Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ереси; понятие и борьба с ними в XV веке.



Первая крупная ересь, появившаяся на Руси (из-за рубежа) во второй половине XV века – ересь жидовствующих – укоренилась в Новгороде. (Перед этим, в XIV веке, проникла на Русь ересь стригольников, но укорениться здесь толком не смогла).

Карамзин пишет: «Был в Киеве жид, именем Схария, умом хитрый, языком острый: в 1470 году приехав в Новгород с князем Михайлом Олельковичем, он умел обольстить там двух священников, Дионисия и Алексия; уверил их, что закон Моисеев есть единый Божественный, что история Спасителя выдумана; что Христос еще не родился; что не должно поклоняться иконам, и проч».

Преп. Иосиф Волоцкий (1439-1515) называет Схарию астрологом и чернокнижником. Вероятно, Схария обольщал русских людей иудейской каббалой.

Соловьев пишет, что Схария с помощью пяти сообщников насадил в Новгороде свою ересь. Быстрому ее распространению способствовало наружное благочестие еретиков. Еретики желали стать священниками, чтобы обольщать своих духовных чад. Перед православными еретик прикидывался православным, а колеблющихся улавливал в свои сети. О внешнем благочестии еретиков можно судить по тому факту, что Великий князь (Иоанн Васильевич III) в 1480 году взял Алексия и Дионисия в Москву, причем первый стал протоиереем Успенского собора, а второй – Архангельского. С ними проникла в Москву и ересь, которой были обольщены многие духовные и миряне в Москве, в том числе из окружения Великого князя (дьяк великокняжеский Феодор Курицын, его брат Иоанн Волк, невестка Великого князя Елена и многие другие). Алексий сумел войти в особое доверие к Государю. Совратив в ересь архимандрита Симоновского монастыря Зосиму, он настойчиво рекомендовал его Государю, так что по смерти митрополита Геронтия в 1489 году еретик Зосима был возведен в митрополиты. Казалось, ересь восторжествовала; православие на Руси было на грани катастрофы.

Первым обнаружил ересь архиепископ новгородский св. Геннадий. Он был поставлен на Новгородскую кафедру в 1484 году, будучи архимандритом Московского Чудова монастыря. Вскоре по назначении (в 1487 году) он открыл ересь, так как ему донесли, что некоторые священники в пьяном виде надругались над иконами. Архиепископ Геннадий донес о ереси Великому князю и митрополиту, а сам приступил к розыску. В Новгороде преп. Геннадий действовал решительно, еретики присмирели, часть их перебралась в Москву, где ересь продолжала укрепляться, так престарелый и больной митрополит Геронтий не проявил достаточно ревности. В разгар ереси в 1489 году он умер. Митрополитом Великий князь лично назначил заместителя Геронтия Зосиму, который был тайным еретиком.

В результате настойчивых действий архиепископа Геннадия и горячо поддержавшего его Волоколамского игумена Иосифа (Санина) в 1490 году (через 21 день после поставления Зосимы) в Москве был созван собор на еретиков; присутствовали епископы рязанский, суздальский, тверской, сарский, пермский и множество духовенства. Сам преп. Геннадий не смог быть на соборе, но была зачитана его грамота со свидетельствами, полностью обличавшими запиравшихся еретиков. Собор проклял ересь и осудил еретиков на заточение. Часть их была отправлена в Новгород, где они были преданы архиепископом Геннадием публичному позору: их возили на ослах, посадив задом наперед, в берестяных шлемах с надписью «Се есть сатанино воинство». Однако, в 1492 году, когда не произошло ожидавшейся многими кончины мира, ересь снова окрепла. На соборе митрополит Зосима не осмелился защищать своих единомышленников, однако, продолжал покровительствовать оставшимся и вредить православию, удаляя от церкви многих священников и диаконов, отличавшихся ревностью к православной вере. В 1494 году Великий князь под влиянием преп. Иосифа Волоцкого без шума удалил Зосиму с первосвятительского места сначала в Симонов, а затем в Троицкий монастырь за недостойное житие.

В 1495 году по указанию Великого князя митрополитом был избран троицкий игумен Симон, который ревностно старался искоренить ересь. В обличении и объяснении сущности ереси жидовствующих большое рвение проявил преп. Иосиф Волоцкий, написавший 16 слов против еретиков, известных под общим названием «Просветитель» (Заслуга св. Геннадия состояла в первоначальном обличении ереси посланиями, а также в переводе двух католических противоиудйских сочинений. Кроме этого св. Геннадий собрал воедино все книги Священного Писания, чего до этого на Руси не было (т. н. «Геннадиевская Библия»). Деятельность ревнителей православия постепенно приносила плоды: в 1500 году опала постигла одного из самых влиятельных еретиков Феодора Курицына, в 1502 году – невестку Великого князя Елену и ее сына Димитрия, которые даже были заключены под стражу. Преп. Иосиф был допущен к Великому князю, которого сумел убедить в опасности ереси и необходимости Собора против нее.

В 1504 году, наконец, созван был собор против еретиков. На нем не присутствовал преп. Геннадий, который в 1503 году был низведен с новгородской кафедры Великим князем. Собор проклял ересь, а главных еретиков по настоянию преп. Иосифа осудил на сожжение. Остальные были разосланы по монастырям под начал. Ересь, угрожавшая самому существованию русского православного государства, была разгромлена. Голубинский пишет, казни 1504 года положили конец существованию секты жидовствующих, остальные – глубоко затаились. Церковью постановлено в неделю торжества Православия произносить анафему на жидовствующих.

Некоторые исследователи считают ересь жидовствующих смесью жидовства и христианского рационализма, митрополит Макарий признает ее чистым жидовством. Успех Схарии в насаждении ереси, считает Голубинский, объясняется им знанием чародейства, чернокнижия и астрологии (т. е. каббалы).

В 1553 году в Москве открылась ересь Матвея Башкина, который отрицал таинство Евхаристии; предание св. отцов считал за басни; толковал Писание по-своему; не признавал Бога Сына равным Отцу; иконопочитание считал идолослужением. Ересь эту Башкин перенял от иноверцев. Будучи схвачен, он указал на других еретиков, среди которых оказался белозерский монах Феодосий Косой, учение которого было видоизменненной ересью жидовствующих.

Собором 1553 года еретики были приговорены к пожизненному заключению в монастырях. Косой бежал в Литву.

Оформление идеологии самодержавия

В конце XV в. великокняжеская власть,
стремясь противостоять претензиям цер-
кви на превосходство над «царством»,
выдвинула версию своего исключительно древнего происхождения.

«Сказание о князьях Владимирских» выводило родословную московских государей не только от византийских императоров (символом великокняжеской власти стала «шапка Мономаха», якобы переданная византийским императором Константином Мономахом его внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху), но и непосредственно от римского императора Августа. Таким образом утверждалась исконность самодержавного правления в Русском государстве. В то же время иностранное происхождение правящей династии подчеркивало ее положение в качестве силы, пришедшей извне для руководства страной. Тем самым она возвышалась над всеми слоями русского общества, не исключая и высшей аристократии. Государь на этом основании мог смотреть на любых своих подданных как на холопов.
В начале XVI в. после примирения великих князей с господствующим иосифлянским направлением церковной мысли оформилась идея о Москве как «третьем Риме». Ее выдвинул игумен Псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях к Василию III в 1510—1511 гг. Филофей считал, что в истории христианства последовательно существовали три великих центра. Первый из них — Рим — пал из-за отступления от истинного христианства, второй — Константинополь — из-за Флорентийской унии 1439 г. Третий же Рим — Москва, а четвертому не бывать. Утверждение о Москве — «третьем Риме» призвано было служить возвеличению московских государей, но одновременно — утверждению исключительного значения религии и церкви. Учение о «третьем Риме» служило идейным обоснованием враждебности ко всему иноземному, религиозной нетерпимости, самоизоляции.
Задание. Подумайте, почему идеология самодержавия стала столь явно выраженной именно в конце XV— начале XVI в.

21 Русская культура второй половины XIII-XV веков.

Начало XIII века ознаменовалось резко возросшим давлением католичества на православный мир. В Новгородских и Прибалтийских землях активизировалась миссионерская деятельность католиков среди местного, прежде всего нерусского, населения. Тяжелый урон понесла культура. За столетие с середины XIII до середины XIV века резко снизилась грамотность на Руси. Истребление и увод в плен ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. В археологическом инвентаре исчезли многие предметы, обычные для предшествующих эпох. Например, исчезли шиферные пряслица и сердоликовые бусы, стеклянные браслеты и амфоры-корчаги. Навсегда было утрачено искусство перегородчатой эмали, пропала полихромная строительная керамика, почти два века не было филиграни и тиснения металла.

Пострадало и русское зодчество, многие памятники были разрушены, на полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и строителей. Когда же оно возобновилось, то оказались утраченными основные виды используемых ранее видов строительных материалов и техники, поэтому здания этого времени были недолговечны. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, прикладное искусство, живопись.

В результате политических событий XIII-XIV веков различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Вхождение в различные государственные образования затрудняло развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами прежде единой Руси, углубляло различие в языке и культуре, существовавшее и ранее. Это привело к сложению на основе древнерусской народности трех братских народностей: русской, украинской и белорусской.

Основу культур этих народностей составляли традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт, но вместе с тем каждая культура приобретала свои специфические черты, отражая складывающиеся этнические особенности народа и конкретные исторические условия его экономического, политического и культурного развития.

С XIV века появилось название Малая Русь, оно сначала относилось к Галицко-Волынской земле, а затем и к Поднепровью, подчеркивая неразрывную связь края со всей Русью. Название Украина стало употребляться чуть позже, хотя еще с конца XII века это слово встречается в летописи, для определения пограничного положения некоторых земель (например, Переяславского княжества). В дальнейшем это наименование приобрело новое значение и относилось в основном к среднему Поднепровью, а затем распространилось на все юго-западные земли Руси. Постепенно название Украина закрепилось в сознании народа и с XVI веке перешло в официальные документы и литературу.

В XIV веке появилось и новое название Белая Русь. Населявшие край жители называли себя русскими, лишь в XV веке за ними укрепилось название белорусы

2. Можно наметить несколько этапов историко-культурного процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического развития.

Первый этап (от монголо-татарского вторжения в 1237 г. - приблизительно до середины XIV столетия) характеризуется заметным упадком различных сфер материальной и духовной культуры; но вместе с тем уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения. В Твери, Новгороде, потом в Москве возобновляется каменное зодчество, появляются новые центры летописания (Москва, Тверь).

Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы, Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы.

Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV в. и продолжается еще в начале XVI столетия. В это время происходит объединение русских земель, усиливается взаимопроникновение местных культур. Псковские зодчие появляются в Москве, местное летописание пристально следит за событиями в Москве. Становясь государственным центром страны, Москва превращается в центр формирующейся культуры русской народности. Предшествующий этап расцвета культуры местных центров обогатил культуру страны в целом, и теперь она сливается в общем потоке, хотя местные черты сказываются еще долго. Еще более расширяются и усиливаются связи со странами Запада, но культурному общению препятствуетцерковь с ее упорной борьбой против «латинства», против всего нового и иноземного. Это связано прежде всего с особенностями социально-экономической основы Российского государства, возникавшего и развивавшегося на базе феодализма и крепостничества.

Таким образом, XIV—XV вв. — время восстановления и подъема культуры русских земель, начало формирования культуры русской (великорусской) народности.

3. Главной темой УНТ становится борьба против татаро-монгльского ига, шведских и немецких захватчиков. Вокруг этих событий складываются целые циклы устных народно-поэтических произведений. Среди них - сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище.

Наивысшего подъема достигает героический былинный эпос. Герои древних былин начинают бороться с татарами.

В этот период оформляется новый жанр устного народного творчества - исторические песни. В отличие от былин герои и события в исторической песне изображаются более реально, и в них передается отношение народа к определенным событиям истории. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя: «Песнь о князе Романе и Марье Юрьевне»«Песнь об Авдотье Рязаночке», «Песнь о Щелкане Дуденьтьевиче» (отклик на восстание в Твери в 1327 году против Чол-хана).

Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, в основном о девушках полонянках, где в центре повествования не судьба государства, а частные человеческие судьбы («Девушка спасается от татар», «Мать встречает дочь в татарском плену» и др.).

Со второй половины XIV века начинается новый подъем русской культуры. Распространяется грамотность среди городских ремесленников и купцов. Есть многочисленные сведения об училищах для детей, которые существовали при храмах, а учителями было низшее духовенство. Обучение начиналось с 7 лет, учили письму, счету, церковному пению. В XV веке такие училища появляются и в сельской местности.

К уникальным находкам относятся берестяные грамоты второй половины XIII в. — «учебные тетрадки» Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очень похожими на письмо берестяных грамот. Люди верили, что надпись, начертанная на стене «божьего храма», поможет им или будет иметь силу клятвы Подъем культуры со второй половины XIV века сопровождался развитием книжного дела. Уже в XIV веке на Русь начали ввозить бумагу из Италии и Франции. Это был более удобный материал, чем береста, и более дешевый, чем пергамент. С появлением бумаги книги начали дешеветь и их стало больше. Книжные мастерские существовали не только при монастырях, но и в городах, где важными центрами письменности были княжеские и вечевые канцелярии. На Руси были профессионалы-писцы, многие из них были светскими людьми, не принадлежащими к духовному сословию. Орудиями письма были гусиные перья, для приготовления которых пользовались особыми «перочинными» ножами. Изменилась графика письма.В XIV-XV вв. вместо строгого «уставного» письма с его геометрически правильными четкими буквами появился так называемый «полуустав». Теперь линии букв потеряли прежнюю стройность, стали неровными, одинаковое расстояние между буквами не выдерживалось, появилось большое количество сокращенных слов. Обозначился наклон в почерке — знак того, что писали теперь размашисто и быстро. А в XV в. появилась так называемая «скоропись». Еще более стали сокращаться слова, буквы выносятся над строчкой, пишутся слитно, концы букв выходят за строчки - появляются «хвосты» и росчерки. Теперь уже нет единообразия в самом рисунке букв - пишут так, как удобнее и быстрее.

Страницы рукописных книг украшались цветными заставками и миниатюрами. Часто применялся «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.

Книги изготовлялись, как правило, на заказ. Преобладали богослужебные книги. Появляются так называемые «четьи» книги, то есть книги, предназначенные для индивидуального чтения.

В этот период распространяются специальные устройства для счета - абаки. Распространяются математические понятия и терминология, появляется геометрия под названием землемерие, распространяются некоторые знания по медицине и фармакологии. Среди технических новшеств - башенные часы и водяная мельница, долгое время являвшаяся единственным двигателем на Руси.

5. Особенность средневековой литературы в том, что в основе произведений лежали конкретные исторические факты, а персонажи литературных произведений были реальными историческими лицами. Центральной темой литературы этого периода была борьба с татарами. Житийная литература проникнута публицистическими идеями о главной роли Москвы и княжеской власти, но при первенстве церкви.

В конце XIV века в житийной литературе получил распространение риторическо-панегирический (экспрессивно-эмоциональный) стиль или стиль «плетения словес». В тексты вводились пространственные и витиеватые монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально-богословского характера, больше внимания уделялось чувствам героя, его душевному состоянию. Появились психологические мотивировки поступков действующих лиц. Во второй половине XV века в русской литературе стал распространяться жанр сюжетной повести. Летописание. Подъем летописания относится к XIV-XV векам. В местных великокняжеских летописях обычно много внимания уделялось прошлому того или иного княжества при одностороннем подходе освещения событий объединения земель Руси. Таким образом, характерной чертой русского летописания был патриотизм в своеобразной религиозной окраске.

6. Каменное строительство, прекратившееся из-за татаро-монгольского нашествия, возобновилось лишь в конце XIII века. С этого времени ожили и получили новое развитие традиции областных архитектурных школ, сложившихся в предшествующий период.

В 1367 году в Москве Дмитрий Донской возводит единственный в XIV-XV веке во всей Северо-Восточной Руси каменный кремль.

Живопись второй половины XIII-XIV веков развивалась в едином русле с архитектурой. Монументальная живопись практически не сохранилась в результате многочисленных войн. Живопись начала XIV века приобретает сумрачный характер: заостренные лики, размягченность письма, схематичность образов. Новым для русской живописи было вторичное сближение с искусством Византии («Спас яркое око», «Борис и Глеб»). В конце XIV-начале XV веков ведущее место занимает Московская школа иконописи. Наиболее известным ее представителем был Андрей Рублев (около 1360-70 годов-около1430). XIV век ознаменовался появлением иконостаса. Его предшественником считают невысокие алтарные преграду, бывшую в некоторых храмах. Скульптура. Развивалось искусство резьбы на памятных и поклонных крестах. В середине высекался образ Христа, а на ветвях изображение Богородицы и Иоанна Предтечи и других святых или архангелов. В последней четверти XIV века в русской скульптуре появились первые произведения статуарного искусства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь