Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Великая бюрократическая революция



 

  Бюрократия (от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) - 1. Система управления, осуществляемая учреждениями с явно выраженным разделением функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений и иерархической структурой. Термин " бюрократия" был впервые введён физиократом Винсеном де Гурнаем для уничижительного обозначения исполнительной власти, в этом смысле в общеупотребительной лексике он используется и по сей день. В научный оборот термин вошел благодаря трудам Вебера, который обратил внимание на то, что в бюрократических организациях возможна предельная рационализация деятельности, т.е. чёткое разделение функций, иерархическая система отношений и контроль за деятельностью чиновника, подчинение работы формальным правилам, а не личными симпатиям чиновника, возможность осуществлять профессиональный отбор претендентов на государственную службу и т.д. Вебер связывал становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривал её как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип рациональной бюрократии преобладает в большинстве современных государств с высокоразвитой экономикой. 2. Чиновничество, государственные служащие, осуществляющие функции административного управления, делопроизводства в государственных учреждениях. Власть чиновников, система управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, обладающего определёнными функциями и привилегиями, стоящего над обществом. Отличается произволом, формализмом, взяточничеством, коррупцией. Слова " бюрократ", " аппаратчик", " чиновник" в России стали нарицательными. При этом обычно подчёркивается патерналистский характер бюрократии, который роднит её с докапиталистическими (феодальными) структурами управления.

  1917 год. Внешнее руководство массами, осуществляемое дисциплинированной и законспирированной партией, после захвата власти становится правящей бюрократией. Вопреки марксистскому догмату о приоритете экономики над политикой, политическая воля бюрократии целиком и полностью определяет экономические изменения. Конец 20-х годов. После свёртывания политики НЭПа бюрократия осталась единоличным собственником при государственном капитализме. 30-е годы. Террор основанный на власти бюрократов одновременно поразил и сам этот класс. Одновременно советская бюрократия трансформируется в партноменклатуру – иерархическую систему привилегий и коллективной ответственности членов семей. 60-70 годы. Экономические трудности, связанные с некомпетентности бюрократии в решении проблем промышленного производства и сельского хозяйства. Идеологическая монополия вызывает отставание в сфере информационных технологий. Конец 80-х годов. Наиболее социально-активная часть бюрократии стремится легализовать свои привилегии и превратить монопольное обладание идеологией в возможность монопольного раздела государственной собственности. Как писал Ги Дебор, «именно в тот момент, когда советская бюрократия стремится продемонстрировать своё превосходство над миром капитализма, она признаёт себя его бедной родственницей. 90-е годы. Согласно определению С.Говорухина – «великая криминальная революция». В силу экономической некомпетентности подавляющей части бюрократии она не способна осуществить собственную монополию на управление процессами приватизации, в которые активно включается криминал. Одновременно с механическим переносом западной модели политического устройства на российскую почву в обществе постепенно увеличивается свобода иллюзорного выбора, демократическая псевдосвобода, которая остаётся несовместимой с властной монополией бюрократии. С 2000 года. Реванш бюрократии. Олигархи оттесняются от реального участия в политике, с несогласными расправляются. Одновременно власть даёт обязательство о неведении прогрессивного налога и об отказе пересматривать итоги приватизации. Происходит ухудшение отношений с Западом, который недоволен отстранением от политики российских (преимущественно, еврейских) олигархов. Кроме того, под прикрытием патриотической риторики, возвратившая утраченные позиции российская бюрократия, дала понять Западу, что намерена самостоятельно распоряжаться сверхдоходами от эксплуатации нефтяных и газовых ресурсов страны.
  В соответствии с принципом 90-х годов: «это наша корова и мы сами будем её доить».

Все начальники – сволочи

  В мифологии западных славян кабан считается хтоническим зверем. В конце времён он должен вылезти из озера и всё пожрать.

Великий русский мыслитель Г.П. Климов определил стремление к власти как " комплекс латентной гомосексуальности". Конечно, человек - это существо общественное, поэтому социум совершенно немыслим без иерархических отношений по линии " начальник - подчинённые". В условиях современной представительной демократии корпорация крупных начальников - " профессиональных политиков" - является замкнутой и самодостаточной. Она совершенствует механизм самовоспроизводства в следующих поколениях. Желающие стать " успешными" людишки лихорадочно перетекают в ряды правящей партии, чтобы приблизиться к власти и к её кормушке. Возникает закономерный вопрос: какие качества ныне необходимы для продвижения во власть? На наш взгляд это, прежде всего, безусловная личная преданность и готовность лизать начальственную задницу в любое время дня и ночи, по поводу и без повода. Своё отношение к таким социальным поведенческим императивам высказал в своё время герой Грибоедова: " Служить бы рад - прислуживаться тошно".

Посмотрим, что же это за чудовище - начальник? Для этого, как учил В.Ерофеев, " душу этого мудака рассмотрим со вниманием, пристально и в упор". Для начала сразу же отбросим тех несчастных людей, которые попали в категорию начальников в силу стечения обстоятельств, случайно, по принуждению или от безысходности, т.е. сами к этому не стремились и оказались на чужом месте. Оставшихся козлов можно условно разделить на 2 категории:
1). Начальники плохие - те, кто проник во власть с целью поиметь с этого кое-какой гешефт. Это, конечно, плохо, но, в целом, понятно.

2). Начальники мерзкие - их интересует власть как таковая. Они сублимируют оргазм, тираня людей. Особенно ужасна в этой роли баба-царёк (как правило, постклимактерического возраста), у которой дома, как говорится, " дерьмом намазано" и поэтому она до 21 часов находится на работе, изощрённо истязая своих сотрудников - чаще всего, таких же несчастных женщин. Не правда ли, достаточно распространённый тип?

  Поэтому, вслед за В.Ерофеевым, мне тоже хочется торжественно заявить:
" Я остаюсь внизу и снизу плюю на всю вашу общественную лестницу. Да. На каждую ступеньку лестницы - по плевку. Чтобы по ней подыматься, надо быть жидовскою мордою без страха и упрёка, надо быть пидарасом, выкованным из чистой стали с головы до пят. А я - не такой" (" Москва - Петушки" с.36).

  Итак, уже в 17 веке русский мятежный протопоп Аввакум провозглашал народные представления о начальнике, как об архетипическом воплощении абсолютного зла: " Так ин начальник, во ино время, на меня рассвирепел, прибежал ко мне в дом, бив меня, и руки отгрыз персты, яко пес, зубами. И егда наполнилась гортань ево крови, тогда руку мою испустил из зубов своих и, покинув меня, пошел в дом свой".

  Церковный раскол 17 века начался с идейной подготовки присоединения Украины к России. Как всегда, в качестве кирпичиков для строительства чиновничье-бюрократической империи власть использовала русский народ. Излишне говорить, что российская власть во все времена (может быть, за исключением короткого периода правления царя Александра Третьего), была принципиально антирусской и рассматривала русский народ как фундамент и цементирующий раствор для строительства своей вертикали власти. Вот и тогда, перед присоединением Украины, Кремль, действуя через по-византийски преданную любой власти церковь, принял решение привести русские церковные книги в соответствие с украинскими.

В течение всей истории российская вертикаль власти («верти кал власти») давила всей своей тяжестью на русский народ, на котором и покоилось здание империи. Если с поляками, финнами и прибалтами хотя бы как-то считались и стремились задобрить их льготами и привилегиями, немыслимыми в русских областях России, то на русских закономерно смотрели как на мёртвые души. Это продолжалось и в советский период, когда власть действовала в соответствии с марксистским постулатом о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Чтобы изменить сознание народов окраин в лучшую для себя сторону, за счёт опять-таки центральных областей России изменялось в лучшую сторону их бытие. Ан нет - всё произошло и происходит согласно пословице " как волка не корми...". Эх, бытие мое...

  В советское время я жил в Таджикистане и хорошо помню, что местные партийные чиновники и преподаватели научного коммунизма в положенное время раскладывали коврики и предавались молитве. А как же - ведь туземное население нельзя было злить - оно, при случае, и арматуру в руки могло взять. Но здесь в России истово верующие бабушки рассказывают, что при СССР боялись ходить в храм, потому что их за это могли поругать на собрании. Бога они, видимо не так опасались, как того, что их может пожурить начальство. " Мы грязь под ногами майора", - как говорил покойный Егор Летов.
  А что же российское начальство? В СССР оно преследовало церковь, когда разрушитель дома купца Ипатьева в Екатеринбурге партийный босс Ельцин стал со свечкой в храме, чиновники приняли, как теперь модно говорить, " сигнал", и последовали его примеру. Как говорил наш институтский феодал, если в 90-е годы обязанностью преподавателей нашего вуза было идти самим и гнать студентов голосовать за " Выбор России" и " Наш дом Россия", то сегодня мы все, по долгу службы - сторонники " Единой России". Если завтра начнутся гонения на религию, чиновники снова будут в дни религиозных праздников выставлять комсомольские пикеты, как это было раньше в городе Куйбышеве, чтобы не пускать молодёжь на церковную службу. Более того, я уверен, что если действующий глава государства, находясь перед телекамерами вдруг громко испортит воздух, всё чиновничество по всей нашей России - мачехе сразу же добросовестно начнёт пердеть.

  Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Макиавелли не любил ни власть, ни народ. Он обоснованно считал, что рыба гниёт с головы и что политике противопоказана нравственность, а каждый народ получает ту власть, которую заслужил (эту его мысль позднее перефразировал Жозеф де Местр). Будучи изгнанным в результате интриг в деревню, Макиавелли жутко злобствовал, что вынужден жить среди народа и называл его представителей гнидами.
  Однако, какое же в действительности место занимал и занимает в пресловутой чиновничьей вертикали абсурда русский народ? Если называть вещи своими именами, то это положение раба. И, к сожалению, в течение столетий рабского состояния у народа уже сложилась соответствующая психология.
  Недавно в Саратовскую область прибыл десант туркменов во главе с сыном главы этого пустынного государства, для того чтобы основать по договору с руководством области в посёлке Ленинское некое производство и туркменскую автономию. Местных жителей собрали в клубе и спросили их, что они думают по этому поводу. Далее цитирую газету " Саратовский Арбат":  " Зал одобрительно загудел. Послышались голоса: " - А что, если они народ работящий - пускай приезжают! ", " - А есть ли среди них знатные токари? " О, премудрые жители славного посёлка Ленинское! Поистине: работа делает человека рабом.

  Однако раб ненавидит своего господина и искренне желает, чтобы он сдох. А при случае может ему в этом помочь. Например, недавно некий бизнесмен застрелил мэра города Кировска Илью Кильманзона, а также начальника городского ЖКХ, которого он насильно затащил в мэрский кабинет и за компанию тоже грохнул. А потом и сам застрелился. Что по этому поводу пишут на местных интернет - форумах? Правильно: " Иван Анкушев - российский Марвин Химайер" и " Иван Анкушев - русский герой". Отсюда и феномен народной любви к Сталину. Ведь этот диктатор, так же как Иван Грозный, массами уничтожал народ. Но в этом нет ничего удивительного, поскольку русский народ уничтожали все без исключения правители России. Ведь вертикаль абсурда более-менее исправно функционирует только в условиях террора. Однако эти вожди, помимо убийства народа убивали и...страшно подумать! начальство. Вот поэтому, несмотря на все утробные завывания власти и телеведущих и несмотря на непопулярное грузинское происхождение самого Джугашвили, русский народ в основной своей массе продолжает этого кровавого тирана беззаветно любить. Потому что он в своё время доставил народу большое счастье, расстреляв многие тысячи партийных говночиновников. К тому же Сталин в 24 часа надолго решил чеченский вопрос, который нынешняя гнилая власть безуспешно решает уже 15 лет. И эти его заслуги перевешивают в народной памяти все его очевидные преступления. Что касается Ивана Грозного, то не так давно в РПЦ вообще была создана инициативная группа, состоявшая из церковных иерархов, которая инициировала (правда, к сожалению, безуспешно) вопрос о причислении этого тирана вместе с Г.Е.Распутиным к лику святых.

  Недавно у нас в институте проходила конференция на тему преподавания православия в школе. На кинолектории показывали фильм " Гибель империи: Византийский урок" и попросили меня прокомментировать. В фильме проводятся весьма притянутые за уши параллели между Византией и (преимущественно, путинской) Россией. В частности, там утверждается, что, пока в Византии была вертикаль власти и институт преемников - империя процветала. Но затем эллины забыли свою обязанность служить фундаментом властной вертикали, ударились в национализм и начали сдуру требовать равных прав с инородцами - вот тут-то империя и обрушилась. По этому поводу я сказал, что национальностью любого чиновника является кормушка, а его религия - вышестоящее начальство. Что феодальная номенклатура рассматривает государственную собственность как свою личную, а бюджетных работников в качестве своих крепостных. И что больше всех персонажей фильма мне понравился не Василий Второй, который якобы боролся с византийскими олигархами и укреплял вертикаль власти, а его непутёвый преемник Константин Восьмой, про которого в фильме говорили, что он был постоянно нетрезв, пропил весь стабилизационный фонд и оскопил половину своих чиновников. Там даже показывали византийскую фреску, на которой изображён этот император с огромными ножницами и к нему в очередь уже выстроились средневековые говноначальники. Вот эта картинка меня искренне затронула. Я заявил, что нам, русским, необходимо срочно возродить у себя этот славный обычай. И тогда я лично возьму в руки ножницы и отрежу какому-нибудь чиновнику всё его бесполезное для карьерного роста хозяйство. Под самый корень.
  Надо сказать, что до этого зал тоскливо ожидал разрешения покинуть кинолекторий, но здесь люди внезапно проснулись и зааплодировали.
В сознании людей генетически заложена истина: все начальники сволочи.

Бег трусцой на тот свет

Утром к Мак-Лауду пришла смерть.

-- Расслабился? -- Говорит смерть, -- Думал уже не приду? А я вот.

-- Значит, судьба моя такая, -- отвечает Мак-Лауд, -- Умереть сегодня. Прожил я немало. Бесчестными поступками совесть не запятнал.

-- Ладно, не парься, -- ухмыляется смерть. -- Я так, на минуту. Поглумиться.

  Близкие друзья артиста Савелия Крамарова знали, что он очень заботится о своём здоровье - не пьёт, не курит, не принимает никаких лекарств и ест только натуральные продукты без сахара, соли и острых приправ. Живя в США он совершал регулярные пробежки вдоль берега океана, занимался хатха-йогой и спать ложился в одно и то же время. " Это будет первый в истории эксперимент, когда человек доживёт до 140 лет в добром здравии",

-говорил Крамаров. Доходило до смешного - в гости он приходил со своей питьевой водой для кипячения чая, купленной в магазине " Здоровье".
Когда, несмотря на регулярные профилактические обследования у Савелия обнаружили рак прямой кишки в последней стадии, он спрашивал врачей:

" -Как же так? Я ведь всю жизнь себе во всём отказывал, не ел даже мороженого! " Выйдя из кабинета врача, он сказал жене: " - Ну, что же, будем прожигать жизнь", и тут же купил и съел это самое мороженое. 

  Парализованный Крамаров умирал долго и мучительно. Он потерял зрение, практически не мог говорить, но до последнего хорошо слышал. В июне 1995 года он умер, так и не дожив до 140 лет.

Другой известный артист, Владимир Мигуля в течении всей жизни тоже внимательно следил за своей физической формой. Когда он заболел редкой болезнью мышечной системы, жестоко страдал несколько лет и наконец умер, врачи сказали, что если бы он не был так здоров, то отмучился бы значительно раньше.

  В этой связи вспоминается эпизод из повести Льва Толстого " Смерть Ивана Ильича", когда главный герой прогоняет от себя врача, прося его:
" - Ведь вы знаете, что ничего не поможете, так оставьте.

- Облегчить страдания можем, - сказал доктор.

- И того не можете; оставьте".

  Судьба насмешливо наблюдает за людьми, которые отчаянно оттягивают свой конец. Иногда она любит поглумиться.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь