Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 9 . КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. В чем состоит особенность определения Возрождения как реальности культуры в западной культуре по сравнению с Античностью, Средневековьем и Новым временем?
А) Возрождение (Ренессанс) и Античность.
2. В каком значении употреблялся термин «Возрождение» до XIX в., и почему со временем в первоначальном значении этого термина стала ощущаться двусмысленность и неадекватность? 3. В чем состоит сущностное отличие Возрождения XIV – XVI вв. от предшествующих возрождений, например, Каролингского или Оттоновского возрождения? 4. Поясните двойственность отношения деятелей Возрождения на примере с латинским и греческим языками. 5. Что, по сути, возрождал Ренессанс с его отношением к Античности как самостоятельной ценности? 6. В плоскость какого вопроса можно перевести вопрос об обстоятельствах обращения западной культуры для ее возрождения к Античности вплоть до желания реставрации Античности? 7. Как меняется представление о магии и религии, сакральном и профанном у ренессансного человека на примере «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола? 8. Как Ренессанс легализует «низовую» культуру (смеховое и карнавальное мироотношение), подняв ее статус и включив ее моменты в «высокую» культур? (Поясните на примере «Декамерона» Джованни Боккаччо.) 9. Какое представление о человеке сформировалось у ренессансных гуманистов под воздействием Античности? В чем сходство и различие между ренессансным и античным представлением о человеке?
Б) Движение гуманистов.
10. Когда термин «гуманизм» применительно к Ренессансу вошел в словоупотребление, и каково было первоначальное значение этого термина? 11. Что составляет суть гуманизма? 12. В чем заключается двойственность отношения гуманистов к грекам и римлянам (на примере отношения Данте Алигьери в «Божественной комедии»)? 13. В чем гуманисты видели достоинство греков и римлян? Как сам античный человек относился к подобному утверждению о человеке? В чем состоит несовпадение взглядов гуманистов на Античность и Античности на самое себя в отношении человека? 14. Сравните ренессансный гуманизм и античное мировосприятие: а) по основному принципу миропонимания; б) по пониманию божественности человека (на примере фрагментов из трагедии Софокла «Антигона» и трактата Томмазо Кампанелла «Метафизика»). 15. В чем заключается расхождение в понимании Бога и божественности человека между Кампанеллой и Античностью? В чем выражается отличие взгляда Кампанелла по этим пунктам от христианской доктрины? 16. Какова основная тема для определения достоинства человека у Пико делла Мирандола в его «Речи о достоинстве человека», и какова логика решения этой темы до утверждения об отождествлении Бога и человека? 17. Как проявлялась установка на некую абсолютную истину/заявку (иначе «золотой век») у Пико делла Мирандола, римской истории и христианстве? Какую метаморфозу претерпела абсолютная заявка, характерная для христианства, у ренессансных гуманистов? 18. Вследствие каких причин гуманистическое умонастроение не смогло стать полновесной жизненной реальностью? (При рассмотрении одной из причин обратиться к феномену ренессансной переписки.) 19. Какое самоощущение свойственно ренессансным гуманистам, и посредством чего они обретали это самоощущение? 20. Как ренессансными гуманистами мыслилась природа, и почему Ренессанс не создал ни науки, ни техники? 21. Почему ренессансные гуманисты придавали большое значение воспитанию и образованию человека? Какое самоощущение было присуще выпускнику, к примеру, Феррарской или Мантуанской школы? 22. Каковы условия осуществления гуманистического идеала личности?
Б) Пополан, кондотьер, художник.
23. Охарактеризуйте положение Италии в политической области после разрушения Римской империи. В чем выразилось следствие подобного положения Италии, что составляло ее преимущество перед другими странами Запада? 24. Поясните различие между статусом германских и итальянских городов, полученным в результате борьбы за свою независимость, накануне и в период Ренессанса. 25. Что свойственно типу индивидуально-человеческого существования итальянских городов-государств и городских коммун?
· Пополан
26. В чем состоит отличие в понимании свободы между пополаном итальянских городов-государств и гражданином Античности? 27. Почему в Античности биография считалась низким жанром по сравнению с историческими сочинениями? В чем заключается особенность автобиографического жанра в Средневековье? 28. В чем состоит главное различие трех документов XIV в. – «Путешествий» Фрескобальди, Сиголи и Гуччи от «Хроники» Питти (вторая половина XIV в. – конец 20-х гг. XV в.)? 29. Охарактеризуйте самоощущение пополана по описанию Питти событий своей жизни в «Хрониках». 30. Каково понимание пополаном высших по отношению к человеку реальностей Античности и Средневековья?
· Кондотьер
31. Что, по существу, отличало кондотьера от рыцаря, и в каком отношении кондотьера можно считать выражением и неотъемлемой частью ренессансной культуры? 32. В чес состоит своеобразие и новизна кондотьера как индивидуально-человеческого типа? 33. Как связаны между собой имморализм и путь богоподобия и самообожествления человека Ренессанса? 34. На какую цель направлял кондотьер свои силы и мощь? Каким образом он преодолевал в себе человеческое? Какова перспектива кондотьера как индивидуально-человеческого типа?
· Художник
35. С какой фигурой, которая представляет новый индивидуально-человеческий тип, ассоциируется, прежде всего, Ренессанс? 36. Как Ренессанс стал решать вопрос о божественности в отношении источника и результата творчества? Что Ренессанс понимал под творчеством? 37. Почему Ренессансу свойственно восхищение художником, что, в частности, выразилось в создании Джорджо Вазари «Жизнеописаний» знаменитых художников?
В) Кризис гуманизма.
38. Почему Гамлета можно назвать разочаровавшимся гуманистом? 39. В какой теории выразился наиболее ярко кризис гуманизма? Каково было устроение пространства в средневековой космологии? 40. Какое восприятие пространства свойственно гуманистическому мировоззрению? В чем усматривается двойственность «героического энтузиазма» человека Ренессанса? 41. Как в утопиях Томаса Мора и Томмазо Кампанелла воплотился кризис ренессансного гуманизма? (В чем выразились ренессансное и анти-ренессансное умонастроение английского и итальянского авторов утопий? ) 42. К каким воззрениям на человека приводит ренессансное обожествление человека, и что в итоге становится божеством в утопиях Томаса Мора и Томмазо Кампанелла? 43. В чем проявилась несостоятельность ренессансного гуманизма? В какой сфере ренессансный гуманизм мог состояться сполна? Как гуманисты пытались преодолеть несостоятельность своего мировоззрения?
ТЕМА 9. РЕФОРМАЦИЯ И КУЛЬТУРА А) Реформация как реакция на кризис средневековой культуры. 1. В каких двух направлениях происходил переход от Средних веков к Новому времени? 2. Каковы основные идеи проповеди Яна Гуса? Какова реакция на эти проповеди со стороны Католической Церкви? 3. Какая проблема выявила кризис позднесредневекового католицизма и почему? Каким образом данная проблема свидетельствует о состоянии мирян? 4. Какую роль сыграл Мартин Лютер в преодолении кризиса позднесредневекового католицизма? Коротко охарактеризуйте жизненные вехи «отца Реформации». 5. Каков был непосредственный повол обнародования Мартином Лютером своих тезисов об индульгенциях («Диспут о прояснении действенности индульгенций 95 тезисов») в 1517 г.? В чем состоит суть этих тезисов? 6. Как изменились отношения между Лютером и Католической Церковью спустя три года после его тезисов? 7. В связи с какими обстоятельствами Мартин Лютер порвал с ортодоксальным католицизмом, и какие установления Католической Церкви подверглись отрицанию протестантами? 8. Почему католицизм не отвечал живому религиозному опыту Лютера? (Пояснить на примере понимания сораспятия Христу католиками и протестантами.) 9. В чем видел протестант жизненную задачу христианина? Как, в связи с этим, понималась протестантами человеческая воля и подражание Христу? 10. Как Жаном Кальвином мыслились: · человеческая природа, · отношение Бога к человеку, · достоинство человека, · таинство евхаристии. 11. В чем состоит суть учения Жана Кальвина о предопределении? (Соотнесите с учением о предопределении Августина.) Сравните понимание спасения Жаном Кальвином и ортодоксальной Католической Церкви?
Б) Реформация как реакция на кризис Возрождения.
12. Что было исходным импульсом Реформации? Какие события сопровождали реформационное движение? 13. Какое обстоятельство сыграло знаковую, символическую роль в конфликте между Реформацией и Ренессансом? Чем опорочила себся Католическая Церковь и Папа в глазах Мартина Лютера? 14. Каковы основные события жизни Джироламо Савонаролы (1452 – 1498)? В чем состоит суть его проповеди, и какова реакция на нее со стороны флорентийцев и папы Александра VI Борджиа? 15. Какая идея Возрождения была неприемлема для Мартина Лютера и его последователей? В чем состоит разница в этом вопросе между Реформацией и Возрождением? 16. Что роднит и разделяет Возрождение и Реформацию в понимании Бога и человека? (Ответ пояснить на примере тезиса Лютера «Грешный человек не может естественно желать, чтобы Бог был Богом, но может только часто желать, чтобы Бога не было и чтобы он, человек, сам был Богом».) 17. Сравните отношение Возрождения и Реформации к своим противникам и истине. 18. Охарактеризуйте полемику гуманиста Эразма Роттердамского и Мартина Лютера, что нашло отражение в их трактатах «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли» и «О рабстве воли». 19. В чем протестант Жан Кальвин удобился Католической Церкви по отношеиию к испанскому гуманисту Мигелю Сервету при их встрече в 1553 г. 20. Поясните, каким образом Возрождение и Реформация обусловили зарожление новоевропейского инливилуадизма?
В) Реформация и секуляризация культуры.
21. Какой культуре присущ секулярный характер? Ответ пояснить, сопоставив эту культуру с предшествующими типами культур: Первобытностью, культурой Древнего Востока, Античностью. 22. Охарактеризуйте Возрожление как один из двух путей секуляризации культуры. (Каким образом Возрождение способствовало секуляризации культуры? ) 23. В чем состоит противоречивость Реформации, в частности, Лютера в отношении Католической Церкви? Какой характер веры у Лютера? (Ответ пояснить на примере письма Л ютера римскому Папе.) 24. Как изменилось представление Лютера о Церкви в связи с его враждебным отношением к католицизму? 25. В чем состоит различие между католицизмом и Реформацией в отношении к храму? Как мыслится фигура служителя храма католиками и протестантами? 26. Каким образом протестантизм создавал вокруг себя исключительно человеческий мир возможности содеятельности (синергии) Бога и человека? 27. В связи с каким обстоятельством возникло монашество в христианстве? Какова миссия монашества и его главные обеты? 28. Каково отношение Лютера к монашеству и почему? 29. Как Лютер понимает мирскую жизнь и спасение? Какое место занимает Бог у протестантов? В чем состоит существенное отличие в понимании Бога, отношения Бога и человека протестантов от ортодоксального христианства? 30. Как происходила секуляризация в Ренессансе? Ответ пояснить. 31. В чем состоит парадокс Реформации, что роднит его с Ренессансом? Прокомментировать на примере полемики Лютера и Эразма Роттердамского. 32. В чем усматривается существенное сходство между Ренессансом и Реформацией, их выход в Новое время? Сравните исходные основания ренессансного человека и протестанта, протестанта и христианина. 33. Как можно осмыслить отказ Лютера от монашества и его женитьбу? 34. Как соотносились вера в Бога и вера в ближнего своего у некоторых кальвинистских сект? 35. Поясните, как служение своему Богу оборачивается у протестанта успешным освоением мира и утилитарным подходом к миру.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы