Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Права человека как возможная политико-правовая основа



 

Для того чтобы исправить недостатки юридико-нормативной базы социальной политики, должны быть приняты во внимание права человека. Следует напомнить, что бывший президент Рейган при переговорах с Генеральным секретарем ЦК СССР М. Горбачевым предложил, чтобы ямплементация прав человека стала фундаментом взаимопонимания между США и СССР, и он упомянул в этой связи свободу передвижения, свободу вероисповедания, свободу мнений и свободу прессы. М. Горбачев со своей стороны заявил, что должны быть приняты во внимание социальные права, например право на труд. Можно обоснованно утверждать, что эта часть корпуса прав человека до сих пор не учитывалась в достаточной степени на практике в западных индустриальных государствах.

Изучение, которое неизбежно должно быть кратким, конституций некоторых государств – членов ЕС свидетельствует о том, что имеются серьезные причины для рассмотрения прав человека в качестве базы для исследования основ социальной политики постольку, поскольку они затрагивают правовое положение трудящихся[9].

Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. начинается с Преамбулы, за которой следует разд. 1 «Основные права» П. 1 ст. 1, провозглашает, что достоинство человека нерушимо. Немецкий народ, таким образом, признает в п. 2 ст. 1 «неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу любого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле». П. 3 ст. 1 гласит: «Нижеследующие основные права обязательны для законодательной, исполнительной власти и правосудия как непосредственно действующее право».

В Преамбуле Конституции Французской Республики от 4 октября 1958 г. с изменениями, внесенными 18 июня 1976 г., социальное единство французского народа, объявленное в Декларации прав человека 1789 г., подтверждается и дополняется Преамбулой Конституции 1946 г. Свобода, равенство и братство, провозглашенные в ст. 1–4 Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., образуют ее сердцевину.

Кроме того, «социальные принципы» для трудящегося формулируются в Преамбуле к Конституции от 27 октября 1946 г.; некоторые из них воспроизводятся в Приложении.

Конституция Республики Италия базируется на идее о том, что Италия является «демократической Республикой, основывающейся на труде». В соответствии со ст. 2 неотъемлемые права человека признаются и гарантируются. Свобода и равенство специально обеспечиваются согласно ст. 3, ст. 4 признает право на труд.

Что касается Нидерландов, то здесь уместна ст. 19 Конституции страны от 17 февраля 1983 г. Государство обязуется обеспечить достаточную занятость. Далее, специально указывается на то, что правила соучастия в принятии решений устанавливаются законом.

Некоторые положения Конституции Республики Португалия от 2 апреля 1976 г. с дополнениями и изменениями, внесенными 30 декабря 1982 г., могут быть упомянуты в этом контексте. Ст. 1 подчеркивает, что Республика основывается на уважении человеческой личности, выражает волю народа и ставит своей целью преобразование в бесклассовое общество. Ст. 2 указывает, что демократическое государство основывается на «гарантировании фундаментальных прав и свобод, и его целью является обеспечение перехода к социализму». В ст. 9 (б) описываются основные задачи государства: «гарантия фундаментальных прав и свобод и уважение принципов демократического государства, основывающегося на праве». Согласно ст. 9 (г), государство должно способствовать «народному благосостоянию и качеству жизни, реальному равенству португальцев в реализации экономических, социальных и культурных прав путем преобразования экономических и социальных структур в форме обобществления основных средств производства; уничтожения эксплуатации и угнетения человека человеком». В соответствии со ст. 53 гарантируется обеспечение работой. Ст. 54 указывает на право создавать комитеты трудящихся для защиты их интересов и участия в управлении делами предприятия на демократических началах. Ст. 58 гарантирует право на забастовку. Локауты запрещаются. Ст. 59 обеспечивает право на труд; ст. 61 признает частные предприятия, кооперативы и самоуправление трудящихся. В соответствии со ст. 80 (а) экономическая власть подчинена демократической политической власти. Разрешается демократическое участие трудящихся ст. 80 (е). Более того, государство отдает приоритет «исправлению в случае необходимости неравенства в распределении богатства и дохода» – ст. 81 (б).

Второе дополнение Португальской Конституции, повлекшее более 200 конституционных изменений, было окончательно одобрено парламентом 1 июня 1989 г., подписано президентом Соаресом 7 июля и вступило в силу 8 августа. Английский перевод нового текста в настоящее время отсутствует. Цель пересмотра – «освободить конституцию от идеологических элементов и сообразовать ее с конституциями других европейских государств.» Поправки устранили указание на «переход к социализму и к коллективному присвоению средств производства». Обязательство содействовать построению» бесклассового общества» уступило место «свободному, заботливому и справедливому обществу». Другие упраздненные статьи включали положения, утверждающие «необратимость национализации и сельскохозяйственной реформы. Измененная Конституция предусматривает обязательный национальный референдум… Наиболее значительным является то, что в течение короткого периода изменения также позволят осуществить главную программу приватизации». Гарантия права на труд была отменена.

Конституция Королевства Испания упоминает в своей Преамбуле защиту осуществления прав человека и признает в п. 1 «свободу, справедливость, равенство… высшими ценностями правопорядка». В соответствии со ст. 10 «достоинство личности, неприкосновенные неотъемлемые права… являются основой политического порядка и социального мира».

Великобритания не связана писаной конституцией, содержащей основные права человека на свободу и равенство или основные экономические социальные права. Билль о правах человека и фундаментальных свободах 1985–1986 гг. не был принят парламентом. В статье «Суверенитет и изменение британских институтов»6 Вернер Бенкофф описывает фактическое конституционное положение дел в Великобритании, утверждая, что за требованием «суверенитета парламента», являющегося «фикцией парламентского всемогущества», в действительности скрывается «великая сконцентрированная власть в лице лидера правительства». Следует помнить в этой связи, что премьер-министр не ограничен какой-либо определенной группой материальных ценностей в целом или в определенной области экономических и социальных прав человека.

Публичная дискуссия в Великобритании о Хартии Сообщества и в особенности о правах человека может пролить свет на характер общественного мнения в этой стране. Я ограничиваюсь кратким обзором точек зрения, изложенных в газетных статьях в период 1988–1991 гг. Миссис Тэтчер оказывала преобладающее влияние на ход дискуссий. Можно подумать, что слова Фрэнсиса Моди о том, что Хартия «наносит вред индивидуальной свободе к индивидуальным возможностям», относятся к правам человека. Но такая интерпретация была бы неверной, поскольку права человека, задуманные в эпоху Просвещения и Французской революции, оказались бы «несовместимыми с национальными обычаями и традицией».

В статье, озаглавленной «Европейский свободный рынок или защищенный рынок: каким он должен быть реально? » Норман Теббит, бывший тогда министром правительства, прояснил ситуацию. Его идея была суммирована издателями в следующем предложении: «Европа последовательно настаивает на общем рынке без барьеров, тарифов, субсидий или ограничительной практики, но ЕЭС до сих пор медленно обращало теорию в практику. Ныне оно планирует провести в жизнь Социальную Хартию, и это является большим протекционизмом, по мнению Нормана Теббита, который горячо доказывает, что европейским свободным торговцам приходится выбирать одно из двух». Права человека вовсе не рассматриваются в этой статье. Норман Теббит полагает, что конкуренция имеет приоритет над социальной политикой и, очевидно, перед правами человека.

Большая информация по вопросу о правах человека в Великобритании содержится в выступлениях бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер и в комментариях к ним.

В своем интервью для газеты «Ле Монд», опубликованном в канун празднования двухсотлетней годовщины начала французской революции, миссис Тэтчер объяснила, что подразумевает под правами человека9. Она заявила, что Британская Магна Чарта (Великая хартия вольностей) и Славная революция 1688 г. предшествовали Декларации прав человека 1789 г. Кроме того, М. Тэтчер еще раз подтвердила свое убеждение в том, что права человека можно найти в Десяти Заповедях и в Нагорной Проповеди. Комментарии к ее заявлениям были даны под заголовками «Толкования Тэтчер событий 1789 г. утомляют англичан так же, как и французов» (автор не указан), «Замечания вызвали аплодисменты лидера Национального фронта Ле Пена» (Паул Вебстер в Париже) и «Извинение за премьер-министра» (Кристофер Хилл, автор нескольких книг об английской революции). Нескольких замечаний Кристофера Хилла будет здесь достаточно:

«Миссис Тэтчер также совершенно не права в своем предположении, что Великая хартия вольностей имеет какую-либо связь с правами человека. Смелые бароны, которые навязали ее королю Джону, ужаснулись бы от этой мысли, если бы, действительно, могли бы постичь ее. Абсурдом является утверждение миссис Тэтчер о том, что «революция» 1688 г. делала демократию… Мы до сих пор не имеем декларации прав британских мужчин и женщин»[10].

Что касается ссылки на Десять Заповедей и Нагорную Проповедь, то бывший премьер-министр произнесла «замечательную речь перед заседавшей церковью Шотландии» 26 мая 1988 г., «выступая лично как христианка и как политический деятель». Она начала с «весьма простой фразы», которую прочла «недавно»: «Христианство – это духовное освобождение, а не социальная реформа». «Отношение к миру, правильная установка трудиться и принципы, направленные на формирование экономической и социальной жизни», полагала Тэтчер, могли бы явиться результатом «соединения… ключевых элементов Старого и Нового заветов», которые выражали ее «личную веру в приемлемость христианства для публичной политики: кесарево – кесарю». К правам человека относятся следующие высказывания: «Старый завет устанавливает в Исходе Десять Заповедей, данных Моисею, содержит в Левите предписание любить нашего ближнего как самого себя и в целом подчеркивает важность соблюдения строгого кодекса права. Новый завет – это запись воплощения божества в Христе, учение Христа и установление царства Бога. Вновь мы должны сделать акцент на любви к ближнему как к самому себе и «поступать по отношению к другим таким образом, который ожидали бы в отношении себя». После изложения этих «ключевых элементов» бывший премьер-министр сослалась на Св. Павла: «Мы говорим, что должны работать и использовать свои таланты для создания богатства». «Если человек не будет работать, он не должен есть», – писал Св. Павел в своем послании фессалиянам. Действительно, изобилие, а не нищета обладает легитимностью, которая проистекает из самой природы творения».

Это понимание ограничивается в определенной мере следующим высказыванием: «Тем не менее Десятая Заповедь – «не желай» – признает, что зарабатывание денег и владение вещами может превратиться в эгоистичную деятельность. Неправильным же является не зарабатывание денег и владение вещами, а любовь к деньгам ради них самих».

Последние два положения, очевидно, обусловили появление статьи под заголовком «Создание богатства рассматривается в качестве обязанности христианина». Все эти пункты, как была «уверена» премьер-министр, являлись вопросами веры в отношении «индивидуальной ответственности»: «Не вызывает сомнений… что любая совокупность социальных и экономических мер, которая не основана на признании индивидуальной ответственности, приносит только вред. Мы все ответственны за собственные действия. Мы не можем обвинять общество, если не соблюдаем закон. Мы не можем просто передать другим осуществление милосердия и проявление великодушия».

Замечая, что ни один из «ключевых элементов» не указывает «точно, какой вид политических и социальных институтов мы должны иметь», миссис Тэтчер, по-видимому, уверена, что нам необходимо государство. «Но вмешательство государства никогда не должно становиться столь широким, чтобы устранять личную ответственность». Она сама решила в пользу демократии, сославшись на «знаменитую речь в Геттисберге в 1863 г., произнесенную Авраамом Линкольном, который выступал за правительство народа, представленное народом и для народа». Демократическое большинство, по словам М. Тэтчер, не отвечает идеалу христиан, которые связаны «разумом святого духа». «Тем не менее я с энтузиазмом отношусь к демократии. Такая моя позиция обусловлена не тем, что я считаю мнение большинства неизбежно правильным или истинным – действительно, никакое большинство не может лишить данных Богом прав человека, (курсив автора) – а тем, что рассматриваю демократию в качестве самых эффективных гарантий ценности личности, и она более, чем любая другая система, ограничивает злоупотребление властью немногими лицами. Это и есть христианская концепция».

В контексте рассматриваемой проблемы могут представлять интерес некоторые сентенции под заголовком «Темы дня»:

«Премьер-министр сообщила, что недавно читала Библию, возможно потому, что была уязвлена замечанием епископа Дарема, что ее политика «безнравственна». По-видимому, она пропустила полностью часть Нового завета, например следующие тексты: … (Я ссылаюсь только на место в Библии, где они могут быть обнаружены). Все эти тексты, помещенные в статье, на которые я ссылаюсь, противоположны по содержанию «созданию богатства, рассматриваемого в качестве христианской обязанности».

Как было упомянуто в «Гардиан», для миссис Тэтчер «Десять Заповедей и Нагорная Проповедь являются достойными уважения изречениями, но они в большей мере касаются не прав, а обязанностей».

Более позднее предложение бывшего британского премьер-министра было упомянуто в еженедельнике «Гардиан»13 под заголовком «Runnymede или Страсбург? ». Соответствующий отрывок приводится ниже:

«Но с политической точки зрения к тому же она откровенно является интервенционистом. Во время переговоров на высшем уровне между Востоком и Западом с участием 35 государств, проводившихся этой осенью, она предлагает, чтобы была согласована новая Великая хартия вольностей, распространяющаяся на всех европейских граждан (в том числе граждан СССР), основные права которых мы на Западе считаем не требующими доказательств. Речь идет о свободе слова и мысли, вероисповедания, свободе участвовать в подлинно демократических выборах, владеть собственностью, поддерживать национальный статус и свободе от страха перед сверхмогущественным государством».

Автор этой статьи выдвигает практическое предложение: «Не заводить любовную интрижку» с Великой хартией вольностей. Вместо этого стремиться ввести страны Востока в защитные и обеспечиваемые правовой санкцией структуры Совета Европы, предоставив им доступ к европейской Комиссии по правам человека и суду в Страсбурге».

Такое предложение уже было сделано лордом Скармэном, бывшим лордом-судьей Апелляционного суда и председателем Юридической комиссии14. Еще в 1974 г. он предложил инкорпорацию Европейской конвенции по правам человека в английское право, а также дальнейшую конституционную реформу, направленную на создание процедуры судебного контроля, с тем чтобы «предоставить гражданину быстрый доступ в суды, наделенные полномочием применять и проводить в жизнь Конвенцию». Ныне он осознает, что «пришло время начать процесс конституционной реформы»15. Лорд Маккэй, лорд-канцлер, который, как указывается в интервью с Бернардом Левином, из «соображений справедливости» не будет поддерживать Билль о правах, заявил: «Вы вынуждены управлять существующей системой с тем грузом, который она несет с собой, в то время как производите изменения. Вы не можете позволить себе остановить все и построить совершенно новое, а затем, так сказать, перенести».

Не может быть никакого сомнения в том, что такая реформа олицетворяет прогресс, но, как уже было сказано, Европейская конвенция не упоминает об экономических и социальных правах человека.

Этот недостаток, относящийся к правам человека в экономических и социальных сферах, свойствен не только Соединенному Королевству; он обнаруживается также в других государствах – членах ЕС. Однако он в определенной степени исправлен Европейской социальной хартией, которая была ратифицирована подавляющим большинством государств – членов ЕС[11].

В Преамбуле к ЕСХ заявляется, что целями Совета Европы выступает «осуществление идеалов и принципов, которые являются… общим наследием (государств-членов), и содействие их экономическому и социальному прогрессу, в частности, путем обеспечения и дальнейшего развития прав человека и основных свобод». Основные экономические и социальные права – «социальные права» упомянуты в Преамбуле специально – должны быть рассмотрены как права человека. Далее, в ч. 1 настоящей Хартии устанавливаются общие принципы развития юридических прав трудящихся, которые правильно классифицируются как социальные права человека. Примерами служат: «право на труд», «право на справедливые условия труда», «право на справедливое вознаграждение», право «всех трудящихся и работодателей… на заключение коллективных договоров». Все эти права перечислены в качестве фактически юридико-политических обязательств подписавшихся государств. Следует также упомянуть дополнительный протокол к Европейской социальной хартии, и в частности п. 2 ч. 1, согласно которому «трудящиеся имеют право на то, чтобы их информировали и с ними консультировались в рамках предприятия».

Существуют разнообразные дополнительные доказательства, подтверждающие то, что основные экономические и социальные права, строго говоря, образуют часть общих прав человека. Так, во Введении к тексту»… Европейская социальная хартия и дополнительный протокол к ней», изданному Советом Европы (Страсбург, 1988), мы читаем: «Европейская социальная хартия является неотъемлемой частью Конвенции по правам человека в сфере экономических и социальных прав».

Кроме того, имея в виду содействие глобальному подходу к правам человека в Совете Европы, Генеральный секретарь Совета передал отдел по Европейской социальной хартии, преобразовав его в секцию, директорату по правам человека и, таким образом, объединил в едином директорате деятельность, относящуюся к гражданским, политическим и социально-экономическим правам. Данный подход вновь был подтвержден в документе Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в июне 1990 г., в котором наравне с гражданскими и политическими правами подчеркивалось первостепенное значение экономических, социальных и культурных прав.

Наконец, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., согласованный в ООН (Прил. П.), может быть здесь упомянут. В ФРГ он вступил в, силу 3 января 1976 г.

Этот пакт налагает обязательства на государства, являющиеся его сторонами, но не предоставляет индивидуальным лицам права против государств. Экономические и социальные права, которые уместны в рассматриваемом контексте, упоминаются в ст. 6, 7, 8 и 9. В данных статьях стороны признают право на труд (ст. 6), право на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7), право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые (ст. 8, в которой упоминается право на забастовку, но не право на локаут) и право на социальное обеспечение (ст. 9). В ст. 3 стороны обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в настоящем пакте. Каждая сторона берет на себя обязательство принимать меры к тому, чтобы постепенно достичь полного осуществления этих признаваемых в пакте прав и гарантировать, что они будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации (п. 2 ст. 2).

Преамбула к пакту представляет специальный интерес для настоящего исследования. В п. 1 и 2 указывается, что равные и неотъемлемые права всех членов человеческой семьи вытекают из присущего человеческой личности достоинства и что признание человеческого достоинства и этих равных неотчуждаемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. П. 3 представляет экономические, социальные и культурные права наравне с гражданскими и политическими правами, подтверждая тем самым, что они рассматриваются как единое целое.

Исследовав мнения государств – членов ЕС в отношении основных политических обязательств, относящихся к правам человека, теперь следует обратиться к вопросам об экономических и социальных правах человека. Бывший президент Горбачев в своих беседах с бывшим президентом Рейганом сознательно настаивал на признании основных социальных прав. Как мы видели, общие права человека, включая экономические и социальные права, совершенно верно рассматриваются в качестве надлежащей основы исследования правового положения трудящегося. Для тех, кто поддерживает свободную рыночную экономику, этот исходный пункт должен быть очевиден, если они действительно исходят из модели социального философа Адама Смита, который в своей работе «Исследование о сущности и причинах богатства народов» предложил идею такой экономики. Модель Адама Смита фактически основывается на праве человека на свободу и равенство. Что касается правового положения трудящегося, для Смита само собой разумелось, что «продукт труда есть естественно заработанная рабочим награда за его труд», т.е. он является соответственной заработной платой в обмен на труд. К сожалению, «Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся» не содержит ссылку на Европейскую социальную хартию Совета Европы, и в частности на Преамбулу, которая указывает на общие права человека и его социальные права как на политическую цель. При изучении исторического развития неизбежно возникает вопрос: почему в наши дни основные принципы, опираясь на которые Адам Смит развивал свою модель, до сих пор не изучены и не приняты во внимание в той мере, в какой они являются частью «европейской истории» и «общим наследием»?

Вопрос, поднятый этой Хартией, будет исследован в следующих главах, которые написаны исходя из условий ФРГ. Но с точки зрения рассматриваемых проблем они могут быть вполне отнесены к другим государствам – членам ЕС.

Главы 2, 3 и 4 были опубликованы в ФРГ в 1986, 1985 и 1988 гг. соответственно. Между тем в ЕС произошли изменения, которые отражены в гл. 1 и 5. Перемены, имевшие место в индивидуальных государствах-членах, не получили освещения в этих основных исследованиях. Самые последние события в восточноевропейских странах также не могли быть включены и получить детализированную оценку в гл. 5, поскольку не были доступны соответствующие материалы. Что касается конституций СССР и ГДР, может быть отчасти спорным положение о «смерти» коммунизма и социализма, провозглашаемое популярной в настоящее время пропагандой. Мои замечания здесь в отношении этих конституций восходят к общим корням коммунизма и социализма советского типа, который с практической точки зрения может быть и, как я полагаю, должен быть оспоримым. Но социализм и коммунизм останутся предметом обсуждений с точки зрения мировой политики.

Наконец, результаты и выводы, являющиеся итогом исследований в гл. 2, 3 и 4, будут суммированы в последней гл. 5, в которой они сравниваются с принципами либерализма и коммунизма, а также с теми принципами западного капитализма и восточного «реально существующего социализма», которые действовали до недавних перемен в Восточной Европе.

 

 


3. Практическое применение рекомендаций общественных организаций совета Европы в некоторых странах


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь