Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИНСТИТУТ БРАКА ПО РОССИЙСКОМУ И МУСУЛЬМАНСКОМУ ПРАВУ В СХОДСТВАХ И РАЗЛИЧИЯХ.



 

1. Фундаментальное сходство современного семейного права Российской Федерации и шариата заключается в том, что они регулируют семейные отношения, возникающие из брака, кровного родства и свойства, принятия детей на воспитание в семью. Основные различия - в том, что существует отличие в перечне семейных правоотношений: шариат включает в круг семейных отношений «кормилицу», то есть в нем существует отношения, возникающие из «родства по молоку, или по груди» и в том, что в шариате нет правового института усыновления, а только опекунства, а, следовательно, нет и семейных отношений возникающих из факта усыновления.

2. По своему содержанию сходны отношения, регулируемые семейным правом Российской Федерации и шариатом. Они подразделяются на личные неимущественные и имущественные отношения, имеющие значительные сходства по видам отношений. Различие заключается в том, что количество личных отношений, регулируемых мусульманским семейным правом, намного больше по своему перечню, чем в российском законодательстве. Шариат регулирует властные и сексуальные отношения между супругами, отношения между лицами различного пола в семье, устанавливает нормы поведения членов семьи в семье, в быту, правила поведения членов семьи вне семьи и многие другие.

3. Существует значительное содержательное сходство по методу семейного права, который включает в себя диспозитивные нормы и императивные нормы, особенностью которых является юридическое равенство субъектов семейных отношений, автономии их воли, индивидуально-ситуационное регулирование и способам регулирования семейных отношений в виде запретов и дозволений. Различие в том, что в шариате более четко прослеживаются правовые нормы, отражающие социально-биологическое различие между полами, в личных правах и обязанностях членов семьи, в особенности мужа и жены и в том, что в шариате сохраняет свое преобладание способ регулирования через запреты и дозволения, а в российском семейном праве преобладают более сложный способ регулирования в виде прав и обязанностей субъектов семейных отношений.

4. В содержательном плане прослеживается почти полное сходство принципов семейного права Российской Федерации и шариата: признание брака заключенного только в органах загса или органами или лицами, уполномоченных шариатом; добровольность брачного союза; равенство супругов в семье; решение внутрисемейных споров по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Различие отмечается в том, что признание юридического равенства супругов в шариате, включает в себя фактическое неравенство в правах и обязанностях мужа и жены.

5. Во многом сходны цели правового регулирования в семейном праве Российской Федерации и шариате: в укреплении семьи, построении семейных отношений на чувствах любви, уважения, взаимопомощи и ответственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения осуществления членами семьи своих прав с возможностью последующей их судебной защиты. Существенным различием шариата по целям правового регулирования семейных отношений является его прямая и явная религиозная составляющая, направленная на сохранение и воспроизводство ислама в мусульманских семьях. Тогда как российское право провозглашает свободу совести (включая семью) и запрещает ограничение прав членов семьи по религиозной принадлежности.

6. Юридические источники семейного права Российской Федерации и семейного права шариата, на первый взгляд, абсолютно различны. Однако, российское семейное право допускает существование корпоративного права религиозных организаций, основанного на соответствии внутренних установлений таковых организаций законодательству Российской Федерации. Следовательно, корпоративное право российских мусульманских организаций, базирующееся на религиозных постулатах Ислама, является специфической составляющей правовых источников российского семейного права, но только в той их части, которая устанавливает нормы, не противоречащие Российскому законодательству.

7. В сфере имущественных правоотношений супругов в семейном праве Российской Федерации и шариата существует сходство в том, что в них имеются законный и договорной режим имущественных отношений на раздельное имущество супругов. Поэтому, если имущественные отношения супругов мусульман, соответствующих нормам шариата, не противоречащих российскому законодательству, зафиксировать в брачном договоре, в соответствии с требованиями российских законов, то они получают законное право на существование в составе семейного права Российской Федерации.

8. При разводе супругов мусульман по обоюдному согласию, в вопросах местонахождения детей, фамилии, разделу имущества, и некоторым другим можно следовать нормам шариата, если они не противоречат Российскому законодательству. Различие заключается в том, что в шариате нет правового института совместной собственности супругов.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение ко всему вышеизложенному следует отметить следующее.

Определение брака как союза мужчины и женщины с целью создания семьи одинаково присуще и для российского и для мусульманского права. Ни российское законодательство, ни мусульманская правовая доктрина не признают однополые браки. Пожалуй, на этом абсолютные сходства мусульманского и российского права заканчиваются.

В последнее время наблюдается рост числа браков, заключаемых российскими гражданами с иностранцами. Однако далеко не все из лиц, вступающих в интернациональные браки, осознают правовые последствия их заключения.

Особенно остро эта проблема касается браков россиянок с гражданами стран мусульманского мира. Так, зачастую, женщина, не знакомая с нормой мусульманского права, вступая в брак с мусульманином, с удивлением узнает, что согласно исламским предписаниям свободный мусульманин становится законным супругом, только состоя в браке со свободной женщиной-мусульманкой. Если же он состоит в браке с христианской (или иудейкой), то она через него становится женой по закону, но он через нее мужем не становится. Жене полагается нести обязанности и выполнять все предписания, но муж-мусульманин, если пожелает, может не считать себя законным супругом по отношению к своей жене. Неудивительно, что для укрепления брака и повышения своего статуса жены склонны официально принять ислам. На самом деле проблема данного вопроса заключается не в юридической неграмотности россиянок или пробелах международного законодательства, а в контрастности национального менталитета, норм обыденного поведения и различия идеологической направленности мусульманского и российского права. Мусульманское брачное право – не просто совокупность религиозных предписаний, обличенных в шариатских законах, регулирующих брачно-семейные отношения в мусульманской семье; это целый свод нравственных определений и постулатов должной морали, целая колея запретов и рекомендаций, огромное количество правил и установлений, создающих специфическую правовую основу института брака для большинства современных мусульманских стран.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966

4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966

5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950

6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 (с изм. и доп.)

7. Семейный кодекс Россйиской Федерации от 29.12.1995 (с изм. и доп.).

8. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997

9. Основы государства и права: учебник для студентов вузов. / Под ред. В.А. Ржевский, В.Т. Гайков, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1999

10. Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М: Республика, 1999

11. Современное семейное право Российской Федерации и шариат: уч-к./Под ред. Манукян Ю.К., Ростов н/Д, 2003

12. Основы государства и права: учебник для студентов вузов. / Под ред. С.В. Клименко, А.Л. Чичерин, М., 2003

13. Гражданское и торговое право зарубежных государств: уч-к.Т.2., М., 2006

14. Семейное право: учебник для студентов вузов. / Под ред. Алексий П.В., Петров И.В. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008.

15. Международное частное право: Практикум. /Под ред. Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В., М., 2007

16. Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке: статья/ Автор Барковская Е.В., 19.11.2008. Портал Рособразования


[1] См., например, ст.12 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г., Конвенция о заключении и признании действительности браков (заключена в г. Гааге 14.10.1978)

[2] Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008. С.95.

[3] Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008. С.31

[4] Например, пакс во Франции – однополый гражданский союз, порождающий сходные с браком юридические последствия (обязательства при наличии приемных детей, совместно-нажитое имущество и др.)

[5] В число международных правовых актов, содержащих нормы, отражающие принцип добровольности вступления в брак, входят Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 (п.2 ст.16), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 (п.1 ст.10), Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 (п.3 ст.23), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ст.12), Американская конвенция о правах человека от 22.11.1969 (п.3 ст.17), Африканская хартия прав человека и народов от 26.06.1981 (ст.18) и др.

[6] Манукян Ю.К. Современное семейное право Российской Федерации и шариат. Ростов н/Д, 2003. С.66.

[7] Гражданское и торговое право зарубежных государств. Т.2. М., 2006. С.526.

[8] Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Практикум. М., 2007. С. 494.

[9] См. карту: Криндач А.Д. Ислам: Количество общин / Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М: Республика, 1999. С. 612

[10] Лидеры мусульманского раскола / Приложение «Независимой газеты», № 12, 28 июня 2001. С.12 - приводится цифра 8 млн. В книге Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. М.: Прогресс-Традиция 2001. С. 15 -приводится цифра 15 млн. В статье Ислам в России / Религии народов

[11]Статья «Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке» Автор: Барковская Е.В.

Дата публикации: 19.11.2008. Портал Рособразования.

[12] Полигамный брак закреплен Кораном в положении 4: 3, где сказано: «…женитесь, на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех».

[13]В современное время разрешение на брак со стороны опекуна (вали) требуется женщине любого возраста в Иордании, если она впервые вступает в брак. В случае отказа вали шариатский судья (кади) вправе выяснить, имеются ли для этого законные основания. При их отсутствии судья вправе дать разрешение на замужество.

См. статью «Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке» Автор: Барковская Е.В.

Дата публикации: 19.11.2008. Портал Рособразования.

[14] Российская Федерация – далее РФ.

[15] Основы государства и права, под научной редакцией В.А. Ржевского и В.Т. Гайкова, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1999г. С. 295-296.

[16] Основы государства и права, С.В. Клименко, А.Л. Чичерин, М., 2003 г. С. 195-197.

[17] В соответствии с п. 1 ст. 156 СК форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации.

[18] Согласно п. 2 ст. 156 СК условия заключения брака с иностранными гражданами на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь