Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: МИМИКА ЛИЦА



Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

· чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;

· кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;

· улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;

· улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;

· улыбка без подъема нижних век — неискренность;

· улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

       Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

· радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

· интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

· счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

· удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

· отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

· презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

· страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;

· гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

· стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

· скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

       Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков. Людей обычно выдают:

· какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;

· непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;

· блестящий взгляд - горячка, возбуждение;

· остекленелый взгляд - чрезвычайная слабость;

· увеличение зрачков - ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;

· сужение зрачков - накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;

· сумбурные движения зрачков -  знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);

· усиленное моргание - возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

· отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;

· переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;

· настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;

· настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;

· отвод и опускание взгляда — стыд, обман;

· взгляд сбоку — недоверие;

· взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ЖЕСТЫ

 

1. Открытость

а) открытые руки (поднятые плечи, ладони открыты вперед);

б) расстегнуты пиджак или куртка.

 

2. Защита

а) скрещенные на груди руки (защитная стена или фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться);

б) скрещенные ноги.

 

3. Оценка

а) критическая: подбор на ладони - указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные расположены ниже рта. Если это сопровождается наклоном тела от партнера, то ток оценки - критический, циничный;

б) почесывание подбородка - размышление " хорошо, дайте мне подумать";

в) захватывание носа в щепоть, сопровождаемое закрыванием глаз, говорит о большой сосредоточенности;

г) внимательность, задумчивость: наклон вперед, сидит на краю стула, склонивши голову на бок, оперев ее на руку - слушает.

 

4. Подозрение и открытость

Часто связаны с левой рукой. Все жесты, передающие подозрение, неуверенность, отрицание, сомнение, имеют отщий смысл: негативное.

 

5. Отрицание

Сложенные руки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, наклон

головы вперед, взгляд исподлобья (отворачивание от собеседника в профиль, потирание носа, взгляд сбоку: " Что вы имеете ввиду под этим? ".

 

6. Готовность

Состояние, когда человек полон энтузиазма для достижения той цели, к которой он стремится:

а) руки на бедрах;

б) сидение на краю стула (ориентир на действие);

в) опора на стол широко расставленными руками - сильные

 

7. Перестраховка

а) переплетение пальцев рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга;

б) пощипывание кожи,

в) грызть авторучку,

г) жест усиления уверенности (для женщин) – поднимают руки к шее.

 

8. Кооперация.

а) сидение на краю стула. Этот жест объединяется с группой жестов, обозначающих интерес к тому, что вы говорите;

 б) жесты руки у лица: они могут выражать многое, от скуки до интереса;

в) расстегнутый пиджак - означает, что человек не только открыт вам, но и сконцентрирован на том, что вы говорите;

г) наклонена голова: этот жест кооперативен, т.к. показывает, что человек заинтересован вами.

 

9. Фрустация

а) тесно сплетены руки - жест подозрения и недоверия. А если i сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг дру| потребность в усилении уверенности, тенденция к перестраховке;

б) руки сжимают одна другую - наблюдается у того, кто гкнкп переделку (эти люди обычно напряжены, их нужно расслабить);

в) показывание указательным пальцем;

г) защита - поглаживание шеи, поправление прически;

д) пинание предметов или воображаемых объектов - гнев;

е) отворачивание лица в сторону.

 

10. Доверие

а) " купол" - палцы соединены (человек уверен в том, что говорит);

б) авторитарная - руки за спиной, подбородок поднят вверх.

 

11. Жесты самоконтроля

а) руки заведены за спину, и там од^а сильно сжимает другую;

б) скрещены лодыжки и руки, вцпившиеся в подлокотник кресла.

 

12. Скука

а) голова на руке, глаза полуприкрыты;

б) машинальное рисование человека на бумаге;

в) пустой взгляд.

 

13. Принятие

а) руки, приложенные к груди - жест истинности и открытости;

б) жест прикосновения.

Приложение 2.

 

 

ЗВУКИ И ЗАПАХИ

 

Не менее важное значение для процесса коммуникации име­ет акустическая система, к которой относят качество голоса (тембр, высоту, тональность, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые собеседниками.

Темп речи может быть очень медленный, немного замедлен­ный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное слово поворачивается мед­ленно, точно шар, наполненный ртутью», — так говорил о темпе речи известный режиссер К.С. Станиславский.

Фактически нормальная скорость речи в 140 или 150 слов в минуту может быть почти удвоена, преж­де чем начнет снижаться ее понимание слушателями. Джон Ф. Кеннеди, известный как исключительно эффективный оратор, иногда ускорялся до 300 слов в минуту. Для американцев быс­трая речь не оставляет слушателю времени сделать благоприят­ные выводы, она также отсекает любые нежелательные мысли.

Некоторые люди говорят очень медленно, их приходится как бы «тянуть за язык», а другие как бы «строчат из пулемета», о них говорят: «За твоим языком не поспеешь босиком». Важно уметь говорить не очень быстро, но и не очень медленно, чтобы всем было понятно. Однако в некоторых случаях лучше гово­рить медленно (если нужно что-то разъяснить или если беседу­ешь с человеком, который не очень хорошо знает твой язык и т.п.) или быстро (если ты или твой собеседник торопится).

Тон речи — это окраска голоса, с которой произносится выс­казывание и которая помогает человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон может даже изменить содержание речи, придать ему противоположный смысл. Попробуйте, например, про­изнести слова «да» и «нет» разным тоном (весело, грустно, удив­ленно, возмущенно, зло) и. вы сами почувствуете разницу.

Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапливания в речь — паузы, покашливания, смех, плач и т. д. Голоса различа­ются по способности оказывать влияние на других. Поэтому раз­личают голоса невзрачные, обычные, не привлекающие нашего внимания. Есть голоса, сразу привлекающие нас, мы затихаем, прислушиваемся к ним, надолго запоминаем.

Голос также является выразителем наших чувств. По гром­кости речь сильно изменяется: от очень тихой, тихой, тише, чем обычно, до громкой, очень громкой, до крика. Когда человек гово­рит очень громко или очень тихо, слушать неприятно — плохо слышно и трудно понять. Однако бывают ситуации, когда нужно говорить очень тихо (если в доме кто-то работает, болеет или отдыхает; в учреждениях культуры: в музее, на концерте, в те­атре; в беседе о своих личных делах и т. п.) или очень громко (если нужна помощь, кто-то заблудился, выступает перед боль­шой аудиторией и т. п.). В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Так, спокойный и солидный голос снимает напряжение и пробужда­ет интерес, а «взвинченная», быстрая и громкая речь может вос­приниматься как признак резкости и агрессивности. Тихим го­лосом обычно разговаривают люди робкие, неуверенные в себе. Плохое впечатление оставляет человек, явно декламирующий в ходе разговора ранее заученные фразы. К таким окружающие нередко относятся с недоверием.

Известный французский писатель как-то заметил, что есть всего один способ написать слово «нет» и один единственный способ — слово «да». Но существует тысяча способов произ­нести слово «нет» и столько же — слово «да». С помощью ин­тонации, тембра голоса можно «да» произнести с отрицатель­ным оттенком, а слову «нет» придать положительное значение. Вспомните известную фразу: «Кушать подано! » Именно с нее многие актеры начинали свою жизнь в театре. Попробуйте придать ее звучанию разные оттенки. Если получилось более десяти, то можно сказать, что вы хорошо владеете своей акус­тической системой.

Приложение 3.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь