Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕСтр 1 из 3Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Институт брака в международном частном праве. Общие положения 2. Институт брака в мусульманском праве 2.1 Общая характеристика брачного права мусульман 2.2 Заключение брака по шариату 2.3 Права и обязанности супругов 2.4 Расторжение брака 3. Институт брака в российском праве 3.1 Порядок и условия заключения и расторжения брака 3.2 Права и обязанности супругов 3.3 Специфика заключения и расторжения брака между российским и иностранным гражданином 4. Институт брака по российскому и мусульманскому праву в сходствах и различиях Заключение Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Брак – союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» Римский юрист Модестин.
С древних времен брак, как союз мужчины и женщины, есть специфическая форма человеческих отношений, необходимая для реализации естественной потребности в продолжении рода, как правило, основанная на личных чувствах и субъективных предпочтениях, и создаваемая с целью формирования семьи. Для большинства людей, населяющих нашу планету, именно семья, находясь наряду с общественными отношениями и вопросами карьеры, имеет основополагающий характер и занимает главное место в индивидуальном внутреннем мире человека. Именно семья, осуществляющая воспитание детей, закладывает фундамент для будущего развития государства и общества. Именно поэтому право любой страны мира содержит нормы, регламентирующие отношения, связанные с созданием и функционированием семьи. Именно поэтому в современном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только при заключении его с соблюдением установленных правом условий и форм, предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (как в отношении друг друга, так и по отношению к детям). И именно потому, что брачно-семейные отношения присущи любому государству, их законодательное регулирование осуществляется на базе общепризнанных принципов мирового права, заключенных в международных правовых актах[1]. В то же время законодательство разных стран, касающееся брачно-семейных отношений, несмотря на их всеобъемлющий характер, не имеет единообразного правового регулирования. Это объясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальный колорит с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных, культурных и политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны, а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозных предписаний. На практике такое большое разнообразие материально-правовых норм семейного права различных государств порождает возникновение коллизий при решении различных вопросов, касающихся правоотношений с иностранным элементом, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейных отношений. Именно поэтому вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частного права. В последнее время в средствах массовой информации достаточно часто говорят про семейную жизнь, отношения супругов и последствия расторжения браков россиянок с иностранцами. Большая часть таковых историй, к сожалению, содержит информацию, отражающую «темную сторону» брака, заключенного с иностранным гражданином на территории его государства. Более 80% таковых историй приходится на браки россиянок с гражданами Египта, Объединенных Арабских эмиратов, Марокко, а также других мусульманских стран, право которых основано на постулатах ислама и законах шариата, придающих общему законодательству своеобразный религиозный характер. В связи с тем, что большинство русских женщин оказываются юридически неграмотными при заключении брака с мусульманином и в большинстве случаев не имеют даже малейшего представления о специфике семейного законодательства стран исламского мира, на мой взгляд, актуальность темы данной курсовой работы очевидна. Только комплексное исследование законодательства, раскрытие понятия и сущности брака, определение условий и порядка заключения, и расторжения брака по российскому и мусульманскому праву сможет помочь установить истинные причины проблем, возникающих по поводу брачных отношений российских граждан с гражданами стран исламского мира. Таким образом, цель настоящей работы заключается в рассмотрении сущности института брака, определении его особенностей по российскому и мусульманскому праву, установке и раскрытии существующих между ними сходств и различий. Структурно работа выполнена следующим образом: введение, четыре главы, заключение, в котором подводится итог проведенному исследованию, и завершает работу список используемой литературы. При написании настоящей работы использовались нормативно-правовые акты, учебная и периодическая литература.
ИНСТИТУТ БРАКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Институт брака с его многогранностью, повсеместностью и значимостью в любом государстве мира без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак - начало и ядро семьи, в укреплении которого заинтересовано общество, и которое не может рассматриваться как частное дело самих супругов. Поэтому наиболее важные вопросы заключения брака регулируются законодательством. Семья, в современном понимании этого термина, — это коллектив, объединенный воедино самыми разнообразными узами. Одни из них связаны с чувствами, другие с соображениями нравственного и даже материального или делового порядка. Особое место в системе общественных ценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не только эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные правовыми нормами, выражающими государственный интерес. А он очевиден: от прочности, качества семьи, ее способности выполнять свое предназначение во многом зависит здоровье общества в целом. Брак и семья представляют собой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей наряду с правом, в качестве основного регулятора взаимоотношений супругов. К характерным особенностям брака относят взаимную любовь, моральную и материальную поддержку, общее воспитание детей, поэтому современное общество требует от своих членов придерживаться правил морали в вопросах брака и семьи. Следует сказать, что в большинстве стран мира (в том числе и в России) законодательством не закреплено четкое определение брака. Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только правовых позиций, тем более, что «духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом». В современной энциклопедической и юридической литературе существует множество определений брака, каждое из которых основывается на совокупности конкретных элементов - признаков брака, которые заключены, собственно, в самом определении этого института. Из него следует, что брак – это: 1. союз мужчины и женщины; 2. союз добровольный и равноправный; 3. заключается он с соблюдением определенных правил, установленных законом; 4. преследует цель создания семьи; 5. брак порождает у супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности; 6. заключается без указания срока действия[2]. Все вышеперечисленные признаки носят только общий характер, но не общепринятый и, следовательно, имеют оговорки. Поэтому можно считать логичным дальнейшее рассмотрение отдельных признаков брака в соотношении с современным законодательством разных государств на конкретных фактических примерах. 1) Брак - свободный, равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создания семьи[3]. Однако, с недавних пор в ряде стран Европы регистрируют однополые брачные союзы[4]. В то же время в различных странах мира, помимо брака как союза мужчины и женщины, и в настоящее время практикуется полигамный брак, характерный для мусульманских стран. Сущность полигамного брака заключается в полигинии. Полигиния – одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой женщиной отдельно, причем возможны градации. Так, в шариате количество жен ограничивается четырьмя супругами. Все остальные жительницы гарема женами не считаются, однако у них есть определенные гарантии (от хозяина гарема) признания ребенка в случае его рождения. Тем не менее, их положение существенно ниже, чем у жен, и скорее напоминает рабство. 2) Добровольное заключение брака – принцип, установленный мировым правом[5] и всеми внутренними правопорядками. Сущность данного принципа основывается на независимости и беспрепятственности волеизъявления лиц, вступающих в брак (без психологического или физического насилия), и заключается в полном и свободном согласии брачующихся сторон. К сожалению, не всегда внешне выраженное согласие на вступление в брак у одного из брачующихся соответствует его действительному намерению (в некоторых странах юношам и девушкам до сих пор родители сами выбирают кандидатуру мужа или жены). Также, с учетом того, что право любого государства определяет условия, необходимые для заключения брака, и обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, принцип добровольности не всегда реализуется в полной мере. Так, например, в законодательстве разных стран отсутствует единообразное регулирование вступления в брак душевно больного или страдающего слабоумием лица, не способного адекватно оценивать свои действия и их правовые последствия. Кроме того, законодательство некоторых зарубежных стран предусматривает возможность вступления в брак по доверенности, что и вовсе противоречит требованию личного присутствия брачующихся при заключении брака и публичного выражения согласия на вступление в брачный союз, необходимого для реализации принципа добровольности. Так, например, мусульманское право признает заключение брака не только лично, но и по поручению[6], а в Испании и Италии законодательством предусмотрена возможность вступления в брак по доверенности при чрезвычайных обстоятельствах[7]. 3) Равноправие супругов в браке подразумевает под собой равенство прав и обязанностей, как мужа, так и жены. В семейных отношениях осуществляется равноправие граждан независимо от их национальности, расы и отношения к религии. С юридической точки зрения, в большинстве современных государств этот признак законодательно закреплен. Сущность равноправия заключается в том, что супруги совместно воспитывают детей, имеют равные права владения, пользования и распоряжения совместно нажитым во время брака имуществом, оба супруга свободны в выборе занятий и профессии, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Однако в настоящее время во многих странах Аравийского полуострова, Африки и ряде других мусульманских государств, права мужчины в браке гораздо шире, нежели, у женщин. Женщина в исламском браке нередко становится неким приватизированным предметом частной жизни, чем-то запрещенным, жестко контролируемым извне, всецело зависимым от воли мужчины. 4) Одним из общих признаков брака является его цель – создание семьи. В то же время в современном мире участились случаи заключения фиктивного брака. Фиктивный брак – притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Фиктивный брак может заключаться по различным причинам: перспектива получения жилой площади, постоянной регистрации, наследования имущества в случае смерти престарелого супруга, получение пенсии, реализация других корыстных и иных целей. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным. 5) Еще одним признаком брака является появление у супругов взаимных личных и имущественных прав и обязанностей. Данный признак реализуется в полной мере лишь применительно к браку, зарегистрированному должным образом в соответствии с законодательством. Незарегистрированный или фактический брак (в российском праве – сожительство), определяемый как отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке, в большинстве стран не несет появления взаимных прав и обязанностей. Однако существуют и определенные исключения. Так, определенные гражданско-правовые последствия порождает и не узаконенное совместное проживание с ведением общего хозяйства. В некоторых штатах США простое сожительство по истечении определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент презумпции законного брака.[8] Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей. При этом права детей, рожденных в браке, не отличаются от прав детей, рожденных вне брака. В качестве обобщения ко всему вышеизложенному можно сказать следующее. Несмотря на значительное количество конвенций и международных соглашений, принятых в области брачно-семейных отношений, все же наиболее важные материально-правовые нормы, регулирующие вопросы брака и семьи содержатся во внутреннем законодательстве стран. Так, например, брачная правоспособность, отсутствие препятствий для вступления в брак - определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов. При расторжении брака между супругами различного гражданства, и при возникающих в связи с этим имущественных отношениях, в ряде стран применяется законодательство страны гражданства мужа. Брак, заключенный в одном государстве в соответствии с законом места его заключения, может быть не признан в другом государстве, что порождает так называемые «хромающие браки» (то есть браки, порождающие юридические последствия в одном государстве и считающиеся недействительными, и не порождающими правовых последствий в другом). Именно поэтому международное частное права призвано разрешить проблему выбора закона, определяющего предварительные условия, при которых брак может быть заключен и признан действительным в государствах обоих супругов. Для решения этого вопроса существует ряд коллизионных привязок, таких как: личный закон, закон места заключения брака и другие. Так, например, порядок расторжения иностранных и смешанных браков определен в консульских конвенциях и национальном законодательстве. В большинстве современных стран признается расторжение брака, произведенное за границей. Основная коллизионная привязка при разрешении вопросов развода — закон места расторжения брака. Подобным образом разрешаются и другие основные коллизионно-правовые проблемы брака и семьи: форма и условия заключения брака; расовые и религиозные ограничения; запреты на браки с иностранцами; необходимость разрешения для вступления в брак; личный закон (главенство) мужа; заключение брака по доверенности и через представителя; «хромающие» браки; полигамия и моногамия; однополые браки; ответственность за отказ вступить в обещанный брак.
Заключение брака по шариату
В мусульманском законодательстве брак представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, по созданию семьи с последующим возникновением прав и обязанностей супругов. Договор брака считается действительным и без соблюдения религиозных обрядов, хотя их проведение и считается желательным. Требование, предъявляемое европейским правом к личному присутствию супругов при заключении брака, не известно в мусульманском праве, поскольку брак здесь рассматривается как разновидность гражданско-правового договора, который может быть заключен не только стороной лично, но и по поручению. Требования, предъявляемые к представителю (вакилю) сводятся к следующему: он должен быть совершеннолетним, психически здоровым и не должен быть грешником. Помимо этого в мусульманском праве имеется институт помолвки. Институт помолвки направлен на то, чтобы будущие супруги могли лучше узнать друг друга, поскольку мужчины и женщины, не находящиеся в близкой степени родства, не имеют права встречаться друг с другом, наличие же помолвки данное ограничение снимает. Процедура заключения брака по мусульманскому браку весьма упрощена и не требуется какой-либо регистрации. Для признания брака действительным необходимо соблюдение процедуры, которая состоит из предложения о заключении брака и принятия этого предложения в то же время и в том месте непосредственно за предложением. Договор брака должен соответствовать предъявляемым условиям. В мусульманском праве, помимо условий о добровольном согласии брачующихся, при заключении брака также необходимо участие попечителя невесты (вали)[13], давшего согласие на вступление в брак, и двух свидетелей. Относительно женщин, состоявших ранее в браке, необходимо после предыдущего брака истечение срока ‘идда, равного 4 месяцам и 10 дням. Мусульманским правом предусматривает возможность заключения брака под условием. Так, в частности, муж или жена могут сказать при заключении брака: " Я беру ее в жены, если она имеет хороший характер" и т.п., если в последующем окажется, что супруга, не соответствует данному условию, у мужа (жены) будет выбор между аннулированием брака и признания его действительным. При заключении брака также могут быть поставлены иные условия, которые могут накладывать на одного из супругов обязанности или наделять его правами, прямо не предусмотренными шариатом. В случае принятия данных условий другой стороной, они становятся для нее обязательными. Так жена может при заключении договора поставить условием невозможность заключения мужем второго брака без ее согласия и т.п. Мусульманское право признает брак между мусульманами, заключенный в соответствии с требованиями, предъявляемым шариатом, а также и брак между не мусульманами. Несмотря на то, что брак между немусульманами может быть заключен не по шариату, а по их религиозным или гражданским нормам, он может быть признан мусульманским правом действительным, если при заключении брачного договора были соблюдены условия (добровольность вступления в брак, отсутствие близкородственных отношений, наличие свидетелей и т.п.) и процедура для заключения брака, предъявляемые шариатом. В таком случае все споры, вытекающие из указанного брака, могут рассматриваться в шариатском суде. Споры, вытекающие из брака между немусульманами, не соответствующего условиям, предъявляемым к нему мусульманским правом, не могут рассматриваться шариатским судом. Такие споры могут быть рассмотрены в судах, созданных приверженцами той конфессии, к которой принадлежат супруги. Брачное сожительство без заключения брака в какой-либо форме, признается мусульманским правом уголовным преступлением. Расторжение брака
Развод по Шариату очень легкий для мужа и трудный для жены. Вообще же, развод обставлен сложной казуистикой при учете многих условий, хотя сам момент его сведен до минимума простоты. Достаточно мужу трижды произнести: “Ты мне не жена” (или: “Ты отлучена”, “Ты отрезана”, “Ты запретна”, “Поводья брошены на твою собственную шею”, “Соединись со своим родом”, “Ты лишена”, “Ищи товарища”, “Твоя спина, как спина моей матери” и другие) и брак считается расторгнутым. У мужа могут не спросить причин развода, жена же, желающая развода, ограничена в своих доводах. Так, деспотизм мужа, его личная свобода, оскорбления, побои и тому подобное не являются основанием для заявления жены о расторжении брака. Она может заявить в случаях импотенции мужа, долгого отсутствия известий о его жизни и смерти, умалишенности и других сугубо веских основаниях. Но при других причинах, скажем, она разлюбила мужа, ей понравился другой, ей претит определенный мужем семейный уклад, физическая близость с мужем является для нее пыткой — она не должна претендовать на развод. В противном случае, женщина подвергнется осуждению общественным мнением, которое в мусульманской среде имеет большую силу. После развода мужчина сразу же может жениться, женщина же — только по истечении определенного срока (ар. идда), дабы определить возможную беременность (этот срок устанавливается по-разному — от 4 до 20 недель). Мусульманским правом предусмотрено два способа прекращения брака. Первый из них — собственно развод (талак), право на который имеет только муж. Если формула развода (талак) была произнесена 9 раз, то брак считается невосстановимым. Но после троекратного произнесения талака супруги могут воссоединиться при условии, что жена вступит в новый брак и тут же разведется. Второй (фисх) — аннулирования брака судьей (по заявлению жены либо других лиц), при наличии соответствующих условий. Аннулирование брака может проводиться судьей в следующих случаях: прекращение брака ввиду неспособности мужа материально обеспечить жену или выплатить ей михр, прекращение брака в связи с подтвержденным обвинением жены в прелюбодеянии, прекращение брака в связи с обнаружением сокрытых при вступлении в брак физических недостатков и психического заболевания у одного из супругов, прекращение брака в связи с вероотступничеством одного или обоих супругов. После расторжения брака обязанность содержать детей возлагается на того из родителей, с кем после развода они остаются (на практике, дети чаще всего остаются с отцом).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение ко всему вышеизложенному следует отметить следующее. Определение брака как союза мужчины и женщины с целью создания семьи одинаково присуще и для российского и для мусульманского права. Ни российское законодательство, ни мусульманская правовая доктрина не признают однополые браки. Пожалуй, на этом абсолютные сходства мусульманского и российского права заканчиваются. В последнее время наблюдается рост числа браков, заключаемых российскими гражданами с иностранцами. Однако далеко не все из лиц, вступающих в интернациональные браки, осознают правовые последствия их заключения. Особенно остро эта проблема касается браков россиянок с гражданами стран мусульманского мира. Так, зачастую, женщина, не знакомая с нормой мусульманского права, вступая в брак с мусульманином, с удивлением узнает, что согласно исламским предписаниям свободный мусульманин становится законным супругом, только состоя в браке со свободной женщиной-мусульманкой. Если же он состоит в браке с христианской (или иудейкой), то она через него становится женой по закону, но он через нее мужем не становится. Жене полагается нести обязанности и выполнять все предписания, но муж-мусульманин, если пожелает, может не считать себя законным супругом по отношению к своей жене. Неудивительно, что для укрепления брака и повышения своего статуса жены склонны официально принять ислам. На самом деле проблема данного вопроса заключается не в юридической неграмотности россиянок или пробелах международного законодательства, а в контрастности национального менталитета, норм обыденного поведения и различия идеологической направленности мусульманского и российского права. Мусульманское брачное право – не просто совокупность религиозных предписаний, обличенных в шариатских законах, регулирующих брачно-семейные отношения в мусульманской семье; это целый свод нравственных определений и постулатов должной морали, целая колея запретов и рекомендаций, огромное количество правил и установлений, создающих специфическую правовую основу института брака для большинства современных мусульманских стран.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. 2. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 (с изм. и доп.) 7. Семейный кодекс Россйиской Федерации от 29.12.1995 (с изм. и доп.). 8. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 9. Основы государства и права: учебник для студентов вузов. / Под ред. В.А. Ржевский, В.Т. Гайков, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1999 10. Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М: Республика, 1999 11. Современное семейное право Российской Федерации и шариат: уч-к./Под ред. Манукян Ю.К., Ростов н/Д, 2003 12. Основы государства и права: учебник для студентов вузов. / Под ред. С.В. Клименко, А.Л. Чичерин, М., 2003 13. Гражданское и торговое право зарубежных государств: уч-к.Т.2., М., 2006 14. Семейное право: учебник для студентов вузов. / Под ред. Алексий П.В., Петров И.В. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008. 15. Международное частное право: Практикум. /Под ред. Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В., М., 2007 16. Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке: статья/ Автор Барковская Е.В., 19.11.2008. Портал Рособразования [1] См., например, ст.12 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г., Конвенция о заключении и признании действительности браков (заключена в г. Гааге 14.10.1978) [2] Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008. С.95. [3] Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008. С.31 [4] Например, пакс во Франции – однополый гражданский союз, порождающий сходные с браком юридические последствия (обязательства при наличии приемных детей, совместно-нажитое имущество и др.) [5] В число международных правовых актов, содержащих нормы, отражающие принцип добровольности вступления в брак, входят Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 (п.2 ст.16), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 (п.1 ст.10), Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 (п.3 ст.23), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ст.12), Американская конвенция о правах человека от 22.11.1969 (п.3 ст.17), Африканская хартия прав человека и народов от 26.06.1981 (ст.18) и др. [6] Манукян Ю.К. Современное семейное право Российской Федерации и шариат. Ростов н/Д, 2003. С.66. [7] Гражданское и торговое право зарубежных государств. Т.2. М., 2006. С.526. [8] Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Практикум. М., 2007. С. 494. [9] См. карту: Криндач А.Д. Ислам: Количество общин / Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М: Республика, 1999. С. 612 [10] Лидеры мусульманского раскола / Приложение «Независимой газеты», № 12, 28 июня 2001. С.12 - приводится цифра 8 млн. В книге Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. М.: Прогресс-Традиция 2001. С. 15 -приводится цифра 15 млн. В статье Ислам в России / Религии народов [11]Статья «Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке» Автор: Барковская Е.В. Дата публикации: 19.11.2008. Портал Рособразования. [12] Полигамный брак закреплен Кораном в положении 4: 3, где сказано: «…женитесь, на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех». [13]В современное время разрешение на брак со стороны опекуна (вали) требуется женщине любого возраста в Иордании, если она впервые вступает в брак. В случае отказа вали шариатский судья (кади) вправе выяснить, имеются ли для этого законные основания. При их отсутствии судья вправе дать разрешение на замужество. См. статью «Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке» Автор: Барковская Е.В. Дата публикации: 19.11.2008. Портал Рособразования. [14] Российская Федерация – далее РФ. [15] Основы государства и права, под научной редакцией В.А. Ржевского и В.Т. Гайкова, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1999г. С. 295-296. [16] Основы государства и права, С.В. Клименко, А.Л. Чичерин, М., 2003 г. С. 195-197. [17] В соответствии с п. 1 ст. 156 СК форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации. [18] Согласно п. 2 ст. 156 СК условия заключения брака с иностранными гражданами на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Институт брака в международном частном праве. Общие положения 2. Институт брака в мусульманском праве 2.1 Общая характеристика брачного права мусульман 2.2 Заключение брака по шариату 2.3 Права и обязанности супругов 2.4 Расторжение брака 3. Институт брака в российском праве 3.1 Порядок и условия заключения и расторжения брака 3.2 Права и обязанности супругов 3.3 Специфика заключения и расторжения брака между российским и иностранным гражданином 4. Институт брака по российскому и мусульманскому праву в сходствах и различиях Заключение Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Брак – союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» Римский юрист Модестин.
С древних времен брак, как союз мужчины и женщины, есть специфическая форма человеческих отношений, необходимая для реализации естественной потребности в продолжении рода, как правило, основанная на личных чувствах и субъективных предпочтениях, и создаваемая с целью формирования семьи. Для большинства людей, населяющих нашу планету, именно семья, находясь наряду с общественными отношениями и вопросами карьеры, имеет основополагающий характер и занимает главное место в индивидуальном внутреннем мире человека. Именно семья, осуществляющая воспитание детей, закладывает фундамент для будущего развития государства и общества. Именно поэтому право любой страны мира содержит нормы, регламентирующие отношения, связанные с созданием и функционированием семьи. Именно поэтому в современном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только при заключении его с соблюдением установленных правом условий и форм, предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (как в отношении друг друга, так и по отношению к детям). И именно потому, что брачно-семейные отношения присущи любому государству, их законодательное регулирование осуществляется на базе общепризнанных принципов мирового права, заключенных в международных правовых актах[1]. В то же время законодательство разных стран, касающееся брачно-семейных отношений, несмотря на их всеобъемлющий характер, не имеет единообразного правового регулирования. Это объясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальный колорит с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных, культурных и политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны, а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозных предписаний. На практике такое большое разнообразие материально-правовых норм семейного права различных государств порождает возникновение коллизий при решении различных вопросов, касающихся правоотношений с иностранным элементом, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейных отношений. Именно поэтому вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частного права. В последнее время в средствах массовой информации достаточно часто говорят про семейную жизнь, отношения супругов и последствия расторжения браков россиянок с иностранцами. Большая часть таковых историй, к сожалению, содержит информацию, отражающую «темную сторону» брака, заключенного с иностранным гражданином на территории его государства. Более 80% таковых историй приходится на браки россиянок с гражданами Египта, Объединенных Арабских эмиратов, Марокко, а также других мусульманских стран, право которых основано на постулатах ислама и законах шариата, придающих общему законодательству своеобразный религиозный характер. В связи с тем, что большинство русских женщин оказываются юридически неграмотными при заключении брака с мусульманином и в большинстве случаев не имеют даже малейшего представления о специфике семейного законодательства стран исламского мира, на мой взгляд, актуальность темы данной курсовой работы очевидна. Только комплексное исследование законодательства, раскрытие понятия и сущности брака, определение условий и порядка заключения, и расторжения брака по российскому и мусульманскому праву сможет помочь установить истинные причины проблем, возникающих по поводу брачных отношений российских граждан с гражданами стран исламского мира. Таким образом, цель настоящей работы заключается в рассмотрении сущности института брака, определении его особенностей по российскому и мусульманскому праву, установке и раскрытии существующих между ними сходств и различий. Структурно работа выполнена следующим образом: введение, четыре главы, заключение, в котором подводится итог проведенному исследованию, и завершает работу список используемой литературы. При написании настоящей работы использовались нормативно-правовые акты, учебная и периодическая литература.
ИНСТИТУТ БРАКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Институт брака с его многогранностью, повсеместностью и значимостью в любом государстве мира без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак - начало и ядро семьи, в укреплении которого заинтересовано общество, и которое не может рассматриваться как частное дело самих супругов. Поэтому наиболее важные вопросы заключения брака регулируются законодательством. Семья, в современном понимании этого термина, — это коллектив, объединенный воедино самыми разнообразными узами. Одни из них связаны с чувствами, другие с соображениями нравственного и даже материального или делового порядка. Особое место в системе общественных ценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не только эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные правовыми нормами, выражающими государственный интерес. А он очевиден: от прочности, качества семьи, ее способности выполнять свое предназначение во многом зависит здоровье общества в целом. Брак и семья представляют собой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей наряду с правом, в качестве основного регулятора взаимоотношений супругов. К характерным особенностям брака относят взаимную любовь, моральную и материальную поддержку, общее воспитание детей, поэтому современное общество требует от своих членов придерживаться правил морали в вопросах брака и семьи. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы