждым читателем в отдельности».[240]

Эта книга останется вечной и актуальной из-за правдивости Шолохова – писателя. Он был большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений, Михаил Александрович выступает лишь как заинтересованный наблюдатель людей и событий. Но позиция автора видна через моральную оценку героев, которую он доносит посредством портретной характеристики, внутреннего монолога, диалога героев, косвенной, или несобственно-прямой речи, а чаще всего с помощью их поступков. Причем писатель всегда объективен. «...Его полная объективность – нечто несвойственное советскому писателю – напоминает раннего Чехова. Но Шолохов идет дальше... Стремление Чехова дать возможность персонажам говорить от своего имени не исключает права автора комментировать происходящее... Шолохов же как бы дает отчет о своих персонажах, никогда не отождествляет себя сними. Он избегает ассоциировать себя с их поступками или философским размышлениям по поводу их мыслей и переживаний... Он отступает от русского классического реализма назад в 18 век...»[241]

Автор предоставляет право самим героям рассказать о себе, раскрывать свои сильные и слабые стороны в поступках. И они делают это, обнажая нравственные качества, присущие им, в ситуации бурных перемен, по мере того, как история все больше приникает в их устоявшийся быт.

Вот, например, Пантелей Прокофьевич – старый казак, несносный, грозный в быту. Не будь войны остался бы он крепким хозяином, держащим в узде весь дом, но она безжалостно врывается в его жизнь, и уже не только интонация юмора, но и некое раздумье, жалость господствует над этим героем. Сначала он еще пытается скрепить кусочки своего старого быта, вести борьбу за сохранение своего дома, но постепенно им овладевает равнодушие, и Пантелей Прокофьевич начинает хулить свое же, недавно утраченное – полушубок ли, поросенка ли, - смутно догадываясь: «...какие-то иные, враждебные ему начала вступили в управление жизнью...»[242]

Гибель героя на чужбине – трагедия не просто семьи Мелеховых, но всего народа.

Ильинична – покорная, сдержанная женщина, во всем повинующаяся своему мужу, в годину смертей превращается в величавую старуху, отстаивающую нормы нравственности, живущей идеей дома, материнским долгом.

Ведут свой сложный поединок с судьбой и друг с другом Наталья я Аксиньей, но общие беды, разлука с любимым человеком делает их добрее. Уже и Аксинья иначе видит свою соперницу; уже можно сказать, что когда вернется Григорий, он сам выберет ту, которую любит. Женщины в детях, рожденных от другой, видят лицо любимого. Жизнь изменилась в их восприятии, они начали забывать себя в новой любви.

Война, Революция раскрывает героях то, что было заложено в них, но могло бы остаться и в дремлющем состоянии – при ровном течении жизни, не перерытой испытаниями: в Дарье – цинизм, испорченность, душевную пустоту; в Степане – приспособленчество, стяжательство, лесть.

И лишь Григорий – единственный человек, «спасшийся» от всеобщего похабства, посрамления нравственных устоев в хаосе гражданской войны. Все же, кто самоуверенно говорил, что «середки нет», что вся Россия – лишь два ожесточенных лагеря, гибнут или теряют смысл жизни. Так гибнет после работы в ЧК Бунчук, мужественно (в личном плане) гибнут Штокман, Подтелков. Но они так и не обретают полного понимания событий, не постигают всей катастрофы. И главный герой вплоть до последних финальных страниц романа интуитивно различает добро и зло. Он – человек совести, поставлен в такие условия, что вынужден постоянно соприкасаться с жестокостью, но автор через отдельные поступки героя показывает, что Григорий Мелехов, в отличие от других, не растерял своего нравственного потенциала.

Таким образом, герои Шолохова выражают сложность народной души в переломные периоды: в ней есть и непреклонность, и чуткость, и самоотверженность, и гибкая приспособляемость, но обо всем этом писатель повествуем честно и прямо. Он принимает жизнь такою, какая она есть на самом деле.


Библиография.

1. Барог Л. Г. О мастерстве пластического изображения человека в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». //Ученые записки. Выпуск 8. Серия филологическая №2. Уфа, 1956. – С. 36-74.

2. Бекедин П. В. Проверяйте литературу жизнью. (О некоторых эстетических принципах М.А. Шолохова). //Творческие взгляды советских писателей. - Л., 1981. – С. 46-70.

3. Бирюков Ф. Г. Мастер речевых характеристик.//Русская речь. – 1987. - №1. – С.31-40

4. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия М. Шолохова.: Современник, 1976

5. Дайреджиев Б. О «Тихом Доне». – М.: Советский писатель, 1962

6. Круглов Ю. Великий писатель Земли русской. //Слово. – 2000. - №4. – С.9-14

7. Кулинич А. В. Классовое и общечеловеческое в романе «Тихий Дон». //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1991. - №2. – С.29-34

8. Небольсин С. Шолохов, Пушкин, Солженицын. //Наш современник. – 1992. - №5. – С.177-186

9. Палиевский П. Шолохов сегодня. //За строкой учебника. – М.: Молодая гвардия, 1989. – С.230-238

10.  Симмонс Э. Он избрал свой путь. //Вопросы литературы. – 1990. - №5. – С.40-62

11.  Соколов Б. В. Донская волна в «Тихом Доне». //Вопросы литературы. – 1990. - №5. – С.3-24

12.  Сухих И. Одиссея казачьего Гамлета. //Звезда. – 2000. - №10. – С. 220-224.

13.  Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22-х т. – Т.13. – М.: Худ. лит., 1983.

14.  Федин К. Слово о Шолохове. – М.: Правда, 1973.

15.  Федь Н. Обреченная любовь. //Слово. – 1998. - №3. – С. 89-106.

16.  Федь Н. Парадокс гения. //Молодая гвардия. – 1995. – №3. – С. 254-264.

17.  Федь Н. Художник и власть. //Молодая гвардия. – 1994. - №3. – С. 191-203.

18.  Хватов А. На страже века. – М.: Современник, 1975.

19.  Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1-4. – М.: Правда, 1975.

20. Якименко Л. Г. «Тихий Дон» М. Шолохова. – М.: Советский писатель, 1958.

21.  Якименко Л. Г. Избранные работы: в 2-х т. – Т.2. – М.: Худ. лит., 1982.


[1] Федь Н. Художник и власть. //Молодая гвардия. –1994. - №3. – с. 191.

[2] Там же, с. 192.

[3] Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22-х т. – Т13. – М.: Худ. лит., 1983. – с.5.

[4] Федь Н. Художник и власть. // Молодая гвардия. – 1994. - №3. – С.203.

[5] Федь Н. Художник и власть. //Молодая гвардия. – 1994. – №3. – С.199.

[6] Круглов Ю. Великий писатель Земли русской. //Слово. – 2000. - №4. – С.12.

[7] Круглов Ю. Великий писатель Земли русской. //Слово. – 2000. - №4. – С.13.

[8] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975.- С.612.

 

[9] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975.- С.179.

[10] Федин К. Слово о Шолохове. – М.: Правда, 1973. – С.19.

[11] Федин К. Слово о Шолохове. – М.: Правда, 1973. – С.19.

[12] Палиевский П. Шолохов сегодня. //За строкой учебника. – М.: Молодая гвардия, 1989. – С.232.

[13] Бирюков Ф. Г. Художественные открытия М. Шолохова. – М.: Современник, 1976. – С.99.

[14] Бекезин. П. В. Проверяйте литературу жизнью. (О некоторых эстетических принципах М. А. Шолохова). //Творческие взгляды советских писателей. – Л, 1981. – С.46.

[15] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С.12.

[16] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С.13.

[17] Якименко Л. Г. Избранные работы: В 2-х т. – Т. 2. – М.: Худ. лит., 1982. – С.148.

[18] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С.13.

[19] Якименко Л. Г. Избранные работы: В 2-х т. – Т. 2. – М.: Худ. лит., 1982. – С.149.

[20] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С.237.

[21] Бекедин М. А. Проверяйте литературу жизнью (О некоторых эстетических принципах М. А. Шолохова). //Творческие взгляды советских писателей. – Л., 1981. – С. 70.

[22] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С.453.

[23] Якименко Л. Г. Избранные работы: В 2-х т. – Т. 2. – М.: Худ. лит., 1982. – С.151.

[24] Якименко Л. Г. Избранные работы: В 2-х т. – Т. 2. – М.: Худ. лит., 1982. – С.151.

[25] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С.306

[26] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С.648.

[27] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С.68.

[28] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С.487.

[29] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С.494.

[30] Якименко Л. Г. Избранные работы: В 2-х т. – Т. 2. – М.: Худ. лит., 1982. – С.473.

[31] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С.648.

[32] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С.125.

[33] Бирюков Ф. Г. Мастер речевых характеристик. //Русская речь. - №1. – С.31.

[34] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С.90.

[35] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С.111.

[36] Федь Н. Парадокс гения. // Молодая гвардия. – 1995. -№3. – С. 252

[37] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 47.

[38] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 272.

[39] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 359.

[40] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С.93.

[41] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 69-70.

[42] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 235.

[43] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 16.

[44] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 523.

[45] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 13.

[46] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 34.

[47] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 23.

[48] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 158-159.

[49] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 157.

[50] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 110.

[51] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 322.

[52] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 324.

[53] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 314.

[54] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 313.

[55] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 326.

[56] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 330.

[57] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 328.

[58] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 9.

[59] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 602.

[60] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 31.

[61] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 31.

[62] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 10.

[63] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 70.

[64] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 116.

[65] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 115.

[66] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 118.

[67] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 412.

[68] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 412.

[69] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 26.

[70] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 67.

[71] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 111.

[72] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 162.

[73] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 14.

[74] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 57.

[75] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 115.

[76] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 137.

[77] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 57.

[78] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 106.

[79] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 41.

[80] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 247.

[81] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 134.

[82] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 103.

[83] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 109.

[84] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 109.

[85] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 109.

[86] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 57.

[87] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 57.

[88] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 57.

[89] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 85.

[90] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 197.

[91] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 270.

[92] Бараг Л. Г. Мастерство пластического изображения человека в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» //Ученые записки. Выпуск 8. Серия филологическая №2. Уфа, 1956. – С. 74.

[93] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 104.

[94] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 324.

[95] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 112.

[96] Бараг Л. Г. Мастерство пластического изображения человека в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» //Ученые записки. Выпуск 8. Серия филологическая №2. Уфа, 1956. – С. 36.

[97] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 23.

[98] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 87.

[99] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 148.

[100] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 118.

[101] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 211.

[102] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 45.

[103] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 64.

[104] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 61.

[105] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 62.

[106] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 160.

[107] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 45.

[108] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 464.

[109] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 302.

[110] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 301.

[111] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 157.

[112] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 159.

[113] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 166.

[114] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 175.

[115] Федь Н. Парадокс гения. //Молодая гвардия. – 1995 - №5. – С.255.

[116] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 68.

[117] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 19.

[118] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 19.

[119] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 40.

[120] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 44.

[121] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 36.

[122] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 40.

[123] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 70.

[124] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 172.

[125] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 173.

[126] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 152.

[127] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 290.

[128] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 266.

[129] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 44.

[130] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 233.

[131] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 55.

[132] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 66.

[133] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 61.

[134] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 73.

[135] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 93.

[136] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 367.

[137] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 420.

[138] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 75.

[139] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 420.

[140] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 65-66.

[141] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 77.

[142] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 52.

[143] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 76.

[144] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 76.

[145] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 159.

[146] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 412.

[147] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 385.

[148] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 16.

[149] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 12.

[150] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 329.

[151] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 442.

[152] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 443.

[153] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 141.

[154] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 303.

[155] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 297.

[156] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 334.

[157] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 1. – М.: Правда, 1975. – С. 141.

[158] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 127.

[159] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 378.

[160] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 288.

[161] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 324.

[162] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 386.

[163] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 300.

[164] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 194.

[165] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 297-298.

[166] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 32.

[167] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 169.

[168] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 171.

[169] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 377.

[170] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 307.

[171] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 314.

[172] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 275.

[173] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 283.

[174] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 312.

[175] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 105.

[176] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 380.

[177] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 305.

[178] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 4. – М.: Правда, 1975. – С. 287.

[179] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 166.

[180] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 171.

[181] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 3. – М.: Правда, 1975. – С. 168.

[182] Дайреджиев Б. О. О «Тихом Доне». – М.: Советский писатель, 1962. – С. 170.

[183] Хватов А. На стрежне века. – М.: Современник, 1975. – С. 112.

[184] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 402.

[185] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 579.

[186] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 267-268.

[187] Соколов Б. В. Донская волна в «Тихом Доне». //Вопросы литературы. – 1990. – №5. – С. 14.

[188] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 694.

[189] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 696.

[190] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 687.

[191] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 700.

[192] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 483.

[193] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 483.

[194] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 533.

[195] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 500.

[196] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 635.

[197] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 505.

[198] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 506.

[199] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 553.

[200] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 553.

[201] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 545.

[202] Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. – Т. 2. – М.: Правда, 1975. – С. 603.

[203] Як<


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.186 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь