Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жанровая принадлежность рэп-текста



Наряду с определением стилевой принадлежности рэп-текста описание его жанровой природы также является одной из задач данной работы.

Прежде всего необходимо отметить две ключевые черты рэп-текста. Во-первых, как уже было сказано выше (см. §1), первичной и основной для него является устная форма бытования, что в целом нехарактерно для художественных литературных текстов. Эта черта сближает рэп-текст с фольклорными произведениями.

Во-вторых, для рэп-текста характерно наличие автора. Данная черта свойственна литературным жанрам. Таким образом, рэп-текст одновременно обладает характеристиками двух разных групп текстов.

Предварительный анализ материала позволил заключить, что одним из наиболее частотных средств выразительности в рэп-тексте является лексический повтор. Обратимся к анализу данного приёма, чтобы определить, с каким типом текста он сближает рэп-текст. Рассмотрим подробнее, как он функционирует в треках «Черным-черно» рэпера Хаски и «По чёрному снегу» объединения BollywoodFM и РИЧ. В этих треках часто повторяются слова со значением цвета (чёрный, черным-черно). Подобные элементы называются колоремами [Борисова, 2013]. Как отмечает И. Н. Борисова, их можно разделить на прямые – все формы прилагательных с семантикой цвета – и косвенные – «слова, содержащие в своем значении сему цвета или ассоциативно связанные с прямыми колоремами» [Борисова, 2013, с.105].

Рассмотрим колоремы, которые встречаются в данных треках. Мы выявили

· прямые колоремы: чёрный – ‘1. самого темного из существующих цветов, цвета сажи, угля; 2. вообще тёмный, отличающийся относительной темнотой окраски, в противоп. чему-нибудь более светлому, именуемому белым’ [СОШ]. Черным-черно – ‘1. нареч. качеств. усилит. к нареч. черно 1. 2. предик. усилит. к предик. черно’ [словарь Ефремовой], ‘черно – 1. нареч. к черный; 2. об отсутствии света, освещёния’ [МАС];

· косвенные колоремы: жжёный сахарок – предмет, который после взаимодействия с огнём стал чёрным; дым – ‘смог, чад’ [Словарь русских синонимов]; похороны – обряд погребения, который в русской культуре ассоциируется с чёрным; слепой – ‘тёмный, беспросветный, беспроглядный, непроглядный, непроницаемый’ [Словарь русских синонимов]; очернить – ‘см. чернить’, чернить – ‘2. то же, что порочить’; мрачный – ‘1. тёмный, погружённый во мрак; 2. перен. исполненный печали, наводящий грусть, безрадостный, угрюмый’ [СОШ]; мрачно – ‘1. будучи погруженным во мрак, окутанным мраком; 2. перен. грустно, угрюмо, хмуро’. Косвенные колоремы усиливают воздействие, производимое повтором прямых колорем.

Необходимо отметить, что лексический повтор является одним из основных языковых средств в фольклорном заговоре. «Заговорная формула – это ритмически организованная речь. Ритм создаётся путём всевозможных повторов. < …> Интонационно-ритмическая организация заговоров связана с их магической функцией» [Костюхин, 2016, с.234]. Мы можем сделать вывод, что и в рэп-тексте, и в фольклорном заговоре наиболее частотным средством выразительности является лексический повтор. Однако необходимо обратить внимание на то, что лексический повтор иначе функционирует в рэпе. В треках он выполняет не магическую (принудить к какому-либо действию или что-либо внушить), а эстетическую функцию. С помощью данного средства авторы создают особый образ мира, в котором пребывает лирический герой. Так, посредством повтора колорем с семой ‘чёрный’ в треках создаётся действительность, основными чертами которой являются депрессивность, уныние и отчаяние: «Чёрный – самый темный цвет, и в действительности он является отрицанием цвета как такового. Черный выражает идею небытия, угасания» [Люшер, 2005, с.160].

Для заговоров также характерен непрямой порядок слов, в частности следование эпитета за определяемым словом (цветок лазоревый, крылья железные, ноги булатные). Данное явление нередко встречается и в рэп-текстах. Рассмотрим несколько примеров.

3.1  Выставишь с детьми нерождёнными за порог (Хаски, «Черным-черно»)

3.2  В час, когда меня не станет в мыслях ласковых твоих… (Хаски, «Черным-черно»)

3.3  Закончится лето роскошное… (ATL, «Дисторшн»)

3.4  Песня лихая звучит надо мной. (BollywoodFM & РИЧ, «По чёрному снегу»)

Таким образом, в данных треках использованы языковые средства (лексический повтор, инверсионный порядок слов), которые характерны для фольклорного заговора.

Для определения жанровой специфики рэп-текста рассмотрим характерные для него темы. Как уже было сказано, в нём раскрываются социально значимые проблемы (см. §2). Однако в данном типе текста также развиваются темы, предполагающие личные переживания лирического героя. Для иллюстрации данной черты обратимся к треку «Ругань из-за стены» рэпера Noize MC.

3.5  И кто из них прав – мне все равно, ведь они оба мне нужны.

Я засыпать привык давно под ругань из-за стены.

Обрывки серьезных взрослых слов уже не мешают мне видеть сны –

Я засыпать привык давно под ругань из-за стены.

< …>

Когда я приземлюсь, они будут уже не вместе –

Я стану маленьким орудием большой мести,

Умеющим делать больно против собственной воли,

Мячом футбольным, летающим над полем.

От игрока к игроку, от ворот к воротам.

Мама, папа! Я не хочу таких полетов.

В данном отрывке представлены личные переживания ребёнка из-за ссор своих родителей. Это эксплицируется с помощью метафоры футбольного мяча, летающего из одной стороны в другую. Данная метафора передаёт идею неопределённости состояния лирического героя. В цитате также присутствует лексема больно, позволяющая охарактеризовать чувства ребёнка.

Как представляется, наличие в треках личных тем сближает рэп с одним из жанров лирики – элегией, так как она, как и некоторые рэп-тексты, «обращается к темам глубоко личным, предполагающим уединённые, интимные переживания» [Томашевский, 1929, с.128].

Обратимся к следующей характеристике анализируемого типа текста. В рэпе встречаются треки, в которых представлено рассуждение на какую-либо тему. Например, в треке рэп-группы ГРОТ «2%» лирический герой рассуждает об автоматизме и безысходности жизни современного человека (Деньги в маркет, пищу внутрь, упаковку в мусор. / Сам себе иду на корм, я сам собой искусан. / Боль в суставы, вёдра в шахту, черный уголь в топку. / Жить начну, когда закончу с тем, чтобы не сдохнуть). Данная особенность свидетельствует о том, что рэп-тексту свойственен рефлексивный характер. Это сближает его с литературным типом текста.

Необходимо обратить внимание на то, что для рэпа характерен синтез музыки и текста, так как наиболее полное содержание трека вычленяется только при анализе обеих составляющих трека. Данная черта свойственна и фольклорной лирической песне. «Эмоциональное содержание песни гораздо богаче, чем можно заключить из её текста: исполнение включает в себя возгласы, паузы, которые нелегко учесть при записи текста» [Костюхин, 2016, с.263].

Нами были рассмотрены и проанализированы жанровые характеристики рэп-текста, которые можно обобщённо представить в таблицах, приведённых ниже.

Мы рассмотрели основные жанровые особенности рэп-текста. В нём встречаются черты фольклорных жанров: устная форма бытования, использование лексического повтора и инверсии, синтез текста и музыки – а также характеристики литературных жанров: наличие автора, рефлексивный характер, развитие личных тем. Это позволяет нам сделать вывод, что рэп-текст – синтетический жанр, сочетающий в себе черты фольклорных и художественных текстов.


Выводы

В 1 главе были рассмотрены такие экстралингвистические черты рэп-текста, как социальность, агрессивность, устное бытование, оценочность, автобиографичность.

Описана проблема стилевой принадлежности рэп-текста. Для того чтобы выявить, черты какого стиля в нём преобладают, мы, опираясь на анализ научной литературы, рассмотрели каждый из пяти функциональных стилей современного русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорно-обиходный. В результате сопоставления черт разных стилей и ключевых характеристик рэп-текста было установлено, что он относится к художественному стилю. Это обусловлено тем, что данный тип текста, во-первых, выполняет эстетическую функцию посредством использования слов-образов. Для создания эмоционально-экспрессивной окраски и реализации эстетической функции в рэп-тексте используется лексика, относящаяся к различным пластам языка (разговорная, просторечная, обсценная, жаргонная лексика). Формой существования рэп-текста является монолог. Посредством частотного использования определённых средств выразительности и описания образов, характерных для какого-либо исполнителя, в рэп-тексте обеспечивается индивидуализация речи. Для данного типа текста характерна социальность, что обусловлено наличием в треках общественно значимых тем. Рэпу также свойственна интертекстуальность, которая реализуется посредством использования отсылок разного типа. Перечисленные выше черты позволяют отнести рэп-текст к художественному стилю.

Параграф 3 посвящён рассмотрению жанровой принадлежности рэп-текста. Выявлено, что для него характерны две ключевые черты: устное бытование треков и наличие у текста автора. При этом первая из этих характеристик сближает анализируемое явление с фольклорными текстами, а вторая – с литературными.

Выявлено, что в рэп-тексте используются языковые средства, характерные для фольклорных заговоров (лексический повтор и инверсионный порядок слов). О близости жанровых свойств рэп-треков и фольклорных текстов свидетельствует также синтез музыки и текста. Вместе с тем были выявлены черты, которые сближают рэп с литературными жанрами, а именно обращение к личным темам и рефлексивный характер текста. Таким образом, мы можем сделать вывод, что жанровая специфика рэпа состоит в соединении черт фольклорных и художественных текстов.


Глава 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь