Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 10. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.
А) Новые основания антропоцентризма.
1. Как обстоит дело с проведением временных границ Нового времени в культурологической литературе? С какого времени можно говорить о начале новоевропейской культуры? 2. Правомерно ли говорить о том, что новоевропейская культура продолжается по настоящее время и почему? 3. Какое философское сочинение ХVП в. наиболее ярко выражает новоевропейский взгляд на мир и человека? В чем видится парадоксальность взгляда автора этого сочинения на человека? В чем состоит различие и сходство нововременного от ренессансного взгляда на человека? 4. Поясните, как происходило возвышение человека в ранг властелина мира, а потом низвержение его с «царского» престола? Какую трансформацию претерпевает человек в своем статусе у Блеза Паскаля? 5. Как Паскаль решил вопрос о величии человека? Почему в этом вопросе он прямо противоположен грекам? 6. Как можно выразить умонастроение, мироощущение и мировосприятие новоевропейского человека относительно статуса человека? В чем оно противоречит мысли Паскаля? 7. Что Франсуа де Ларошфуко в «Максимах» определяет в качестве источника поступков, взглядов, настроений человека? Докажите, что до XVП в. подобный взгляд на достоинство человека был нехарактерен? 8. Какие две характеристики человека являются главными, по мнению Ларошфуко? 9. Соотнесите страсти, власть природы и судьбы в понимании человека Ф. де Ларошфуко? Как человек в связи с этим обнаруживает и осуществляет свою индивидуальность? Что является основанием самобытия человека, по Ларошфуко? 10. Какую цель преследует человек, по Ларошфуко? В чем состоит отличие человека, его устремленности у Ларошфуко от ренессансных представлений о человеке? 11. Докажите, что трактовки человека Паскаля и Ларошфуко являются, по сути, взаимодополнительными? 12. Как существовала религиозность человека XVП в.? 13. В чем заключается противоречивость Паскаля в его рассуждениях о человеке? 14. Какая тенденция относительно человека и мира стала доминирующей в эпоху Нового времени? Какая идея примирила две реальности, выделенные в Универсуме нововременным человеком? Охарактеризуйте данную идею. Почему данная идея является мифологемой? 15. Почему идея прогресса в качестве универсального принципа сомнительна с философской и религиозной точки зрения? 16. Как измеряется прогресс? В чем состоит двойственность измерения прогресса? 17. В каком смысле идея прогресса выполняет терапевтическую роль в новоевропейской культуре? Какую иллюзию человека о самом себе она поддерживает?
Б) Буржуа и дворянин в культуре Нового времени. · Буржуа
18. Почему крестьянство не является значимым при рассмотрении индивидуально-человеческих типов Нового времени? Какие два индивидуально-человеческих типа характерны Новому времени? 19. Охарактеризуйте (по столетиям) позиции буржуазии и буржуазной культуры в эпоху Нового времени? 20. Сравните буржуа с бюргером и пролетарием. Какова главная социальная характеристика буржуа? 21. Что отличает буржуа от собственников в других культурах – античного гражданина и средневекового рыцаря? Как можно связать одиночество Робинзона Крузо на необитаемом острове с основополагающим принципом жизни буржуа? 22. Какие мировоззренческие принципы, характерные Новому времени, обуславливают одиночество Робинзона? 23. Почему Робинзон – работник и ему не присущи пафос творчества и труд-служение? 24. Как можно определить религиозную позицию Робинзона? Каковы отношения Робинзона с Богом? 25. Как Робинзон мыслит достойную человеческую жизнь? Как в связи с этим можно обозначить подобный человеческий тип? 26. В чем состоит противоречие между целью и средствами ее достижения у Робинзона? (Сравните Робинзона с античным человеком «золотой середины» и ренессансным человеком.) 27. Какой тип антропоцентризма создает Робинзон? (Сравните с антропоцентризмом Паскаля.) 28. Каково отношение Робинзона к природе? Как соотносятся природа и сверхъестественные силы (Бог, Дьявол) в мировоззрении Робинзона? 29. Сравните Робинзона и Симплициссимуса (героя романа Гриммельсгаузена «Симплициссимус»): в чем состоит сходство и различие героев в отношении к своему спасению, Богу, Дьяволу, ситуации одиночества? В кого превращается на острове Симплициссимус? Кем на острове становится Робинзон? 30. Что из мифологемы Робинзона характерно Бенджамену Франклину? 31. Как Франклин мыслит Бога? 32. Что, по мнению Франклина, ведет к богатству? Оцените добродетели, выделенные Франклином. Проследите связь между добродетелями и целью у Франклина. 33. Чем в итоге становится человеческая жизнь для работника-буржуа? В чем заключается парадокс ценностей для такого индивидуально-человеческого типа? 34. Как проблему отношения человека и мира решает человек-творец?
· Дворянин 35. Каково происхождение дворянства? 36. Сравните дворянина и рыцаря: в чем состоит сходство различие между ними? (Ответ на данный вопрос можно представить в виде таблицы с рядом параметров сравнения, например: а) служение сюзерену, государству; б) служение Богу и Церкви; в) служение Даме; г) служение ближнему.) 37. В чем состоит различие между рыцарским и дворянским самоутверждением? Почему у дворянина нет государственных добродетелей, как у римлян? Кому, в конечном счете, служит дворянин? 38. Каков высший смысл дуэли? (в частности, на примере дуэли между шевалье д’Арманталем и маркизом де Лафаром из романа А. Дюма «Шевалье д’Арманталь») 39. Какая любовь присуща дворянину? Как он относится к природе и судьбе? Что для него есть божественное начало и почему? 40. Сравните себялюбие буржуа и дворянина.
В) Культура Просвещения.
41. Какое место занимает Просвещение в культурном развитии Запада? 42. В чем состоит преемственность с христианством и отличие от него в понимании просвещения в конце XVП - начале XVШ вв.? 43. Какой характер имело Просвещение как течение в культуре? Каково отношение Просвещения к религии? 44. Как Вольтер объясняет появление идеи Бога? Как можно коротко назвать причины возникновения религии в размышлениях Вольтера? 45. Оцените размышления Вольтера о Боге. С чем прежде всего соотносит себя человек, по Вольтеру? Как Вольтер относится к фундаментальным христианским идеям? 46. Какой вклад в процесс отказа человека от Бога в мирских делах внесли протестантизм, Робинзон и Франклин, Вольтер? 47. С чем отождествлялись Бог и религия Просвещением? (Ответ пояснить на примере обряда причастия юноши из романа Л.С. Мерсье «Год две тысячи четыреста сороковой» (1770).) 48. Как понимается Просвещением человек? Какую роль Бог выполняет в мире, согласно Просвещению? 49. Если человек обращает свое природное разумное начало на природу в целом, то какого рода религиозность возникает в человеке? 50. Какую задачу выполняло Просвещение, как представлялось самому Просвещению, по отношению к христианству? 51. Сравните ренессансное понимание божественного с просвещенческим. 52. Как соотносятся между собою сакральный и профанный мир в мировоззрении ренессансного и нововременного человека? Какой вид антропоцентризма присущ Ренессансу и Новому времени? 53. Что роднит Бога, природу и человека согласно Просвещению? Поясните, как в связи с этим мыслится роль человека? 54. Каким существом предстает человек у деятелей Просвещения? 55. Что есть «разумный эгоизм»? (При ответе использовать размышления Н.Г. Чернышевского из романа «Что делать» по этому вопросу.) Какова суть просвещенческого учения о человеке? 56. По какому критерию Просвещение противопоставило себя всем предшествующим эпохам? Что Просвещение выдвинуло на роль верховного арбитра во всех вопросах? 57. Что представляет собой здравый смысл? В чем заключается различие человека «золотой середины» от человека Просвещения в понимании здравого смысла? 58. Почему Просвещение, именуемое себя веком философии, явилось самым нефилософским течением в новоевропейской культуре? 59. Как Просвещение, с точки зрения здравого смысла, воспринимало религию? 60. Как здравый смысл Просвещения оценивал дела человеческие? 61. Каковы приоритеты и заботы человека Просвещения? В чем состояла сила Просвещения и его парадокс?
Г) Романтические течения в культуре.
62. Что подразумевается под романтизмом, романтикой? Охарактеризуйте два начала в европейской душе – классицизм и романтизм. 63. Когда состоялся романтизм как течение в культуре? Почему его вполне допустимо назвать антипросвещением? 64. В чем состоит особенность характерных признаков романтизма? Назовите некоторые признаки романтизма. 65. Что общего между романтизмом и Просвещением? 66. В чем состоит различие Просвещения и романтизма в понимании природы? 67. Что романтик противопоставляет законообразности природы, что свойственно в понимании природы человеку Просвещения? В чем видится различие в понимании хаоса романтизмом и язычеством? 68. Как мыслит романтик природу в аксиологическом отношении? 69. Что значит для романтика обожествление и божественность человека? В чем сходство и различие между обожествлением человека в представлении романтика и первобытным ритуалом? 70. Сравните героя и романтика: что общего между ними? Какой способ существования присущ герою и романтику? 71. В чем состоит своеобразие романтического двоемирия? Как в душе романтика соединялись просвещенческое и романтическое восприятие природы и отношения человека к ней? Как можно назвать путь романтика к природе? 72. Каковы были исходные условия пути романтика к природе и в природу? (Назовите оппозиции, замещающие оппозицию «сакральное – профанное», характерные для: а) Просвещения; б) романтизма. Какие наиболее главные мотивы/темы присущи романтизму? Посредством чего романтик преодолевает разрыв бытия? ) 73. В каком аспекте путь романтика может быть поставлен под сомнение? Ответ прокомментировать. 74. Что представляет собой путь романтика к самообожествлению? Что роднит романтика с ренессансным человеком и что чуждо ренессансному человеку в отличие от романтика в понимании обоживания человека? 75. Какого рода религиозность свойственна романтику? Что романтик сближает с религией? Как соотносятся Бог, природа, человек, и что существует в пределе для романтика? 76. Охарактеризуйте индивидуально-личностное ощущение романтика. 77. Как романтик воспринимает хаос? В чем состоит своеобразие романтизма в понимании хаоса? 78. В чем выражена божественность человека для: а) Ренессанса, б) Просвещения, в) романтизма? 79. С какими реалиями в одном ряду стоит любовь для романтика? Что значит для романтика любовь? Почему любовь романтика обязательно заканчивается срывом? 80. Как разочарование романтика переиначивало исходные основания романтизма? Почему романтик в состоянии разочарования находится по ту сторону добра и зла? 81. Как Просвещение и романтизм относились к прошлому? Чем обусловлен романтический историзм? 82. Какого рода понимание эпох и культур началось с романтизма, и с каким представлением романтизма это связано? 83. Что претит романтику Гельдерлину в буржуазно-просвещенческом взгляде на человека? 84. Что можно сказать о Просвещении и романтизме, оценивая современную западную культуру?
Д) Западная культура XIX века. 85. Какая самооценка присуща XIX веку? Какая тенденция характеризует XIX в. в культурном отношении? 86. Как характеризует конец ХVШ – начало XIX вв. И.В. Киреевский? Что подразумевает он, говоря о человеке? Почему в этот период нельзя говорить о доминировании какого-либо одного сословия (человеческого типа) и его культуры? 87. Каковы главные характеристики культуры конца ХVШ – начала XIX вв.? Какое историческое событие наиболее ярко отражает данные доминирующие тенденции в культуре этого периода? Из какой предпосылки проистекали все изменения в общественной жизни людей этого периода? 88. Какие обязательства брала на себя «Декларация прав человека и гражданина»? Ответ пояснить. 89. Как мыслилось абсолютное состояние свободного народа Франции и «высшее существо» согласно «Декларации»? Какую реальность утвердила Французская буржуазная революция? 90. Какая историческая фигура явилась наиболее ярким выражением индивидуализма эпохи? Что выделяет этого деятеля из числа его великих предшественников? 91. Как мыслилась власть монархов в Европе, в частности, во Франции? Как изменилось понимание королевской власти и статуса короля после Французской буржуазной революции? 92. Как решил проблему собственной власти Наполеон? 93. В чем состоит сходство и различие между императором Наполеоном и эллинистическими царями? 94. Как сам Наполеон позиционировал себя во власти? Куда направлял свою власть Наполеон? Что в представлениях Наполеона о власти соответствовало и не соответствовало духу Просвещения? 95. Почему пример Наполеона по обретению власти оказался неповторимым? В чем состоит «неестественность» этого пути во власть для Нового времени? 96. Какое течение стало доминирующим в западной культуре после завершения наполеоновских войн? Приведите примеры проявления данного процесса в западной культуре. 97. Какой процесс, происходящий в обществе, сопровождал увеличение однородности культуры в XIX в.? В чем состоит своеобразие этой ситуации в культурном отношении? 98. Объясните, почему пролетариату не присуща собственная культура, в отличие, например, от крестьянства? 99. В чем заключается сходство и различие между пролетарием и античным рабом? Какие мировоззренческие противоречия и парадоксы обнаруживало существование пролетариата? 100.Какие два пути были характерны в разрешении противоречий между буржуазией и пролетариатом? 101.В чем видел свое преимущество перед другими эпохами человек-работник? 102.Какой взгляд на науку был характерен с Античности до Нового времени? Как изменилось соотношение философии и науки в Новое время? 103.Что подразумевается под секуляризацией культуры? Какие мировоззренческие ориентиры присущи человеку XIX в.? (Какие реальности в Универсуме выделяет? Как их оценивает? Как позиционирует человека и его отношения с другими реальностями? ) 104.Поясните выражение «бытие человечества – звездный час природы». Как в этой фразе выразился дух XIX в.? 105.Какая установка в отношении человеческого бытия характерна европейцу XIX в.? 106.Какова познавательная ориентация нововременного человека? Что есть истинное знание для новоевропейского ученого? В чем состоит «сила» этого знания для нововременного человека?
Е) Западная культура ХХ века.
107.Какие оценки имеют место относительно феномена кризиса западной культуры в ХХ в.? 108.Почему в связи с Первой мировой войной небезосновательно было говорить о надвигающейся варваризации Запада? 109.Почему не дихотомия «культура – варварство» определяет существо культурной ситуации Запада в ХХ в.? 110.Какой симптом является главным при характеристике культурной ситуации на Западе в ХХ в.? (Какое противоречие определяет существо культурной ситуации на Западе в ХХ в.? ) В чем наглядно проявился этот симптом/выразилось это противоречие? Как более уместно можно представить это противоречие? 111.Охарактеризуйте феномен научно-технического прогресса. Какие обстоятельства (установки, мировоззренческие принципы) сделали возможным научно-технический прогресс? 112.Какие два вида отношений заключены в таком виде деятельности как труд, производство? Что осталось в XX в. неизменным в качестве высшей цели, что было характерно и для XIX в.? 113.Как интенсификация, разделение (специализация) и механизация производства влияют на отмену человеческого в человеке? На какую цель направлена механизация? 114.Докажите, что буржуазность не являлась доминирующей тенденцией в культуре XIX в., что для буржуа-работника характерно было неприятие собственной культуры и отречение от собственной буржуазности. 115.Что объединяет культуры XIX в. и XX в. и в чем в этом плане состоит различие между ними? 116.Какие процессы, связанные с ростом производительности труда, способствуют сближению пролетариата и буржуазии в ХХ в.? 117.Что объединяет рабочего-станочника и ученого-физика с культурологической позиции? Какими факторами обусловлено подобное сходство? Как можно назвать этот человеческий тип? 118.Художник и человек-работник в художественном производстве: в чем состоит принципиальное различие между ними? Почему в ХХ в. доминирует человек-работник и в художественной сфере? 119.Каким образом и почему человек-работник сводит к потреблению искусство? Каков при этом результат? 120.Почему термин «массовая культура» не совсем корректен? Соотнесите массовую культуру ХХ в. и низовую культуру Средневековья. В чем состоит основной парадокс массовой культуры? 121.Поясните, почему человек-работник ни свободного времени, ни досуга не ведает? Как можно назвать то время, когда человек-работник не на работе, и определить бытийствование человека-работника в это время? 122.Почему героизм и святость чужды душе человека-работника? 123.Какой вопрос необходимо поставить с позиций культурологии, говоря о научно-технической революции (НТР) как о характеристике ХХ в.? О какой тенденции в связи с этим целесообразно говорить? 124.В чем заключается существо техники? 125.Как соотносятся между собой наука и техника в условиях НТР? 126.В каких случаях природа обслуживает лишь тело человека, а в каких случаях является воплощением внутреннего мира человека? 127.Что дает техника homo faber, какие потребности человека удовлетворяет, на что воздействует? 128.Какова логика создания технических изобретений (на примере космических кораблей)? Какие вопросы при этом не возникают? В чем проявляется двойственное влияние техники на тело человека? 129.Что бессильна преобразовать техника и почему? Как понимается труд в предшествующей секуляризации культуре и в секуляризованной культуре?
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы